Мастерская реставрации графики рисунка в Отделе реставрации Русского музея | Реставрационный совет комиссия в Русском музее

Мастерская реставрации графики была  организована в отделе реставрации Русского музея в 1955 году.

В 2019 году Сектор реставрации графики был преобразован в Отдел. В настоящее время здесь работают 5 художников-реставраторов (3 из которых - высшей категории и 2 - первой) и один научный сотрудник. Отдел обслуживает коллекцию произведений графического искусства, состоящую из 191 487 единиц хранения (на 1 января 2019 года).

Лучшие работы Отдела реставрации графики:

 Рисунок И.А. Мазина "Праздник урожая" (1935 г.)...>

 Эскиз плаката В.В. Лебедева "Окна РОСТа" (нач. 1920-х гг.)...>

 Рисунок В.В. Хлебниковой "Плакат к вечеру памяти В.В. Хлебникова (1924 г.)...>

 Рисунок П.Н. Филонова "Без названия"...>

Лист XIX века с изображением причастия в старой и новой церкви...
 

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

Реставрационный совет в мастерской реставрации графики Русского музея

Реставрационный совет в мастерской реставрации графики. Заведующая мастерской И.А. Быховская представляет свою работу. 1976 г.

Основное в работе – профилактическая консервация бумажной основы произведений графики. Это, прежде всего, проведение ряда мер, направленных на устранение вредного воздействия внешней среды и дальнейшую стабилизацию показателей бумаги: понижение кислотности, близкой к нейтральной, усилению прочностных характеристик и устойчивости к механическому воздействию, стабильной белизны. Основа работы мастерской по консервации и реставрации графики - использование принципов и методов, разработанных во Всероссийском научно-художественном реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря (ВНХРЦ). Так, реставраторы традиционны в подходе к удалению поверхностных загрязнений с бумаги - эта операция повышает сопротивление экспоната процессу разрушения, приближает его к первоначальному виду. Также необходимо удаление с бумаги интенсивного пожелтения.

В известной степени оно удаляется простой промывкой листа на увлажненной фильтровальной бумаге. Опыт работы показывает, что чем сильнее пожелтела бумага, тем больше вредных продуктов окисления предстоит из нее вывести. Для удаления более стойкого пожелтения применяется метод химической обработки (отбелки) графических произведений слабым раствором хлорамина "Б". Не влияя на структуру бумаги, отбелка хлорамином не только позволяет вывести из бумаги продукты окисления, но и придает ей стабильную белизну, возвращает произведению его первоначальный вид.

Помимо консервационных мер реставраторы вынуждены выполнять операции по восполнению утрат и частичных выпадений бумаги. При реставрации механических повреждений бумажной основы графики - разрывов, изломов, утрат, сектор реставрации графики Русского музея использует мучной клей и бумаги, близкие по качеству и фактуре к бумаге оригинала, а также микалентную, фильтровальную, "японскую", хромографическую и др. Одним из наиболее распространенных и традиционных способов укрепления обветшавшей бумаги является "дублирование" бумажной основы. Эта мера в большей степени сохраняет пластичность бумаги, а кроме того, позволяет исправить жесткую деформацию графических листов, вызванную чаще всего неправильной монтировкой. Дублирование чаще всего производится на микалентную или равнопрочную бумагу.

Серьезной проблемой остается реставрация графических материалов, созданных художниками в советский период 1917-1930-х годов, выполненных на лигнинных бумагах смешанными техниками с применением клеев низкого качества (например, силикатного), а также современная графика 1980-2000-х годов, очень часто выполненная с нарушением основных принципов техники или с использованием материалов плохого качества (бумага низкого качества, синтетические клеи, клеящие ленты и т.д.).

 

Дополнительно по теме:

 

 

ЛУЧШИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:


ФЛОРЕНСКАЯ Р.А. ВОСКРЕСЕНИЕ. 1920-е гг.
Бумага, акварель, белила, графитный карандаш, золотая краска. 29,5 х 23,7., РС-26378

До реставрации

После


Реставратор: Иовлева Е.В., 2015

Авторский лист был наклеен верхними углами на подложку из плотной желтоватой бумаги, сильно неравномерно пожелтел, был загрязнен, затерт и значительно деформирован.  На полях листа имелись следы от захватов пальцами, незначительные пятна затертого графита. Единичные точечные бурые пятна располагались по левому краю в верхней части, по правому краю у нижнего угла, по нижнему краю у правого угла. Незначительные пятна жира были у левого края ближе к центру, у нижнего края справа от центра. Пятна и полосы высветления были по левому краю, по нижнему краю, по верхнему   краю, по правому краю.  Водные затеки с бурыми ореолами у левого края в верхней части листа, у левого края в центре, у правого края в верхней части листа. Также имелись многочисленные затеки на всей поверхности изображения от 0,2 х 0,2 см до 0,5 х 0,1 см. По всему листу были многочисленные жесткие изломы с потертостями красочного слоя по гребням.  В углах имелись  утраты бумажной основы: левый верхний угол 0,5 х 1,2 см, левый нижний угол 1,3 х 0,7 см, правый верхний угол 1,5 х 1,4 см, правый нижний угол 0,8 х 1,5 см. В центре верхнего края были многочисленные проколы основы с утратами бумаги от 0,1 х 0,1 см до 0,2 х 0,2 см. На авторском листе были многочисленные срывы верхнего слоя бумаги: в центре верхнего края, в центре нижнего края, в правом нижнем углу. По краям листа были многочисленные разрывы. Кракелюр белил имелся  на изображении плеч  ангеловю Также имелись микроосыпи белил.  Бронзовая краска на изображении нимбов была значительно потерта, с многочисленными утратами.  С оборотной стороны лист значительно и неравномерно пожелтел, был загрязнен и затерт.   Имелись следы от захватов пальцами по всей поверхности листа, многочисленные точечные бурые пятна, пятна высветлений по верхнему краю, в верхней части правого края, в центре нижнего края, в местах нанесения белил с лицевой стороны, коричневые пятна в местах нанесения бронзовой краски с лицевой стороны, пятно бронзовой краски 0,3 х 3,5 см в верхней половине листа ближе к правому краю. Механические повреждения соответствовали  повреждениям с лицевой стороны.

В процессе реставрации авторский лист был снят с подложки. Обеспылен  мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем.  Многократно промыт на листах фильтровальной бумаги, смоченных в дистиллированной воде. Проводилась общая и местная химическая обработка общего пожелтения листа, следов затеков, пятен жира, бурых пятен с последующей окончательной промывкой на листах фильтровальной бумаги, смоченных в дистиллированной воде. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов тонкой японской реставрационной бумагой. Утраты восполнены бумагой, близкой по типу к авторской. Лист дублирован на тонкую реставрационную бумагу. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, утрат, изломов и  подклеенных разрывов.

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК  ПОРТРЕТ ДВУХ ЛИЦЕИСТОВ.
Первая четверть XIX века.

Бумага, акварель, белила. Лист: 10,2 х 11,9
. Р-60653

До реставрации

В процессе

После реставрации

Тыльная сторона

До реставрации

После реставрации


Реставратор: Паскова Н.В., 2015

Произведение поступило в Русский музей в дар из коллекции Кваде О.И. 6 июля 1998 года.

Работа состоит из  авторского листа (тряпичная бумага машинного отлива) с изображением, на который сверху наклеена деревянная рамка (выполняющая функцию маски паспарту), с коричневой бумагой, декорированной узором, и золоченой лентой по скосу окна рамки.

Деревянная рамка представляет собой четыре планки, соединенные между собой под углом 45 градусов встык пазами (по типу подрамника). По периметру окна - вогнутый скос-фаска.

На момент приема в реставрацию авторский лист был порван, деформирован, неравномерно пожелтел, загрязнен и затерт. В нижней части листа имелись пятна сильного высветления (силикатного клея (?) со значительным обесцвечиванием и изменением цвета акварельного изобразительного слоя. Участки высветления красочного слоя были покрыты белым налетом, сквозь который просвечивал красочный слой светло-коричневого цвета. Белесые пятна, похожие на затеки, располагались вокруг изображения головы лицеиста слева, а следы водяных затеков с коричневым ореолом в правом нижнем углу. Коричневые пятна (клей?)  просматривались по нижнему краю, особенно в углах. По всему листу имелись единичные фактурные пятна экскрементов насекомых, наиболее заметные на изображении мундира  лицеиста слева. Хорошо была заметна общая потертость красочного слоя, наиболее явная по краям разрывов бумажной основы. Авторский лист был порван на три фигурных фрагмента разного размера. По краям фрагментов местные разрывы от 0,1 до 3,5 см (в левой нижней части листа). Имелся разрыв основы 4 см в правом нижнем углу. С оборота разрывы были непрофессионально подклеены фрагментами светлой бумаги. Бумага наклеек была порвана, сильно помята, частично отслаиваясь от авторского листа, и заходила на деревянную рамку монтировки. На обороте авторского листа имелись пятна коричневого клея, явно выраженные участки высветления бумаги со следами затека и фактурными белесыми загрязнениями (силикатный клей?). Слева от центра - розовое пятно краски.

Бумага рамки была сильно загрязнена, в пятнах коричневого клея, по краям    имелись пятна высветления бумаги, следы бурых затеков, единичные слабые точечные пятна экскрементов насекомых. Имелись механические повреждения бумажной рамки: утраты бумаги, продавленности и царапины бумаги. На обороте деревянной рамки: пятна клея и точечные пятна экскрементов насекомых по всей поверхности, гвоздевые отверстия  и утраты древесины. Вся поверхность рамки была в  многослойных остатках прежней монтировки. По всей поверхности узкой золоченой ленты имелись пятна загрязнений, силикатного клея, потертости и окись позолоченного слоя, единичные разрывы. 

Перед началом работы были проведены необходимые лабораторные исследования по определению рН клея, бумаги и участков высветления. Благодаря помощи ст. научного сотрудника отдела химико-технологических исследований ГРМ Саватеевой Е.М. было установлено, что участки высветления красочного слоя действительно были подвержены действию силикатного клея. Авторский лист был демонтирован с деревянной рамки. Произведение помещено тыльной стороной вверх на подложку из фильтровальной бумаги. Бумажные подклейки разрывов удалялись механически, без надавливания, глазным скальпелем. Края авторского листа увлажнялись при помощи ватного микротампона, смоченного  холодной дистиллированной водой. После набухания клея, авторский лист отслаивался скальпелем от деревянной рамки. Работа проводилась небольшими участками, поэтапным увлажнением (во избежание возникновения затеков), с постоянным контролем за состоянием красочного слоя авторского листа и участков полей  с силикатным клеем.  После удаления наклеек с оборота и демонтажа с деревянной рамки, авторский лист распался на фигурные фрагменты. Было проведено обеспылевание лицевой стороны авторского листа (фрагментов), бумажной декоративной рамки и золоченой ленты, удаление фактурных поверхностных загрязнений. Белый налет с поверхности красочного слоя (на участках сильного высветления и изменения цвета берлинской лазури) авторского листа удалялся глазным скальпелем методом расчистки, образовавшийся порошок собирался с поверхности тугим ватным тампоном (во избежание попадания на соседние участки листа). Предварительно увлажненные дистиллированной водой, остатки старой монтировки с оборота деревянной рамки удалялись механически, глазным скальпелем. Остатки клея были удалены увлажненными ватными тампонами.

Была проведена обработка участков высветления под действием силикатного клея. Работа проводилась с тыльной стороны авторского листа, в обход надписи чернилами. Обработка проводилась поэтапно, в несколько приемов до достижения необходимого  уровня рН  бумаги участков высветления. Несмотря на обработку, цвет берлинской лазури  на данных участках (ставший коричневым под действием силикатного клея)  не восстановился. Демонтаж бумажных элементов и золоченой ленты с деревянной рамки проводился поэтапно, с увлажением,  с постоянным контролем за состоянием белил и золоченого слоя. Авторский лист и бумажные элементы с деревянной рамки были промыты без погружения методом «оттяжки» желтизны на  листах влажной фильтровальной бумаги. Портрет и бумажные элементы с деревянной рамки  высушены на листе фильтровальной бумаги. Полосы золоченой ленты с деревянной рамки были увлажнены с оборота отжатыми ватными тампонами. с оборота были удалены остатки клея.  С лицевой стороны лент участки с наибольшим пожелтением золочения были очищены увлажненным микротампоном, небольшими участками.

В результате проделанной работы пожелтение и загрязнения бумаги значительно ослаблено. Выровнен тон золоченых лент. Для ослабления пятен и водных затеков была проведена  химическая обработка авторского листа с оборота, в обход надписи чернилами. После ослабления пятен проведена окончательная промывка  основы на листах фильтровальной бумаги, увлажненной дистиллированной водой. Была проведена подклейка разрывов, разглаживание и укрепление полусухим способом авторского листа. Лист был сдублирован на тонкую японскую бумагу, отпрессован. Работа проводилась с постоянным контролем за состоянием красочного слоя и чернил на обороте. Также была проведена подклейка бумажных элементов деревянной рамки, золоченой ленты с последующим дублированием на деревянную рамку и прессованием. Восполнение утрат  и укрепление трещин (древесины) с оборота деревянной рамки проводилось клее-опилочной древесной массой. Тонирование участков авторского листа, поврежденных силикатным клеем, выполнено частично:  по периметру каждого из участков сильное высветление синей краски (берлинской лазури, мундиров лицеистов) до светло-голубого цвета – проведено более насыщенным синим тоном (светлее, чем цвет мундиров); сами же участки обесцвеченного красочного слоя (светло-коричневого цвета) не тонировались. Для хранения и экспонирования авторского листа была выполнена монтировка из бескислотного картона. Маска паспарту с окном (выполняет функцию прокладки между авторским листом и деревянной рамкой), задник монтировки, были поочередно подклеены на тыльную сторону деревянной маски архивной тряпичной монтировочной лентой.
 

ФИЛОНОВ П.Н.
БЕЗ НАЗВАНИЯ. 1913 год
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш, кисть, перо.  70,9 х 95,5.  Р-58253

До реставрации

После реставрации


Реставратор: Матвеева Н.Б., 2014

Авторский лист сильно обветшал, деформирован, имелись многочисленные жесткие изломы.  Имелись  загрязнения: коричневые затеки в левой нижней четверти листа, по всему листу многочисленные пятна различного происхождения (грязь, жир,  следы экскрементов насекомых, фоксинги). В верхней части листа имелся большой горизонтальный разрыв (около 90 см), подклеенный с оборота полосками бумаги.  Более мелкие разрывы имелись по всем краям листа. Три угла были утрачены. Верхний край неровно обрезан. С оборота: лист был сильно загрязнен, имелись коричневые затеки и  пятна, грубые подклейки  в местах разрывов.

В процессе реставрации авторский лист обеспылен  мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем. Удалены бумажные подклейки с тыльной стороны и остатки клея.   Многократно промыт в дистиллированной воде без погружения.  Проводилась общая и местная химическая обработка,  с последующей  промывкой в проточной и дистиллированной воде. Проведена подклейка разрывов, укрепление изломов. Утраты восполнены. Авторский лист сдублирован на специальную реставрационную бумагу. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью и цветными карандашами в местах потертостей и  утрат красочного слоя.


ПРОРИСЬ - ФЕДОР ТИРОН. XVII век.  
Бумага, сажа, налепок.  32,2 х 21,8. ДР ПР-216

До реставрации

После


Реставратор: Полищук Г.Г., 2014

Авторский лист был сильно затерт,  загрязнен, неравномерно пожелтел. Имелись разнохарактерные пятна,  "мушиные засиды".  По краям многочисленные жесткие изломы и небольшие утраты основы.  Значительное пятно жира находилось у правого верхнего угла. Верхние углы были утрачены: левый около 10,0 х 5,0 см; правый ок. 14,0 х 12,0 см. Разрывы основы по контурам изображений отдельных фигур.

На обороте имелись затертые загрязнения и "мушиные засиды". В процессе реставрации  лист был обеспылен с обеих сторон, механически удалялись мушиные засиды. Лист промывался в дистиллированной воде.  Затем была проведена местная обработка отдельных пятен и общая химическая обработка листа с последующими промывками в проточной воде. Жесткие изломы расправлены и  укреплены; разрывы подклеены, утраты доставлены. Лист сдублирован на тонкую реставрационную бумагу;  отпрессован. Проведены тонировки в местах утрат.


ДОБУЖИНСКИЙ М.В.
ПОРТРЕТ ОФИЦЕРА. 1914 год

Бумага, графитный карандаш  28,8 х 24,4
Р-59441

До реставрации

После


Реставратор: Иовлева Е.В., 2014

Авторский лист был наклеен краями по периметру на ватман, смонтированный верхним краем на «лапки» на подложку. Авторский лист сильно неравномерно пожелтел, загрязнен, затерт, значительно деформирован.

По листу были многочисленные следы от захватов пальцами, точечные черные следы экскрементов насекомых, бурые точечные пятна фоксингов, следы затертого графита. Точечные пятна жира были  у левого края в нижней части, по левому краю пятна клея.

По листу имелись многочисленные заломы, наиболее жесткие по краям, также многочисленные утраты, фигурные разрывы. В верхних углах имелись проколы бумаги.

Оборот авторского листа был желтым, загрязненным, затертым. По листу имелись следы от захватов пальцами, пятна фоксингов, пятна затертого графита. По верхнему краю пятна клея.  Многочисленные изломы и помятости по всей поверхности. В нижних углах надписи графитом, в правом нижнем углу эстамп ГРМ.

В процессе реставрации авторский лист обеспылен  мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист размонтирован с подложки и листа ватмана. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем.  Многократно промыт в дистиллированной воде. Проводилась общая и местная химическая обработка следов клея, пятен фоксингов и экскрементов насекомых с последующей окончательной промывкой. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов. Утраты восполнены. Авторский лист сдублирован на реставрационную бумагу. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, утрат, изломов и  подклеенных разрывов.


ПАВЛОВ И.А.
НАТЮРМОРТ. 1850 год

Бумага, акварель. 62,5 х 98   Рб-14699 

До реставрации

После реставрации


Реставратор: Иовлева Е.В., 2013

Авторский лист был неравномерно  загрязнен, затерт, сильно деформирован. По всему листу имелись многочисленные  бледно-желтые и бледно-серые пятна. По верхнему краю листа и непосредственно на изображении были точечные бурые пятна фоксингов, наиболее многочисленные в левом верхнем углу.  Также на листе имелись следы водных и красочных затеков с бурыми ореолами, бурые и серые полосы загрязнений по краям листа.  На изображении имелись  пятна высветления.  Многочисленные изломы с потертостями красочного слоя по гребням изломов,  многочисленные утраты и разрывы имелись по краям листа; царапины на изображении,    сквозные точечные содранности бумаги под изображением. Красочный слой был наиболее сильно потерт по нижнему краю слева от центра; в центральной части изображения верхней части стола; в углах. В правом верхнем углу наклеена бумажная этикетка 5,2 Х 4,2 см. Оборот: имелось  неравномерное пожелтение, загрязнение, затертость. Многочисленные пятна разнохарактерных загрязнений. Профилактическая бумажная подклейка находилась у верхнего края справа.

В процессе реставрации авторский лист обеспылен  мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем.  Многократно промыт на листах фильтровальной бумаги, смоченной в дистиллированной воде. Проводилась общая и местная химическая обработка следов затеков, экскрементов насекомых, фоксингов с последующей окончательной промывкой. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов. Утраты восполнены.  Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, утрат, изломов и  подклеенных разрывов.

 
РУКАВИШНИКОВ М.В.
ДВА НАТУРЩИКА. 1813 год

Бумага, итальянский карандаш. 66,5 х 51,4   Р-39105 

До реставрации

Тыльная сторона

После


Реставратор: Полищук Г.Г., 2013

Произведение поступило с загрязнениями различного происхождения : многочисленные пятна воска и жира, экскременты насекомых. Так же имелись механические повреждения  бумажной основы : разрывы по краям (от 1,0 до 5 см), утраты по нижнему краю, потертости по изображению, помятости листа.  В правой верхней части надписи сангиной, чернилами, там же – сургучная печать с трещинами. Оборотная сторона была значительно затерта и загрязнена (пятна различного происхождения).

В процессе реставрации максимально ослаблены  жировые пятна и пятна воска. Были использованы механическая очистка, промывка без погружения, проведена слабая химическая обработка с последующей промывкой.  Лист подклеен и отпрессован. Выполнены тонировки в местах утрат и потертостей.

           
МОНОГРАММИСТ “С” 
ПОЦЕЛУЙ МЭРИ.

Хромолитография. 72 х 107,5   Гр.Пл.-1702 

До реставрации

После реставрации


Реставратор: Матвеева Н.Б., 2013

Авторский лист был сильно помят, имеет многочисленные разрывы и большие утраты.

В процессе реставрации авторский лист механически очищен от загрязнений, неоднократно промыт в дистиллированной воде. Утраты восполнены, разрывы подклеены. Лист сдублирован на ватман, отпрессован, проведены тонировки с частичной реконструкцией изображения в местах восполненных  утрат авторского листа.


ЩВАРЦ В. Г.
БАТАЛИЯ. С ЭСКИЗА БУРГИНЬОНА. 1845

Бумага, сепия, акварель, перо. 39,1 х 47,3    Р-17080

Реставрация графики, рисунка, акварели

 


Реставратор:  Иовлева Е. В., 2011

При поступлении в реставрацию авторский лист был смонтирован на картон. По листу имелись многочисленные складки бумаги – дефект литья. Лист с неровными краями неравномерно пожелтел, был сильно загрязнен, затерт, деформирован. Имелись многочисленные изломы (наиболее жесткие – следы от сложения листа в 4 раза). По краям  - разрывы от 0,1 см до 2,5 см. Утраты бумаги: у правого нижнего угла по нижнему краю 0,5 х 1,3 см; в правом верхнем углу 9 х 4 см. Красочный слой сильно потерт. На листе имелись многочисленные фоксинги, точечные пятна краски, следы от захватов пальцами, пятна затертой пыли, следы экскрементов насекомых. Авторская надпись у верхнего края справа потерта. С оборотной стороны лист также был сильно загрязнен, затерт, пожелтел. Имелись многочисленные пятна загрязнений, в том числе рельефное пятно красной краски в левой верхней четверти листа. Многочисленные авторские графитные и чернильные надписи потерты. В процессе реставрации авторский лист обеспылен мягкой кистью с лицевой стороны и, после размонтировки с подложки, с оборотной стороны. Демонтаж подложки проводился при помощи скальпеля с легким увлажнением. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем. Промыт без погружения на листах фильтровальной бумаги, смоченных дистиллированной водой. Проводилась общая и местная химическая обработка пятен краски, фоксингов и следов экскрементов насекомых с последующей окончательной промывкой. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов, восполнения утрат. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, восполненных утрат и подклеенных разрывов.

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта