Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация картины К.Брюллова "Последний день Помпеи"

Залы Академической живописи. Картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Русский музей

 

Картина "Последний день Помпеи" (456,5 х 651 см) была написана Карлом Брюлловым (1799-1852) в Италии в течение трех лет с 1830 по 1833 годы.
В 1834 году она была выставлена в Риме. После этого, отправлена в Петербург через Францию, где была ещё раз показана зрителям в парижском Лувре. Владелец полотна Анатолий Демидов подарил этот шедевр императору Николаю I, который выставил его в Академии художеств "как руководство для начинающих живописцев". После открытия 
в 1898 году Русского музея, картина была одной из первых  перевезена в новое здание.

 

Лучшие работы Отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 И.Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

 М.В. Нестеров "Святая Русь...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>

 И.И. Бельский "Взятие Богоматери на небо...>
 

Реставрация картины Карла Брюллова в отделе реставрации Русского музеяю Мастерская реставрации масляной живописи. Александр Минин и Евгений Солдатенков

Ведущие реставраторы Евгений Солдатенков  (слева) и Александр Минин удаляют остатки укрепительной заклейки после дублирования на новый холст картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи".  1995 г.

История реставрации 1995 года:

В связи с началом капитального ремонта Академических залов Русского музея в конце 1994 года экспозиция была закрыта, а экспонаты после тщательного реставрационного  обследования перемещены в хранилище. Самые большие полотна, которые не проходили в проем дверей зала, были сняты с подрамников, накатаны на валы и также перемещены в места временного хранения.
Перед снятием со стены была осмотрена и картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Особенно внимательно был исследован авторский холст. К сожалению, его состояние сохранности оказалось неудовлетворительным. Он сильно "перегорел" от масла, прошедшего на тыльную сторону. Стал хрупким, потерял эластичность. На тыльной стороне имелись более 50 заплаток из холста, размерами от 10 до 75 см, которые были установлены в разное время на местах прорывов. Лаковый слой был мутный из за значительно разложившейся пленки. Особенно это было заметно на темных участках живописи. В связи с этим, 15 марта 1995 года, на заседании расширенного Реставрационного Совета Русского музея было принято историческое решение начать реставрацию. Эта работа была поручена ведущим реставраторам музея - Ирине Корняковой, Александру Минину и Евгению Солдатенкову.

Прежде всего картина была перемещена на валу в Колонный зал корпуса Бенуа Михайловского дворца, где на ровном мраморном полу была раскатана лицевой стороной вверх. После подробной фотофиксации, технико-технологического и химико-биологического исследования красочный слой был профилактически укреплен бумажной заклейкой и, затем, холст перевернут лицевой стороной вниз.

Картина растянута по всему периметру за края на  полосах крафтовой бумаги. Тыльная сторона зачищена от поверхностных загрязнений. С тыльной стороны также были удалены два слоя древних реставрационных дублировочных кромок, которые являлись причиной жестких деформаций холста по краям и все реставрационные заплатки, которые стояли на местах старых прорывов. Места свыше сотен утрат авторского холста, особенно многочисленных вдоль краев, были заделаны вставками из нового холста.

После этого картина была дублирована на новый бельгийский льняной холст, идентичный по качеству авторскому, который был специально заказан в одной из фирм Германии. Дублирование производилось классическим методом с рабочего подрамника, который был сделан из легкого и прочного дюраля. После промывки лицевой стороны от поверхностных загрязнений места утрат красочного слоя были заполнены реставрационным грунтом. Проведена регенерация лака спиртовыми парами по методу Петтенкофера.

Реставрация картины "Последний день Помпеи" - Карл Брюллов в Русском музее

Процесс дублирования на новый холст. Авторский холст растянут на отшлифованном мраморном полу лицевой стороной вниз. Дублировочный холст подвешен на рабочем подрамнике. 1995 г.

Места утрат тонированы. После этого картина была покрыта тонким слоем даммарного лака. После завершения капитального ремонта залов, картина была перенесена, натянута на авторский подрамник, вставлена в раму и повешена на свое историческое место. Работа была завершена в ноябре 1995 года. Реставрационный совет Русского музея принял картину после реставрацию высоко оценив качество работы и профессионализм реставраторов.

В процессе реставрации были отработаны методы дублирования картины, имеющей значительные размеры классическим методом (с рабочего подрамника), использование специальной техники для зачистки тыльной стороны с помощью новых технологий с одновременным вакуумным удалением загрязнений, сложного укрепления красочного слоя и грунта. Важным результатом работы явилась разработка новых приспособлений, облегчающих и упрощающих процесс технической реставрации. В частности, был создан по специальному проекту облегченный сверхпрочный дюралевый рабочий подрамник с системой специальных креплений для растяжки дублировочного холста. Он мог легко перемещаться с помощью блоков, закрепленных на металлические конструкции крыши зала. Данная система позволяла в процессе работы неоднократно подтягивать холст до нужного натяжения.

Опыт, полученный в результате проведенных реставрационных мероприятий, был использован во время работы над другими большемерными произведениями из фондов живописи Русского музея. В частности, при уникальной реставрации монументального полотна Федора Бруни "Медный змий" в 2000-2003 годах.

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта