Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео

Отдел реставрации художественных изделий из металла

о сложной реставрации памятника древнерусского прикладного искусства - "Крышка на раку Святого Александра Свирского"

Сектор реставрации художественных изделий из металла был организован в 2007 году. В настоящее время здесь работает три художника-реставратора. В 2018 году Сектор был преобразован в Отдел реставрации художественных изделий из металла.

В коллекции Русского музея хранятся тысячи художественных произведений, созданных из металла. Основу коллекции составляют произведения, поступившие в конце XIX века из Императорской Академии художеств. Наряду с ними в Русский музей поступало большое количество произведений из частных собраний.

Реставрационные отделы:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Каменная и гипсовая скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Отдел химико-биологических исследований...>

  Отдел координации реставрационной деятельности...>

 

Так в 1901 году мать известного коллекционера А.А. Васильчикова подарила музею 1587 экспонатов из его собрания, среди которых имелось большое количество драгоценной утвари, созданной из металла. Почетный гражданин П.В. Синицын продал музею собрание медной и оловянной утвари с интересными вкладными надписями. В частности, в составе коллекции поступило уникальное серебряное кадило 1546 года новгородского происхождения.  В 1910 году хранитель Художественного отдела Русского музея П.И. Нерадовский был командирован в Московскую губернию, и, вернувшись, сообщил, что в ризнице Иосифо-Волоколамского монастыря находятся предметы, которые по ветхости не могут служить монастырю и их желательно хранить в музее. В результате, в 1912 году, после переговоров с церковными властями, в музей было передано большое количество серебряной церковной утвари. В 1914 году была приобретена коллекция Ф.М. Плюшкина, состоящая из 4700 предметов, среди которых были 717 предметов литья. В том же году поступила коллекция В.В. Шереметьева, в составе которой было много серебряных крестов-тельников, цепочек, металлических пуговиц и других предметов.

Многочисленные музейные предметы требовали постоянного наблюдения за состоянием сохранности. По мере необходимости к работам по их приведению в экспозиционное состояние привлекались по договорам специалисты-реставраторы. Это - братья Г.О. и М.О. Чириковы, Ф.А. Каликин, Д.И. Силин, Н.И. Брягин и некоторые другие.

К 1919 году в Русском музее хранилось уже свыше 5000 экспонатов древнерусского прикладного искусства, созданных из металла (кресты, панагии, складни, образки, церковная утварь). На этот период приходится время тяжелых испытаний. В связи с тяжелым экономическим положением с стране, после череды войн - Первой мировой и Гражданской, в течение несколько лет в музее отсутствовало отопление. Это привело к катастрофическому ухудшению температурно-влажностного режима, что отразилось на состоянии сохранности многих памятников. В частности, началось заболевание предметов, созданных из олова. В 1922 году в приложении к Отчету Русского музея было опубликована статья крупнейшего специалиста И.А. Гальнбека «Оловянная чума», где подробно описывались рекомендации по лечению этой серьезной болезни.  

В 1922 году в Русском музее была организована Реставрационная мастерская, которая структурно являлась частью Художественного отдела. Она состояла из двух секций. Специалисты, отвечавшие за экспонаты Русского музея, занимались консервацией и реставрацией практически всего музейного собрания.

С 1923 года огромное количество ценностей начало поступать в музей, когда после закрытия крупнейших северных монастырей - Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского и Соловецкого – была свезена серебряная и золотая утварь. В 1924 году у известного собирателя древностей Н.Ф. Романченко была приобретена огромная коллекция медного литья, насчитывающая на сегодняшний день почти четыре тысячи экспонатов.

На заседании Совета Художественного Отдела Русского музея 3 июня 1924 года было решено "ввиду недостаточности штатного научного персонала Художественного Отдела и невыполнимости при таких условиях плановых заданий в полном их объёме, признать необходимым учреждение следующих 3-х сверхштатных должностей: по Реставрационной Мастерской – помощника реставратора по памятникам ювелирного искусства, по II отделу – научного сотрудника ( в связи с работами по коллекциям нового прикладного искусства и по инвентаризации и по III отделу – научного сотрудника ( в связи с инвентарными работами по секции рисунков). 

Следуя этому решению, 1 июля 1924 года на ставку  внештатного помощника реставратора по ювелирному делу был принят Владимир Фёдорович Клейн, который стал первым реставратором Русского музея, занимавшимся только предметами прикладного искусства, созданными из металла. В 1925 году в связи «с экстренной и большой работой по взвешиванию и определению драгоценных металлов и драгоценностей, поступивших в Художественный Отдел Русского музея после изъятия церковных ценностей для Помгол» (Прим. - Комитет помощи голодающим) он был переведен в штат на должность мастера-реставратора и продолжал работать вплоть до 1933 года.

В 1934 году в связи с реорганизацией штатов в Русском музее была организована единая Реставрационная мастерская, состоявшая из нескольких секторов. В эти годы реставрацией экспонатов занимались известные специалисты -  И.В. Крестовский, Т.И. Дец, К.З. Кавтарадзе, Н.Д. Малашкин, Н.В. Сафроницкая, Н.А. Чернышев. Многие из них имели художественное образование, обучаясь секретам реставрационного мастерства у своих более старших и опытных коллег.

В 1950-х годах большой вклад в реставрацию произведений прикладного искусства внесли реставраторы И.М. Дубовик и С.Т. Кирсанова. Скульпторы по образованию, они успешно освоили методы реставрации различных художественных произведений, созданных из дерева, керамики, стекла и металла.

В 1970 году в Отделе реставрации Русского музея был организован Сектор реставрации прикладного искусства и скульптуры. Его первым руководителем стал С.Я. Иванов. В состав сектора вошли специалисты по реставрации керамики, стекла, кости и металла.  На должность художника-реставратора по металлу осенью 1970 году был принят Ю.С. Золотов, который проработал в Русском музее четыре года до 1974 года.

После ухода Ю.С. Золотова на освободившуюся должность художника-реставратора по металлу в 1974 году был принят А.М. Мельников. Благодаря огромному опыту, полученному на своей предыдущей работе в качестве модельщика, и неоднократным стажировкам в крупнейших реставрационных организациях Москвы – Всероссийском научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря, Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации и в отделе реставрации Государственного Исторического музея, он быстро приобрел навыки и опыт в реставрации художественных произведений из металла. В 1995 году решением Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ ему была присвоена Первая категория по реставрации произведений из металла. Один из его самых масштабных проектов – реставрационная подготовка музейных предметов для экспонирования после капитального ремонта залов Михайловского дворца. А.М. Мельников привел в экспозиционное состояние большое количество бронзовых люстр, в частности, сделал полную реставрацию (с демонтажом и последующим монтажом всех деталей) главной люстры Белоколонного зала (свыше 500 фрагментов), созданной по проекту архитектора Карла Росси.

В течение трех лет с 1987 по 1989 года в Секторе реставрации прикладного искусства на должности художника-реставратора по металлу работал И.И. Семиняко, профессиональный ювелир, ранее работавший в объединении "Русские самоцветы".

В 1994 году в Русский музей пришел еще один специалист по реставрации металла - С.А. Чехет, выпускник реставрационного училища. К сожалению, его преждевременная смерть в дорожно-транспортном происшествии не позволила в полной мере раскрыться его таланту реставратора. В основном, он занимался проведением профилактических консервационных и реставрационных работ в отделе древнерусского прикладного искусства.

В мае 1995 года в Отдел реставрации экспонатов на должность реставратора художественных произведений из металла был принят Андрей Сергеевич Смирнов, ранее работавший реставратором металла в Государственном музее-заповеднике «Петергоф».

С.А. Чехет и А.С. Смирнов активно включились в работу по консервации и реставрации многочисленных художественных произведений из металла, хранившихся в отделе древнерусского декоративно-прикладного искусства, а А.М. Мельников продолжал сотрудничество с отделами декоративно-прикладного и народного искусства. Важным разделом их работы были регулярные профилактические осмотры фондов, выявление экспонатов, наиболее нуждающихся в консервационных и реставрационных мероприятиях. Параллельно с этим активно шла подготовка к государственной аттестации реставраторов. Благодаря содействию директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского, для участия в работе Реставрационной комиссии Русского музея по металлу был приглашен заведующий Лабораторией научной реставрации предметов декоративного искусства Эрмитажа, реставратор высшей категории Алексей Иванович Бантиков, который с готовностью стал делиться с молодыми реставраторами Русского музея своим огромным опытом и знаниями, помогая им с выбором оптимальных методов реставрации экспонатов из коллекции Русского музея.

Как результат этой огромной работы, в октябре 1998 года государственной комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ А.С. Смирнову была присвоена II-я категория, а С.А. Чехету – III-я.

В 2001 году на должность художника-реставратора художественных произведений из металла был принят Дмитрий Владимирович Красильников, выпускник Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, ранее получивший еще и реставрационное образование.

Увеличение количества художественных выставок, где экспонировались произведения декоративно-прикладного искусства, ставили перед реставраторами Русского музея традиционные задачи - приведение предметов в экспозиционный вид. Часто для этого требовалось удалить стойкие загрязнения и продукты коррозии с поверхности металла, защитить памятник от неблагоприятного воздействия атмосферы. Но в эти годы начинается освоение новых подходов в реставрации художественных произведений из металла. Прежде всего, обязательным условием перед началом работ становится предварительное технологическое и химико-биологическое исследование поверхности предметов. Полученные результаты позволяют реставраторам более точно разрабатывать программу работ, качественнее и оперативнее решать самые сложные проблемы. В эти годы создаются новые методики по реставрации памятников древнерусского прикладного искусства, состоящих из разных материалов (дерево, стекло, керамика, драгоценные камни и т.д.), в укреплении проблемных участков используются обратимые синтетические адгезивы.

Результатом кропотливой работы по реставрации целого ряда уникальных музейных предметов стала государственная аттестация реставраторов в 2003 году в Министерстве культуры РФ. По ее итогам художнику-реставратору А.С. Смирнову была присвоена I категория, а Д.В. Красильников получил квалификацию художника-реставратора II категории.

С 2004 по 2009 годы в Русском музее на должности реставратора по металлу работал П.В. Никоноров.

В январе 2007 года было принято решение о создании в структуре Отдела реставрации экспонатов самостоятельного подразделения - Сектора реставрации художественных изделий из металла. Его первым заведующим стал А.С. Смирнов. С этого времени, параллельно с работой в Русском музее, он начинает вести педагогическую работу на кафедре реставрации Государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

В 2012 году на новую должность художника-реставратора по металлу была принята Татьяна Александровна Курилова, недавняя выпускница реставрационного отделения академии им. А.Л. Штиглица.

В связи с возобновлением деятельности Аттестационной комиссии МК РФ в 2015 году прошли государственную аттестацию все сотрудники сектора. Представленная на рассмотрение документация, рассказывающая о реставрации целого ряда уникальных памятников, получила высокую оценку у членов комиссии. В результате А.С. Смирнову была присвоена Высшая категория по реставрации металла, Д.В. Красильникову – I-я, а Т.А. Куриловой – III-я.

За период с 1995 года реставраторами Сектора реставрации художественных изделий из металла отреставрировано и приведено в экспозиционный вид более 4000 музейных предметов из всех фондов Русского музея, среди которых немало предметов археологии, датируемых XII-XV веками, предметов древнерусского прикладного искусства из драгоценных материалов, большое количество памятников из фондов скульптуры XVIII и XX века, уникальных произведений из отделов декоративно-прикладного искусства и нумизматики. Ведется работа по сохранению музейных предметов из коллекции Летнего дворца Петра I в Летнем саду.

Один из самых масштабных проектов последнего времени - реставрация более 200 музейных предметов из металла для художественной выставки, посвященной 100-летию со дня открытия Древлехранилища памятников иконописи и церковной старины имени императора Николая II, которая прошла в Русском музее в декабре 2014 - марте 2015 года.

Среди самых последний работ отдела - сложная реставрация таких уникальных произведений, как «Крышка раки Александра Свирского» (БК-2891), созданного мастерами-чеканщиками Серебряной палаты Московского Кремля в 1644 году, «Христофорово Евангелие» XIV века, «Выносной фонарь» XVII века, созданный из различных материалов, что крайне затрудняло его реставрацию, уникальные древние предметы из коллекции М.П. Боткина.

Реставраторы активно участвуют в многочисленных совместных проектах по реставрации художественных произведений, выполненных из металла со специалистами ведущих реставрационных организаций России, активно делятся своим опытом и знаниями с коллегами из других музеев и реставрационных организаций.

 

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта