Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация фрагмента фрески XVII века в Русском музее

Общий вид фрагмента фрески в процессе и после реставрации. 2018

Лучшие работы отдела реставрации живописи смешанных техник:

 Браиловский Л.М. "В порту"...>

 Яковлев В.Н. "Натурщик"...>

 Шагал К.З. "Лавка в Витебске"...>

 Н.Х. XVIII в. "Архидиакон Стефан"...>

 Митурич П.В. "Портрет ребёнка"...>

 Коровин К.А. Серия живописных панно...>

 Судейкин С.Ю. "Мифологическая сцена"...>

 Плешанов П.Ф. "Убиение царевича Дмитрия"...>

  Реставрация фрагмента фрески XVII века "Адам и Ева в раю"...>

  Реставрация миниатюры "Поклонение волхвов" из Сийского Евангелия. 1340-е гг....>
 

 О реставрации произведений изобразительного искусства,
выполненных в смешанных техниках...>

 Фрагмент лицевой стороны. Видны старые известковые вставки. 2018

Фрагмент фрески XVII века «Адам и Ева в раю» (ДРЖ-2673, размеры 191 х 124 см.) происходит из Троицкого Макарьева монастыря, находившегося в районе города Калязина. В собрании Русского музея хранятся 11 подобных работ.

В 1940 году территория монастыря попала в зону затопления после запуска Угличской гидроэлектростанции. Перед разрушением монастырского ансамбля туда была отправлена научная экспедиция Академии архитектуры СССР, которая провела научное описание и фиксацию построек.

Работа по демонтажу росписей проходила в крайне суровых условиях при температуре, достигавшей -32 0С, что позволило реставраторам применить остроумный метод, позволивший ускорить демонтаж. Замерзшая поверхность стены сначала разогревалась жаровнями с углем, затем заклеивалась  несколькими слоями марли на мучной клейстер, который на холоде не высыхал, а мгновенно превращался в ледяную корку, армирующую штукатурный слой, что позволило минимизировать разрушения при демонтаже. Этот метод в последствии получил название «на мороз».

Утраты основы после демонтажа зимой 1939-1940 годов были восполнены гипсом. Утраты красочного слоя также были восполнены, но, отличались в цвете и тоне, а также по фактуре от авторской живописи, часто перекрывая ее.

В дальнейшем снятые фрагменты монтировались на деревянные рамы с крупными ячейками. Соединение выполнялось на раствор гипса, которая к тыльной стороне фрески приклеивалось химически, а к деревянной решетке – механически (для сцепления в ней были высверлены отверстия диаметром 10-15 мм).

Авторская штукатурка, вследствие снятия со стены имела крайне неровную, рельефную поверхность. Её толщина была в пределах от 0,5 до 3 см.  Оригинальный штукатурный слой был довольно плотный, но поражен многочисленными глубокими трещинами, так как деревянная рама с крупными ячейками не смогла обеспечить необходимой жесткости конструкции. Также трещины возникли и непосредственно при монтировке, так как штукатурная подушка во многих местах отошла от деревянных брусков.

В связи с подготовкой художественной выставки «Осень Русского Средневековья» в начале 2018 года Реставрационная комиссия Русского музея приняла решение передать фрагмент фрески на реставрацию. В первую очередь кураторы выставки были заинтересованы в представлении зрителю изображения, в течение десятилетий скрывавшегося под старой профилактической заклейкой.

Эту работу было поручено выполнить группе реставраторов Отдела реставрации живописи смешанных техник в составе И.С. Безсолицина, А.И. Богомолова и Н.И. Русаковой.

Успешное снятие профзаклейки с последующим исследованием состояния сохранности живописной поверхности определило в дальнейшем объем и ход реставрационных работ.

Было необходимо провести укрепление хрупкой штукатурной основы,  а также очистить лицевую сторону от стойких поверхностных загрязнений, удалить старые записи, выровнять реставрационный грунт и разработать метод тонирования, отвечающий современным эстетическим и технологическим требованиям.

Отработанная и известная методика укрепления фресковой живописи на стене, по причине отсутствия той самой стены, нуждалась в корректировке. Тонирование большого объёма утрат в стилистике, характерной для реставрации монументальной живописи, также представлялось чересчур условным для памятника, имеющего форму станковой иконы и рассчитанного на осмотр с близкого расстояния. Так же аргументом за станковый подход к тонированию стало то, что мы имели дело с отдельным фрагментом, а не с целостным ансамблем росписей.

Для укрепления и уплотнения реставрационная штукатурка, которая со временем стала хрупкой, крошилась и отлаивалась от деревянной обрешетки, с тыльной стороны была пропитана акриловым адгезивом. Пропитка с тыльной стороны уплотнила штукатурку, исчез эффект отмеливания, что позволило затем армировать тыльную сторону марлей и, на особо хрупких участках - холстом, приклеенными раствором натуральной извести.  Это придало основе большую прочность, предохраняя от выкрашивания частиц. Укрепление с лицевой стороны не требовалось, поверхность выглядела прочной, по всей видимости благодаря тому, что ранее уже была укреплена смесью крахмала и протеинового клея, что было выяснено благодаря химическим исследования. В соответствии с методикой реставрации монументальной живописи, водным раствором извести были заполнены утраты, а также пропитана и выровнена пористая поверхность старых реставрационных вставок. Авторский красочный слой очищен от поверхностных загрязнений, поверхность подготовлена к тонированию утрат.

Особенностью восполнения утрат стало то, что экспонат предполагался к участию в выставке не в контексте всего монументального комплекса росписей храма, а как отдельное независимое «станковое» произведение.  Хотелось, не воссоздавая точных границ объектов, там, где они были утрачены, тем не менее сохранить авторский баланс цветовых и тональных масс. При выборе технологического подхода мы отталкивались от методики тонирования станковых памятников темперной живописи. В качестве материала были выбраны акварельные краски, но, так как вода мгновенно уходила в грунт, а вместе с ней и гуммиарабик – связующее акварели, цвет терял насыщенность. Было решено делать тонировки на слабом растворе гидроксипропилцеллюлозы, чья большая по сравнению с водой вязкость давала нужный баланс впитываемости. Необходимо было подобрать технику нанесения краски, позволяющую делать тонкие тональные и цветовые переходы, позволяющую работать слоями. Мы остановились на популярной в Европе, особенно в Италии, технике tratteggio. Она позволила вести работу поэтапно, что было особенно важно при «станковом» подходе к тонированию. Вначале был проложен общий тон значительно светлее авторского. Затем были восстановлены рисующие элементы там, где их положение было очевидно. На светлом фоне композиции такая степень тонирования показалась достаточной. Более темные и контрастные фигуры тонально разбивались значительно более светлыми тонировками, поэтому, используя возможности техники tratteggio, цвет и тон тонировок на личном был приближен к авторскому.

В результате выполненных реставрационных мероприятий фрагмент фрески приведен в экспозиционное состояние и может в дальнейшем принимать участие в художественных выставках.

 

Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Тыльная сторона в процессе реставрации. После укрепления.  2018

 Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид фрагмента фрески "Адам и Ева в раю" в процессе реставрации. Перед тонированием утрат. 2018

Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент после реставрации. После завершения тонирования утрат. 2018

 Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид фрагмента фрески "Адам и Ева в раю" после реставрации. 2018

 
 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта