Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Технологические исследования произведений изобразительного искусства

Технологическое исследование и экспертиза картин икон скульптуры | Реставрация в Русском музее

Обсуждение результатов рентгенографирования иконы XVIII века в Отделе технологических исследований Русского музея. Заведующий отделом ТИ Сергей Сирро (слева). 2017

Технологические и химико-биологические исследования произведений изобразительного и прикладного искусства проводятся в Службе реставрации музейных ценностей Русского музея с целью максимально точного определения их состояния сохранности. На основе полученных данных вырабатываются методы будущей реставрации.

Реставрационные отделы:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Каменная и гипсовая скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Отдел химико-биологических исследований...>

  Отдел координации реставрационной деятельности...>
 

Технологическое исследование картины под микроскопом | Экспертиза живописи | | реставрация древнерусской живописи | Мастерская реставрации древнерусской живописи в Русском музее

Изучение музейного предмета при помощи стереомикроскопа - один из самых информативных видов исследования. Ведущий художник-реставратор Наталия Романова исследует красочный слой на картине Антона Иванова "Вид Большого канала в Венеции"

Видимая люминесценция под воздействием УФ (ультрафиолетового) излучения в Отделе реставрации Русского музея

Фотографии фрагмента картины Д. Левицкого "Портрет Н.С. Борщовой", сделанные при обычном освещении (слева) и в УФ-лучах (справа). Снимок в УФ-излучении показывает толщину пожелтевшего лака и многочисленные поздние записи, лежащие на лаке (светятся темными пятнами).

Рентгенографирование Рентгенограмма Отдел технологических исследований Русского музея. Сергей Владимирович Сирро

Рентгенографирование - один из самых важных элементов исследования. Фрагмент рентгенограммы "Портрета молодого человека" И.Никитина.

Химико-биологические исследование и экспертиза картин икон скульптуры в Отделе реставрации Русский музей

В отделе химико-биологических исследований Русского музея. 2015

Исследовательские микрошурфы поздних переписок, на картине XVIII века.Отдел реставрации Русского музея. Реставрация картин. Реставрация живописи.

Исследовательские микрошурфы поздних переписок на картине XVIII века, сделанные с помощью микроскопа. (40х увеличение)

Микрошлиф фрагмента, взятого с участка живописи под микроскопом (200х увеличение).

(Источник)

Прежде всего - это изучение музейного предмета при помощи стереомикроскопа. Это - один из самых информативных видов исследования. Он позволяет наиболее точно определить состояние сохранности произведения, максимально выявить степень прежних реставрационных вмешательств, в частности, распознать старые записи, находящиеся под более поздними лаковыми слоями, которые часто не выявляются при исследовании в ультрафиолетовых (УФ) лучах.  Только при исследовании под микроскопом можно увидеть, к примеру, старые реставрационные тонировки и записи, отличающиеся от авторского слоя по составу пигментов, степени прозрачности и фактуре, но почти сравнявшиеся с ним по прозрачности, близкие по цвету и, порой, уже имеющие общий с ним кракелюр. Исследование под микроскопом также даёт возможность узнать исходную цветовую гамму произведения по остаткам авторского красочного слоя.

Следующим по важности является исследование лицевой поверхности в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения. УФ-лучи позволяют увидеть либо интегральное свечение лаковых (защитных) слоев, красочного слоя и грунта, либо каждого компонента в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает также информацию о состоянии сохранности произведения (утраты красочного слоя и грунта) и глубину залегания записей относительно лаковых (защитных) слоев.

Результаты исследований в УФ- диапазоне излучения могут быть перепроверены данными микроскопического анализа, а определяемые в УФ-лучах пигменты — результатами анализа химического состава микропроб.  Основными качественными характеристиками видимого свечения при УФ-облучении являются - яркость, цвет, плотность, равномерность свечения поверхности картины, а также наличие темных участков, свидетельствующих о предыдущих реставрационных вмешательствах, загрязнении или о неравномерности или полном отсутствии лаковой (защитной) пленки.

Одним из важных элементов технологического исследования является рентгенографирование поверхности. Оно дает дополнительную возможность оценить состояние сохранности произведения -  определить невидимые визуально разрывы и утраты основы, красочного слоя и грунта, поздние реставрационные вмешательства, признаки перевода на новую основу, определить некоторые живописные материалы и т.д. При анализе рентгенограмм основными качественными характеристиками являются "читаемость" изображения, степень контрастности светотеневого построения, выявляемость и форма отдельных мазков. "Читаемость" изображения обусловлена особенностями основы, составом грунта и красочных паст, толщиной и количеством грунтовых и красочных слоев, приемами моделировки форм и типом использованных кистей, а также наличием реставрационных вмешательств.

В последнее время также широко используется один из спектроскопических методов исследования - рентгенофлуоресцентный анализ (РФА). Он используется для исследования вещества с целью получения его элементного состава, то есть его элементного анализа. С помощью него могут анализироваться состав красочного слоя (в частности пигменты) и грунта. Метод РФА основан на сборе и последующем анализе спектра, полученного путём воздействия на исследуемый материал рентгеновским излучением. Благодаря его простоте, возможности экспресс-анализа, точности и отсутствию сложной пробо-подготовки, сферы его применения при исследовании произведений изобразительного искусства постоянно расширяются.

Химико-биологические исследования произведений изобразительного искусства направлены прежде всего на всестороннее изучение состава и свойств материалов из которых созданы музейные экспонаты. Исследования позволяют реставратору достаточно точно определить, где проходит граница между подлинными (авторскими) элементами памятника и более поздними доделками, правильно подобрать растворители,  укрепляющие составы, и в итоге - выработать оптимальную стратегию и тактику консервации. Спектр изучаемых материалов очень широк, - это  бумага,  ткани,   дерево,  камень, металл, минералы и органические вещества живописных красок.

Поэтому и  методы их исследования различны. В частности, на тонких срезах микроскопических образцов материалов в проходящем поляризованном свете, (при увеличении до 1000х) изучается стратиграфия и толщина красочных слоев, их прозрачность и состав.

Также мы изучаем биологические повреждения на музейных предметах, которые могут нанести непоправимый вред и разрабатываем оптимальные методы борьбы с ними.

Работами по исследованию произведений изобразительного искусства занимаются научные сотрудники специальных подразделений - отдела технологических исследований и отдела химико-биологический исследований Русского музея.

 

Дополнительно по теме:

  Федосеева Т.С., Малачевская Т.Л. Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения

  Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные материалы. Химическое строение, свойства и области применения

  Дымская И.Ю., Кирцидели И.Ю., Соловьева Н.Г. Методы биологического контроля и анализа в музейной работе. Спб., 2015

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М., 1979

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976

 

Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта