Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

История отдела реставрации Русского музея

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Лучшие реставрационные работы года:

 2016...>
 2015...>
 2014...>
 2013...>
 2012...>
 2011...>

Реставрация шедевров:

 Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

 Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

 Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

 Реставрация тихвинских икон XVI века...>

 Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

 Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

 Реставрация скульптур Летнего сада...>

Реставрационные мастерские и сектора:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Гипсовая и каменная скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Сектор химико-биологических исследований...>

  Сектор координации реставрационной деятельности...>

 Сектор теории и истории музейной реставрации...>

 Что нового в отделе?...>

 Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Мастерская реставрации Русского музея в 1922 году

Реставрационная мастерская. 1925 г.  Слева направо: Н.С. Благовещенская, И.Я. Челноков, М.П. Покровская, М.М. Тюлин (?), А.Н. Суворова, А.В. Уханова, Я.И. Уткин

Со времени открытия "Русского Музея Императора Александра III" в 1898 году, его художественные коллекции  требовали постоянного наблюдения за состоянием сохранности. Имеются многочисленные свидетельства проведения реставрационных работ над экспонатами музея в те годы. Тем не менее, прямых документов, доказывающих, что в музее уже существовала реставрационная структура пока не обнаружено. 

В 1906 году художник-реставратор А.Я. Боравский составил свой знаменитый проект создания реставрационной мастерской при Русском музее. Однако из-за недостатка финансовых средств ему не суждено было сбыться.

После Октябрьской революции 1917 года тысячи национализированных памятников из частных коллекций, "предметов культа", принадлежавшим соборам и монастырям по всей России начали стекаться в стены государственных музеев. Увеличение коллекций, создание новых отделов, в которых хранились самые разнообразные по возрасту и материалам экспонаты, острая необходимость их сохранения, стали причиной организации при крупнейших музеях страны реставрационных отделов.

25 апреля 1922 года такая реставрационная мастерская была организована и при Русском музее. Она состояла из двух секций: главной, сотрудники которой работали непосредственно над произведениями из музейного собрания и, областной, которая обслуживала художественные собрания Петрограда и северных областей России. Для наблюдения за процессом реставрации была создана "особая комиссия", в состав которой вошли ведущие специалисты музея - директор музея Н.П. Сычёв, К.К. Романов, П.И. Нерадовский, Н.А. Околович и А.И. Кудрявцев. На должность заведующего "реставрационным делом Художественного отдела" музея был единогласно избран энтузиаст музейного дела опытный художник-реставратор Н.А. Околович. Руководителем Областной реставрационной мастерской был избран А.И. Кудрявцев. В штат были зачислены опытные мастера-реставраторы, к примеру, реставратор древнерусской живописи И.Я. Челноков.

Мастерская  реставрации масляной живописи - Реставрация картин  - Отдел реставрации музейных ценностей - Русский музей

Мастерская реставрации живописи. 1950-е гг. Слева направо: П.В. Райков, А.Б. Бриндаров, Н.А. Шапошникова, С.Ф. Конёнков, И.В. Ярыгина и М.Н. Марков

Для реставрации экспонатов им пришлось творчески переосмысливать традиционные методы российской  школы реставрации. Создавать новые методики для консервации различных материалов. В эти годы была заложена основа, на которой все последующие поколения мастеров строили свою работу, передавая свои знания и умения друг другу.

В 1926 году областная реставрационная мастерская была ликвидирована. В 1935 году Отдел реставрации был разделен на лаборатории и сектора: древней живописи, новой живописи, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства.

В годы Отечественной войны 1941-1945 гг. реставраторы вместе со всеми сотрудниками музея принимали активное участие в эвакуации экспонатов в Пермь, где хранилась основная часть коллекции. Некоторым пришлось остаться в блокадном Ленинграде, где они наблюдали за сохранностью здания и оставшихся произведений искусства.

После войны начался новый период, связанный с работами по консервации и приведению коллекции в экспозиционное состояние. Определяющим в деятельности реставраторов становится консервация произведений искусства, исключающая их дальнейшее разрушение. Активное участие принимали сотрудники отдела и в воссоздании новой экспозиции. В послевоенный период определились основные направления деятельности отдела по консервации и реставрации экспонатов. В ряде случаев требовался пересмотр устаревших методик, в частности, в реставрации древнерусской живописи.

Широкая экспедиционная деятельность музея 1950-х годов привела к интенсивному росту коллекций. Научное изучение новых поступлений, накопление информации и анализ, необходимость расширения знаний о технике исполнения и материалам, привело к дифференцированному подходу в исследовании и консервации экспонатов. Как итог этого процесса –  стремление к более узкой специализации реставраторов. В 1950-х годах в Отделе реставрации организовываются новые подразделения. В 1954 году - "Сектор реставрации древнерусской живописи". В 1955 году - "Сектор реставрации графики". В начале 1960-х годов - реставрационные мастерские по деревянной скульптуре, декоративной резьбе и мебели (1961 г.) и тканям (1961 г.). В 1969 году создается самостоятельная мастерская по реставрации гипсовой и каменной скульптуры.

Реставрационный совет Русского музея по графике | Реставрационная комиссия

Заведующая мастерской реставрации графики И.А. Быховская представляет свою работу на заседании Реставрационного совета. 1976 г.

Стремление к комплексному изучению памятников, выявлению его характерных особенностей с одной стороны и появление новых технологий и методов научного исследования, основанных на последних достижениях науки с другой, привело к созданию в 1970 году физической и химической лабораторий. Эти подразделения стали аналитической и научно-экспериментальной базой для решения проблем сохранности и консервации экспонатов.

В 1970 году был организован "Сектор реставрации произведений декоративно-прикладного искусства". В 1981 году - "Сектор реставрации картинных рам". В самостоятельное подразделение выделилась мастерская реставрации экспонатов, выполненных в смешанных живописных техниках (1990 г.).

Стремление к анализу и осмыслению процессов, связанных с развитием реставрационной науки, изучения этики восстановления памятников, привело к созданию "Сектора теории и истории музейной реставрации" (1995 г.).

В связи с увеличением за последнее время коллекции современного, во многом экспериментального изобразительного искусства, в 2005 году, была создана новая мастерская по реставрации современных арт-объектов. Она расположена в Мраморном дворце Русского музея и обслуживает уникальное собрание предметов современного искусства. Это объекты, созданные из нетрадиционных,  часто синтетических материалов, таких как пластик, пенопласт, поролон или их комбинации.

Особенностью современного состояния реставрации экспонатов в Русском музее является научный поход к каждому этапу работы. Это касается как всестороннего технико-технологического исследования памятника до начала реставрационных работ, так и выработки на его основе оптимальных и безопасных методов вмешательства, обсуждения программы работ на реставрационных советах, объективное и точное документирование и контроль качества на всех этапах реставрации.

Отдел реставрации Русского музея сегодня - это современный научно-реставрационных центр, состоящий из 16 подразделений, где работают 95 специалистов самого высокого профессионального уровня.

 

Дополнительно по теме:

  Реставратор древнерусской живописи - Николай Васильевич ПЕРЦЕВ (1902-1981)...>>>

  "Реставрация икон в Русском музее. Николай Андреевич Околович (1867 – 1928" (М.Г. Малкин, 2013)...>>>

 

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта