|
Общий вид до
реставрации.
2000
|
|
|
Через несколько дней грабитель был пойман и арестован.
Картину вернули в Русский музей. Состояние её сохранности было ужасное.
Имелись многочисленные прорывы и порезы холста.
Часть холста с краской осталась на подрамнике.
По всей
поверхности имелись многочисленные утраты красочного слоя и грунта до
холста, деформации и заломы из-за того, что грабитель свернул её в
рулон, смял и деформировав холст.
После возвращения в Русский музей картину
сразу передали в реставрационную мастерскую. Заняться
её восстановлением взялась
Татьяна
Серова, ведущий художник-реставратор масляной живописи.
Картина "Актеон"
ранее была дублирована на холст.
Это в какой-то степени защитило произведение от ещё более значительных
повреждений.
Прежде всего, было решено срочно провести укрепление и
прессование красочного слоя. Затем, старый
дублировочный холст был аккуратно удален с тыльной стороны.
Работа по технической реставрации продолжалась несколько месяцев. Были
заделаны многочисленные прорывы и порезы холста. В места утрат
авторского холста были сделаны вставки из близкого по фактуре холста.
Затем, авторский холст был дублирован на новое полотно. Был изготовлен
новый подрамник, на который вскоре картина была натянута. После этого в
места утрат авторского грунта был подведен реставрационный грунт. На
этом, основная задача по выведению картины из аварийного состояния и
проведению технической реставрации была выполнена. Дальнейшая работа
была приостановлена.
Некоторое время назад
было решено вернуться
к вопросу продолжения работ. И
выполнить не только техническую, но и
живописную реставрацию. Появилась возможность
более основательного технологического исследования произведения. В результате
огромной научно-исследовательской работы,
открылись очень интересные детали.
Например, под
изображением центральной собаки, под поздними записями, был обнаружен обширный
ожёг красочного слоя. Участки переписок авторского красочного слоя были
обнаружены при исследовании красочного слоя в ультрафиолетовом излучении. На
изображении фигуры Актеона (по старому прорыву холста в районе головы и плеч) и на изображении пейзажа справа от фигуры. Изображение
двух собак в левой части
картины в результате поздних переписок было превращено художником в изображение одной
серо-черной собаки, с невероятно длинной шеей и двумя неумело написанными
передними лапами.
В процессе исследования нижней части картины под слоями записей и темного лака
совершенно случайно была обнаружена подлинная подпись художника. К нашему
удивлению эта подпись была не Василия Шебуева, а мало известного выпускника
Академии Художеств Ивана Чмутова. О нём известно не так много. Он
родился 5 октября 1817 года в семье петербургского мещанина. Десяти лет от роду
был отдан в Академию Художеств, где провёл 12 лет своей жизни.
В процессе
изучения картины было сделано несколько пробных раскрытий авторской живописи с
помощью микроскопа. Таким образом была отработана методика, по которой шла вся
последующая работа. На изображении черной собаки слева, в результате удаления
поздней записи и тёмного лака, появилась голова второй собаки.
После этого было
выполнено утоньшение старого лака по всей поверхности. Все поздние переписки
были удалены или скорректированы, в том числе на изображении двух собак у левого
края В результате чего открылась фигура черной собаки и расположенная за ней
голова темно-серой собаки. По изображению фигуры собаки в центре поздняя грубая
прописка удалена выборочно, только на участках, где сохранился авторский
живописный слой.
Часть записей и
переписок были оставлены на тех участках, где они лежали по старым утратам или
потертостям авторского красочного слоя.
В ближайшее время
предстоит
большая работа по тонированию утрат красочного слоя. Причем, на изображении головы центральной собаки,
где утрачена значительная часть красочного слоя, придется выполнить
реконструкцию авторской живописи.
Реставрация продолжается...
15 декабря
2020 года
|