Сектор химико-биологических исследований | Реставрация в Русском музее

This page is under constraction

Отдел химико-биологических исследований музейных предметов был организован в Русском музее как самостоятельное подразделение в 1979 году кандидатом  химических наук, а впоследствии, доктором химических наук Михаилом Капитоновичем Никитиным. 

Department Divisions:

 Oil Painting Conservation

 Mixed Media Painting Conservation

 Old Russian Painting (Icons) Conservation

 Paper Graphics Conservation

 Ceramic and Glass Art Conservation

 Metal Art Conservation

 Textile Conservation

 Carved Icon and Wooden Sculpture Conservation

 Gilded Wooden Carving Conservation

 Picture Frame Conservation

 Lacquered Furniture Conservation

 Plaster and Stone Sculpture Conservation

 Contemporary Art Conservation

 Scientific Research

 Conservation Cordination Center

 

лаборатория химико-биологических исследований Русского Музея. 1981 год

1981 год. Сотрудники лаборатории химико-биологических исследований. Слева - направо стоят: Апрелева М.В., Пашковская Т.В., Саватеева Е.М. Сидят: Никитин М.К., Карташова О.И.  

В то время не все музейные специалисты осознавали важность и необходимость обращения к естественным наукам при исследовании произведений изобразительно искусства. Вопросы реставраторов  к химикам касались исключительно способов  удаления с их поверхности разного рода загрязнений. Однако, со временем стала очевидна необходимость всестороннего изучения техники живописи старых мастеров, технологических особенностей изготовления предметов из различных материалов, исследования состава самих материалов, причин их быстрого старения, поиска методов консервации разрушающихся произведений.

Стало очевидным, что лабораторные исследования  музейных предметов необходимы, как и при обследовании человеческого организма. Только с помощью них можно правильно поставить диагноз и выбрать оптимальный метод лечения. Особой сложностью для  химиков являлось отсутствие специальных образовательных центров, готовящих специалистов-аналитиков для музейных нужд, а также примитивное на тот момент лабораторное оборудование, ограниченное микроскопом МБС-2.

В 1999 году в связи с реорганизацией ряда отделов Хранительской части Русского музея, было принято решение о включении отдела химико-биологических исследований в состав отдела реставрации музейных ценностей.

Начиная с 2000-х годов качественный скачок в изучении предметов удалось совершить благодаря внедрению в исследовательский процесс современной компьютерной техники, стерео-микроскопов последнего поколения и новейших технологий исследования. Появилась возможность изучения самых разных основ произведений. Это и ткани, и камень, и дерево, и бумага, и другие материалы. В эти годы в лабораторию пришли новые специалисты в очень специфических областях научных знаний.

В связи с тем, что для исследования необходимо отбирать пробы микроскопического размера, химик должен максимально сузить диапазон поиска. Для этого необходимо знать известные технологии изготовления самых различных музейных предметов. От деревянной мебели и резных рам для картин до экспонатов, созданных из гипса.  

В настоящее время  аналитической микрохимией занимаются старший научный сотрудник Е.М. Саватеева и заведующая сектором Т.В. Пашковская. Начинает осваивать эту сложную область научный сотрудник А.И. Журавлева. Используя биологическую методику изготовления тонких срезов живописных слоев можно получить информацию о технике живописи. На тонких срезах образцов (в проходящем поляризованном свете, при увеличении до 1000х) можно изучить не только стратиграфию и толщину  слоев, но и оценить их прозрачность и даже получить информацию об их составе (пигментах, связующих и лаках).

Старший научный сотрудник Елена Саватеева изучает образцы в проходящем поляризованном свете. 2015 г.

Старший научный сотрудник Елена Саватеева изучает тонкие микроскопические образцы в проходящем поляризованном свете. 2015 г.

В результате микрохимических исследований образцов отделочных материалов, которые были использованы  на памятниках декоративно-прикладного искусства, можно установить способы золочения, состав материалов, количество реставрационных вмешательств.

Уникальную ботаническую методику определения вида  древесины по микроскопическим количествам образца освоила  и широко применяет старший научный сотрудник Н.Г. Соловьева. Знание  вида (породы) дерева дает возможность определить места  "чинок" и "поновлений" на  предметах, выполненных из древесины, отнести то или иное произведение к определенной художественной школе или к стране, в которой произрастало или употреблялось дерево, которую мастер использовал в качестве основы для своего произведения.

На протяжении последних 15 лет мониторинг микологического состояния музейных экспонатов, экспозиционных залов, фондовых отделов и реставрационных мастерских ведет кандидат биологических наук И.Ю. Кирцидели. С 2006 года началось систематическое наблюдение за возможными очагами развития микроскопических грибов – биодеструкторов. Прежде всего, это - мраморная поверхность скульптур XVIII века, хранившихся в Летнем саду.  С 2009 года, после завершения проекта по реставрации и замене мраморных оригиналов скульптур на их точные копии, сделанные из искусственного мрамора, под наблюдение взяты и эти предметы, которые сейчас находятся в Летнем саду. 

В 2019 году Сектор химико-биологических исследований был преобразован в Отдел.

Artwork Conservation I Department Divisions | Technological Analysis | History of the Department Contacts | Video I Русская версия

Copyright © 1997-2022 The State Russian Museum
Questions? Comments? Click here to send us a message...