|
Фрагмент
лицевой стороны. Видны старые известковые вставки. 2018 |
|
|
Фрагмент
фрески XVII века «Адам и Ева в раю» (ДРЖ-2673, размеры 191 х 124 см.)
происходит из
Троицкого Макарьева монастыря,
находившегося в районе города Калязина. В собрании Русского музея
хранятся 11 подобных работ.
В 1940
году территория монастыря попала в зону затопления после запуска
Угличской гидроэлектростанции. Перед разрушением монастырского ансамбля
туда была отправлена научная экспедиция Академии архитектуры СССР,
которая провела научное описание и фиксацию построек.
Работа по демонтажу росписей проходила в
крайне суровых условиях при температуре, достигавшей -32 0С,
что позволило реставраторам применить остроумный метод, позволивший
ускорить демонтаж. Замерзшая поверхность стены сначала разогревалась
жаровнями с углем, затем заклеивалась несколькими слоями марли на
мучной клейстер, который на холоде не высыхал, а мгновенно превращался в
ледяную корку, армирующую штукатурный слой, что позволило минимизировать
разрушения при демонтаже. Этот метод в последствии получил название «на
мороз».
Утраты основы после демонтажа зимой
1939-1940 годов были восполнены гипсом. Утраты красочного слоя также
были восполнены, но, отличались в цвете и тоне, а также по фактуре от
авторской живописи, часто перекрывая ее.
В дальнейшем снятые фрагменты
монтировались на деревянные рамы с крупными ячейками. Соединение
выполнялось на раствор гипса, которая к тыльной стороне фрески
приклеивалось химически, а к деревянной решетке – механически (для
сцепления в ней были высверлены отверстия диаметром 10-15 мм).
Авторская штукатурка, вследствие снятия
со стены имела крайне неровную, рельефную поверхность. Её толщина была в
пределах от 0,5 до 3 см. Оригинальный штукатурный слой был довольно
плотный, но поражен многочисленными глубокими трещинами, так как
деревянная рама с крупными ячейками не смогла обеспечить необходимой
жесткости конструкции. Также трещины возникли и непосредственно при
монтировке, так как штукатурная подушка во многих местах отошла от
деревянных брусков.
В связи с подготовкой художественной
выставки «Осень Русского Средневековья» в начале 2018 года
Реставрационная комиссия Русского музея приняла решение передать
фрагмент фрески на реставрацию. В первую очередь кураторы выставки были
заинтересованы в представлении зрителю изображения, в течение
десятилетий скрывавшегося под старой профилактической заклейкой.
Эту работу было поручено выполнить группе
реставраторов Отдела реставрации живописи смешанных техник в составе
И.С.
Безсолицина,
А.И. Богомолова и
Н.И.
Русаковой.
Успешное снятие профзаклейки с
последующим исследованием состояния сохранности живописной поверхности
определило в дальнейшем объем и ход реставрационных работ.
Было необходимо провести укрепление
хрупкой штукатурной основы, а также очистить лицевую сторону от стойких
поверхностных загрязнений, удалить старые записи, выровнять
реставрационный грунт и разработать метод тонирования, отвечающий
современным эстетическим и технологическим требованиям.
Отработанная и известная методика
укрепления фресковой живописи на стене, по причине отсутствия той самой
стены, нуждалась в корректировке. Тонирование большого объёма утрат в
стилистике, характерной для реставрации монументальной живописи, также
представлялось чересчур условным для памятника, имеющего форму станковой
иконы и рассчитанного на осмотр с близкого расстояния. Так же аргументом
за станковый подход к тонированию стало то, что мы имели дело с
отдельным фрагментом, а не с целостным ансамблем росписей.
Для укрепления и уплотнения
реставрационная штукатурка, которая со временем стала хрупкой, крошилась
и отлаивалась от деревянной обрешетки, с тыльной стороны была пропитана
акриловым адгезивом. Пропитка с тыльной стороны уплотнила штукатурку,
исчез эффект отмеливания, что позволило затем армировать тыльную сторону
марлей и, на особо хрупких участках - холстом, приклеенными раствором
натуральной извести. Это придало основе большую прочность, предохраняя
от выкрашивания частиц. Укрепление с лицевой стороны не требовалось,
поверхность выглядела прочной, по всей видимости благодаря тому, что
ранее уже была укреплена смесью крахмала и протеинового клея, что было
выяснено благодаря химическим исследования. В соответствии с методикой
реставрации монументальной живописи, водным раствором извести были
заполнены утраты, а также пропитана и выровнена пористая поверхность
старых реставрационных вставок. Авторский красочный слой очищен от
поверхностных загрязнений, поверхность подготовлена к тонированию утрат.
Особенностью восполнения утрат стало то, что экспонат предполагался к
участию в выставке не в контексте всего монументального комплекса
росписей храма, а как отдельное независимое «станковое» произведение.
Хотелось, не воссоздавая точных границ объектов, там, где они были
утрачены, тем не менее сохранить авторский баланс цветовых и тональных
масс. При выборе технологического подхода мы отталкивались от методики
тонирования станковых памятников темперной живописи. В качестве
материала были выбраны акварельные краски, но, так как вода мгновенно
уходила в грунт, а вместе с ней и гуммиарабик – связующее акварели, цвет
терял насыщенность. Было решено делать тонировки на слабом растворе
гидроксипропилцеллюлозы, чья большая по сравнению с водой вязкость
давала нужный баланс впитываемости. Необходимо было подобрать технику
нанесения краски, позволяющую делать тонкие тональные и цветовые
переходы, позволяющую работать слоями. Мы остановились на популярной в
Европе, особенно в Италии, технике tratteggio. Она позволила
вести работу поэтапно, что было особенно важно при «станковом» подходе к
тонированию. Вначале был проложен общий тон значительно светлее
авторского. Затем были восстановлены рисующие элементы там, где их
положение было очевидно. На светлом фоне композиции такая степень
тонирования показалась достаточной. Более темные и контрастные фигуры
тонально разбивались значительно более светлыми тонировками, поэтому,
используя возможности техники tratteggio, цвет и тон тонировок на
личном был приближен к авторскому.
В результате выполненных реставрационных
мероприятий фрагмент фрески приведен в экспозиционное состояние и может
в дальнейшем принимать участие в художественных выставках.
|