Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее

Отчет о работе отдела:

За 2015 год...>
За 2014 год...>
За 2013 год...>
За 2012 год...>
За 2011 год...>

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>
2011...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптур Летнего сада...>

Реставрационные мастерские и сектора:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Гипсовая и каменная скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Сектор химико-биологических исследований...>

  Сектор координации реставрационной деятельности...>

 Сектор теории и истории музейной реставрации...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

В 1998 году, в дни празднования 100-летия со дня торжественного открытия "Русского Музея Императора Александра III", в корпусе Бенуа Михайловского дворца прошла выставка, посвященная истории Отдела реставрации Русского музея под названием -  "Побеждая время..." Реставрация произведений искусства в Русском музее". На ней было представлено 354 экспоната.

Выставка "Реставрация экспонатов в Русском музее" | Выставка об Отделе реставрации Русского музея

Были выставлены наиболее интересные экспонаты,  которые прошли реставрацию в  мастерских Русского музея за последние 20 лет. Также на выставке были представлены некоторые произведения, сделанные учителями и наставниками сегодняшних реставраторов. Экспонаты, представляющие различные мастерские, экспонировались в отдельных залах.  Также, одна из интересных идей, реализованных на выставке, стала демонстрация нескольких типичный произведений до реставрации. Для этого прямо в залах был воссоздан уголок реставрационной мастерской с широким мраморным столом, на котором были расположены несколько учебных картин в весьма плачевном состоянии - с прорывами холста и многочисленными утратами красочного слоя. Над ними был установлен самый современный операционный стереомикроскоп, с которого в режиме реального времени транслировалось увеличенное изображение небольшого участка живописи прямо на расположенный рядом цветной монитор. Всё это передавало для зрителей неповторимый дух тайны, которая часто окутывает мир музейной реставрации.

Выставка "Реставрация экспонатов в Русском музее" | Выставка об Отделе реставрации Русского музея

Все отреставрированные шедевры были сопровождены подробными аннотациями о состоянии памятников до реставрации с многочисленными фотографиями их состояния до начала и в процессе работ. На экспозиции была возможность приобрести хорошо иллюстрированный каталог выставки, который содержал как подробное описание всех экспонатов и выполненных реставрационных работ, так и их воспроизведения.

К сожалению, из за недостатка выставочных площадей, ряд произведений искусства было решено экспонировать на местах их постоянного хранения, в залах. Среди них, прежде всего, монументальное полотно К.П. Брюллова (1799-1852) “Последний день Помпеи”, 1833 (холст, масло. 456,5 х 651 см. Инв.No. Ж-5084) - реставраторы И.Н.Корнякова, А.В.Минин, Е.С. Солдатенков, 1995) и шедевр древнерусской живописи - икона середины XIV века “Борис и Глеб” (Москва. Дерево, паволока, левкас, темпера. 143 х 94 х 3 см. Инв.No. ДРЖ-2117) Реставратор С.И.Голубев, 1978-1986 гг. В ходе реставрации этой иконы была удалена перегрунтовка, лежащая поверх авторской живописи, под микроскопом с помощью глазных микроскальпелей проведено сложнейшее полное раскрытие, утоньшен слой олифы.

Картина неизвестного художника XVIII века “Проспект вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии Наук к востоку”. (Холст, масло. 116 х 201 см. Инв.No. Ж-3135) Реставратор А.Л. Макаров, 1994-1995 гг. В процессе реставрации была послойно утоньшена неравномерная пленка желтого лака. Были частично удалены старые записи. Утраты красочного слоя были тонированы.

Выставка "Реставрация экспонатов в Русском музее" | Выставка об Отделе реставрации Русского музея

Картина А.Н.Мордвинова (1800-1858) “Вид Большого Канала в Венеции”. 1850 (Холст, масло. 125 х 213 см. Инв.No. Ж-3837) Реставратор Е.С. Солдатенков, 1991-1992 гг. Картина ещё в 1887 году была реставрирована известным эрмитажным мастером А.Сидоровым. Он перевел авторский красочный слой на новый холст. За более чем столетний период клей, который использовался при переводе, потерял свои адгезивные свойства. И красочный слой стал повсеместно отставать от переводного холста. В процессе реставрации было проведено срочное укрепление и прессование красочного слоя и грунта. После этого к переводному холсту был дублирован новый холст. Многочисленные записи были удалены. Потемневший лак был послойно утоньшен и выровнен. Места утрат красочного слоя были тонированы.

Картина Н.К. Калмакова (1873-1955) “Женщина со змеями”. 1909 (Холст, восковые краски. 215 х 106 см. Инв.No. Ж-10380) Реставратор О.Ю.Кленова, 1996-1997 гг. Редкая для собрания Русского музея техника восковой живописи потребовала изучения методик укрепления красочного слоя. После пробного укрепления отслаивающихся участков живописи и анализа результатов было проведено общее укрепление. Прорывы холста были укреплены. Места утрат красочного слоя заделаны грунтом и тонированы восковой темперой.

Гуашь Ф.М. Матвеева (1758-1826) “Пейзаж с руинами замка и водопадом”. 1805 (Бумага, гуашь. 60 х 105 см. Инв.No. Р-57495) Реставратор Т.А.Тантлевская, 1986 г. Лист был дублирован на плотную бескислотную бумагу. Разрывы подклеены, изломы укреплены и отпрессованы. Это – одна из нескольких сотен работ, отреставрированных талантливым мастером, к сожалению, рано ушедшим из жизни.

Выставка "Реставрация экспонатов в Русском музее" | Выставка об Отделе реставрации Русского музея

Картина В.Э. Борисова-Мусатова (1870-1905) “У водоема”. 1902. (Холст, темпера. 65,5 х 90,5 см. Инв.No. Ж-2038) Реставраторы А.И.Богомолов, Н.И.Русакова, Е.Ю.Щукина, 1993 г. (Красочный слой был укреплен водно-спиртовой эмульсией полимера (СЭВ). После этого картина дублирована на новый холст через два слоя микалентной бумаги).

Шитье XV века “Покровец.Св.Агнец”. (Шелковая ткань, шелковые, золотые и серебряные нити. 42 х 41 см. Инв.No. ДРТ-50) Реставратор Т.М.Бургазлиева, 1978. После удаления загрязнений и пятен воска покровец был дублирован на тонированный естественным красителем шелковый газ. В местах наибольших утрат были сделаны дополнения шелковой нити кусочками шелковой ткани и нити.

Майолика В.Э.Борисова-Мусатова (1870-1905) “Девушки, застигнутые грозой”, 1904 (Керамический завод П.К.Вакулина, с.Кикерино, Петербургской губ. Майолика, цв. глазурь. 120 х 106 см. Инв.No. ФС-1039) Реставраторы Р.В.Старикова, Н.Ю.Касаткина, 1996. Склейка одиннадцати фрагментов, доделка четырех утрат с восполнением росписи по аналогии авторского эскиза.

Деревянная скульптура начала XVII века “Никола Можайский” (Дерево, резьба, левкас, паволока, темпера, серебро, цв. лаки. 41,5 х 23 х 4,5 см. Инв.No. ДРД-369) Реставратор Л.Г.Лапина, 1980-1981 гг. Проведено сложное укрепление левкаса и красочного слоя. Авторская живопись была раскрыта от потемневшей олифы и записей. До границ авторской живописи был удален поновительский грунт, заходящий на оригинал.

На выставке были представлены и многое другие экспонаты, представляющие огромный интерес у зрителей. Выставка пользовалась огромным успехом в течение всех шести месяцев ее проведения.

(Дополнительная информация о выставке...)

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта