Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Мастерская реставрации художественных изделий из керамики и стекла

Мастерская реставрации художественных изделий из керамики и стекла | Реставрация в Русском музее

Мастерская реставрации художественных изделий из керамики и стекла была организована в 1970 году. В настоящее время здесь работают четыре художника-реставратора.

Термин «керамика» означает изделия из обожженной глины. Этот самый древний вид искусства объединяет в одну группу изделия из фарфора, фаянса, майолики, терракоты. Коллекция керамики и стекла в Русском музее насчитывает более 30 тысяч экспонатов, которые хранятся в двух фондах музея -  прикладного и народного искусства.

 

Реставрационные мастерские и сектора:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Гипсовая и каменная скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Сектор химико-биологических исследований...>

  Сектор координации реставрационной деятельности...>

 Сектор теории и истории музейной реставрации...>

Заведующая мастерской Мария Бессмертная заканчивает тонировки в области доделок на работе XIX века "Глухарь".

Заведующая мастерской Мария Бессмертная заканчивает тонировки в области доделок на работе XVIII века "Глухарь". 2015 г.

Это - художественные изделия Императорского фарфорового завода и частных заводов Гарднера, Батенина, Юсупова, Миклашевского, Сафронова, Корнилова и некоторых других, художественное стекло Петербургского стекольного завода, Николо-Бахметьевского, Мальцевского заводов, народная керамика, исполненная в различных центрах России (Гжель, Скопин), дымковская и филимоновская игрушка, керамика российских губерний, работы современных мастеров художественно-промышленных центров страны.

К сожалению, очень часто художественные произведения прикладного искусства, поступающие в музей через закупочную комиссию, имеют следы не профессиональной реставрации. Трещины, коррозия, различного рода загрязнения, разломы, утраченные фрагменты - это далеко не полный перечень наиболее характерных проблем, также требующих вмешательства реставраторов.

В архивных материалах музея в перечне реставрационных мастерских мы не найдем мастерской керамики и стекла. Эту работу выполняли мастера ювелирно-серебряницкой и часовой мастерской, а также технической мастерской по дереву, мебели и скульптуре. Известны имена реставраторов тех лет - В.Ф. Клейн (металл, ювелирные изделия), скульптор И.В. Крестовский (скульптура, воски, керамика), Т.И. Дец, К.3. Кавтарадзе, Н.Д. Малашкин (керамика, кость, камень), Н.В. Сафроницкая, Н. А. Чернышов (керамика, кость, камень, металл). Все они имели художественное образование, но специально реставрации не обучались. Художественный опыт, поиски, энтузиазм, любовь к искусству - являлись основой их работы.

В годы войны основная часть коллекции прикладного искусства была вывезена в Соликамск, остальная, запакованная в ящики, хранилась в Русском музее. В эвакуации из-за отсутствия специалистов заведующий отделом прикладного искусства Б. Н. Эмме провел сложную реставрацию вазы середины XVIII века работы Императорского фарфорового завода, склеив 53 фрагмента. Им же в годы войны написано методическое пособие „О хранении и реставрации керамических изделий". Многие положения в методике тех лет созвучны современным научно-реставрационным принципам реставрации керамики.

В процессе реставрации

После реставрации

Реставрация фарфоровой кружки XVIII века (СТ-319). Экспонат до поступления в реставрацию был разбит на 30 частей и непрофессионально склеен. После "расшивки" и удаления остатков клея он был заново собран, склеен, утраты заполнены реставрационным грунтом и тонированы. Реставратор - Р.В. Старикова и Л.В. Серебрякова. 2010 г.

 

После войны возобновляется реставрационная деятельность в музее. Произведениям из керамики и стекла был нанесен значительный ущерб: зафиксировано 1069 случаев повреждений произведений прикладного искусства.

