В
1998 году, в дни празднования 100-летия со дня
торжественного открытия "Русского Музея Императора Александра III",
в корпусе Бенуа Михайловского дворца
прошла выставка, посвященная истории
Отдела реставрации Русского музея под названием - "Побеждая
время..." Реставрация произведений
искусства в Русском музее".
На ней было представлено 354 экспоната.
Были
представлены наиболее
интересные музейные предметы, которые прошли
реставрацию в мастерских Русского музея за последние 20
лет. На выставке экспонировались некоторые произведения, в
работе над которыми принимали участие наставники и учителя нынешнего поколения реставраторов.
Предметы, представляющие различные реставрационные мастерские,
экспонировались в отдельных залах.
О дна из интересных идей,
реализованных на выставке, - демонстрация нескольких типичных
произведений до реставрации. Для этого, прямо в экспозиционных залах, был воссоздан уголок
реставрационной мастерской с широким мраморным столом, на котором были
расположены несколько учебных картин в весьма плачевном состоянии - с
прорывами холста и многочисленными утратами красочного слоя. Над ними был
установлен самый современный операционный стереомикроскоп,
с которого
в режиме реального
времени транслировалось увеличенное
изображение
небольшого участка
живописи
прямо на расположенный рядом цветной монитор. Всё это передавало для
зрителей неповторимый дух тайны, которая часто окутывает мир музейной
реставрации.
В се
отреставрированные шедевры сопровождались подробными аннотациями о
состоянии предметов до начала реставрации с многочисленными фотографиями
их
состояния до начала и в процессе работ.
Здесь же
можно было
приобрести хорошо иллюстрированный каталог выставки.
К
сожалению, из за недостатка выставочных площадей, ряд произведений искусства
было решено экспонировать на
местах их постоянного хранения, в залах. Среди
них, прежде всего,
- монументальное полотно К.П.
Брюллова (1799-1852) “Последний день Помпеи”, 1833 (холст, масло.
456,5 х 651 см. Инв.No. Ж-5084) - реставраторы
И.Н.Корнякова,
А.В.Минин,
Е.С. Солдатенков, 1995)
и шедевр древнерусской живописи - икона
середины XIV века
“Борис и Глеб” (Москва.
Дерево, паволока, левкас, темпера. 143 х 94 х 3
см. Инв.No. ДРЖ-2117) Реставратор
С.И.Голубев,
1978-1986 гг. В ходе
реставрации этой иконы была удалена перегрунтовка,
лежащая поверх авторской живописи, под
микроскопом с помощью глазных микроскальпелей
проведено сложнейшее полное раскрытие, утоньшен слой
олифы.
Картина неизвестного художника XVIII века “Проспект
вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и
Академии Наук к востоку”. (Холст, масло.
116 х 201 см. Инв.No. Ж-3135) Реставратор
А.Л.
Макаров, 1994-1995 гг. В процессе реставрации
была послойно утоньшена неравномерная
пленка желтого лака. Были частично удалены
старые записи. Утраты красочного слоя были
тонированы.
Картина А.Н.Мордвинова (1800-1858) “Вид Большого Канала
в Венеции”. 1850 (Холст, масло. 125 х 213 см. Инв.No.
Ж-3837) Реставратор
Е.С. Солдатенков, 1991-1992 гг.
Картина ещё в 1887 году была реставрирована
известным эрмитажным мастером А.Сидоровым.
Он перевел авторский красочный слой на
новый холст. За более чем столетний период
клей, который использовался при переводе,
потерял свои адгезивные свойства. И
красочный слой стал повсеместно отставать
от переводного холста. В процессе реставрации было проведено срочное
укрепление и прессование красочного слоя и грунта. После этого к
переводному холсту был дублирован новый
холст. Многочисленные записи были удалены.
Потемневший лак был послойно утоньшен и
выровнен. Места утрат красочного слоя были
тонированы.
Картина Н.К. Калмакова (1873-1955) “Женщина со
змеями”. 1909 (Холст, восковые краски. 215 х
106 см. Инв.No. Ж-10380) Реставратор
О.Ю.Кленова,
1996-1997 гг. Редкая для собрания Русского музея
техника восковой живописи потребовала
изучения методик укрепления красочного
слоя. После пробного укрепления
отслаивающихся участков живописи и анализа
результатов было проведено общее
укрепление. Прорывы холста были укреплены.
Места утрат красочного слоя заделаны
грунтом и тонированы восковой темперой.
Гуашь Ф.М. Матвеева (1758-1826) “Пейзаж с
руинами замка и водопадом”. 1805 (Бумага,
гуашь. 60 х 105 см. Инв.No. Р-57495) Реставратор
Т.А.Тантлевская,
1986 г. Лист был дублирован на плотную
бескислотную бумагу. Разрывы подклеены,
изломы укреплены и отпрессованы. Это – одна
из нескольких сотен работ,
отреставрированных талантливым мастером, к
сожалению, рано ушедшим из жизни.
Картина В.Э. Борисова-Мусатова (1870-1905) “У
водоема”. 1902. (Холст, темпера. 65,5 х 90,5 см.
Инв.No. Ж-2038) Реставраторы
А.И.Богомолов,
Н.И.Русакова,
Е.Ю.Щукина, 1993 г. (Красочный слой был укреплен
водно-спиртовой эмульсией полимера (СЭВ).
После этого картина дублирована на новый
холст через два слоя микалентной бумаги).
Шитье XV века “Покровец.Св.Агнец”. (Шелковая
ткань, шелковые, золотые и серебряные нити.
42 х 41 см. Инв.No. ДРТ-50) Реставратор
Т.М.Бургазлиева,
1978. После удаления загрязнений и пятен
воска покровец был дублирован на
тонированный естественным красителем
шелковый газ. В местах наибольших утрат
были сделаны дополнения шелковой нити
кусочками шелковой ткани и нити.
Майолика В.Э.Борисова-Мусатова (1870-1905) “Девушки,
застигнутые грозой”, 1904 (Керамический
завод П.К.Вакулина, с.Кикерино,
Петербургской губ. Майолика, цв. глазурь. 120 х
106 см. Инв.No. ФС-1039) Реставраторы
Р.В.Старикова,
Н.Ю.Касаткина, 1996. Склейка одиннадцати
фрагментов, доделка четырех утрат с
восполнением росписи по аналогии
авторского эскиза.
Деревянная скульптура начала XVII века “Никола
Можайский” (Дерево, резьба, левкас,
паволока, темпера, серебро, цв. лаки. 41,5 х 23 х
4,5 см. Инв.No. ДРД-369) Реставратор
Л.Г.Лапина,
1980-1981 гг. Проведено сложное укрепление
левкаса и красочного слоя. Авторская
живопись была раскрыта от потемневшей
олифы и записей. До границ авторской
живописи был удален поновительский грунт,
заходящий на оригинал.
На выставке были представлены и
многое другие экспонаты, представляющие огромный интерес у зрителей.
Выставка пользовалась огромным успехом в течение всех шести месяцев ее
проведения.
(Дополнительная
информация о выставке...)
БАЗА ДАННЫХ:
"Все реставраторы Русского музея"...
|