|
Монтаж
большемерных
живописных панно Константина Коровина после
реставрации. 2010 |
|
В 1990 году в Русском музее
было организовано специальное
подразделение - Сектор
реставрации живописи смешанных техник, который в 2019 году был преобразован
в Отдел реставрации живописи
смешанных техник. В настоящее время в нём работает 4
художника-реставратора
(2 из которых - высшей категории и 1 - первой).
В
собрании Государственного Русского музея имеется значительное количество
произведений, выполненных в смешанной живописной технике. Они созданы в
конце XIX — начале XX в., в советский период и в настоящее время.
Если опыты в
области применения различных техник в одном
произведении для русских художников рубежа
веков были попыткой расширить и без того богатый
арсенал художественных средств, то время
революционных и постреволюционных перемен
начала XX века, наоборот, вызвало к жизни
появление самых различных, порой невероятных
комбинаций материалов в силу общего оскудения
этого арсенала. Недоступность качественных
красок, холстов, бумаги, привела к тому, что часто
традиционный для масляной живописи холст
заменялся мешковиной или бумагой, бумага -
газетой, картон "бистроль" - фанерой, в
результате чего ныне музей обладает большим
количеством произведений, сохранность которых
изначально не могла быть гарантирована.
Но даже в
условиях жестких ограничений русский авангард
1920 - 1930-х гг. не сходил с пути эксперимента, вводя
в живописные произведения такие материалы, как
песок, смола, гипс, поталь, фольга и т.п. Помимо
упомянутых групп памятников, Русский музей
обладает (в составе фонда народного искусства)
значительным количеством народной живописи (Федоскино, Палех) и вывесок на жести, а фонд
древнерусского искусства - картинами,
выполненными в технике клеевой и темперной
живописи на холсте.
Уникально также музейное
собрание копий фресок древнерусских храмов,
многие из которых не дошли до сегодняшнего
зрителя в оригинале. Красочный слой копий,
выполненных известными русскими художниками и
ведущими копиистами, как правило, на бумаге,
состоит из акварели, гуаши и темперы, но часто
включает и разный "подручный материал" -
известь, песок, кирпичную крошку. Эти памятники
также требуют решения некоторых нетрадиционных
реставрационных задач.
Каждый из
экспонатов, выполненных в "смешанной" (или
нетрадиционной) технике, имеет много
специфических особенностей, в силу чего требует
тщательного изучения, индивидуального подхода к
решению вопроса о способах консервации,
экспериментальных поисков.
За несколько лет существования мастерской,
реставрацию прошли такие произведения, как эскиз
к известной картине "У водоема" В. Борисова–Мусатова (холст, масло, темпера), "Потрет Е.П.
Олив" В. Серова (картон, акварель, пастель),
"Царские охоты" того же автора (бумага,
темпера, гуашь), эскизы театральных постановок С.
Судейкина, А. Экстер и Н. Сапунова (холст, картон,
масло, гуашь, пастель, поталь), серия крымских
пейзажей П. Кузнецова (масло, картон), картины И.
Бруни, Б. Анисфельда, Н. Рериха, А. Головина, М.
Врубеля, живописные наброски маслом на бумаге В.
Ведерникова, коллажи современных авторов.
Применение синтетических
материалов сделало возможной реставрацию целого ряда произведений,
выполненных в смешанной технике. Особенности разрушений красочного слоя
«смешанной», часто — водоразмываемой, порошащейся, матовой живописи диктуют
определенные требования к клеям для укрепления. Так называемым "консолидантам". Помимо своей основной функции —
укрепления красочного слоя — они не должны придавать ему блеск, менять его
цвет или уплотнять фактуру. Часто характер основы, грунта и красочного слоя
на отдельных участках требует использования разных укрепляющих материалов.
|
Заведующая Отделом реставрации живописи смешанных техник
художник-реставратор высшей категории
Евгения
Щукина за работой над тыльной стороной миниатюры
"Поклонение
волхвов" (1340-е гг.). 2019
|
|
Вскоре после создания сектора
реставрации смешанных техник в Государственном Русском музее реставраторы
смогли оценить все достоинства этих материалов: высокую проникающую
способность, способность укреплять порошащиеся красочные слои без угрозы
появления ореолов или уплотнения, способность размягчать жесткие шелушения
для их последующей фиксации более сильным адгезивом без угрозы размывания
красочного слоя. Большие преимущества перед другими материалами имеют эфиры
целлюлозы для общего укрепления (пропитки) ветхой бумажной основы и тонких
холстов; при этом риск размывания живописи значительно снижается. Растворы
эфиров целлюлозы способны также очистить даже нестойкий к влаге красочный
слой от поверхностных загрязнений, не повреждая его механически. Из всего
многообразия производимых ныне эфиров целлюлозы реставраторами сектора
наиболее часто используются гидроксипропилцеллюлоза («Klucel G» и «Klucel E»)
и карбоксиметилцеллюлоза («Cellofas») производства компании «Hercules» (США)
для приготовления водных и водно-спиртовых растворов.
Использование в реставрации
экспонатов, выполненных в смешанной технике, синтетических материалов отнюдь
не означает отказ от традиционных материалов. Осетровый и пшеничный клеи,
пшеничный крахмал, в редких случаях — желатин остаются на вооружении
реставраторов, так же, как и традиционные технологические приемы реставрации
станковой масляной живописи и графики.
Один из наиболее
масштабных проектов мастерской -
реставрация
живописных панно Константина Коровина к его персональной выставке, которая с
большим успехом прошла в Русском музее в 2011 году.
За этот проект
художники-реставраторы
И.С.
Безсолицин,
А.И. Богомолов,
Н.И. Русакова
и
Е.Ю.
Щукина были
удостоены Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и Межведомственным музейным
советом Петербурга Специального приза им. И.П. Саутова в номинации
«За реставрацию» премии «Музейный Олимп».
Дополнительно по теме: