|
Изучение музейного предмета при
помощи стереомикроскопа - один из самых информативных
видов исследования. Ведущий
художник-реставратор
Наталия Романова исследует
красочный слой на картине Антона Иванова "Вид
Большого канала в Венеции" |
|
|
|
Фотографии фрагмента картины Д.
Левицкого "Портрет Н.С. Борщовой", сделанные при обычном освещении
(слева) и в УФ-лучах (справа). Снимок в УФ-излучении показывает
толщину пожелтевшего лака и многочисленные поздние записи,
лежащие на лаке (светятся темными пятнами). |
|
|
|
|
|
Исследовательские микрошурфы поздних переписок
на картине XVIII
века,
сделанные с помощью микроскопа.
(40х увеличение) |
|
|
|
Микрошлиф фрагмента, взятого с участка живописи под микроскопом
(200х
увеличение).
(Источник) |
|
|
Прежде
всего - это изучение музейного предмета при помощи
стереомикроскопа. Это - один из самых
информативных видов исследования. Он позволяет наиболее точно определить
состояние сохранности произведения, максимально выявить степень
прежних реставрационных вмешательств, в частности, распознать старые записи,
находящиеся под более поздними лаковыми слоями, которые часто не
выявляются при исследовании в ультрафиолетовых (УФ) лучах.
Только при исследовании под микроскопом можно увидеть, к примеру, старые
реставрационные тонировки и записи, отличающиеся от авторского слоя по
составу пигментов, степени прозрачности и фактуре, но почти сравнявшиеся с
ним по прозрачности, близкие по цвету и, порой, уже имеющие общий с ним
кракелюр. Исследование под микроскопом также даёт возможность узнать
исходную цветовую гамму произведения по остаткам
авторского красочного слоя.
Следующим по важности является исследование лицевой поверхности в
ультрафиолетовом (УФ)
диапазоне излучения. УФ-лучи позволяют увидеть либо интегральное свечение
лаковых (защитных) слоев, красочного слоя и грунта, либо каждого компонента
в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает также
информацию о состоянии сохранности произведения (утраты красочного слоя и
грунта) и глубину залегания записей относительно лаковых (защитных) слоев.
Результаты исследований в УФ- диапазоне излучения могут быть перепроверены
данными микроскопического анализа, а определяемые в УФ-лучах пигменты —
результатами анализа химического состава микропроб. Основными качественными
характеристиками видимого свечения при УФ-облучении являются - яркость, цвет,
плотность, равномерность свечения поверхности картины, а также наличие
темных участков, свидетельствующих о предыдущих реставрационных
вмешательствах, загрязнении или о неравномерности или полном отсутствии
лаковой (защитной) пленки.
Одним
из важных элементов технологического исследования является
рентгенографирование поверхности. Оно дает дополнительную возможность
оценить состояние сохранности произведения - определить невидимые визуально
разрывы и утраты
основы, красочного слоя и грунта, поздние реставрационные вмешательства,
признаки перевода на новую основу, определить некоторые живописные материалы
и т.д. При анализе рентгенограмм основными качественными характеристиками
являются "читаемость" изображения, степень контрастности светотеневого
построения, выявляемость и форма отдельных мазков. "Читаемость" изображения
обусловлена особенностями основы, составом грунта и красочных паст, толщиной
и количеством грунтовых и красочных слоев, приемами моделировки форм и типом
использованных кистей, а также наличием реставрационных вмешательств.
В
последнее время также широко используется один из спектроскопических
методов исследования -
рентгенофлуоресцентный анализ (РФА). Он
используется для исследования вещества с целью получения его элементного
состава, то есть его элементного анализа. С помощью него могут
анализироваться состав красочного слоя (в частности пигменты) и грунта. Метод РФА основан на
сборе и последующем анализе спектра, полученного путём воздействия на
исследуемый материал рентгеновским излучением. Благодаря его простоте,
возможности экспресс-анализа, точности и отсутствию сложной пробо-подготовки, сферы его применения при исследовании произведений
изобразительного искусства постоянно расширяются.
Химико-биологические исследования
произведений изобразительного искусства
направлены прежде всего на
всестороннее изучение состава и свойств материалов из которых созданы музейные экспонаты.
Исследования позволяют реставратору достаточно точно определить, где
проходит граница между подлинными (авторскими) элементами памятника и более
поздними доделками,
правильно подобрать растворители, укрепляющие составы, и в итоге - выработать
оптимальную стратегию и тактику консервации. Спектр изучаемых материалов очень широк, - это бумага, ткани, дерево, камень, металл,
минералы и органические вещества живописных красок.
Поэтому и методы их
исследования различны. В частности, на тонких срезах микроскопических образцов материалов в
проходящем поляризованном свете, (при увеличении до 1000х) изучается
стратиграфия и толщина красочных слоев, их прозрачность и состав.
Также
мы изучаем биологические повреждения на
музейных предметах, которые могут нанести
непоправимый вред и разрабатываем оптимальные методы борьбы с ними.
Работами по исследованию произведений изобразительного искусства занимаются
научные сотрудники специальных
подразделений - отдела технологических исследований и
отдела
химико-биологический исследований Русского музея.
Дополнительно по теме:
Федосеева Т.С., Малачевская
Т.Л. Синтетические реставрационные
материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и
области применения
Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные
материалы. Химическое строение, свойства и
области применения
Дымская И.Ю., Кирцидели И.Ю., Соловьева
Н.Г. Методы биологического контроля и
анализа в музейной работе. Спб., 2015
Дедюхина В.С.,
Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М.,
1979
Дедюхина
В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в
интерьерах. М., 1976
|