Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставраторы Русского музея удостоены знака "Почетный Реставратор Санкт-Петербурга"

Мы хотели бы немного рассказать Вам о наших замечательных коллегах, удостоенных 29 июня 2018 года почетного знака Правительства Санкт-Петербурга -
"Почетный реставратор Санкт-Петербурга I степени"

 

Белла Петровна
Топоркова

Рудольф Александрович
Кесарев

Ольга Юрьевна
Клёнова

Белла Петровна Топоркова - художник-реставратор мастерской реставрации гипсовой и каменной скульптуры Отдел реставрации музейных ценностей Русский музей

Рудольф Александрович Кесарев - художник-реставратор Русского музея

Ольга Юрьевна Клёнова - художник-реставратор Русского музея | Реставрация картин | Реставрация живописи

В 1968 году поступила на учебу в Ленинградское художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной, которое окончила в 1973 году, получив специальность "художник-конструктор".

С 1980 года - художник-реставратор сектора реставрации прикладного искусства Отдела реставрации Русского музея.

В 1990 году возглавила новый сектор реставрации гипсовой и каменной скульптуры.

В 1993 году Государственной комиссией по аттестации реставраторов МК РФ Б.П. Топорковой присвоена высшая категория художника-реставратора по каменной и гипсовой скульптуре.

За время работы в Русском музее освоила все виды реставрационной деятельности, в ее обширной практике было много особо сложных работ, проводившихся на основе научных исследований. В частности, она занималась реставрацией уникальных восковых медальонов Ф.П. Толстого, оригинальной гипсовой модели Ф.Ф.Щедрина «Нимфы, несущие небесную сферу», восполняла утраты на произведениях портретной пластики XVIII–XIX веков. Важным событием в жизни музея стало воссоздание Б.П.Топорковой трех памятников русского авангарда – «Контррельефа» В.Е.Татлина (1991), архитектонов К.С.Малевича «Альфа» (1988) и «Гота» (1998), которые теперь экспонируются на многочисленных российских и зарубежных художественных выставках.

Практическую работу Б.П.Топоркова совмещает с научно-исследовательской деятельностью, имеет публикации в русских и зарубежных изданиях, выступает на конференциях, делится своим опытом с коллегами, разрабатывает новые приспособления и инструменты для реставрации скульптуры.

Неоднократно награждалась грамотами и благодарностями, имеет почетное звание «Ветеран труда», медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», почетный знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».

2004 году награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга".

С 2005 года - ведущий художник-реставратор сектора реставрации гипсовой и каменной скульптуры Отдела реставрации Русского музея.

С 2005 по 2011 годы принимала активное участие во всех проектах по консервации и реставрации мраморной скульптуры из коллекции Летнего сада Санкт-Петербурга, совмещая научное руководство этими работами с личным участием в качестве ведущего реставратора-исполнителя.

2015 году Приказом Министерства культуры РФ на основании решения новой государственной Аттестационной комиссии Б.П. Топорковой была подтверждена высшая категория художника-реставратора каменной и гипсовой скульптуры.  

В 1969 окончил реставрационное отделение Ленинградского художественного училища им. В.А. Серова (вечернее отделение), получив специальность "художник-реставратор".

С 1969 по 1972 годы - художник-реставратор Музея Академии художеств СССР.

В 1978 году окончил кафедру реставрации живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (ЛИЖСИА), получив специальность "художник-реставратор станковой древнерусской живописи". Дипломная работа, которую Р.А. Кесарев выполнял в мастерской реставрации древнерусской живописи  Русского музея – икона «Крещение» ( I-ая пол. XVI в. из Успенского собора Тихвинского Успенского монастыря), заслужила оценку "отлично с похвалой" Государственной экзаменационной комиссии ЛИЖСИА.

С 1978 года работает в секторе реставрации древнерусской живописи Отдела реставрации Русского музея в должности художника-реставратора. 

В 1989 году решением Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры СССР была присвоена квалификация художника-реставратора высшей категории по станковой древнерусской живописи.

С 2004 года - переведен на должность ведущего художника-реставратора.

В 2004 году награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга".

В 2007 году за заслуги в сохранении культурного наследия России награжден ведомственной наградой - "Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации".

В 2015 году Приказом Министерства культуры РФ на основании решения новой государственной Аттестационной комиссии была вторично подтверждена высшая категория художника-реставратора древнерусской живописи.

Член Союза художников РФ (Секция реставрации произведений искусства).

В последние годы активно работает над иконами, происходящими из иконостаса Успенского собора Тихвинского Успенского монастыря. Среди них не только иконы праздничного ряда иконостаса («Крещение», «Преображение»…), но и шесть большемерных икон Деисусного чина.

В 2016 году завершил полное раскрытие двух очередных икон из иконостаса Успенского собора Тихвинского Успенского монастыря - "Святой евангелист Марк" (ДРЖ-3204) и "Святой евангелист Лука" (ДРЖ-3203). 

С 2015 года - по настоящее время ведет работы по полному раскрытию иконы XVII века "Иосиф Прекрасный" (ДРЖ-3207).

Ведущий художник-реставратор Русского музея Ольга Юрьевна Клёнова в 2015 году была еще раз аттестована на высшую категорию уже новой государственной комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры Российской Федерации.

Свой профессиональный путь в реставрации произведений изобразительного искусства она начала 37 лет назад, закончив с отличием в 1978 году Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова по специальности «реставрация станковой масляной живописи». 

С сентября 1981 года - работает в Русском музее в мастерской реставрации масляной живописи. В 1991 году - одна из первых прошла стажировку в Институте реставрации им. Гамильтона Керра Кембриджского университета (Великобритания), в рамках программы по обмену опытом между реставраторами двух стран.

В 1987 году за "большой вклад в деле сохранения отечественного культурного наследия" Ольга Юрьевна Клёнова в составе группы реставраторов Русского музея была удостоена звания "Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства".

Ольга Клёнова – автор новых уникальных реставрационных методик по укреплению многослойной энкаустической живописи, удалению синтетических лаковых покрытий с поверхности масляной живописи, удаление укрепительных материалов с живописи на картинах с легкими эмульсионными грунтами, укреплению масляной живописи на стекле и др.

Глубокое изучение на протяжении многих лет техники живописи К.С. Малевича позволило ей принять участие и выступить с докладом на Международном научно-реставрационном семинаре, посвященном творчеству Казимира Малевича в Нью-Йорке (США) в 1991 году.

В ряду отреставрированных Кленовой О.Ю.  картин, такие шедевры отечественной живописи как:

  • О.А. Кипренский  «Портрет Князя Г. Гагарина ребенком»;

  • В.Л. Боровиковский  «Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена»;

  • В.Л. Боровиковский  «Портрет вице-канцлера А.Б. Куракина»;

  • Д.Г. Левицкий   «Портрет А.П. Левшиной» из знаменитой серии художника «Смолянки»;

  • В. Кандинский  Серия из четырех картин на стеклах

  • Н.К. Калмаков  «Женщина со змеями».

Приобретенный и накопленный опыт и знания Кленова О.Ю. легко суммирует в тематических статьях и докладах. Среди ее опубликованных статей особенно хочется выделить такие, как: «Особенности творческого метода Казимира Малевича, выявленные в процессе реставрации» (1991 г.);  «О живописи и реставрации» (1996 г.);  «Реставрация картин из Лаврецовской коллекции в Государственном Русском музее» (1998 г.); «Особенности реставрации картин В. Кандинского на стеклянных основах» (2001 г.); «Реставрация энкаустической картины Н. Калмакова «Женщина со змеями»» (2001 г.); «Сложный путь к простому» о художественно-технологических приемах  Казимира Малевича в период супрематизма (2002 г.); «Реставрация семи портретов из серии «Смолянки» Д.Г. Левицкого в Русском музее» (2007), "Об открытии новаторского художественного приема Левицкого в станковой живописи и суммарном анализе реставрационных работ, вернувших произведениям первоначальное великолепие" (2010 г.).

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта