Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация картинных рам в Русском музее

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Художник-реставратор золоченой резьбы высшей категории Марина Илюхина укрепляет отслоения левкаса и позолоты на раме для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро". 2019

Русский музей обладает уникальной коллекцией художественных рам. В экспозиционных залах представлены лучшие образцы практически всех стилевых направлений XVIII-XX веков, выполненных в различных техниках и материалах. К сожалению, до 2019 года практически все эти рамы, не являлись в современном понимании «музейными предметами». Они не были заинвентаризированы в музейных книгах поступления (КП), не имели номеров музейного фонда Российской Федерации.

Последние работы по реставрации картинных рам:

  Реставрация рамы для картины О.А. Кипренского "Портрет скульптора Б. Торвальдсена"...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Мужская голова"...>

 Реставрация рамы для картины О.А. Кипренского "Портрет А.К. Швальбе"...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"...>
 

 Краткий отчёт о работе Отдела реставрации картинных рам за 2019 год...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

о сложной реставрации резной золоченой рамы

В процессе нанесения полимента на участки утрат левкаса и позолоты, заполненные  реставрационным грунтом на раме для картины Ореста Кипренского "Портрет Б. Торвальдсена. Художник-реставратор картинных рам - Елена Бердичевская. 2020

Тем не менее, понимая важность проблемы сохранения рам, ещё несколько десятков лет назад, в 1981 году, в Отделе реставрации Русского музея была организована специальная  мастерская по реставрации художественных рам. В 2019 году она была преобразована в Отдел реставрации картинных рам.  Сейчас здесь работают 7 художников- реставраторов и один специалист по координации работы. 5 реставраторов имеют специальное реставрационное образование. Из них три человека имеют высшее реставрационное образование. Один реставратор аттестован на Высшую категорию государственной комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ.

В течение 2019 года в Отделе прошли реставрацию 722 исторические картинные рамы. Из них - 619 предметов были отреставрированы в рамках подготовки 58 выставочных проектов Русского музея, а 103 предмета - в рамках плановой работы научно-фондовых отделов. Также было изготовлено 274 новые картинные рамы из фабричного багета.

В настоящее время в коллекции Русского музея - свыше 6700 рам (на 31.10.2018 г.). Среди них можно увидеть как шедевры барочной золоченой резьбы, созданные выдающимися мастерами по эскизам знаменитых архитекторов, так и трогательные, немного наивные произведения талантливых крепостных резчиков. В собрании имеется и большое количество фабричных рам. Их отличает безупречность декоративной отделки и высокий профессионализм стилистических решений. Бесконечное разнообразие орнаментальных форм и имитаций материалов связано не столько с господством эклектизма в декоративно-прикладном искусстве, сколько с эволюцией русской живописи XIX века. Никогда прежде не знала она такого множества новых направлений, стольких ярко индивидуальных художников, такого широкого диапазона живописных тем.

После распада эпохи больших стилей рамы отчасти утратили свое значение архитектурного элемента интерьера. На первый план вышла проблема соответствия рамы и живописи, возникла новая идея авторских рам, утвердившаяся позднее в эстетике модерна. Следует отметить, что в области предметов декоративно-прикладного искусства рамы выделяются особенной спецификой, включающей самые различные аспекты. Имманентная несамостоятельность всегда обеспечивала рамам скромное место как среди предметов искусства, так, к сожалению, и среди объектов реставрации.

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Из массива липы по имеющимся аналогиям изготавливаются дорезки утраченных фрагментов резьбы на раме для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро". 2019   

Первый руководитель реставрационной мастерской В.В. Савельев ещё в начале 1980-х годов разработал уникальную технологию реставрации лепного мастичного декора. Для приготовления реставрационной мастики он использовал классические рецепты мастеров XVIII века. В настоящее время наряду с использованием достижений прошлого ведутся активные поиски по совершенствованию методов и техники реставрации. Они проходят в тесном сотрудничестве со специалистами Отдела химико-биологических исследований Русского музея.

В 1990-х годах утраты гипсового орнамента впервые стали воссоздаваться однородным материалом методом "догипсовки" и отливки. Кроме того, в эти годы был поднят важный вопрос о качестве тонировок. Традиционные тонировки утрат левкаса акварелью, что являлось обязательным при реставрации, в частности, предметов древнерусского искусства, на золоченых рамах часто отвлекало внимание зрителей к реставрационным участкам в ущерб восприятию живописи. Поэтому сейчас при тонировании мастиковок на местах утрат левкаса часто используются современные качественные полностью обратимые реставрационные краски-пасты различных оттенков золота, где в качестве наполнителя -  медь в различных пропорциях, а в качестве связующего - синтетический воск. При этом следы естественного старения в виде потертостей позолоты не поновляются. Но реставрация рам ни в коей мере не ограничивается проблемой тонировок. Сложное крепление конструкций, воссоздание утрат деревянной резьбы или гипса, восполнение утрат левкаса и т.д. – таков далеко не полных перечень работ, которыми занимаются мастера.

Все реставрационные работы проходят под контролем Реставрационной комиссии Русского музея. В её составе – главный хранитель музея, руководители подразделений, хранители рам и реставраторы. Реставрационная комиссия утверждает программу работ и принимает экспонаты после их завершения.

Все реставрационные работы в отделе осуществляются в соответствии с «Методикой реставрации художественных рам», разработанной специалистами Русского музея - ведущими художниками-реставраторами Высшей категории М.В. Демченко и Е.А. Севастьяновой. Методика была официально утверждена на расширенном заседании Реставрационной комиссии Русского музея (протокол № 25/01 от 23 апреля 1998 года). Реставраторы также используют в своей работе и огромный опыт крупнейших реставрационных центров России. В частности, широко применяются методические разработки ведущих реставрационных центров - Государственного Научно-исследовательского института реставрации и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

о сложной реставрации резной золоченой рамы

В процессе довыборки стойких загрязнений на поверхности рамы для картины Карла Брюллова "Мужская голова".  Ведущий художник-реставратор картинных рам высшей категории - Марина Демченко. 2020 

Для выполнения наиболее сложных реставрационных работ организуются специальные группы из специалистов смежных подразделений. В частности, в 2019 году была проведена сложная реставрация авторской рамы для картины Т.А. Неффа «Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны». В состав группы входили реставраторы трех подразделений (отдела реставрации золоченой резьбы, отдела реставрации резных икон и деревянной скульптуры и отдела реставрации фанерованной мебели). Над проектом работали пять специалистов. Среди них - три реставратора Высшей категории, аттестованных государственной комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ. Более того, двое из них являются членами этой авторитетной комиссии.

В марте 2019 года была начата реставрация еще одной большемерной авторской рамы для картины К.П. Брюллова «Смерть Инессы де Кастро». Её размеры - 3 х 2 метра, а площадь «развернутой поверхности» резьбы составляет без малого 11,2 м². Работа осуществляется группой реставраторов, которые принимали участие в реставрации рамы для картины Т.А. Неффа.

 

 

Дополнительно по теме:

  Преображенская Г.А. История создания и деятельность реставрационных мастерских деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели Отдела реставрации Русского музея во второй половине XX века.

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М., 1979

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976

  Федосеева Т.С., Малачевская Т.Л. Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения

  Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные материалы. Химическое строение, свойства и области применения

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта