Мастерская реставрации золоченой резьбы | Реставрация золоченой резьбы н в Русском музее

This page is under constraction

Мастерская реставрации золоченой резьбы, где в настоящее время работают четыре художника-реставратора и один научный сотрудник, была создана в 1990 году, когда из мастерской реставрации деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели, существовавшей в музее с 1961 года, были выделены три самостоятельных подразделения.

Department Divisions:

 Oil Painting Conservation

 Mixed Media Painting Conservation

 Old Russian Painting (Icons) Conservation

 Paper Graphics Conservation

 Ceramic and Glass Art Conservation

 Metal Art Conservation

 Textile Conservation

 Carved Icon and Wooden Sculpture Conservation

 Gilded Wooden Carving Conservation

 Picture Frame Conservation

 Lacquered Furniture Conservation

 Plaster and Stone Sculpture Conservation

 Contemporary Art Conservation

 Scientific Research

 Conservation Cordination Center

 

Мастрская реставрации деревянной резьбы Отдела реставрации Русского музея

Мастерская реставрации золоченой резьбы. 2016 г.

Во вновь созданном секторе реставрируются художественные произведения народного и прикладного искусства XVIII-XX столетий, имеющие деревянную основу с позолотой и (или) росписью. Многие экспонаты поступают в музей в аварийном состоянии: деструкция грунта, трудноудалимые поверхностные загрязнения, поздние поновления, утраты резного декора и т.д. Разнообразие исходных материалов, особенности техники и технологии, используемые при создании произведений народного и прикладного искусства, определяют каждый раз индивидуальный подход реставрации. Необходимым элементом при отработке методики реставрации стали комплексные исследования, состоящие не только из обследования экспоната под микроскопом, заключений физико-химических исследований, но и изучения литературных и архивных источников.

Современная концепция реставрации произведений народного и прикладного искусства с деревянной основой активно формировалась начиная с 1980х годов в реставрационных организациях Москвы и Санкт-Петербурга.

С момента организации мастерской в 1961 году естественной была ориентация на общемузейные традиции. Наиболее близкой по материалу была мастерская реставрации древнерусской темперной живописи, где к тому времени был накоплен богатый практический и теоретический опыт.

Мастрская реставрации деревянной резьбы Отдела реставрации Русского музея

Реставратор Мелхола Козлова раскрывает полозоту на фрагменте резьбы XVIII века. 2016

Консервация, предотвращающая разрушение памятников культуры, всегда остается основным методом работ мастерской. В произведениях народного искусства при укреплении грунта и красочного слоя в основном используют традиционные натуральные клеи животного происхождения. Методики работы с ними широко известны. Отметим, что в 1970х годах существовали и проблемы с консервацией золоченой резьбы. Разработки велись несколькими организациями: Государственным Эрмитажем и Русским музеем в Ленинграде, и ГЦХРМ и ВНИИР в Москве. Акцент делался на поиск новых клеев, широко известных сейчас. Контакты с реставраторами разных организаций обогатили опыт работы мастерской, позволили ориентироваться в современных направлениях и методиках реставрации позолоченного резного декора. Результаты многолетних наблюдений за экспонатами, прошедшими консервацию, позволяют обобщить накопленный практический опыт.

В настоящее время для укрепления золоченого грунта используются как синтетические клеи (СВЭД, ВА 2 ЭГА), так и натуральный кожный клей. Для склейки деревянной основы предпочтение отдается осетровому клею. Одной из важнейших задач для реставраторов было выявление художественных особенностей памятников, часто скрытых под поновлениями или трудноудалимыми загрязнениями. Здесь большое значение имеет разнообразие материалов, использовавшихся при создании произведений. Так, цвет золота и способы золочения не всегда совпадают в разновременных слоях, что свидетельствует о разном подходе мастеров к художественным особенностям позолоты как материала. Сочетание же приемов и способов золочения, разные оттенки листового золота позволяют подчеркнуть светотеневую гамму в моделировке формы резного декора. В народном искусстве мастера широко использовали в росписи смешанные техники. Исследования, которые проводятся для отработки индивидуальной методики реставрации, позволяют одновременно расширить представления о работе мастеров, обладавших определенной системой знаний в своем ремесле.

Ведущий художник-реставратор мастрской реставрации деревянной резьбы Марина Илюхина за реставрацией консоли из собрания Русского музея

Ведущий реставратор Марина Илюхина тонирует утраты левкаса на консоли XIX века. 2010 г.

Проблемным и всегда с индивидуальным подходом к каждому конкретному случаю является вопрос о восстановлении утраченной резьбы. Среди принципов музейной реставрации существует положение о минимальности вмешательства. Однако восполнения бывают необходимы для исключения дальнейшего разрушения памятника. Утраты восполняются только по сохранившимся аналогиям и восполняются в технике мастичной отливки, что позволяет легче вычленить степень реставрационного вмешательства в памятник. Реставрационные тонировки в мастерской выполняются акварельными красками. Эти тонировки достаточно условны по отношению к авторскому красочному слою и позолоте. Кроме практической работы, на базе исследованных экспонатов в секторе собирается информация о технологических особенностях произведений. Наблюдения за сохранностью произведений, прошедших консервацию, способствуют обобщению практического опыта и позволяют анализировать качество используемых клеев в процессе их естественного старения. Материалы систематизируются для научных сообщений, докладов, статей.

 

Artwork Conservation I Department Divisions | Technological Analysis | History of the Department Contacts | Video I Русская версия

Copyright © 1997-2022 The State Russian Museum
Questions? Comments? Click here to send us a message...