Эта коллекция, по существу,
является своеобразным музеем в музее. В ее состав входят и произведения,
выполненные мастерами современного западноевропейского и американского
искусства из Музея Питера, и Ирэны Людвиг, которые также требуют к себе
особого внимания со стороны реставраторов.Наряду с традиционной
живописью, скульптурой и графикой, здесь хранятся работы, выполненные в
совсем не «музейных» материалах. Резина и птичьи перья, нефть и пыль, мех и
поролон, необожженная глина и цветная фотография ставят много вопросов по
хранению и реставрации.
Учитывая специфический
характер коллекции, в 2005 году было принято решение о создании в отделе
реставрации экспонатов специальной
мастерской реставрации современных арт-объектов.
В 2019 году Сектор реставрации современных
арт-объектов был преобразован в Отдел.
В настоящее время в
нем трудятся три сотрудника.
|
Ведущий художник-реставратор
Вера Парфёнова удаляет стойкие
загрязнения красочного слоя на картине из коллекции музея. 2019 |
|
К сожалению, многие
современные художники-экспериментаторы часто не совсем точно представляют
себе свойства тех или иных материалов, которые они применяют в своей работе.
Зачастую, это приводит к непредсказуемым результатам – преждевременным и
неожиданным повреждениям, потери прочности отдельных элементов конструкции,
ускорению процессов старения и т.д. Задача реставраторов сектора в этих
ситуациях - принять превентивные меры, вовремя заметить самое начало
изменения в их состоянии сохранности и оперативно предотвратить эти угрозы.
Так, например, основа произведения А. Ганкевича и О. Мегаса «Повар»,
созданного сравнительно недавно, в 1992 году, представляет собой
поверхность, которая имитирует мозаику. Пласты краски до недавнего времени
сохраняли прочную связь с холстом, но постепенно стали крошиться и
расслаиваться. В настоящее время технология создания произведения изучена,
состав красок определен и разработана методика реставрации.
С 2005 года реставраторы
осуществляют большую работу по подготовке произведений из коллекции
Отдела новейших течений к многочисленным художественным выставкам, которые
организует Русский музей. Экспонаты из фонда побывали в Бразилии и Германии,
Великобритании и Италии. Во время их подготовки реставраторы осуществляют
полный комплекс мероприятий по приведению их к экспозиционному виду –
удаляют поверхностные загрязнения, укрепляют активные участки кракелюра
красочного слоя и грунта, составляют акты реставрационного осмотра, описания
состояния сохранности, делают картограммы и т.д.