Список выставки был дополнен новыми
произведениями, и выставка расширилась до 35 произведений - 20 из них из
коллекции Русского музея и 15 из двух других крупнейших музеев –
Государственного Эрмитажа и Государственной Третьяковской галереи.
Большая часть произведений Ивана Бельского
поступила в Русский музей из Армянской церкви в 1930-х годах. Некоторые
были приобретены у частных лиц. Четыре произведения Алексея Бельского поступили в
1928 году из Смольного института, для которого и были в свое время созданы. Некоторые
картины были переданы из Императорского Эрмитажа, Гатчинского дворца и Академии
Художеств. Разные условия бытования и хранения определили различное
состояние сохранности произведений. Однако для экспонирования на выставке
все они нуждались в реставрации.
Работу было поручено
выполнить ведущему художнику-реставратору Отдела
реставрации масляной
живописи Службы реставрации музейных ценностей
Наталии
Романовой.
Довольно значительной реставрации требовало
большемерное произведение И. Бельского «Взятие Богородицы на небо» инв. №
ЖБ-736, размер 249 х 177см. Кроме проблем технического состояния –
ослабление натяжения, жесткие фалды по углам, повреждения кромок и
некачественная заделка сквозного повреждения авторского холста, имелись
проблемы живописного характера и экспозиционного вида. Картина неоднократно
подвергалась косметической реставрации, покрывалась многочисленными слоями
лака, в результате чего поверхность картины стала пятнистой, неряшливой,
полностью изменился не только колорит, но и тональное решение картины.
Многочисленные поздние реставрационные прописки по лаку побелели, что не
давало возможности увидеть истинный цвет авторской живописи. Удаление этих
поверхностных слоев было тем более необходимо, что это - одна из немногих
подписных картин Ивана Бельского, которое может служить эталоном при
атрибуции других произведений. В процессе реставрации было проведено
укрепление картины, устранены деформации и жесткие фалды, подведены
реставрационные кромки, которые позволили осуществить хорошую натяжку
авторской основы. Работа по удалению реставрационных лаков и записей позволила
открыть истинные достоинства авторской живописи, наполнили картину воздухом
и светом.
Большая работа была проведена и для
обеспечения сохранности и приведения в экспозиционный вид двух произведений,
также поступивших из Армянской церкви: «Архидьякон» (инв. № ЖБ-896, 174 х 88
см) и «Иоанн Богослов» (инв. № ЖБ-897, 174 х 88 см). За время жизни в Русском
музее с момента поступления, (а это почти 90 лет), картины ни разу не были в
реставрации. Можно предположить, что во время бытования в церкви картины не
всегда хранились в идеальных условиях, с соблюдением принятого в музее
температурно-влажностного режима. Это привело к развитию довольно жесткого
кракелюра грунта и красочного слоя, который вызвал деформацию основы. Кроме
того, на тыльной стороне холстов по нижнему краю были обнаружены следы
разводов, вероятно возникших вследствие промокания нижнего края картины. На
лицевой стороне в этих местах красочный слой полностью деструктурировался. Обе
картины были покрыты многочисленными разновременными слоями лака. Со
временем лаковая пленка потеряла прозрачность, пожелтела, полностью скрыв
авторский цвет живописи.
В процессе реставрации был укреплен красочный
слой и грунт, выровнена поверхность, уложены в плоскость изломы и кракелюр.
Состояние авторского холста позволило обойтись без дублирования основы на
новый холст, что
довольно редко для картин XVIII века, но очень важно для сохранения
первозданности и возможности дальнейшего изучения памятника. Удаление поздних
пожелтевших лаковых слоев раскрыло совершенно неожиданный авторский колорит.
Появились насыщенность и чистота цвета и тонкость живописных разделок, что
позволило говорить о особенностях живописи мастера и проводить
стилистический сравнительный анализ произведения.
Не менее интересной оказалась работа с
картиной И. Бельского «Благовещение» инв. № ЖБ-713 37 х 59 см. Она была
написана на холсте, но впоследствии холст был наклеен на толстый картон,
который в свою очередь был прибит к подрамнику гвоздями с лицевой стороны прямо
через авторскую живопись. Предположительно это было сделано во время
бытования картины в Армянской церкви. Это предположение подтвердили и
последующие исследования дублировочного картона, которые позволили
датировать его второй половиной XIX века, что совпадает со временем
нахождения картины в Армянской церкви. На Реставрационном совете Русского
музея было решено
демонтировать картину с подрамника, удалить с тыльной стороны картон и
сдублировать произведение на новый холст с последующей натяжкой на авторский
подрамник. Это позволило заделать все повреждения, которые возникли в
результате прибивания гвоздями с лицевой стороны и восстановить живопись в
этих местах. Кроме того, удаление картона позволило провести качественное
укрепление живописного слоя, устранить деформации и выровнять поверхность.
Работа с лаком выявила истинный цвет
авторской
живописи.
Большая работа была проведена и с четырьмя картинами
Алексея Бельского, написанными для Смольного института: «Не лги», «Не вреди
никакому животному и не озлобляй его», «Не будь никогда праздна», «Не делай
никому зла и не досаждай никому». В период бытования в Смольном институте
картины неоднократно поновлялись, прописывались, покрывались все новыми
слоями лака, зачастую прямо по загрязнениям. В результате этого на
них появилось огромное количество поздних слоев, меняющих авторское цветовое
решение. Сгустки пожелтевшего лака делали поверхность неравномерной,
пятнистой. В результате реставрации на всех четырех работах были удалены поздние записи и желтый лак,
возвращен авторский колорит и тональное решение. При этом выяснилась
интересная подробность бытования картин - под слоями записей были обнаружены
повреждения авторского красочного слоя в виде царапин, часть из которых
представляло из себя даты и отдельные буквы. Судя по прочитываемым датам,
эти повреждения были нанесены воспитанницами Смольного института в то время,
когда картины украшали стены этого заведения, а позже поврежденные участки
были просто перекрашены. Все обнаруженные надписи были сфотографированы и
только после этого живопись в местах повреждений была восполнена.
В процессе реставрации картин было выполнено
комплексное технологическое исследование произведений, направленное на уточнение атрибуции,
выявление авторских технологических признаков и особенностей живописи.
Предпринятая в 2018-2019 годах масштабная
реставрация произведений Ивана и Алексея Бельских позволила объяснить подчас
визуальную несхожесть бесспорных произведений Бельского между собой,
уверенней аргументировать атрибуцию произведений, приписываемых художникам.
В результате раскрытия из-под разложившегося потемневшего лака и поздних
записей обнаружилось колористическое единство, общая тональность,
аналогичные эталонным работам, точнее и рельефнее выявилось творческое лицо
крупнейших живописцев XVIII века
Ивана и Алексея Бельских.
20 января 2020 года