Современная концепция реставрации произведений народного и прикладного
искусства с деревянной основой активно формировалась начиная с 1980х годов в
реставрационных организациях Москвы и Санкт-Петербурга.
С момента
организации мастерской в 1961 году естественной была ориентация на общемузейные традиции. Наиболее близкой по материалу была мастерская
реставрации древнерусской темперной живописи, где к тому времени был
накоплен богатый практический и теоретический опыт.
|
Реставратор
Мелхола
Козлова раскрывает полозоту на фрагменте резьбы XVIII века. 2016 |
|
Консервация, предотвращающая разрушение памятников культуры, всегда остается
основным методом работ мастерской. В произведениях народного искусства при
укреплении грунта и красочного слоя в основном используют традиционные
натуральные клеи животного происхождения. Методики работы с ними широко
известны. Отметим, что в 1970х годах существовали и
проблемы с консервацией золоченой резьбы. Разработки велись несколькими
организациями: Государственным Эрмитажем и Русским музеем в Ленинграде, и ГЦХРМ и ВНИИР в Москве. Акцент делался на поиск новых клеев, широко
известных сейчас. Контакты с реставраторами разных организаций обогатили
опыт работы мастерской, позволили ориентироваться в современных направлениях
и методиках реставрации позолоченного резного декора. Результаты многолетних
наблюдений за экспонатами, прошедшими консервацию, позволяют обобщить
накопленный практический опыт.
В
настоящее время для укрепления золоченого грунта используются как
синтетические клеи (СВЭД, ВА 2 ЭГА), так и натуральный кожный клей. Для
склейки деревянной основы предпочтение отдается осетровому клею. Одной из
важнейших задач для реставраторов было выявление художественных особенностей
памятников, часто скрытых под поновлениями или трудноудалимыми
загрязнениями. Здесь большое значение имеет разнообразие материалов,
использовавшихся при создании произведений. Так, цвет золота и способы
золочения не всегда совпадают в разновременных слоях, что свидетельствует о
разном подходе мастеров к художественным особенностям позолоты как
материала. Сочетание же приемов и способов золочения, разные оттенки
листового золота позволяют подчеркнуть светотеневую гамму в моделировке
формы резного декора. В народном искусстве мастера
широко использовали в росписи смешанные техники. Исследования, которые
проводятся для отработки индивидуальной методики реставрации, позволяют
одновременно расширить представления о работе мастеров, обладавших
определенной системой знаний в своем ремесле.
|
Ведущий
реставратор
Марина Илюхина тонирует утраты левкаса на консоли XIX века. 2010 г. |
|
Проблемным и всегда с
индивидуальным подходом к каждому конкретному случаю является вопрос о
восстановлении утраченной резьбы. Среди принципов музейной реставрации
существует положение о минимальности вмешательства. Однако восполнения
бывают необходимы для исключения дальнейшего разрушения памятника. Утраты
восполняются только по сохранившимся аналогиям и восполняются в технике
мастичной отливки, что позволяет легче вычленить степень реставрационного
вмешательства в памятник. Реставрационные тонировки в мастерской выполняются
акварельными красками. Эти тонировки достаточно условны по отношению к
авторскому красочному слою и позолоте. Кроме практической работы, на базе
исследованных экспонатов в секторе собирается информация о технологических
особенностях произведений. Наблюдения за сохранностью произведений,
прошедших консервацию, способствуют обобщению практического опыта и
позволяют анализировать качество используемых клеев в процессе их
естественного старения. Материалы систематизируются для научных сообщений,
докладов, статей.