В настоящее время в коллекции Русского музея
- свыше 6700 рам (на 31.10.2018 г.). Среди них можно увидеть как шедевры
барочной золоченой резьбы, созданные выдающимися мастерами по эскизам
знаменитых архитекторов, так и трогательные, немного
наивные произведения талантливых крепостных
резчиков. В собрании имеется и большое количество фабричных рам.
Их отличает безупречность декоративной отделки и высокий
профессионализм стилистических решений.
Бесконечное разнообразие орнаментальных форм и имитаций материалов связано
не столько с господством эклектизма в
декоративно-прикладном искусстве, сколько с эволюцией русской живописи XIX
века. Никогда прежде не знала она такого множества новых направлений,
стольких ярко индивидуальных художников, такого широкого диапазона
живописных тем.
После
распада эпохи больших стилей рамы отчасти утратили свое значение
архитектурного элемента интерьера. На первый план вышла
проблема соответствия рамы и живописи, возникла новая идея авторских рам,
утвердившаяся позднее в эстетике модерна. Следует отметить, что в области
предметов декоративно-прикладного искусства рамы выделяются особенной
спецификой, включающей самые различные аспекты.
Имманентная несамостоятельность всегда обеспечивала рамам скромное место как
среди предметов искусства, так, к сожалению, и среди объектов реставрации.
|
Из массива липы по имеющимся аналогиям изготавливаются дорезки
утраченных фрагментов резьбы на раме для картины Карла Брюллова "Смерть
Инессы де Кастро".
2019
|
|
Первый руководитель
реставрационной мастерской
В.В.
Савельев ещё в начале 1980-х годов разработал уникальную технологию реставрации лепного мастичного
декора. Для приготовления реставрационной мастики
он использовал классические рецепты мастеров XVIII
века. В настоящее время наряду с использованием достижений
прошлого ведутся активные поиски по
совершенствованию методов и техники реставрации. Они проходят в тесном
сотрудничестве со специалистами
Отдела химико-биологических исследований Русского музея.
В 1990-х годах утраты гипсового орнамента
впервые стали воссоздаваться однородным материалом
методом "догипсовки" и отливки. Кроме того, в эти годы
был поднят важный вопрос о качестве тонировок.
Традиционные тонировки утрат левкаса акварелью, что являлось обязательным
при реставрации, в частности, предметов древнерусского искусства, на
золоченых рамах часто отвлекало внимание зрителей
к реставрационным участкам в ущерб восприятию живописи. Поэтому сейчас
при тонировании мастиковок на местах утрат левкаса часто используются современные качественные полностью обратимые
реставрационные краски-пасты различных оттенков
золота, где в качестве
наполнителя - медь в различных пропорциях, а в качестве связующего -
синтетический воск. При этом следы естественного старения в виде потертостей
позолоты не поновляются. Но реставрация рам ни в коей мере не ограничивается
проблемой тонировок. Сложное крепление конструкций,
воссоздание утрат деревянной резьбы
или гипса, восполнение утрат
левкаса и т.д. – таков далеко
не полных перечень работ, которыми занимаются мастера.
Все реставрационные работы проходят под
контролем Реставрационной комиссии Русского
музея. В её составе – главный хранитель музея, руководители
подразделений, хранители рам и реставраторы. Реставрационная
комиссия утверждает программу работ и принимает экспонаты после
их завершения.
Все
реставрационные работы в отделе осуществляются в соответствии с
«Методикой реставрации художественных рам», разработанной специалистами
Русского музея - ведущими художниками-реставраторами Высшей категории
М.В.
Демченко и
Е.А. Севастьяновой. Методика была
официально утверждена на расширенном заседании Реставрационной комиссии Русского
музея (протокол № 25/01 от 23 апреля 1998 года). Реставраторы также используют
в своей работе и огромный опыт крупнейших реставрационных центров
России. В частности, широко применяются методические разработки ведущих
реставрационных центров -
Государственного Научно-исследовательского института реставрации
|
В процессе довыборки стойких загрязнений на
поверхности рамы для картины Карла Брюллова
"Мужская голова".
Ведущий художник-реставратор картинных рам высшей категории -
Марина Демченко. 2020
|
|
Для
выполнения наиболее сложных реставрационных работ организуются специальные группы из специалистов смежных
подразделений. В частности, в 2019 году была проведена
сложная реставрация
авторской рамы для картины Т.А. Неффа «Парадный портрет дочерей
императора Николая I великих княжон Марии Николаевны и Ольги
Николаевны». В состав группы входили реставраторы трех подразделений
(отдела реставрации золоченой резьбы, отдела реставрации резных икон и
деревянной скульптуры и отдела реставрации фанерованной мебели). Над
проектом работали пять специалистов. Среди них - три реставратора Высшей категории, аттестованных
государственной комиссией по аттестации реставраторов Министерства
культуры РФ. Более того, двое из них являются членами этой авторитетной
комиссии.
В марте
2019 года была начата
реставрация еще одной большемерной авторской рамы
для картины
К.П. Брюллова «Смерть Инессы де Кастро». Её размеры
-
3 х 2 метра,