В 1950-1960-е годы большой вклад в реставрацию керамики внесли И. М. Дубовик и С. Т. Кирсанова. Скульпторы по образованию, они реставрировали практически все виды и материалы прикладного, народного и древнерусского искусства (дерево, металл, стекло, керамику). Ввиду того, что объем работ был велик, большую практическую помощь в эти годы оказывали специалисты из Москвы: реставраторы по керамике и стеклу из ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря - А. Онкель, И. Егорова, А. Морозова, С. Аноннская, из ВНИИР - И. Хазанова.

В 1970 году создается отдельная мастерская по реставрации керамики и стекла, в ней работают Р.В. Старикова и Л.В. Андреева. К тому времени устанавливается тесная связь научно-реставрационных центров Москвы с Русским музеем. Реставраторы проходят стажировки, обмениваются опытом, участвуют в конференциях и семинарах.

Реставратор Надежда Касаткина реставрирует фарфоровый чайник в Отделе реставрации Русского музея

Ведущий реставратор Надежда Касаткина восполняет утраты золочения на уникальном чайнике II-ой пол. XIX века.  2012 г.

Ведутся поиски и внедряются новые реставрационные материалы, разрабатывается методика золочения доделок сусальным золотом (глянцевое) и твореным золотом (матовое). Совместно с химической лабораторией музея создается „Методика очистки керамики от трудноудалимых загрязнений". Итогом десятилетней работы мастерской является „Методика реставрации керамики в Государственном Русском музее", утвержденная Ученым советом в 1981 году (автор Р.В. Старикова).

В настоящее время в мастерской реставрации керамики работают четыре реставратора. Все они имеют высокие реставрационные категории. Диапазон работ очень велик - это и профилактические осмотры фондов, подготовка экспонатов к выставкам: описание состояния сохранности, упаковка (часто изготовление индивидуальной упаковки к экспонатам сложной конфигурации), монтаж и демонтаж выставок, ведение научной документации и фотофиксации. Однако основная работа - это консервация и реставрация, процессы которой разнообразны: от промывки до золочения и тонировок восполненных фрагментов. Спецификой является использование реставраторами совершенно иных материалов, отличных от тех, из которых выполнены произведения, то есть керамических масс и стекла. При восполнении утрат задача мастера состоит в том, чтобы приблизить доделочный материал к оригиналу, «вписать» его в экспонат, не стремясь в то же время к абсолютному внешнему сходству восполненных фрагментов и оригинала.

Можно перечислить десятки музейных выставок фарфора и народной керамики, где экспонировались отреставрированные произведения, воссозданные реставраторами мастерской за последнее время. Наиболее значительной явилась выставка «Вазы и настольные украшения первой четверти XIX века Императорского фарфорового завода» 1994 года, где было представлено много экспонатов, ранее имевших плохую сохранность. Реставрация заключалась в демонтаже произведений, промывке, очистке от старого клея, удалении ржавчины на штырях, нередко в замене монтажных креплений, склейке, восполнении утраченных фрагментов по аналогиям путем формовки и отливки из доделочных масс и тонировки - в виде золочения листовым сусальным золотом, твореным золотом, а также темперой. Большая и интересная выставочная деятельность музея последних лет, тематический и комплексный показ произведений позволили пересмотреть фонды, экспонировать давно не выставляемые произведения прикладного искусства.

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации

Реставрация жбана конца XIX века "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина. Экспонат поступил в реставрацию со следами непрофессиональной склейки. Во время работы был "расшит" на 95 фрагментов и заново склеен, очищен от загрязнений, утраты тонированы. Реставраторы - М.А. Бессмертная и Н.Ю. Касаткина. 2012 г.

 


К выставке «Романтизм в России» были отреставрированы два торшера первой половины XIX века, созданные из уранового стекла и декорированные золоченой бронзой. Они были полностью до мельчайшего винтика разобраны, очищены, склеены с восполнением утрат в тон стекла и вновь собраны (реставраторы Л.В. Серебрякова,
Р.В. Старикова).

Не менее интересной явилась реставрация стола середины XIX века Императорского фарфорового завода с фарфоровой столешницей из 11 пластов с видами интерьера и живописными пейзажами, находившегося в плохой сохранности: перекос металлической конструкции, утраты крепежа, разбитые фарфоровые детали ножек.

Заведующая мастерской Мария Бессмертная заканчивает тонировки в области доделок на работе XIX века "Глухарь".

Заведующая мастерской Мария Бессмертная монтирует экспонат (ФС-1553) на выставке после его реставрации. 2012 г.

Произведен полный демонтаж, промывка, склейка, очистка металла от ржавчины, восполнение утрат металлической конструкции и фарфоровых фрагментов (реставраторы Н.Ю. Касаткина, А.М. Мельников). К выставке „Русский музей в Бонне" (1995) было отреставрировано блюдо „Садко" работы М. А. Врубеля - склейка 13 большемерных фрагментов с дублировкой с тыльной стороны, тонировки, изготовление стационарного крепежного устройства (реставраторы Л.В. Серебрякова, Н.Ю. Касаткина, Р.В. Старикова, А.М. Мельников). К выставке „Символизм в России" проводилась работа над двумя керамическими панно В.Э. Борисова-Мусатова, созданными для здания Московского управления трамваев в 1904 году. Панно реставрировались в 1950-е годы и более 30 лет не экспонировались. Была сделана сложная склейка больших фрагментов с дублировкой с тыльной стороны, доделаны утраты с реконструкцией росписи на основе сохранившихся авторских эскизов, продумана конструкция крепежа панно для экспонирования (реставраторы Н.Ю. Касаткина, Р.В. Старикова). Рельеф „Медуза Горгона" работы скульптора Обсра (начало XX века) разбит на 28 фрагментов с утратами. Экспонат ранее был реставрирован, и сложность работы заключалась в расшивке старой склейки и очистке разломов, так как клеевая мастика оказалась необратимой и трудноудалимой. Реставратор Л.В. Серебрякова, использовав все известные способы химической очистки, вынуждена была остановиться на механической, соблюдая осторожность, чтобы не повредить поверхность черепка. Новая склейка, восполнение утрат, тонировки позволили вернуть рельефу экспозиционный вид. Результаты разнообразных и сложных реставрационных процессов керамики и стекла были представлены на реставрационных выставках: Выставка работ отдела реставрации ГРМ, 1977; Реставрация музейных ценностей в СССР, 1984 в Москве и Ленинграде.

 

Дополнительно по теме:

 

ЛУЧШИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:
 

 

ВАЗА. ХIХ в. 
Фарфор, роспись, глянцевое и матовое золочение, цировка.
Высота– 47, длина – 28, ширина - 18,8.

Инв. No. Ф - 8541

Реставратор - Говоркова Н.И.

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации


Ваза  поступила в мастерскую реставрации керамики сильно загрязненной, со следами старой непрофессиональной реставрации. На поверхности экспоната  имелись многочисленные старые, грубые, потемневшие склейки со сколами по краям. Утраты были восполнены гипсом. На утратах и потертостях золота имелись старые потемневшие тонировки грубо выполненные бронзовой краской. На горловине и ножке вазы (внутри) имелись старые дублировки из грубой холщевой ткани.  Крупные сколы – на окружности горловины, по основанию вазы и  верхнему краю ножки.

В процессе реставрации экспонат был расшит на 35 фрагментов, очищен от загрязнений, старых дублировок и клея, удалены гипсовые мастиковки и поздние потемневшие записи на золочении. Ваза была заново склеена, восполнены утраченные фрагменты. Восстановлены утраты росписи, золочение выполнено сусальным золотом и обратимыми красками, имитирующими золочение. Для монтажа экспоната изготовлено новое металлическое крепление.

 

 

ВАЗА. I пол. ХIХ в.

Киево-Межегорская фаянсовая мануфактура.
Фаянс, отливка в форму, поливная цветная глазурь. Высота – 39.  Диаметр - 27

Инв.No. ФС-1264

Реставратор – Бессмертная М.А.

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации


Экспонат поступил в мастерскую реставрации керамики и стекла из Отдела  декоративно-прикладного искусства.

Предмет  сильно загрязнен, со следами старой  реставрации.  Ваза грубо склеена из множества фрагментов. По всей поверхности видны следы  склейки, клей пожелтел и пересох, металлический каркас проржавел.

В процессе реставрации экспонат был демонтирован на две части, тулово и цилиндрическое основание.  Затем, верхняя часть расшита на 14 фрагментов.  Ваза очищена от загрязнений  и старого клея. Фрагменты  систематизированы и  последовательно склеены.  Утраты и сколы восполнены и тонированы. Установлен новый металлический крепеж, экспонат монтирован.

 


ВAЗА. ХIХ в.
Завод Широбокова, Диперн и Борисова
в селе Городище Тверской губернии.

Фаянс, литьё, надглазурная роспись, печать.
Высота - 24,8;   Диаметр – 16;  Длина -18.

 Инв.No. ФС-1496

Реставратор – Касаткина Н.Ю.

До реставрации

После реставрации


Ваза поступила в Русский музей в 1977 году в дар от Л.И. Караводиной.

В 2015 году экспонат был передан на реставрацию. Имел поверхностные загрязнения, следы старой не профессиональной реставрации.

В процессе реставрации ваза была очищена, старые реставрационные доделки удалены. Утраченные фрагменты восполнены, тонированы и частично реконструированы по зеркальным аналогичным фрагментам.

 
 

ТАРЕЛКА ИЗ СЕРИИ ВОЕННЫХ: КАЗАК РЕЗЕРВНОГО КАЗАЧЬЕГО ЧЕРНОМОРСКОГО ЭСКАДРОНА ВЕРХОМ, СПУСКАЮЩИЙСЯ С ГОРЫ
Мастер Ф. Даладугин. 1834 г.
Фарфор, роспись, глянцевое золочение, цировка. Диаметр - 24см.
ДФ - 826 

Реставратор - Говоркова Н.И.
 

До реставрации

После реставрации


Экспонат поступил в мастерскую реставрации керамики сильно загрязненным, со следами старой реставрации. По всей поверхности видны старые грубые склейки.  Утраты в местах позолоты восполнены  гипсом. Имелись сколы и потертости.

В процессе реставрации экспонат был расшит на 10 фрагментов, очищен от загрязнений и старого клея, удалены старые гипсовые мастиковки. Тарелка была заново склеена, восстановлены недостающие фрагменты,  тонированы утраты на росписи, выполнено золочение сусальным золотом и бронзой.

 


БОКАЛ. ХVII век
Стекло, металл, финифть. 16 х 5,9
СТ-2614

Реставратор – Н.Ю. Касаткина

При поступлении в реставрацию экспонат состоял из трех частей, зафиксированных на металлические частные бандажи, в свою очередь скрепленные серебряными неразъемными кольцами с расписной эмалью. На основании бокала была одета развальцованная серебряная оправа с гравированным растительным орнаментом и эмалью. Верхняя часть бокала была разбита на два грубо склеенных фрагмента. Клей пожелтел и пересох. Основание бокала было разбито на четыре фрагмента. По центру основания имелась значительная утрата стекла, на месте крепления ножки – балясины с основанием. Верхняя часть бокала была соединялась с основанием стальной проволокой, загипсованной в плинт. Для уточнения местоположения и конфигурации проволоки в гипсовом плинте  было проведено рентгеновское сканирование. После исследования и уточнения характера повреждений экспонат был демонтирован, очищен, старые склейки “расшиты”. Произведена склейка всех фрагментов на клей «УФО». Утраченные части стекла восполнены из литьевого полиуретана.
 

 

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта