Здесь можно увидеть как шедевры
барочной золоченой резьбы, созданные выдающимися мастерами по эскизам
знаменитых архитекторов, так и трогательные, немного
наивные произведения талантливых крепостных
резчиков. В музейном
собрании имеется и большое количество фабричных рам.
Их отличает безупречность декоративной отделки и высокий
профессионализм стилистических решений.
Бесконечное разнообразие орнаментальных форм и имитаций материалов связано
не столько с господством эклектизма в
декоративно-прикладном искусстве, сколько с эволюцией русской живописи XIX
века. Никогда прежде не знала она такого множества новых направлений,
стольких ярко индивидуальных художников, такого широкого диапазона
живописных тем.
После
распада эпохи больших стилей рамы отчасти утратили свое значение
архитектурного элемента интерьера. На первый план вышла
проблема соответствия рамы и живописи, возникла новая идея авторских рам,
утвердившаяся позднее в эстетике модерна. Следует отметить, что в области
предметов декоративно-прикладного искусства рамы выделяются особенной
спецификой, включающей самые различные аспекты.
Имманентная несамостоятельность всегда обеспечивала рамам скромное место как
среди предметов искусства, так, к сожалению, и среди объектов реставрации.
Картинные рамы, выполненные с не меньшим мастерством, чем шедевры живописи, к сожалению,
крайне редко удостаивались внимания искусствоведа или
руки реставратора.
Мастерская
реставрации картинных рам была
организована в Русском музее только в
1981 году. Первый руководитель мастерской
В.В.
Савельев разработал уникальную технологию реставрации лепного мастичного
декора. Для приготовления реставрационной мастики
он использовал классические рецепты мастеров XVIII
века. В настоящее время наряду с использованием достижений
прошлого ведутся активные поиски по
совершенствованию технологии реставрации. Они проходят в тесном
сотрудничестве со специалистами лаборатории химических методов исследования Русского музея.
В 1990-х годах утраты гипсового орнамента
впервые стали воссоздаваться однородным материалом
методом "догипсовки" и отливки. Кроме того, в эти годы
был поднят важный вопрос о качестве тонировок.
Традиционные тонировки утрат левкаса акварелью на
золоченых рамах часто отвлекали внимание зрителей
к реставрационным участкам в ущерб восприятию живописи. Поэтому сейчас
при тонировании утрат левкаса часто используются современные качественные полностью обратимые краски-пасты на масляной основе различных оттенков
золота. При этом следы естественного старения в виде потертостей
позолоты не поновляются. Но реставрация рам ни в коей мере не ограничивается
проблемой тонировок. Сложное крепление конструкций,
воссоздание утрат деревянной резьбы
или гипса, восполнение утрат
левкаса и т.д. – таков далеко
не полных перечень работ, которыми занимается мастерская. Реставрация
картинных рам требует участия специалистов различного
профиля. Огромная выставочная деятельность музея
требует внимания к качеству и сохранности картинных рам.
|
|
|
До реставрации |
В процессе |
После |