Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил"

Реставрация картины Угрюмова "Архистратиг Михаил" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Руководитель проекта, ведущий реставратор Александр Минин рассказывает членам Реставрационной комиссии Русского музея о программе реставрации картин Григория Угрюмова . 2014

В рамках реставрационной подготовки художественной выставки, посвященной творчеству художника Григория Угрюмова (1764-1823), которая планировалась к экспонированию в Михайловском замке Русского музея в 2015 году была проведена полная реставрация ряда произведений знаменитого мастера. 

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>

Реставрация шедевров:

  Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

  Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

 Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

  Реставрация тихвинских икон XVI века...>

 Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

  Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

  Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил", 1810 г. (картон, масло, 298 x 126, Ж-5789) было создано в 1810 году для Собора Казанской Божией Матери (Казанский кафедральный собор)в Санкт-Петербурге.

Общий вид лицевой поверхности до реставрации - лаковый слой загрязнен и сильно пожелтел. Отдельные участки покрыты профилактическими заклейками. 2014 г.

Сегодня мы хотели бы рассказать только об одной из них - картине "Архистратиг Михаил" артон, масло, 298 x 126 см., Ж-5789), которая была создана художником в 1810 году для Собора Казанской Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге. Живопись была исполнена на прессованном картоне толщиной от 2,5 до 3 см.

Картина поступила в Русский музей с профилактическими заклейками отдельных участков красочного слоя. К сожалению, мы не располагаем информацией, когда это было сделано.

В начале 2014 года на заседании Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение передать работу в мастерскую реставрации масляной живописи для проведения полной реставрации. Эта сложная работа была поручена группе ведущих художников-реставраторов мастерской реставрации масляной живописи в составе - Марат Дашкин, Александр Минин и Наталья Романова.

Состояние сохранности до реставрации: общая деформация основы в виде выпуклой "коробленой" поверхности. Вдоль краев - многочисленные сквозные отверстия диаметром до 1 см с утратами красочного слоя и частично основы. Вдоль всех краев имелись участки расслоения картона. Имелись многочисленные участки кракелюра с приподнятыми краями и угрозой осыпания, повсеместные отставания грунта и красочного слоя от основы в виде полых вздутий (пузыри). Многочисленные участки масляных разрывов и сседаний красочного слоя, обширные записи и тонировки, сделанные в разное время и, почти повсеместно закрывающие авторскую живопись. Тонировки значительно изменились в тоне и цвете. По всей поверхности имелись многослойные поновительские лаковые покрытия с загрязнениями между лаковыми слоями, сильно пожелтевшие. Вдоль нижнего края была прибита металлическими гвоздями и местами  привинчена шурупами доска черного цвета шириной 12 см, которая закрывала большую поверхность авторской живописи. Все поновительские тонировки значительно изменились в тоне и цвете.

Прежде всего картина была всесторонне исследована в Отделе технологических и Секторе химико-биологических исследований Русского музея. Были определены точные границы всех участков повреждений. Изучены слои поздних записей и перегрунтовок, сделана подробная картограмма всех повреждений, которая наглядно показала участки сохранившейся авторской живописи.

Во время реставрации было, прежде всего, проведено общее укрепление красочного слоя и грунта по всей поверхности. После этого, в местах вздутий красочного слоя был местно подведен раствор клея и эти участки локально были дополнительно укреплены и выровнены. Затем, вся лицевая поверхность красочного слоя была промыта от стойких поверхностных загрязнений. На некоторых участках живописи были сделаны пробные раскрытия авторской живописи от слоев желтого лака и разновременных записей. Пробные расчистки однозначно показали необходимость полного раскрытия авторской живописи.

Раскрытие происходило поэтапно: утоньшались лаковые слои, удалялись чужеродные записи и многочисленные слои старых реставрационных перегрунтовок. Все разновременные слои перегрунтовок располагались друг над другом. После удаления старых реставрационных мастиковок, сделанных над уровнем авторской живописи и повсеместно заходящими на нее, был подведен новый реставрационный грунт. После выравнивания мастиковок было сделаны тонировки утрат красочного слоя в технике "пуантель".

После просушки картина покрыта двумя слоями даммарного лака.

Декабрь 2015 года

Фрагмент до реставрации. Участки кракелюра с приподнятыми краями и  полыми вздутиями красочного слоя.

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил", 1810 г. (картон, масло, 298 x 126, Ж-5789) было создано в 1810 году для Собора Казанской Божией Матери (Казанский кафедральный собор)в Санкт-Петербурге.

Общий вид лицевой поверхности с в свете видимой люминесценции под воздействием УФ-излучения.

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил", 1810 г. (картон, масло, 298 x 126, Ж-5789) было создано в 1810 году для Собора Казанской Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Русском музее.

В процессе утоньшения лаковых наслоений, поновительских реставрационных записей и перегрунтовок.

Фрагмент после укрепелния красочного слоя и грунта.

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил", 1810 г. (картон, масло, 298 x 126, Ж-5789) было создано в 1810 году для Собора Казанской Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Русском музее.

В процессе реставрации - после утоньшения лаковых наслоений, поновительских реставрационных записей и перегрунтовок.

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил", 1810 г. (картон, масло, 298 x 126, Ж-5789) было создано в 1810 году для Собора Казанской Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Русском музее.

Общий вид после завершения реставрационных работ. 2015 г.

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта