В начале XX века известными
специалистами музейного дела были предприняты несколько попыток создания
постоянно действующей реставрационной мастерской при Русском музее. Известны
предложения и проекты художников-реставраторов
А.Я. Боравского
и Д.Ф.Богословского. К сожалению, им не суждено было сбыться.
Период с 1917 по 1922 год – время интенсивного
роста музейной коллекции. Одновременно с этим, это самый тяжелый период в
истории Русского музея: сокращается финансирование, топливный кризис в стране
приводит к трехлетнему перерыву в отоплении музея. В результате - резко
ухудшаются условия хранения экспонатов. В августе 1921 года на конференции
центральных музеев Москвы и Петрограда было принято решение о создании
региональных реставрационных мастерских. В частности, было рекомендовано
организовать специальную мастерскую в Русском музее.
В начале марта 1922 года на заседании Совета
Художественного отдела музея было принято окончательное решение о создании
реставрационной мастерской. Это решение было оформлено Приказом от 25 апреля
1922 года. Структурно мастерская являлась частью Художественного отдела
и состояла из двух секций: главной, реставраторы которой работали
непосредственно над произведениями из музейного собрания и, областной, которая
обслуживала художественные собрания Петрограда и северных областей России.
Помимо реставрационной мастерской Художественного отдела в музее были
организованы мастерские при других научных отделах - Историко-бытовом и
Этнографическом. Для наблюдения за процессом реставрации была создана "Особая
комиссия", в состав которой вошли ведущие специалисты музея - директор
музея Н.П.Сычёв, заведующий Художественным отделом П.И.Нерадовский, хранитель
Н.А. Околович, действительный член и ученый секретарь Комитета изучения
древнерусской живописи (бывшего Комитета попечительства о Русской
иконописи) А.И. Кудрявцев и другие. На должность заведующего "реставрационным
делом Художественного отдела" музея был единогласно избран опытный хранитель и
реставратор Н.А. Околович.
В штат были зачислены опытные мастера реставраторы древнерусской живописи И.Я.
Челноков и А.Н.
Суворова.
В 1932 году в Русском музее было уже 4 мастерских
при трех Отделах (Историко-бытовом, Художественном и Этнографическом) в которых
работало 17 человек.
В 1934 году было принято решение об организации
единой Реставрационной мастерской, руководителем которой стал ветеран музейного
дела М.В.
Фармаковский. Мастерская состояла из нескольких секций: древней
живописи, новой живописи, прикладного искусства и скульптуры.
В годы Отечественной войны 1941–1945 гг.
реставраторы вместе со всеми сотрудниками музея принимали активное участие в
эвакуации наиболее ценных экспонатов в город Молотов (Пермь). Часть сотрудников
осталась в блокадном Ленинграде, где они наблюдали за сохранностью здания и
оставшихся произведений искусства.
После войны начался новый период, связанный с
работами по консервации и приведению коллекции в экспозиционное состояние.
Широкая экспедиционная деятельность музея в
1950-х годах привела к интенсивному росту коллекций. Научное изучение новых
поступлений, накопление информации и анализ, необходимость расширения знаний о
технике исполнения и материалам, привело к дифференцированному подходу в
исследовании и консервации музейных предметов. Как итог этого процесса –
стремление к более узкой специализации реставраторов. В 1950-х годах в отделе
реставрации создаются новые подразделения. В 1954 году - "Мастерская реставрации
древнерусской живописи". В 1955 году - "Мастерская реставрации графики". В
1961 году организовываются сразу три мастерские - по реставрации деревянной
скульптуры и резьбы, реставрации тканей и реставрации прикладного и народного
искусства. В 1969 году создается самостоятельная мастерская по реставрации
гипсовой и каменной скульптуры.
В 1970 году созданы физическая и химической
лаборатории. Эти подразделения стали аналитической и научно-экспериментальной
базой для решения проблем консервации и реставрации музейных предметов.
В 1970 году была реорганизована мастерская
реставрации произведений прикладного искусства и скульптуры. В 1981
году в самостоятельное подразделение выделилась мастерская реставрации картинных
рам. В 1990 году был организован сектор по реставрации экспонатов, выполненных
в смешанных живописных техниках.
В связи с расширением коллекции современного, во
многом экспериментального изобразительного искусства, в 2005 году, был создан
сектор по реставрации современных арт-объектов. Мастерская расположена в
Мраморном дворце Русского музея и обслуживает коллекцию предметов современного
искусства.
Важным этапом развития отдела реставрации явилось
создание в 2008 году специального подразделения, которое отвечает за координацию
работы отдела – «Сектора координации реставрационной деятельности». Одна из его
основных задач - контроль за качеством ведения реставрационной документации. В
октябре 2016 года отдел реставрации Русского музея перешел на сетевую версию
компьютерной информационной системы, в которую интегрируется вся поступающая
информация.
Особенностью текущего состояния реставрации
предметов в Русском музее является научный подход ко всем этапам работы. Это
касается как всестороннего технологического и химико-биологического исследования
предмета до начала реставрационных работ, так и выработки на их основе
оптимальных и безопасных методов вмешательства, обсуждения программы работ на
реставрационных советах и комиссиях, объективное и точное документирование, а
также, контроль качества работы на всех этапах реставрации.
С 1 января 2019 года Отдел реставрации Русского
музея был преобразован в новое подразделение - Службу реставрации музейных
ценностей. Сегодня это - современный научно-реставрационных центр, состоящий из
15 отделов (13 - реставрационных и 2 - вспомогательных), где работают 89
специалистов самого высокого профессионального уровня.
В 1906 году
художник-реставратор
А.Я. Боравский
составил свой
знаменитый проект создания
постоянной реставрационной мастерской при Русском
музее. Однако, ему не суждено было сбыться
из-за недостатка финансовых средств.
После Октябрьской революции 1917 года тысячи
национализированных памятников из частных коллекций, "предметов культа",
принадлежавшим соборам и монастырям по всей России начали стекаться в стены
государственных музеев. Увеличение коллекций, создание новых отделов, в которых
хранились самые разнообразные по возрасту и материалам экспонаты, острая необходимость
их сохранения, стали причиной организации при крупнейших музеях страны
реставрационных отделов.
25 апреля 1922 года
такая
Реставрационная
мастерская была организована и в Русском музее. Её сотрудники стали заниматься
произведениями масляной и темперной живописи. Структурно она являлась частью
Художественного отдела и состояла из двух секций: главной,
реставраторы которой
работали непосредственно над произведениями из музейного собрания и, областной,
которая обслуживала художественные собрания Петрограда и северных областей
России. Помимо Реставрационной мастерской Художественного отдела в музее были
организованы мастерские при других научных отделах - Историко-бытовом и
Этнографическом. Для наблюдения за процессом реставрации была создана "Особая комиссия",
в состав которой вошли ведущие специалисты музея - директор музея
Н.П. Сычёв, заведующий Художественным отделом
П.И. Нерадовский,
хранитель
Н.А. Околович,
действительный член и ученый секретарь Комитета изучения древнерусской живописи (бывшего Комитета
попечительства о Русской иконописи)
А.И. Кудрявцев
и другие.
На должность заведующего "реставрационным делом Художественного отдела" музея
был единогласно избран опытный
хранитель и реставратор
Н.А. Околович.
Руководителем
Областной реставрационной мастерской был избран
А.И. Кудрявцев.
В штат были зачислены опытные мастера, к примеру, реставраторы
древнерусской живописи
И.Я. Челноков
и
А.Н. Суворова.
Для реставрации
экспонатов им
пришлось творчески переосмысливать традиционные методы российской школы
реставрации. Создавать новые методики для консервации
различных музейных предметов. В эти годы была заложена основа, на которой все
последующие поколения мастеров строили свою работу, передавая свои знания и
умения друг другу.
|
Реставратор
С.П. Орлов представляет картину Г.И. Угрюмова " Въезд
Александра Невского во Псков"
на заседании Реставрационного совета.
1970 |
|
В 1926 году
областная реставрационная мастерская была ликвидирована.
К началу структурных
преобразований, которые начались в 1932 году в Русском музее было уже 8
мастерских, при трех Отделах (Историко-бытовом, Художественном и
Этнографическом) в которых работало 17 человек.
В 1934 году в связи с реструктуризацией
штатов была организована единая Реставрационная мастерская, состоявшая
из нескольких секторов. Её руководителем в течение первых трех лет был ветеран
музейного дела М.В. Фармаковский.
Отдел реставрации был разделен на сектора: древней живописи, новой
живописи, прикладного искусства и скульптуры.
В годы Отечественной войны
1941-1945 гг. реставраторы вместе со всеми сотрудниками музея принимали активное
участие в эвакуации экспонатов в Пермь, где хранилась основная часть коллекции.
Некоторым пришлось остаться в блокадном Ленинграде, где они наблюдали за
сохранностью здания и оставшихся произведений искусства.
После войны начался новый
период, связанный с работами по консервации и приведению коллекции в
экспозиционное состояние. Определяющим в деятельности реставраторов становится
консервация музейных предметов, исключающая их дальнейшее разрушение.
Активное участие принимали сотрудники отдела и в воссоздании новой экспозиции. В
послевоенный период определились основные направления деятельности отдела по
консервации и реставрации экспонатов. В ряде случаев требовался пересмотр
устаревших методик, в частности, - методика раскрытия авторской живописи при реставрации древнерусской
иконописи.
Широкая экспедиционная деятельность музея 1950-х
годов привела к интенсивному росту коллекций. Научное изучение новых
поступлений, накопление информации и анализ, необходимость расширения знаний о
технике исполнения и материалам, привело к дифференцированному подходу в
исследовании и консервации экспонатов. Как итог этого процесса –
стремление к более узкой специализации реставраторов. В 1950-х годах в Отделе
реставрации организовываются новые подразделения. В 1954 году -
"Сектор реставрации древнерусской
живописи".
В 1955 году - "Сектор
реставрации графики". В 1961
году - реставрационные
мастерские по
деревянной скульптуре, декоративной резьбе и мебели и
сектор реставрации
тканей. В 1969 году создается самостоятельная
мастерская по реставрации
гипсовой и каменной скульптуры.
|
Заведующая
мастерской реставрации
графики
И.А. Быховская представляет
свою работу на заседании Реставрационного совета. 1976 |
|
Стремление к комплексному
изучению памятников, выявлению его характерных особенностей с одной стороны и
появление новых технологий и методов научного исследования, основанных на
последних достижениях науки с другой, привело к созданию в 1970 году физической
и
химической лабораторий.
Эти подразделения стали аналитической и научно-экспериментальной базой для
решения проблем консервации и реставрации
музейных предметов.
В 1970 году был организован "Сектор
реставрации произведений прикладного искусства и скульптуры". В 1981
году в самостоятельное подразделение выделилась мастерская
реставрации
картинных рам". В 1990 году был организован
сектор по реставрации экспонатов, выполненных в
смешанных живописных техниках.
Стремление к анализу и
осмыслению процессов, связанных с развитием реставрационной науки, изучения
этики восстановления памятников, привело к созданию
"Сектора теории и истории музейной реставрации" (1995 г.).
В связи с
увеличением за последнее время коллекции современного, во многом
экспериментального изобразительного искусства, в 2005 году, была создана новая
мастерская
по
реставрации современных арт-объектов. Она расположена в Мраморном дворце
Русского музея и обслуживает уникальное собрание предметов современного искусства.
Это - объекты, созданные из нетрадиционных, часто синтетических материалов, таких как
пластик, пенопласт, поролон или их комбинации.
Особенностью современного
состояния реставрации экспонатов в Русском музее является научный поход
к каждому этапу работы. Это касается как всестороннего технико-технологического
и химико-биологического исследования памятника до начала реставрационных работ,
так и выработки на их основе оптимальных и безопасных методов вмешательства,
обсуждения программы работ на реставрационных советах
и комиссиях, объективное и точное
документирование и контроль качества на всех этапах реставрации.
С 1 января 2019 года Отдел реставрации Русского
музея был преобразован в новое подразделение - Службу реставрации музейных
ценностей. Сегодня это - современный научно-реставрационных центр, состоящий из 15
отделов (13 - реставрационных и 2 - вспомогательных), где работают 89 специалистов самого высокого профессионального
уровня.
Дополнительно по теме:
|