Санкт-Петербург, 2006

Из опыта реставрации скульптуры Летнего сада.*

Лазарев Павел Алексеевич
Заведующий сектором реставрации гипсовой
и каменной скульптуры Государственного
Русского музея

 

Реставрация мраморной скульптуры Летнего сада в мастерской реставрации Русского Музея. Павел лазарев и Анна Казанова.

Статуя Томаса Квеллинуса (T. Quellinus) (1661-1709) «Минерва», 1690-е гг. (ЛС-12) в 2005 г. (слева) и в 2012 г.

В 2004 году, после включения Летнего сада в структуру Государственного Русского музея, началась поэтапная реставрация первой российской коллекции западно-европейской скульптуры. История многих экспонатов из собрания скульптуры Летнего Сада восходит к императору Петру I. Самые ранние памятники датируются 90-ми годами XVII века. Среди них такие скульптуры как «Минерва», «Нимфа Летнего сада», «Церера», авторство которых приписывается фламандскому скульптору Томасу Квеллинусу (1661-1709). Статуям венецианских мастеров чуть менее 300 лет. Это большой срок для экстерьерной скульптуры, тем более для той, что находится в суровых условиях переменчивого петербургского климата.

За три века существования Летнего сада, безусловно, изменился облик самих скульптур: авторская моделировка поверхности на некоторых памятниках утрачена почти полностью, вместо отдельных оригинальных фрагментов появились реставрационные восполнения. В настоящее время в Летнем саду не найдется ни одной мраморной статуи или бюста, которые не имели бы повреждений или следов реставрационных вмешательств. Расположение такого ансамбля в центре города, общедоступность сада увеличивают вероятность повреждения хрупкой мраморной скульптуры по неосторожности посетителей  или в результате целенаправленных вандальных действий.

Характер воздействия различных факторов на мраморную садово-парковую скульптуру  можно проиллюстрировать на примере четырех памятников из коллекции Летнего сада, которые поступили на реставрацию в 2005 году. Работы выполнялись под руководством художника-реставратора высшей категории Б.П. Топорковой. Реставрация памятников проводилась на основе разработанной сектором и утвержденной в КГИОП методики.

Традиционно работа с экстерьерной скульптурой делится на несколько этапов:

1. Исследование и документация состояния сохранности памятника. Поиск архивных документов по истории создания и бытования произведения искусства. Изучение сведений о предыдущих реставрациях. Поиск аналогий для восполнения утраченных фрагментов.

2. Расчистка поверхности от биопоражения и стойких загрязнений, удаление старых защитных покрытий и мастиковок, утративших свои декоративные качества, удаление непригодной для дальнейшего использования ржавой металлической арматуры.

3. Структурное укрепление камня, инъектирование трещин заполняющими составами

4. Моделирование утраченных фрагментов в пластилине, изготовление этих деталей из искусственного камня и монтаж их на скульптуре; восполнение мелких утрат на поверхности памятника доделочной массой.

5. Биоцидная обработка поверхности и нанесение защитно-декоративного покрытия.

На некоторых из этих этапов работ остановимся подробнее:

Первыми на реставрацию поступили статуи «Минерва» и «Юность», работа над которыми проводилась в условиях мастерской. Среди скульптур Летнего сада эти два памятника требовали к себе особо пристального внимания. Произведение фламандского скульптора Т.Квеллинуса «Минерва» по праву считается одной из лучших скульптур в коллекции Летнего сада. Скудные архивные данные свидетельствуют о том, что в течение только XX столетия скульптура шесть раз подвергалась реставрации: восполнялась кисть левой руки, держащая копье, пальцы правой руки, фрагменты шлема и складок одежды. Копье также представляло собой реставрационное восполнение, относящееся, скорее всего, к первой трети XX века.

Последнее серьезное повреждение статуя получила в 2003 году, когда два вандала вырвали у «Минервы» копье. В результате этого были повреждены пальцы левой руки, фрагмент плинта, расколото навершие копья. В таком виде скульптура поступила на реставрацию. Удаление  загрязнений  осложнялось состоянием поверхности памятника: значительная деструкция мрамора, на отдельных участках - каверны и сеть мелких трещин, удерживающих загрязнение в верхнем слое камня.  Для удаления очагов биопоражения с поверхности скульптуры использовались компрессы на основе каолина и перикиси водорода. Расчистка поверхности от стойких сажепылевых загрязнений и старых защитных покрытий проводилась путем промывки неионогенными поверхностно-активными веществами (ПАВ) и композициями различных растворителей (спирт, ацетон, уайт-спирит, толуол и др.), компрессами на основе натриевой соли карбоксиметилцеллюлозы (Na-КМЦ) с различными активными реагентами. На определенном этапе работ пришлось прекратить расчистку во избежание нанесения ущерба и без того ослабленной поверхности статуи. Однако, в дальнейшем для решения этой проблемы может быть весьма эффективным применение реставрационного лазера.

Особое внимание в работах по реставрации статуи «Минерва» было уделено такой важной композиционной детали как копье, которое автор вложил в левую руку непобедимой воительницы. При первом взгляде на статую привлекает внимание необычная трактовка образа грозной богини: склоненная голова, полуприкрытые веки, состояние задумчивости или печали. Благодаря исследованиям доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа С.О.Андросова, стало известно, что подобная статуя «Минерва» Томаса Квеллинуса  находится  в соборе г. Орхус (Дания). «Минерва» из Орхуса,  отличающаяся от скульптуры Летнего сада только в деталях, включена автором в композицию надгробия Софии Елизаветы Каризиус и двух ее мужей.  Мемориальная тематика памятника проясняет причину возникновения столь необычной композиции.  

В своей работе мы использовали уникальную возможность привлечь в качестве косвенной аналогии для восполнения утрат очень близкую по композиции скульптуру того же автора. На основании изображения «Минервы» из Орхуса, любезно предоставленного С.О.Андросовым, реставрационное восполнение копья  в руке Минервы с навершием в виде  декоративно выполненного бутона растения было заменено на более  тонкое древко с изящным остроконечным завершением. К тому же последний вариант копья, изготовленный из титановой трубы диаметром 22 мм, оказался в несколько раз легче предыдущего, что значительно ослабило нагрузку, которая приходится на кисть и предплечье левой руки.         

В связи с отсутствием изобразительных материалов, передающих первоначальный вид статуи из Летнего сада, Реставрационный совет утвердил вариант положения копья в соответствии с имеющейся аналогией. Во время демонтажа поврежденного восполнения кисти левой руки под обширной цементной мастиковкой были обнаружены оригинальные часть запястья и фрагмент складок по краю рукава. Следы  грубой обработки режущим инструментом и отверстия для арматуры на раскрытом участке свидетельствуют о том, что к этому наиболее травматичному фрагменту скульптуры неоднократно прикасалась рука реставратора.

В результате многолетней коррозии металлической арматуры в предплечье левой руки образовались трещины. Ослабленный участок предплечья был укреплен, трещины закрыты доделочной массой на основе клея «Paraloid B-72» и мраморной крошки. Новая арматура из нержавеющей стали зафиксирована в прочном неповрежденном участке предплечья на известковую композицию, которая в отличие от силовых полимерных клеев по составу и свойствам ближе к мрамору. Состояние сохранности мраморного реставрационного восполнения кисти левой руки со следами  склейки эпоксидной смолой и сильной деструкции поверхности было признано неудовлетворительным. Кисть левой руки была промоделирована заново с учетом имеющихся изобразительных материалов и изготовлена из доделочной массы, имитирующей натуральный камень. Мраморные реставрационные доделки носа и губ, которые с течением времени утратили первоначальную морфологию поверхности, заменены на новые восполнения из искусственного камня, выполненные в соответствии с авторской пластикой.

Таким образом, в результате реставрационных работ удалось не только ликвидировать аварийную ситуацию в области предплечья левой руки, но и раскрыть фрагмент авторской поверхности, реконструировать положение кисти руки наиболее близко к авторскому замыслу и даже, используя аналогичный памятник того же автора, несколько видоизменить привычную для многих петербуржцев композицию скульптуры. Учитывая художественную ценность памятника и его состояние, Реставрационный совет принял решение оставить этот экспонат в интерьере Михайловского замка и рассмотреть вопрос об изготовлении копии «Минервы» для Летнего сада.

Реставрация мрамороной скульптуры "Юность" из коллекции Летнего сада в отделе ресаврации Русского музея

Очистка поверхности мрамора от стойких поверхностных загрязнений на скульптуре "Юность" из коллекции Летнего сада. 2005 г.

Не менее интересна судьба скульптуры «Юность», датируемой 1722 годом. Несмотря на то, что статуя в течение XX века семь раз подвергалась реставрации, за свою трехвековую историю она почти не пострадала. Однако в 2001 году во время урагана памятник оказался поврежден упавшим деревом, в результате чего предплечье левой руки и бубен вместе с пальцами правой руки были расколоты на 28 фрагментов разной величины.

Помимо расчистки поверхности от биопоражения и стойких загрязнений, укрепления трещиноватых, деструктированных участков поверхности и восполнения мелких утрат, главная и сложнейшая задача заключалась в монтаже всех уцелевших фрагментов. Следует заметить, что толщина бубна в самой тонкой его части составляла всего 4 мм, что требовало очень точного совмещения всех частей и дополнительной фиксации их между собой для транспортировки и дальнейшего экспонирования в Летнем саду. В первую очередь все фрагменты бубна и кисть левой руки были выставлены на гипсовой подложке, что позволило состыковать и зафиксировать их в необходимом положении. После этого монтажные швы инъектировались раствором обратимого клея «Paroloid B-72» в толуоле различной концентрации (от 5 – 30 %). Мелкие утраты восполнялись доделочной массой на основе 30-% раствора того же клея в ацетоне и мраморной крошки. Для дополнительной фиксации смежные фрагменты бубна скреплялись скобами, изготовленными из прутка нержавеющей стали диаметром 3 мм.

После сборки всех мелких фрагментов был осуществлен монтаж  предплечья, а затем и кисти левой руки с бубном на эпоксидный клей с использованием арматуры из нержавеющей стали. Первые испытания – транспортировка статуи в Летний сад и установка на постаменте – прошли успешно.

Реставрация еще двух памятников проводилась летом – осенью 2005 года на месте, в Летнем саду. В результате сильнейшей деструкции мрамора скульптурная группа «Похищение сабинянки» неизвестного автора XVIII века практически полностью утратила оригинальную обработку поверхности. Такие детали как пальцы рук у мужской фигуры, веки и губы у женской фигуры, находились в полуразрушенном состоянии. Кисть левой руки сабинянки была полностью утрачена, а имеющееся в фонде реставрационное восполнение этого фрагмента из мрамора не соответствовало по своим пропорциям и пластическому решению памятнику. Левая рука сабинянки повреждалась неоднократно – разбитое на куски предплечье, следы коррозии и цемента свидетельствуют об этом. К сожалению, не удалось обнаружить архивных фотографий с изображением скульптурной группы в неповрежденном состоянии. Поэтому для восполнения этого фрагмента пришлось опираться на косвенную аналогию – знаменитую группу итальянского скульптора Джамболоньи  «Похищение сабинянок» (1583 г.).

Степень деструкции поверхности скульптуры «Аполлон» в целом значительно меньше, чем у скульптурной группы «Похищение сабинянки». Однако, на голове, плечах и на выставленной вперед левой руке отмечалось локальное расслоение мрамора, как следствие разрушения различных по твердости слоев камня, а также утраты материала в виде каверн глубиной до 2 мм. Так как биопоражение распространялось по ослабленным слоям и пустотам, приходилось инъектировать эти участки перекисью водорода, а затем, после просушки, укреплять клеем «Paroloid – B-72» различной концентрации (от 5 – 20%) с последующим заполнением каверн доделочной массой.

Восполнение утраченных фрагментов (носа и всех пальцев правой руки) проводилось на основе изучения фотоматериалов, изображающих знаменитую статую из Ватикана, русской графики XIX века и гипсовых копий, хранящихся в Академии Художеств (НИМАХ). По утвержденным Реставрационным советом моделям, эти фрагменты были изготовлены из искусственного мрамора. Монтаж реставрационных восполнений пальцев правой руки был осуществлен на эпоксидный клей и алюминиевую проволоку диаметром 3 мм. Предварительно поверхность камня по месту склейки защищалась обратимым клеем «Paroloid – B-72», использование которого облегчит демонтаж доделок в случае необходимости. По нашему мнению использование мягкой арматуры в сочетании с силовым клеем позволит избежать сколов и трещин на оригинальном камне в случае вандального повреждения реставрационных доделок.

В результате проведенных работ  четыре скульптуры из коллекции Летнего сада приведены в экспозиционное состояние: удалены загрязнения и очаги биопоражения, восполнены утраты, укреплены участки поверхности с деструкцией камня, все статуи, кроме «Минервы», защищены от агрессивного воздействия микроорганизмов и покрыты синтетическим воском для придания поверхности гидрофобных свойств.

Проведенные реставрационно-консервационных мероприятия еще раз подтвердили необходимость тесного сотрудничества реставраторов с  искусствоведами-исследователями и химиками-технологами, поскольку  только научный подход в области реставрации может обеспечить бережное отношение к памятнику как свидетелю прошедших  исторических эпох.

*(Из доклада на научно-практическом семинаре
"Нерадовские чтения", Санкт-Петербург, 2006 г. )

PS:

Аттестация первой группы реставраторов Русского музея состоялась 9 апреля 2015 года в Москве. На заседании Рабочей комиссии Министерства культуры Российской Федерации по аттестации реставраторов прикладного искусства были рассмотрены документы четырех реставраторов гипсовой и каменной скульптуры. В результате, Комиссия рекомендовала  присвоить Высшую категорию заведующему сектором реставрации гипсовой и каменной скульптуры П.А. Лазареву и ведущему художнику-реставратору Б.П. Топорковой,  Первую категорию - художнику-реставратору О.И. Иванову, а художникам-реставраторам А.В. Казановой и А.И. Баруздину – Вторую категорию.

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта