Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация картин художников Бельских в Русском музее

Реставрация картины И.И. Бельского «Взятие Богоматери на небо» в Русском музее

Процесс раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака и поздних записей на картине Ивана Бельского «Иоанн Богослов» (инв. № ЖБ-897). Ведущий художник-реставратор Наталия Романова. 2019

6 февраля 2020 года в Михайловском замке Русского музея открылась выставка «Художники Бельские». Первоначально планировалась иная концепция выставки. Предполагалось посвятить ее творчеству только одного художника - Ивана Ивановича Бельского, и показать лишь 11 его произведений из собрания Русского музея и 10 экспонатов из других музеев.

Лучшие работы Отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 И.Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>

 И.И. Бельский "Взятие Богоматери на небо...>

 М.В. Нестеров "Святая Русь...>
 

Реставрация картины И.И. Бельского «Взятие Богоматери на небо» в Русском музее

В процессе раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака и поздних записей на картине И. Бельского "Иоанн Богослов". Ведущий реставратор Наталия Романова.  2019

Однако в процессе подготовки выставки идея изменилась, и было решено познакомить зрителей с творчеством всех трех братьев из династии Бельских – Ивана (1719–1799), Алексея (1729–1796) и Ефима (1730–1778). Они по праву считались лучшими мастерами живописной команды Канцелярии, затем Конторы от строений Ее Императорского Величества домов и садов, более полувека исполнявшими самые ответственные живописные работы по заказам императриц Елизаветы Первой и Екатерины Второй. С одинаковым успехом создавали они и громадные дворцовые плафоны, и небольшие образа, работали в области стенной живописи и станковой картины. Иван Бельский, помимо этого, почти тридцать лет был инспектором «мозаического художества».

Список выставки был дополнен новыми произведениями, и выставка расширилась до 35 произведений -  20 из них из коллекции Русского музея и 15 из двух других крупнейших музеев – Государственного Эрмитажа и Государственной Третьяковской галереи.

Большая часть произведений Ивана Бельского поступила в Русский музей из Армянской церкви в 1930-х годах. Некоторые были приобретены у частных лиц. Четыре произведения Алексея Бельского поступили в 1928 году из Смольного института, для которого и были в свое время созданы. Некоторые картины были переданы из Императорского Эрмитажа, Гатчинского дворца и Академии Художеств. Разные условия бытования и хранения определили различное состояние сохранности произведений. Однако для экспонирования на выставке все они нуждались в реставрации.

Работу было поручено выполнить ведущему художнику-реставратору Отдела реставрации масляной живописи Службы реставрации музейных ценностей Наталии Романовой.

Довольно значительной реставрации требовало большемерное произведение И. Бельского «Взятие Богородицы на небо» инв. № ЖБ-736, размер 249 х 177см. Кроме проблем технического состояния – ослабление натяжения, жесткие фалды по углам, повреждения кромок и некачественная заделка сквозного повреждения авторского холста, имелись проблемы живописного характера и экспозиционного вида. Картина неоднократно подвергалась косметической реставрации, покрывалась многочисленными слоями лака, в результате чего поверхность картины стала пятнистой, неряшливой, полностью изменился не только колорит, но и тональное решение картины. Многочисленные поздние реставрационные прописки по лаку побелели, что не давало возможности увидеть истинный цвет авторской живописи. Удаление этих поверхностных слоев было тем более необходимо, что это - одна из немногих подписных картин Ивана Бельского, которое может служить эталоном при атрибуции других произведений. В процессе реставрации было проведено укрепление картины, устранены деформации и жесткие фалды, подведены реставрационные кромки, которые позволили осуществить хорошую натяжку авторской основы. Работа по удалению реставрационных   лаков и записей позволила открыть истинные достоинства авторской живописи, наполнили картину воздухом и светом.

Большая работа была проведена и для обеспечения сохранности и приведения в экспозиционный вид двух произведений, также поступивших из Армянской церкви: «Архидьякон» (инв. № ЖБ-896, 174 х 88 см) и «Иоанн Богослов» (инв. № ЖБ-897, 174 х 88 см). За время жизни в Русском музее с момента поступления, (а это почти 90 лет), картины ни разу не были в реставрации. Можно предположить, что во время бытования в церкви картины не всегда хранились в идеальных условиях, с соблюдением принятого в музее температурно-влажностного режима. Это привело к развитию довольно жесткого кракелюра грунта и красочного слоя, который вызвал деформацию основы. Кроме того, на тыльной стороне холстов по нижнему краю были обнаружены следы разводов, вероятно возникших вследствие промокания нижнего края картины. На лицевой стороне в этих местах красочный слой полностью деструктурировался. Обе картины были покрыты многочисленными разновременными слоями лака. Со временем лаковая пленка потеряла прозрачность, пожелтела, полностью скрыв авторский цвет живописи.

В процессе реставрации был укреплен красочный слой и грунт, выровнена поверхность, уложены в плоскость изломы и кракелюр. Состояние авторского холста позволило обойтись без дублирования основы на новый холст, что довольно редко для картин XVIII века, но очень важно для сохранения первозданности и возможности дальнейшего изучения памятника.  Удаление поздних пожелтевших лаковых слоев раскрыло совершенно неожиданный авторский колорит. Появились насыщенность и чистота цвета и тонкость живописных разделок, что позволило говорить о особенностях живописи мастера и проводить стилистический сравнительный анализ произведения.

Не менее интересной оказалась работа с картиной И. Бельского «Благовещение» инв. № ЖБ-713 37 х 59 см. Она была написана на холсте, но впоследствии холст был наклеен на толстый картон, который в свою очередь был прибит к подрамнику гвоздями с лицевой стороны прямо через авторскую живопись. Предположительно это было сделано во время бытования картины в Армянской церкви. Это предположение подтвердили и последующие исследования дублировочного картона, которые позволили датировать его второй половиной XIX века, что совпадает со временем нахождения картины в Армянской церкви. На Реставрационном совете Русского музея было решено демонтировать картину с подрамника, удалить с тыльной стороны картон и сдублировать произведение на новый холст с последующей натяжкой на авторский подрамник. Это позволило заделать все повреждения, которые возникли в результате прибивания гвоздями с лицевой стороны и восстановить живопись в этих местах. Кроме того, удаление картона позволило провести качественное укрепление живописного слоя, устранить деформации и выровнять поверхность. Работа с лаком выявила истинный цвет авторской живописи.

Большая работа была проведена и с четырьмя картинами Алексея Бельского, написанными для Смольного института: «Не лги», «Не вреди никакому животному и не озлобляй его», «Не будь никогда праздна», «Не делай никому зла и не досаждай никому». В период бытования в Смольном институте картины неоднократно поновлялись, прописывались, покрывались все новыми слоями лака, зачастую прямо по загрязнениям. В результате этого на них появилось огромное количество поздних слоев, меняющих авторское цветовое решение. Сгустки пожелтевшего лака делали поверхность неравномерной, пятнистой. В результате реставрации на всех четырех работах были удалены поздние записи и желтый лак, возвращен авторский колорит и тональное решение. При этом выяснилась интересная подробность бытования картин - под слоями записей были обнаружены повреждения авторского красочного слоя в виде царапин, часть из которых представляло из себя даты и отдельные буквы. Судя по прочитываемым датам, эти повреждения были нанесены воспитанницами Смольного института в то время, когда картины украшали стены этого заведения, а позже поврежденные участки были просто перекрашены. Все обнаруженные надписи были сфотографированы и только после этого живопись в местах повреждений была восполнена.

В процессе реставрации картин было выполнено комплексное технологическое исследование произведений, направленное на уточнение атрибуции, выявление авторских технологических признаков и особенностей живописи.

Предпринятая в 2018-2019 годах масштабная реставрация произведений Ивана и Алексея Бельских позволила объяснить подчас визуальную несхожесть бесспорных произведений Бельского между собой, уверенней аргументировать атрибуцию произведений, приписываемых художникам. В результате раскрытия из-под разложившегося потемневшего лака и поздних записей обнаружилось колористическое единство, общая тональность, аналогичные эталонным работам, точнее и рельефнее выявилось творческое лицо крупнейших живописцев XVIII века Ивана и Алексея Бельских.

 

20 января 2020 года

Реставрация картины И.И. Бельского «Взятие Богоматери на небо» в Русском музее

Общий вид лицевой стороны картины И. Бельского "Взятие Богоматери на небо" (инв. № Ж–7921, размер: 87,5 х 52 см) до реставрации в боковом освещении. 2018 

Реставрация картины И.И. Бельского «Взятие Богоматери на небо» в Русском музее

Ведущий реставратор Наталия Романова раскрытает авторскую живопись от слоев пожелтевшего лака и прежних записей, изменившихся в цвете на картине Ивана Бельского "Взятие Богоматери на небо" (Ж–7921). 2019

Реставрация картины И.И. Бельского «Взятие Богоматери на небо» в Русском музее

Процесс утоньшения лака и удаления старых реставрационных  записей на картине И.Бельского "Взятие Богоматери на небо" (Ж–7921). 2019

Реставрация картины И.И. Бельского «Взятие Богоматери на небо» в Русском музее

Процесс утоньшения лака и удаления записей на картине И.Бельского "Взятие Богоматери на небо" (Ж–7921) в свете ультрафиолетового излучения. 2019

Реставрация картины И.И. Бельского «Взятие Богоматери на небо» в Русском музее

Фрагмент с прорывом холста до удаления старых реставрационных записей на картине И.Бельского "Взятие Богоматери на небо". 2018

Реставрация картины И.И. Бельского «Взятие Богоматери на небо» в Русском музее

Фрагмент с прорывом после удаления старых реставрационных  записей на картине "Взятие Богоматери на небо". 2019

Реставрация картины И.И. Бельского «Взятие Богоматери на небо» в Русском музее

Фрагмент в процессе утоньшения лака и удаления старых реставрационных  записей на картине "Взятие Богоматери на небо". 2019

Реставрация картины И.И. Бельского «Взятие Богоматери на небо» в Русском музее

Общий вид после удаления старых реставрационных записей и слоёв желтого лака на картине "Взятие Богоматери на небо" (Ж–7921). 2020

 

Copyright © 1997-2020 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта