Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Отдел реставрации станковой масляной живописи

Реставрация картины Георга Гроота "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны  | Реставратор - Ольга Клёнова

История Отдела реставрации масляной живописи берет свое начало с создания в 1922 году Реставрационной мастерской при Художественном отделе Русского музея.

В настоящее время здесь работают 13 художников-реставраторов (5 из которых - высшей категории и 6 - первой) и один ведущий научный сотрудник. Отдел обслуживает коллекцию произведений масляной живописи, состоящую из 16 618 картин (на 1 января 2020 года).

Деятельность этого подразделения сегодня не могла бы осуществляться на должном уровне без опоры на богатый практический опыт нескольких поколений реставраторов-предшественников, без учета лучших, слагавшихся десятилетиями традиций. Особое значение имела для современной мастерской деятельность М.Н. Маркова, Н.А. Шапошниковой, А.Б. Бриндарова, К.В. Берняковича - непосредственных предшественников и учителей существующего коллектива реставраторов.

Лучшие работы Отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 И.Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

 М.В. Нестеров "Святая Русь...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>

 И.И. Бельский "Взятие Богоматери на небо...>
 

Мастерская  реставрации масляной живописи - Реставрация картин  - Отдел реставрации музейных ценностей - Русский музей

Мастерская реставрации живописи. 1950-е гг. Слева направо: П.В. Райков, А.Б. Бриндаров, Н.А. Шапошникова, С.Ф. Конёнков, И.В. Ярыгина и М.Н. Марков

Среди их учеников были и безвременно ушедшие талантливые мастера Татьяна Усова, прекрасный специалист по реставрации масляной живописи и Ольга Гусева, мастер, освоивший вслед за своим учителем К.В. Берняковичем реставрацию "новой темперы". Они трагически погибли 28 июня 1982 года в авиакатастрофе, когда летели в Киев на монтаж выставки картин из собрания Русского музея.

Опыт сложной реставрации мастеров старшего поколения является фундаментом современного дела в мастерской. Характер ее деятельности определяет важная задача консервации произведений искусства, однако, реставрационное дело продолжает развиваться, совершенствоваться. В настоящее время при сохранении в практике реставраторов почти всех методик, разработанных предшественниками, ее характеризует ряд особенностей. Одна из них - это выдвижение на первый план существенной задачи выбора между традиционными и современными методиками реставрации по принципу их наименьшего вмешательства в материал картины. Кроме того, в настоящее время произошло тесное сближение реставрационной практики с научными исследованиями музейных предметов. Работа реставраторов совместно с сотрудниками, созданного в 1970 году Отдела технико-технологических исследований (ОТТИ) Русского музея, стала повседневной практикой.

Теперь каждая картина перед серьезной реставрацией и в процессе работы подвергается полному технико-технологическому и химико-биологическому обследованию. Это способствует росту научной обоснованности реставрационных методов и обеспечивает контроль за качеством реставрационных операций на всех этапах. Важное место в работе коллектива реставраторов мастерской наряду с постоянными работами по профилактике и консервации картин занимает сложная реставрация произведений, находящихся в тяжелом состоянии. Постоянным источником сложной технической реставрации являются новые поступления, которые регулярно пополняют собрания музея.

Часто картины, принимаемые в мастерскую реставрации после приобретения на закупочной комиссии музея, находятся в аварийном состоянии из-за, к сожалению,  неправильных условий хранения у бывших владельцев и непрофессиональной предыдущей реставрации,

Мастерская (лаборатория) реставрации масляной живописи (картин) отдела реставрации Русского музея

Ведущие реставраторы Антон Макаров (на переднем плане) и Марат Дашкин раскрывают от старых записей живописные плафоны начала XVIII века из Летнего дворца Петра I. 2015 г.

При реставрации подобных картин применяются как традиционные,  так и новые методики с использованием новых технических средств и современных материалов. В ряде случаев, например, укрепление красочного слоя производится на вакуумном столе, при укладке кракелюра применяется специальное термооборудование, а прорывы холста соединяются методом "встык" с помощью современных синтетических клеев.

Особое место в технической реставрации занимает работа с произведениями рубежа XIX - XX веков и раннего советского периода. Необычная экспериментальная техника живописи мастеров этого времени - большая пастозность и толщина красочного слоя, сочетание различных материалов - превращают в сложную проблему укрепление красочного слоя.

Здесь хочется отметить работу по реставрации картины Колмакова Н.К. "Женщина со змеями" (реставратор О.Ю. Клёнова), которая была проведена несколько лет назад. Эта картина была написана восковыми красками. Укрепление красочного слоя производилось нетрадиционно и потребовало от реставратора немалой изобретательности.

Оборотная сторона этих произведений нередко изобилует интересными документальными сведениями - надписями, рисунками, и является, тем самым, памятником истории. В таких случаях при подборе реставрационных методик реставратор должен стараться избежать дублирования произведения на новую основу. Помимо этого реставратор очень тщательно следит за совместимостью авторских и вводимых им в картину реставрационных материалов.

Как пример, характерна реставрация картины Павла Филонова "Кому нечего терять". Работа была создана художников масляными красками на бумаге. В результате реставрации нам пришлось дублирована ее на холст через слой бескислотного ватмана. Этот метод двойного дублирования впервые был применен в мастерской в начале 1970-х годов по предложению А.А. Окунь, реставратора высшей категории по реставрации произведений графики.

В 1987 году за "большой вклад в сохранение отечественного культурного наследия" семь реставраторов мастерской живописи -  И.Н. КорняковаВ.Е. ГречинМ.А. КиселёваО.Ю. КлёноваВ.Г. КраминскийА.В. Минин и Е.С. Солдатенков были удостоены звания "Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства".

Реставрация картины Карла Брюллова в отделе реставрации Русского музеяю Мастерская реставрации масляной живописи. Александр Минин и Евгений Солдатенков

Ведущие реставраторы Евгений Солдатенков (слева) и Александр Минин удаляют остатки укрепительной заклейки после дублирования на новый холст картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи".  1995 г.

Особое место среди работ мастерской занимают сложнейшие реставрации большемерных шедевров Русского музея. Среди них - картины "Последний день Помпеи" Карла Брюллова (реставрация 1995 года) и "Медный змий" Федора Бруни (реставрация 2000-2003 гг.). Поистине уникальную и чрезвычайно ответственную работу предстояло выполнить за довольно короткие сроки. Основная проблема этих картин -  сильнейшая деструкция холстов, на которых они были написаны. Необходимо было как можно скорее провести дублирование тыльной стороны на новый холст. Для этого, прежде всего, картины были сняты с подрамников и растянуты на мраморном полу лицевой стороной вверх. Красочный слой и грунт были укреплены несколько раз. С тыльных сторон были удалены старые кромки и десятки заплаток, сделанных в разное время на местах прорывов холстов. Затем, оборотные стороны авторских холстов были зачищены от загрязнений, проклеены несколько раз и дублированы со специального рабочего дюралевого подрамника на новые холсты. После этого, на картине "Последний день Помпеи" лаковая поверхность была промыта от загрязнений и регенерирована. На картине "Медный змий" после регенерации пожелтевший старый лак и многочисленные поздние записи были удалены. Эти работы выполнялись ведущими реставраторами Русского музея - Андреем Богомоловым, Антоном Макаровым, Александром Мининым (реставрация картины "Медный змий") и Ириной Корняковой Александром Мининым и Евгением Солдатенковым (реставрация картины "Последний день Помпеи").

Хотя сложная техническая реставрация продолжает занимать по объему работ большое место в деятельности мастерской, на первый план сейчас выступает художественная реставрация, и, особенно, работа по раскрытию авторской живописи от поздних записей. Связано это с проблемой выявления подлинного лица автора, ставшей в наше время очень актуальной. Многие картины, хранящееся в музее, основательно записаны, поновлены во время старых реставраций, и мы имеем искаженные представления об авторской живописи.

Особенно явственно обозначается этот факт в результате проводимых Отделом технологических исследований исследований живописных коллекций Русского музея. Ущерб, нанесенный картинам непрофессиональной реставрацией сейчас ставит перед реставраторами немаловажную проблему освобождения картин от следов этой реставрации, и расчистки от записей являются здесь главной трудностью. Таково положение дел с парсуной конца ХVII - ХVIII веков, с произведениями А. Матвеева, И. Никитина и др. В связи с этим реставраторами мастерской успешно применяются новые методики удаления записей и, в частности, - метод работы с микроскопом. Традиционный способ расчистки ватным тампоном или компрессом, смоченным растворителем, и контролируемый лишь невооруженным глазом, не подходит во всех случаях. На произведениях, подвергавшихся реставрации или поновлению давно и неоднократно, картина записей обычно очень сложна. Определить все слои записей и лаков, найти границу авторской живописи без лабораторных исследований трудно. А удаление этих поздних наслоений возможно только под микроскопом. Именно этот метод, соединенный с использованием тонких хирургических инструментов и растворителей позволяет проводить работу на должном уровне.

Мастерская реставрации икон в Русском музее | Реставрация древнерусской живописи | Ирма Васильевна Ярыгина, Николай Васильевич Перцев, Инокентий Петрович Ярославцев, 1970-е

Реставрационная подготовка произведений к юбилейной выставке Карла Брюллова в Русском музее. 1999 г.

Реставрация и связанные с ней исследования памятников требуют от реставратора тщательного документирования. В связи с этим начиная с 1985 года в мастерской велась работа по внедрению информационно-вычислительной техники в ведение своего учетно-хранительского и реставрационного хозяйства. Эта большая работа была начата с утверждения и систематизации реставрационной терминологии и создания терминологических справочников. Был создан и опробован в работе словарь реставрационных терминов. В 1988 году была создана первая в музее компьютерная база реставрационных данных, которая была реализована на одном их первых персональных компьютеров музея. Информация постоянно пополнялась. Позже база данных стала сетевой и в настоящее время она объединена с различными отделами и службами музея, что значительно облегчает получение и обмен данными.

Круг обязанностей реставраторов музея не ограничивается только реставрационным процессом. Выставочная деятельность, регулярные осмотры фондов и экспозиции, обучение и консультации учащихся и стажеров - все это дополняет характеристику реставрационной работы коллектива мастерской в настоящее время. Особенно нужно выделить участие реставраторов в подготовке выставок. Число выставок, отправляемых ежегодно Русским музеем по Союзу и за рубеж постоянно растет, в последние годы они исчисляются десятками. В связи с этим возрастает и занятость коллектива мастерской в работе для выставок. Реставраторы осуществляют основную практическую часть подготовки произведений к дальним отправкам. Это и описания сохранности, и легкая реставрация картин, и контроль за их конвертовкой и упаковкой, за 1 год через мастерскую проходит до 2000 произведений. В целях усовершенствования и в то же время упрощения выставочной работы сотрудниками мастерской разработана новая система выставочной документации.

Одна из самых масштабных работ последних лет - капитальная реставрация серии картин "Смолянки" Д.Левицкого.

Совсем недавно реставраторы закончили сложнейшую работу по комплексной реставрации большемерных произведений Григория Угрюмова - "Испытание силы Яна Усмаря", "Въезд Александра Невского во Псков.." и четырех картин, изображающих Архистратигов. Наиболее трудоемкой работой была реставрация картины "Архистратиг Михаил", которую выполнили в 2014 году ведущие художники-реставраторы - Марат Дашкин, Александр Минин и Наталья Романова.

В 2016 году сотрудники мастерской принимали активное участие в реставрации уникальных живописных плафонов XVIII века из Летнего дворца Петра I в Петербурге.

В последнее время заметно выросли связи и взаимодействия различных реставрационных школ разных стран. Мастерская реставрации живописи Русского музея не остается в стороне от этого процесса. Реставраторы Русского музея участвуют в международных реставрационных конференциях. Происходят обмены стажерами между мастерской реставрации живописи Русского музея и крупными реставрационными центрами США, Великобритании, Финляндии. Сотрудники мастерской успешно внедряют на практике освоенный опыт зарубежных коллег.

С 1 января 2019 года сектор реставрации масляной живописи преобразован в Отдел реставрации масляной живописи Службы реставрации музейных ценностей.

 

Дополнительно по теме:


 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта