Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Мастерская реставрации древнерусской живописи

Мастерская реставрации древнерусской живописи Отдела реставрации Русского музея

В настоящее время в мастерской реставрации древнерусской живописи работает 7 художников-реставраторов (2 из которых - высшей категории) и один научный сотрудник.

Мастерская имеет давние традиции. В ней работали такие известные мастера, как Я.В. Сосин, Н.Е. Давыдов, Н.В. Перцев, С.Ф. Конёнков, И.П. Ярославцев, И.В. Ярыгина, С.И. Голубев. Многое из их опыта бережно сохраняется и передается новым поколениям реставраторов.

Реставрационные мастерские и сектора:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Гипсовая и каменная скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Сектор химико-биологических исследований...>

  Сектор координации реставрационной деятельности...>

 Сектор теории и истории музейной реставрации...>

Художники-реставраторы иконописи Русского музея С.Ф. Коненков и Н.В. Перцев | Реставрация икон в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Художники-реставраторы мастерской реставрации древнерусской живописи (слева-направо) Н.В. Перцев и С.Ф. Конёнков. 1960-е

Немало в работе мастерской и принципиально нового. Особенно изменились за последние годы методы раскрытия икон от позднейших наслоений. Традиционные приемы расчистки, заключающиеся в размягчении записей компрессами с органическими растворителями и последующим их удалением скальпелем, уступили место тщательной и скрупулезной работе под микроскопом. На смену обычным медицинским скальпелям пришли специальные микроинструменты. В практику повседневного контроля за проведением реставрации вошла макро- и микрофотография.

Все эти новшества повысили качество раскрытия. Если раньше, удаляя записи, реставратор полагался, зачастую, только на собственную интуицию, то, работая под микроскопом, он может точнее определить состояние живописи и уверенно контролировать процесс расчистки.

Использование при этом микроинструментов, размер которых в несколько раз меньше самого маленького скальпеля, позволяет добиваться большей чистоты обработки красочной поверхности без ущерба для ее сохранности.

Естественно, что раскрытие под микроскопом резко снижает темпы работы, удлиняет сроки реставрации памятника, но ее качество, как показала практика, неизмеримо возрастает. Особенно успешно новая методика зарекомендовала себя при реставрации икон строгановской школы, миниатюрное письмо которых требует поистине ювелирной работы, также таких памятников, как "Борис и Глеб" ХIV в., "Воскрешение Лазаря" к. ХIV - н. ХV вв. и многих других.

Раскрытие под микроскопом, внимательное изучение памятников позволили внести некоторые уточнения и в традиционные представления о технике и технологии иконописи. Наиболее важным из них для реставрационной практики является открытие в большом числе памятников комбинированной техники письма с использованием цветных лаков.

Мастерская реставрации древнерусской живописи. Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея.

Ведущий художник-реставратор Рудольф Кесарев завершает работы по раскрытию авторской живописи на иконе тихвинской школы XVI века "Евангелист Лука". 2016

Обычно считалось, что лаки появляются в иконах лишь с конца ХVI столетия. Однако работы последних лет позволили выявить их в произведениях ХIII - ХV веков. Интересным примером такой техники является икона "Богоматерь с младенцем на престоле с предстоящими Николой и Клементом" ХIII в., в живописи ликов и некоторых других участках которой применены желтый и красновато-коричневый лаки.

Подобные примеры сложной, "нетрадиционной" технологии иконописи оказались довольно многочисленными. Это заставило коренным образом пересмотреть проблему использования в реставрации икон сильных органических растворителей. Как показали исследования, их воздействие часто наносит живописи непоправимый вред. Поэтому в настоящее время компрессы с растворителями для удаления поздних наслоений применяется ограниченно, и основное внимание уделяется раскрытию "всухую".

Наиболее значительные работы мастерской, сделанные за последние годы - раскрытие авторской живописи на ряде икон XVI-XVII веков из Успенского собора Тихвинского монастыря.

Большое значение в работе мастерской имеет научно-исследовательская работа. Знание иконографии, стиля, особенностей художественного языка древнерусской живописи, глубокое понимание философско-религиозной концепции каждого произведения позволяет реставратору избежать многих ошибок, полнее раскрыть авторский замысел художника. Результатом этой работы являются многочисленные доклады на музейных семинарах, всероссийских и зарубежных научных конференциях, а также ряд научных статей сотрудников мастерской в различных изданиях.

 

Дополнительно по теме:

  "К истории становления и развития мастерской реставрации древнерусской живописи" (М.Г. Малкин, 1995)

  Реставратор древнерусской живописи Николай Васильевич ПЕРЦЕВ (1902-1981)

  Нажмите сюда, чтобы посмотреть несколько произведений тихвинской школы иконописи, которые были отреставрированы в Русском музее за последнее время...>>>

  О реставрации иконы тихвинской школы XVI века «Святой евангелист Марк» (инв. No. ДРЖ-3204) из Успенского собора Тихвинского монастыря в 2012 г. в Отделе реставрации Русского музея..>>>

  О новой книге, посвященной реставратору древнерусской живописи Русского музея Сергею Голубеву -  "ПОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗА. С.И. Голубев - реставратор, педагог, иконописец"...>>>

  Реставратор древнерусской живописи - Николай Васильевич ПЕРЦЕВ (1902-1981)...>>>...>>>

  "Реставрация икон в Русском музее. Николай Андреевич Околович (1867 – 1928" (М.Г. Малкин, 2013)...>>>>>>

 

ЛУЧШИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:

 ИКОНА. РОЖДЕСТВО БОГОМАТЕРИ. XVII в.
Дерево, левкас, паволока, темпера. 96,5 х 70 х 3
Инв.
No. ДРЖ-3173

Реставраторы:

Конёнков С.Ф. (1957 г.)
Васильев  А.И.
(с 1997 по 1999 гг.)
Прончатов Д.Ю.
(с 2004 по 2006 гг.)
Ратников И.А.
(с 2008 по 2016 гг.)

Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

В процессе

После реставрации

Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

В процессе

После реставрации


Икона поступила на полную реставрацию в 2008 году из фондов Отдела древнерусского искусства Русского музея. Икона происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря. Щит иконы состоит из двух досок. Шпонки врезные, встречные, сквозные. Имелись неактивные трещины основы, сколы, отщепы, вмятины древесины по всей поверхности щита. Тыльная сторона закрашена красно-коричневой краской.

За время нахождения в музее икона несколько раз передавалась из фонда хранения в реставрационную мастерскую. В 1957 году - красочный слой и грунт иконы был укреплен и лицевая сторона очищена от поверхностных загрязнений. Эту работу выполнял реставратор  С.Ф.Конёнков. В 1997-1999 гг. реставратором А.И. Васильевым был еще раз укреплен грунт и красочный слой. После этого было сделано вначале пробное, а затем частичное раскрытие авторского красочного слоя в левой части иконы. В 2004-2006 гг. художником-реставратором  Прончатовым Д.Ю. продолжено раскрытие авторского красочного слоя в левой части.

При поступлении иконы в реставрационную мастерскую в 2008 году в левой ее части, на нераскрытом участке, авторский красочный слой находился под слоем сильно потемневшей сгрибленной олифы. На верхнем поле - значительная утрата грунта и красочного слоя до основы (частично утрачена поновительская надпись). По всей поверхности были выкрошки и утраты красочного слоя до грунта.

Пробное раскрытие выполнялось на верхнем поле и фоне при помощи стереомикроскопа микроскальпелем "всухую". Пробное раскрытие выявило авторский красочный слой в хорошей сохранности с тонким, частично утраченным покровным слоем. На авторском красочном слое находилось два слоя записи: плотная темперная и тонкая масляная прописка. На верхнем поле открылось сильно потёртое авторское серебро под двумя слоями записи: плотной тёмно-зелёной и коричневой краски. На полях выявились загрунтованные гвоздевые отверстия, что указывает на то, что когда-то на иконе был оклад. На изображении фона, под слоем позолоченного лепного орнамента, слоем промежуточного золота с толстым слоем олифы открылся нижний слой позолоты на красном полименте в хорошей сохранности.

Особую сложность при раскрытии представляла позолота на фоне. Поздний очень твёрдый позолоченный лепной орнамент стачивался микроскальпелем "всухую" до ровного слоя, затем микроскальпелем с увлажнением эмульсией, удалялся толстый слой олифы и промежуточного золота, после чего утоньшался покровный слой на нижележащей позолоте на красном полименте.  В утратах позолоты на полименте была оставлена промежуточная позолота в границах утрат.  На изображении фона открылась позолота в хорошей сохранности.

На авторском красочном слое сложность при раскрытии представляла плотная темперная запись. Она утоньшалась до авторского красочного слоя под микроскопом микроскальпелем "всухую".

В местах утрат авторского красочного слоя сохранялся слой записи, подходящий по цвету и тону к авторскому. Также в связи с плохой сохранностью авторской позолоты на нимбах святых и ассисте было оставлено поновительское золочение.

В процессе раскрытия грунт и красочный слой неоднократно укреплялись водным раствором осетрового клея.

После полного раскрытия от записей грунт и красочный слой иконы был укреплён. В места утрат авторского грунта подведён реставрационный грунт. По всей поверхности выполнена довыборка остатков поздней записи. Реставрационный грунт, потёртости красочного слоя тонированы акварельными красками. Лицевая сторона иконы покрыта реставрационным лаком.

  Более подробно...

 

 ИКОНА. ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА. XVI в.
Дерево, левкас, темпера. 204 х 86 х 3,8
Инв.
No. ДРЖ-3203

    Реставратор - Кесарев Р.А. (2016 г.)

Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

В процессе

После реставрации

Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

В процессе

В процессе

После


Икона происходит из деисусного ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря, была вывезена участниками экспедиции Русского музея в 1956 году. В 2012 году икона поступила на реставрацию.

Щит иконы состоит из трех досок, двух широких и одной узкой, скрепленных двумя врезными встречными шпонками. Тыльная сторона щита закрыта коричневой краской. Имеются надписи инвентарных номеров, нанесенные синей краской.

Лицевая сторона иконы была покрыта слоем сильно потемневшей, местами сгрибленной, олифы. Авторский красочный слой находился под двумя поновительскими записями. Верхний слой представлял собой масляную запись конца XIX века, под ней была сплошная запись темперной краской, предположительно, XVIII века. Темперная запись была довольно толстая и плотная. На фоне лежал лепной золоченый орнамент, относящийся к масляной записи конца XIX века.

Перед раскрытием вся поверхность иконы была укреплена методом многократных пропиток медово-осетровым клеем.

В начале было сделано пробное раскрытие на небольшом участке в левой части иконы, где было выявлено количество поновительских записей, их состав и реакция на растворители. Затем пробное раскрытие было расширено с продолжением поиска методов раскрытия. Раскрытие велось послойно. В процессе раскрытия сначала удалялась масляная запись с олифой. Удаление темперной записи шло очень сложно – сильна была адгезия красочных слоев. Авторский красочный слой при поновлении был промыт с целью удаления поверхностного загрязнения и покровной пленки олифы и имел потертости красочного слоя разной степени, местами до левкаса, по всей поверхности. Темперная запись лежала на нем в основном без прослойки олифы. Сам авторский слой был очень сильно ослаблен. Мелкие прописки коричневатого цвета были очень твердые. Поскольку авторский красочный слой местами очень тонкий и хрупкий, то приходилось или растачивать прописки, или их выбирать микроскальпелем под микроскопом. Расточкой работать не везде было возможно, так как авторский слой местами имел кракелюр с приподнятыми краями, и расточка могла срезать верхушки кракелюра. Во время удаления темперной записи приходилось по-разному работать: и растачивать, и срезать всухую, и применять различные растворители. На некоторых участках в процессе раскрытия производилось дополнительное укрепление.

При раскрытии орнамент на фоне был удален. Авторское золото на фоне практически полностью утрачено. На полях золото сохранилось лучше, чем на фоне. Авторский левкас на фоне после удаления лепного орнамента имеет множество черных вкраплений – остатков золы, которые глубоко проникли в левкас во время промывки при поновлении, и остатков шеллака, которым был пропитан лепной поновительский орнамент перед золочением.
После удаления поновительских записей открылось личное письмо. Сохранность лика очень хорошая. На красных одеждах открылись авторские мягкие складки, выполненные легкими мазками  (на темперной записи они были черные). На хитоне после удаления темперной записи зеленого цвета открылась авторская живопись оливкового цвета. На изображении книги частично сохранился авторский ассист. На нем был слой охры и поновительский ассист, которые были удалены.

Запись на поземе была очень плотная, темно-зеленого цвета. Авторский позем состоит из двух частей: верхней оливкового цвета и нижней зеленовато-изумрудного цвета. Позем очень сильно потерт, местами просвечивал левкас. В потертостях местами оставлена запись, которая очень близка по тону к авторской живописи.

Гиматий также местами очень сильно потерт. На гиматии была плотная запись, сделанная красной охрой, которая была  удалена. Авторский красочный слой здесь очень тонкий, имеет очень обширные потертости, поэтому крайне сложно было удалять запись. Запись была твердая, а красочный слой мягкий и легко скалывался при нажатии, поэтому приходилось растачивать запись, местами срезать ее скальпелем. Усложнял работу приподнятый кракелюр, который в процессе раскрытия приходилось укладывать.

В правой части иконы были удалены вставки позднего левкаса на месте сучков: одна большая вставка внизу на гиматии и две вставки в средней его части. Разновременные вставки на полях были пропитаны шеллаком, который потемнел от времени – их также пришлось удалить. На местах удаленных вставок был подведен новый левкас и выполнены тонировки. На правом поле в нижней части иконы глубокие утраты древесины также были замастикованы и затонированы.

После удаления всех поздних записей и прописок в местах утрат и потертостей красочного слоя были сделаны тонировки акварелью и вся поверхность иконы покрыта даммарным лаком.

  Более подробно...

 

ИКОНА. ЕВАНГЕЛИСТ МАРК. XVI в.
Дерево, левкас, темпера. 202 х 82 х 3,7
ДРЖ-3204

Реставратор - Кесарев Р.А. (2015 г.)

До реставрации

В процессе

После


Икона поступила на реставрацию 24 октября 2012 года из фондов Отдела древнерусского искусства Русского музея. Икона происходит из деисусного ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря.

Щит иконы состоит из трех досок, двух широких и одной узкой, скрепленных двумя врезными встречными шпонками. Тыльная сторона щита закрыта коричневой краской. Имеются надписи инвентарных номеров, нанесенные синей краской.

Изображение на иконе находилось под покровной пленкой олифы, которая очень сильно окислилась и потемнела, почти почернела, местами олифа имела сгрибленности. Изображение с трудом просматривалось.

При визуальном исследовании с помощью бинокулярной лупы и микроскопа МБС-10 было выявлено, что на личном письме (лик, руки) под покровной пленкой олифы красочный слой имеет довольно большую толщину, что указывало на присутствие записи, а также характерный кракелюр. В некоторых местах разрывов красочного слоя по кракелюру имелись мелкие выкрошки – было видно, что помимо покровной пленки олифы, есть еще слой масляной краски и слой темперной. Слой масляной краски имеет прозрачную структуру, и внутри этой структуры присутствует пигмент. Всё это указывало на присутствие, по крайней мере, двух слоев записи.

В дальнейшем, при раскрытии иконы, эти выводы визуального наблюдения подтвердились. На фоне находился золоченый рельефный орнамент. На полях красочный слой местами имел отставания и утраты. В местах утрат просматривалось золото, положенное на желтый полимент. Золото имеет потертости.

На изображении левой руки евангелиста было сделано пробное раскрытие, которое показало, что на руке, помимо олифной пленки, имелись две записи: одна запись сделана масляной краской, другая темперной. Дальнейшее раскрытие было приостановлено, так как требовалось укрепление красочного слоя. Укрепление проводилось методом многократной пропитки раствором медово-осетрового клея по всей поверхности иконы.

После укрепления красочного слоя и левкаса было продолжено раскрытие иконы.

Раскрытие велось всухую, механическим способом, послойно. Рельефный орнамент и записи на изображении фигуры срезались специальным инструментом под микроскопом. После удаления рельефного орнамента на фоне открылось сильно потертое золото и многочисленные гвоздевые отверстия, замастикованные коричневой мастикой. Гвоздевые отверстия указывают на то, что когда-то на иконе был металлический басменный оклад.

Особую сложность представляло раскрытие Евангелия в руках апостола. Первоначальный золотой орнамент на облатке был закрашен охрой светлой. На охру было положено листовое золото и лаком сделан орнамент. Впоследствии всё это было закрыто масляной записью. Если удалить масляную запись не представляло особого труда, то удаление охры светлой, лежащей на золотом асисте, представляло большую сложность. Запись охрой оказалась очень твердой. Первоначально ее пришлось растачивать, так как срезать ее было нельзя, поскольку она могла отрывать частицы золота. При утоньшении  до определенной толщины охра становилась прозрачной, и через нее начинало просвечивать золото. Остатки охры срезались осторожно небольшими частицами специальным инструментом под микроскопом. Так же приходилось удалять темперную запись и промежуточные прописки в некоторых местах на изображении гиматия и, особенно, хитона.

После удаления всех поздних записей и прописок в местах утрат и потертостей красочного слоя были выполнены тонировки. Тонировки выполнялись акварелью. После тонирования утрат икона была покрыта даммарным лаком, разведенным пиненом 1:3.

 

 ИКОНА АРХАНГЕЛ МИХАИЛ. Конец ХVI в.
Дерево, левкас, темпера. 90,2 х 75,6 х 3,7
ДРЖ-3131

Реставраторы - 
Кесарев Р.А. (полное раскрытие), 2014;
Голубев
С.И. (расширение пробного раскрытия до частичного), 1977;
Ярыгина И.В. (пробное раскрытие), 1977.

До реставрации

В процессе

После


Икона поступила в Русский музей в 1977 году. В том же году было сделано пробное раскрытие И.В.Ярыгиной (в правой части иконы) и увеличение пробного раскрытия до частичного С.И.Голубевым (правая верхняя четверть иконы).

В 2012 году решением Реставрационного совета работа по раскрытию иконы была продолжена. Нераскрытый участок иконы находился под толстым слоем сгрибленной почерневшей олифы. В процессе раскрытия выявилось, что золотой фон и верхнее поле были перелевкашены. Местами перелевкаска заходит на контуры крыльев и изменяет контур волос на затылке Архангела. По верхнему полю перелевкаска закрывает киноварную опушь. Перелевкашенное поле было покрыто золотом и имело суриковую опушь. На полях лежали две записи: одна из них была выполнена охрой, другая – темно-зеленой, почти черной, краской.

Изображение нимба и черной обводки лежат на перелевкаске. Это изображение было прикрыто позолотой, поверх которой был изображен другой нимб – меньшего диаметра, более узкий и исполненный коричневой краской, и который был удален в процессе раскрытия.

В нижней части боковых полей и по всему нижнему полю с заходом в средник на одежды архангела шла обширная ранняя вставка левкаса, на которой находились четыре разновременные записи. Изображение левой руки имеет множество утрат.

В процессе раскрытия все поздние вставки были удалены, подведен реставрационный грунт в эти места и выполнены тонировки акварелью. Икона покрыта лаком.

 

 ИКОНА. CРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. XVI в.
Дерево, левкас, темпера. 94,6 х 76,6 х 2,6
ДРЖ-3164

 Реставраторы -
Никканен Хелена (пробное раскрытие), 1984 
Попова Г.Н. (расширение пробного раскрытия), 1985
Бушуев М.М. (полное раскрытие), 2013

До реставрации

В процессе

После


Икона находилась под сплошной записью, включающей в себя два разновременных слоя. Первый поновительский слой – это плотная темперная запись XVII в., которая лежала непосредственно на потертой авторской живописи.

Прослойка тонкой авторской олифы сохранилась фрагментарно. Вторая запись (более поздняя) может быть датирована XIX веком, по характеру она больше была похожа на тонкие масляные прописки, имевшие рыхлую структуру с крупными разрывами красочного слоя. К этому же времени относился и поновительский фон с левкасным орнаментом. Авторское золото фона и нимбов утрачено при поновлениях, поэтому на этих участках оставлен промежуточный слой более позднего золота удовлетворительной сохранности. В отличие от перезолоченных нимбов и фона сильно потертые золотые поля  при поновлении выкрашивались темной сине-зеленой краской.

Икона полностью раскрыта от записей. Работа велась под микроскопом микроскальпелем без использования растворителей. В процессе раскрытия производились локальные укрепления ослабленного красочного слоя. На утратах и потертостях красочного слоя выполнены тонировки. Икона покрыта мастичным лаком. 

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта