Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Мастерская реставрации масляной живописи

Реставрация картины Георга Гроота "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны  | Реставратор - Ольга Клёнова

История мастерской реставрации масляной живописи берет свое начало с создания в 1922 году первой реставрационной мастерской при Русском музее.

В настоящее время здесь работают 12 художников-реставраторов (5 из которых - высшей категории и 6 - первой) и один ведущий научный сотрудник. 

Деятельность этого подразделения сегодня не могла бы осуществляться на должном уровне без опоры на богатый практический опыт нескольких поколений реставраторов-предшественников, без учета лучших, слагавшихся десятилетиями традиций.

Реставрационные мастерские и сектора:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Гипсовая и каменная скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Сектор химико-биологических исследований...>

  Сектор координации реставрационной деятельности...>

 Сектор теории и истории музейной реставрации...>

Мастерская  реставрации масляной живописи - Реставрация картин  - Отдел реставрации музейных ценностей - Русский музей

Мастерская реставрации живописи. 1950-е гг. Слева направо: П.В. Райков, А.Б. Бриндаров, Н.А. Шапошникова, С.Ф. Конёнков, И.В. Ярыгина и М.Н. Марков

Особое значение имела для современной мастерской деятельность М.Н. Маркова, Н.А. Шапошниковой, А.Б. Бриндарова, К.В. Берняковича - непосредственных предшественников и учителей существующего коллектива реставраторов.

Среди их учеников были и безвременно ушедшие талантливые мастера Татьяна Усова, прекрасный специалист по реставрации масляной живописи и Ольга Гусева, мастер, освоивший вслед за своим учителем К.В. Берняковичем реставрацию "новой темперы". Они трагически погибли 28 июня 1982 года в авиакатастрофе, когда летели в Киев на монтаж выставки картин из собрания Русского музея.

Опыт сложной реставрации мастеров старшего поколения является фундаментом современного дела в мастерской. Характер ее деятельности определяет важная задача консервации произведений искусства, однако, реставрационное дело продолжает развиваться, совершенствоваться. В настоящее время при сохранении в практике реставраторов почти всех методик, разработанных предшественниками, ее характеризует ряд особенностей. Одна из них - это выдвижение на первый план существенной задачи выбора между традиционными и современными методиками реставрации по принципу их наименьшего вмешательства в материал картины. Кроме того, в настоящее время произошло тесное сближение реставрационной практики с научными исследованиями музейных предметов. Работа реставраторов совместно с сотрудниками, созданного в 1970 году Отдела технико-технологических исследований (ОТТИ) Русского музея, стала повседневной практикой.

Теперь каждая картина перед серьезной реставрацией и в процессе работы подвергается полному технико-технологическому и химико-биологическому обследованию. Это способствует росту научной обоснованности реставрационных методов и обеспечивает контроль за качеством реставрационных операций на всех этапах. Важное место в работе коллектива реставраторов мастерской наряду с постоянными работами по профилактике и консервации картин занимает сложная реставрация произведений, находящихся в тяжелом состоянии. Постоянным источником сложной технической реставрации являются новые поступления, которые регулярно пополняют собрания музея.

Часто картины, принимаемые в мастерскую реставрации после приобретения на закупочной комиссии музея, находятся в аварийном состоянии из-за, к сожалению,  неправильных условий хранения у бывших владельцев и непрофессиональной предыдущей реставрации,

Мастерская (лаборатория) реставрации масляной живописи (картин) отдела реставрации Русского музея

Ведущие реставраторы Антон Макаров (слева) и Марат Дашкин раскрывают от старых записей живописные плафоны начала XVIII века. 2015 г.

При реставрации подобных картин применяются как традиционные,  так и новые методики с использованием новых технических средств и современных материалов. В ряде случаев, например, укрепление красочного слоя производится на вакуумном столе, при укладке кракелюра применяется специальное термооборудование, а прорывы холста соединяются методом "встык" с помощью современных синтетических клеев.

Особое место в технической реставрации занимает работа с произведениями рубежа XIX - XX веков и раннего советского периода. Необычная экспериментальная техника живописи мастеров этого времени - большая пастозность и толщина красочного слоя, сочетание различных материалов - превращают в сложную проблему укрепление красочного слоя.

Здесь хочется отметить работу по реставрации картины Колмакова Н.К. "Женщина со змеями" (реставратор О.Ю. Клёнова), которая была проведена несколько лет назад. Эта картина была написана восковыми красками. Укрепление красочного слоя производилось нетрадиционно и потребовало от реставратора немалой изобретательности.

Оборотная сторона этих произведений нередко изобилует интересными документальными сведениями - надписями, рисунками, и является, тем самым, памятником истории. В таких случаях при подборе реставрационных методик реставратор должен стараться избежать дублирования произведения на новую основу. Помимо этого реставратор очень тщательно следит за совместимостью авторских и вводимых им в картину реставрационных материалов.

Как пример, характерна реставрация картины Павла Филонова "Кому нечего терять". Работа была создана художников масляными красками на бумаге. В результате реставрации нам пришлось дублирована ее на холст через слой бескислотного ватмана. Этот метод двойного дублирования впервые был применен в мастерской в начале 1970-х годов по предложению А.А. Окунь, реставратора высшей категории по реставрации произведений графики.

В 1987 году за "большой вклад в сохранение отечественного культурного наследия" семь реставраторов мастерской живописи -  И.Н. КорняковаВ.Е. ГречинМ.А. КиселёваО.Ю. КлёноваВ.Г. КраминскийА.В. Минин и Е.С. Солдатенков были удостоены звания "Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства".

Реставрация картины Карла Брюллова в отделе реставрации Русского музеяю Мастерская реставрации масляной живописи. Александр Минин и Евгений Солдатенков

Ведущие реставраторы Евгений Солдатенков (слева) и Александр Минин удаляют остатки укрепительной заклейки после дублирования на новый холст картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи".  1995 г.

Особое место среди работ мастерской занимают сложнейшие реставрации большемерных шедевров Русского музея. Среди них - картины "Последний день Помпеи" Карла Брюллова (Реставрация 1995 года) и "Медный змий" Федора Бруни (Реставрация 2000-2003 гг.). Поистине уникальную и чрезвычайно ответственную работу над живописными полотнами предстояло выполнить за довольно короткие сроки. Прежде всего картины были сняты с подрамников и растянуты на мраморном полу. Красочный слой и грунт был укреплен несколько раз. С тыльных сторон были удалены старые кромки и десятки заплаток, сделанных в разное время на местах прорывов холстов. Оборотные стороны авторских холстов были зачищены от загрязнений. После чего авторские холсты были дублированы с рабочего дюралевого подрамника на новые холсты. На картине "Последний день Помпеи" лаковая поверхность была регенерирована. На картине "Медный змий" после регенерации пожелтевший старый лак и многочисленные поздние записи были удалены. Эти сложнейшие работы были выполнены специально созданными группами в составе Андрея Богомолова, Антона Макарова, Александра Минина (Реставрация картины "Медный змий") и Ирины Корняковой Александра Минина и Евгения Солдатенкова (Реставрация картины "Последний день Помпеи").

Хотя сложная техническая реставрация продолжает занимать по объему работ большое место в деятельности мастерской, на первый план сейчас выступает художественная реставрация, и, особенно, работа по расчистке произведений живописи от записей. Связано это с проблемой выявления подлинного лица автора, ставшей в наше время очень актуальной. Многие картины, хранящееся в музее, основательно записаны, поновлены во время старых реставраций, и мы имеем искаженные представления об авторской живописи.

Особенно явственно обозначается этот факт в результате проводимых Отделом технологических исследований исследований живописных коллекций Русского музея. Ущерб, нанесенный картинам непрофессиональной реставрацией сейчас ставит перед реставраторами немаловажную проблему освобождения картин от следов этой реставрации, и расчистки от записей являются здесь главной трудностью. Таково положение дел с парсуной конца ХVII - ХVIII веков, с произведениями А. Матвеева, И. Никитина и др. В связи с этим реставраторами мастерской успешно применяются новые методики удаления записей и, в частности, - метод работы с микроскопом. Традиционный способ расчистки ватным тампоном или компрессом, смоченным растворителем, и контролируемый лишь невооруженным глазом, не подходит во всех случаях. На произведениях, подвергавшихся реставрации или поновлению давно и неоднократно, картина записей обычно очень сложна. Определить все слои записей и лаков, найти границу авторской живописи без лабораторных исследований трудно. А удаление этих поздних наслоений возможно только под микроскопом. Именно этот метод, соединенный с использованием тонких хирургических инструментов и растворителей позволяет проводить работу на должном уровне.

Мастерская реставрации икон в Русском музее | Реставрация древнерусской живописи | Ирма Васильевна Ярыгина, Николай Васильевич Перцев, Инокентий Петрович Ярославцев, 1970-е

Реставрационная подготовка произведений к юбилейной выставке Карла Брюллова в Русском музее. 1999 г.

Реставрация и связанные с ней исследования памятников требуют от реставратора тщательного документирования. В связи с этим начиная с 1985 года в мастерской велась работа по внедрению информационно-вычислительной техники в ведение своего учетно-хранительского и реставрационного хозяйства. Эта большая работа была начата с утверждения и систематизации реставрационной терминологии и создания терминологических справочников. Был создан и опробован в работе словарь реставрационных терминов. В 1988 году была создана первая в музее компьютерная база реставрационных данных, которая была реализована на одном их первых персональных компьютеров музея. Информация постоянно пополнялась. Позже база данных стала сетевой и в настоящее время она объединена с различными отделами и службами музея, что значительно облегчает получение и обмен данными.

Круг обязанностей реставраторов музея не ограничивается только реставрационным процессом. Выставочная деятельность, регулярные осмотры фондов и экспозиции, обучение и консультации учащихся и стажеров - все это дополняет характеристику реставрационной работы коллектива мастерской в настоящее время. Особенно нужно выделить участие реставраторов в подготовке выставок. Число выставок, отправляемых ежегодно Русским музеем по Союзу и за рубеж постоянно растет, в последние годы они исчисляются десятками. В связи с этим возрастает и занятость коллектива мастерской в работе для выставок. Реставраторы осуществляют основную практическую часть подготовки произведений к дальним отправкам. Это и описания сохранности, и легкая реставрация картин, и контроль за их конвертовкой и упаковкой, за 1 год через мастерскую проходит до 2000 произведений. В целях усовершенствования и в то же время упрощения выставочной работы сотрудниками мастерской разработана новая система выставочной документации.

Одна из самых масштабных работ последних лет - капитальная реставрация серии картин "Смолянки" Д.Левицкого.

Совсем недавно реставраторы закончили сложнейшую работу по комплексной реставрации большемерных произведений Григория Угрюмова - "Испытание силы Яна Усмаря", "Въезд Александра Невского во Псков.." и четырех картин, изображающих Архистратигов. Наиболее трудоемкой работой была реставрация картины "Архистратиг Михаил", которую выполнили в 2014 году ведущие художники-реставраторы - Марат Дашкин, Александр Минин и Наталья Романова.

В 2016 году сотрудники мастерской принимали активное участие в реставрации уникальных живописных плафонов XVIII века из Летнего дворца Петра I в Петербурге.

В последнее время заметно выросли связи и взаимодействия различных реставрационных школ разных стран. Мастерская реставрации живописи Русского музея не остается в стороне от этого процесса. Реставраторы Русского музея участвуют в международных реставрационных конференциях. Происходят обмены стажерами между мастерской реставрации живописи Русского музея и крупными реставрационными центрами США, Великобритании, Финляндии. Сотрудники мастерской успешно внедряют на практике освоенный опыт зарубежных коллег.

 

Дополнительно по теме:


 

ЛУЧШИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:

УГРЮМОВ Г.И.
АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ. 1810 год.

Картон, масло. 298 x 126. Ж-5789

До реставрации. Снимок в УФ-лучах. До реставрации. В процессе реставрации. В процессе реставрации. После реставрации

До рест.

Снимок в УФ

В процессе реставрации

После рест.


Р
еставраторы:
Дашкин М.Р., Минин А.В., Романова Н.Е., 2014

Картина поступила в реставрацию с профилактическими заклейками красочного слоя. Сведений о времени их появления нет. Вероятнее они были поставлены для безопасной транспортировки произведения.

Живопись исполнена на прессованном картоне. Толщина картона от 2,5 до 3 см.

Состояние сохранности при поступлении: общая деформация основы в виде выпуклой поверхности; вдоль краев - многочисленные сквозные отверстия диаметром до 1 см с утратами красочного слоя и частично основы; участки расслоений картона - в авторской живописи; многочисленные участки кракелюра с приподнятыми краями и угрозой осыпания; отставания грунта и красочного слоя в виде полых вздутий (пузыри); многочисленные участки масляных разрывов и сседаний; обширные записи и тонировки, закрывающие авторскую живопись; тонировки изменились в тоне и цвете; многослойные лаковые покрытия с загрязнениями между лаковыми слоями; лаковые слои углах и по периметру на торцах основы; вдоль нижнего края была прибита гвоздями и привинчена шурупами доска черного цвета шириной 12см, которая закрывала большую поверхность сильно потемнели и изменились в  цвете.

Произведено укрепление красочного слоя; промывка от поверхностных загрязнений и пробные расчистки разновременных наслоений в определенных местах. Пробные расчистки однозначно показали необходимость раскрытия авторской живописи.

Раскрытие авторской живописи происходило поэтапно: утоньшались лаковые слои, удалялись чужеродные записи и многочисленные слои старых реставрационных мастиковок. Все слои разного времени и располагались друг над другом. В необходимых местах подведен новый реставрационный грунт и произведено тонирование. После завершения работ картина покрыта раствором даммарного лака.

 

УГРЮМОВ Г.И.
ИСПЫТАНИЕ СИЛЫ ЯНА УСМАРЯ.  1796 (7?).

Холст, масло. 283x404.  Ж-5052

До реставрации

В процессе

После реставрации


Реставраторы:

Дашкин М.Р., Минин А.В., Романова Н.Е., 2014

Картина поступила в Русский музей в 1923 году из Академии художеств. Исполнена как академическая программа 1795 года на тему: «На ратном поле в присутствии Великого князя Владимира Российского воина меньший сын показывает опыт своей необычайной силы над разъяренным быком…». За эту картину в 1797 году Григорий Иванович Угрюмов получил звание Академика.

История бытования произведения насчитывает более 250 лет. За это время появились многочисленные изменения в сохранности картины.

Лицевая сторона имела мелкие участки деформаций основы и красочного слоя в виде вздутий вдоль верхнего края картины. По всей поверхности красочного слоя были расположены участки разнохарактерного кракелюра без угрозы осыпания. Имелись многочисленные старые разрывы, отреставрированные в разное время; участки масляных разрывов - наиболее выраженные в правой нижней четверти; участки полупрозрачных старых прописок, выполненных в разных местах картины и многочисленные разновременные тонировки, изменившиеся в тоне и цвете; участки сседаний красочного слоя двух видов – полые и плотные, без пустот внутри; многочисленные мелкие утраты красочного слоя и выкрошки - на участках полых сседаний. Поверхность живописи была покрыта многочисленными поновительскими лаковыми слоями большой плотности и толщины. Лак сильно изменился в тоне и цвете. Авторский холст - сшивной. Картина была ранее дублирована на холст. Состояние картины в общем было стабильное, в передублировке не нуждалась.

Во время проведения реставрационных работ участки деформаций основы и красочного слоя были укреплены. Удалены загрязнения с поверхности картины и восстановлен лак методом Петтенкофера.  Послойно были выровнены и утоньшены старые лаковые слои и удалены изменившиеся записи и тонировки. Старые просевшие реставрационные мастиковки были выровнены и восполнены новым грунтом до необходимого уровня. Произведены тонировки масляными красками в пределах  утрат красочного слоя. Картина покрыта новым слоем даммарного лака.

 


УГРЮМОВ Г.И.
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВЪЕЗД АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
В ГОРОД ПСКОВ ПОСЛЕ ОДЕРЖАННОЙ ИМ
ПОБЕДЫ НАД НЕМЦАМИ. 1793 (4) год.

Холст, масло. 197 x 320
Ж-5051

До реставрации

После реставрации


Реставратор – Романова Н.Е., 2014

Картина вернулась в музей в 2010 году после 20-летнего пребывания на временном хранении в Александро-Невской лавре. Главная проблема на момент поступления состояла в том, что за время бытования в действующем храме, вся поверхность покрылась плотным слоем грязи и копоти. Изображение просматривалось очень плохо, цвета не читались. Было решено сделать промывку картины для удаления поверхностных загрязнений. Но в процессе работы на пробном участке стало понятно, что загрязнения и копоть настолько въелись в лаковую поверхность, что необходима не промывка, а расчистка, удаление верхних слоев лака вместе с грязью и копотью. Кроме того, в процессе исследования картины и изучения архивных материалов стало понятно, что при реставрации в 1970-х годах лак с поверхности картины был удален неравномерно, зачастую только по контуру светлых пятен и по рисунку. На темных участках сохранился значительный слой лака. Все это искажало авторский колорит картины, делало ее темной и бесцветной.

Было проведено послойное раскрытие живописи от наслоений грязи, копоти, поздних потемневших слоев лака, межлаковых загрязнений. В процессе работы с лаком были обнаружены и подлаковые записи и тонкие прописки, перекрывающие авторскую живопись. Вся нижняя часть картины была прописана темным коричневым лессировочным слоем, в результате чего изображение на ней почти не просматривалось.

После удаления всех наслоений, потемневшего лака и записей, картине возвращен авторский колорит и яркость красок. Значительные участки авторской живописи извлечены из-под записей. Старые реставрационные мастиковки откорректированы в уровень с поверхностью авторской живописи. Сделаны реставрационные тонировки в местах старых утрат.

Картина приобрела экспозиционный вид и приняла участие в юбилейной выставке Г.И.Угрюмова в Русском музее в октябре 2014 года.


ГРООТ И.
БИТАЯ ДИЧЬ. 1743.

Холст, масло. 51,5x70,5. Ж-4933

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации

В процессе реставрации (УФ)

В процессе реставрации

После реставрации


Реставратор:
Романова Н.Е. 

Картина поступила в реставрацию в связи с подготовкой к выставке «Летающие и ползающие». Особенностью произведения является очень тонкий подход автора к изображению деталей, выполненных с миниатюрной точностью – оперение птиц, капельки росы, крылья бабочки, крошечные муравьи в различных ракурсах, ящерица, змея.  Поэтому имеющийся на картине очень темный желтый лак не только не позволял видеть истинный колорит картины, но и скрывал многие детали виртуозной живописи. Исследования в УФ-лучах показали, что под толстой пленкой лака  имеются также разновременные записи.

На первом этапе работы было сделано пробное  утоньшение лака на контрольных участках, которое позволило выбрать необходимую методику и подобрать рабочий состав. Оно показало, как сильно изменяет авторский колорит темная плотная пленка лака. На расчищенных участках появился авторский синий цвет неба и белое оперение птицы. Далее работа велась участками по выбранной методике при постоянном контроле в УФ-лучах. На отдельных участках в нижней части картины, где изображены многочисленные детали, визуально не просматривающиеся под темным толстым слоем лака, работа велась под микроскопом.

В процессе работы в левой нижней четверти было выяснено, что подпись лежит под толстой пленкой лака, но на более позднем слое краски. Аккуратное утоньшение записи  без нарушения имеющейся подписи показало, что ниже, под записью , также имеется подпись. Она выполнена  более миниатюрно и безусловно является авторской. Верхняя же подпись является более поздней, но повторяет фамилию автора и дату.  На реставрационном совете было решено оставить обе подписи для дальнейшего исследования. Таким образом, в результате реставрации были удалены многочисленные поздние слои лака, создававшие желто-коричневый фильтр, удалены межлаковые записи, перегрутовки, утоньшен авторский лак . В местах утрат авторского красочного слоя подведен грунт и сделаны тонировки. Картина вернулась к авторскому холодному колориту. Стали видны все миниатюрные живописные детали,  демонстрирующие виртуозность автора.

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта