Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставраторы Русского музея удостоены "Благодарности Министра культуры РФ"

Мы хотели бы немного рассказать Вам о наших замечательных коллегах, удостоенных ведомственной награды - "Благодарность Министра культуры Российской Федерации" 16 сентября 2015 года:

Ольга Юрьевна Клёнова - художник-реставратор Русского музея | Реставрация картин | Реставрация живописи Павел Алексеевич Лазарев - художник-реставратор гипсовой и каменной скульптуры Русского музея Михаил Сагитович Галимов - художник-реставратор Русского музея

Ольга Юрьевна
Клёнова

Павел Алексеевич
Лазарев

Михаил Сагитович
Галимов

Ведущий художник-реставратор Русского музея Ольга Юрьевна Клёнова в 2015 году была еще раз аттестована на высшую категорию уже новой государственной комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры Российской Федерации.

Свой профессиональный путь в реставрации произведений изобразительного искусства она начала 37 лет назад, закончив с отличием в 1978 году Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова по специальности «реставрация станковой масляной живописи». 

С сентября 1981 года - работает в Русском музее в мастерской реставрации масляной живописи. В 1991 году - одна из первых прошла стажировку в Институте реставрации им. Гамильтона Керра Кембриджского университета (Великобритания), в рамках программы по обмену опытом между реставраторами двух стран.

В 1987 году за "большой вклад в деле сохранения отечественного культурного наследия" Ольга Юрьевна Клёнова в составе группы реставраторов Русского музея была удостоена звания "Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства".

Ольга Клёнова – автор новых уникальных реставрационных методик по укреплению многослойной энкаустической живописи, удалению синтетических лаковых покрытий с поверхности масляной живописи, удаление укрепительных материалов с живописи на картинах с легкими эмульсионными грунтами, укреплению масляной живописи на стекле и др.

Глубокое изучение на протяжении многих лет техники живописи К.С. Малевича позволило ей принять участие и выступить с докладом на Международном научно-реставрационном семинаре, посвященном творчеству Казимира Малевича в Нью-Йорке (США) в 1991 году.

В ряду отреставрированных Кленовой О.Ю.  картин, такие шедевры отечественной живописи как:

  • О.А. Кипренский  «Портрет Князя Г. Гагарина ребенком»;

  • В.Л. Боровиковский  «Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена»;

  • В.Л. Боровиковский  «Портрет вице-канцлера А.Б. Куракина»;

  • Д.Г. Левицкий   «Портрет А.П. Левшиной» из знаменитой серии художника «Смолянки»;

  • В. Кандинский  Серия из четырех картин на стеклах

  • Н.К. Калмаков  «Женщина со змеями».

Приобретенный и накопленный опыт и знания Кленова О.Ю. легко суммирует в тематических статьях и докладах. Среди ее опубликованных статей особенно хочется выделить такие, как: «Особенности творческого метода Казимира Малевича, выявленные в процессе реставрации» (1991 г.);  «О живописи и реставрации» (1996 г.);  «Реставрация картин из Лаврецовской коллекции в Государственном Русском музее» (1998 г.); «Особенности реставрации картин В. Кандинского на стеклянных основах» (2001 г.); «Реставрация энкаустической картины Н. Калмакова «Женщина со змеями»» (2001 г.); «Сложный путь к простому» о художественно-технологических приемах  Казимира Малевича в период супрематизма (2002 г.); «Реставрация семи портретов из серии «Смолянки» Д.Г. Левицкого в Русском музее» (2007), "Об открытии новаторского художественного приема Левицкого в станковой живописи и суммарном анализе реставрационных работ, вернувших произведениям первоначальное великолепие" (2010 г.).

Вот уже более 20 лет Павел Алексеевич Лазарев занимается реставрацией памятников городской скульптуры Санкт-Петербурга.

В 1992 году он закончил геологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, а в 1998 году получил второе высшее образование, окончив Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина по специальности «История и теория изобразительного искусства».

В 1999 года был принят на работу в Государственный Русский музей на должность художника-реставратора. Начав работу в реставрационной мастерской каменной и гипсовой скульптуры под руководством такого признанного мастера, как реставратор Высшей категории Белла Петровна Топоркова, он довольно быстро освоил традиционные методики работы с художественными произведениями из гипса и натурального камня. А в 2002 году, дополнительно прошел стажировку в Москве, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) им. академика И.Э. Грабаря.

Используя опыт предыдущих работ по реставрации мозаики из натурального камня в 2004 году он разработал методику и осуществлял авторский надзор за реставрацией уникального мозаичного наборного пола Двадцатиколонного зала Государственного Эрмитажа.

С 2005 года Павел Лазарев возглавляет сектор реставрации каменной и гипсовой скульптуры. Под eго руководством работает высокопрофессиональный коллектив, выполняющий задачи любой сложности.  Сотрудники сектора реставрации каменной и гипсовой скульптуры участвовали в сложнейшем проекте по консервации и реставрации мраморной скульптуры из коллекции Летнего сада Санкт-Петербурга.

Павел Лазарев хорошо знаком в профессиональной среде реставраторов своими выступлениями на конференциях, посвященных реставрации каменной скульптуры. Это и научно-практические семинары, посвященные памяти П.И. Нерадовского, которые проходили в Русском музее и международные научные конференции, проходившие в Киеве и Москве. Особо хочется отметить его выступление, посвященное методам современной лазерной очистки мраморной скульптуры от стойких поверхностных загрязнений.

Решением государственной Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры Российской Федерации в 2015 году ему была присвоена высшая  категория по реставрации произведений каменной и гипсовой скульптуры.

 

Художник-реставратор Михаил Сагитович Галимов работает в мастерской реставрации гипсовой и каменной скульптуры Русского музея уже более 20 лет.

Огромный опыт по изготовлению копий скульптур, снятию специальных форм для их литья он получил, работая модельщиком в Экспериментальном скульптурно-производственном комбинате.

 С 1984 по 1990 г.г.  в составе творческой группы члена-корреспондента Академии художеств СССР Б.А. Свиньина принимал участие в проектах изготовления монументальных памятников г. Шевченко (Казахстан) и г. Навои (Узбекистан).

Он осуществлял руководство увеличительно-формовочными работами и подготовкой под бронзовое литьё памятника основателям г. Сургута, модельно формовочными работами по изготовлению памятника князю П.И. Багратиону (г. Санкт-Петербург); работами по воссозданию, отливке и монтажу двуглавых орлов на северном и южном фасадах Константиновского дворца (г. Стрельна). Также он провёл работы по реставрации и копированию статуи «Пётр I» (скульптор  М. Антокольский) для установки бронзового памятника у Сампсониевского собора г. Санкт-Петербурга. Проводил увеличительно - модельные и формовочные работы для отлива памятника «Первой конке» в Санкт-Петербурге у станции метро «Василеостровская», а также модельно-формовочные работы с гипсовым отливом статуи «Венера, снимающая сандалию» (скульптор Витали) для музея истории Санкт-Петербурга.

Кроме прочего, он принимал участие в работах по реставрации городских объектов, таких как, статуи «Геракл» и «Флора» на фасаде Академии Художеств (г. Санкт-Петербург), гипсовых статуй на фасаде Публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург) и др. Также принимал участие в крупномерно-формовочных работах с отливом в гипсе и тонировкой для оформления экспозиции международных выставок, проводил модельные работы и изготовил сложные виксинтовые формы под бронзовое литьё статуй «Геракл» и «Флора» для северного фасада Михайловского (Инженерного) замка. Изготовил форму под литьё статуи «Павла I» (скульптор М. Горевой), расположенную во дворе Михайловского замка.

За время работы в Государственном Русском музее Михаил Галимов отреставрировал такие экспонаты, как статуя «Александр I» (скульптор И. Мартос), статуя «Александр III» (скульптор М. Антокольский), статуя «Лев Толстой» (скульптор Л. Лазарев), статуя «Женщина» (скульптор Н. Кольцов), релеф «Освобождение пленённых турок» (скульптор Ф. Шубин), статуя «Юность» и бюст «Римлянка» из коллекции Летнего сада и многих другие.

Под его непосредственным руководством проводились подготовительные предформовочные работы и изготовление сложных силиконовых форм для последующего изготовления копий скульптур из коллекции Летнего сада из искусственного мрамора.

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта