Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Лучшие реставрационные работы года

 2012   2013   2014   2009   2010  

2011

2012   2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020

 

В 2011 году в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея проведена реставрация 4008 экспонатов, из них 194 относятся к категории "сложной реставрации". На этой странице представлены лишь самые интересные реставрационные проекты, завершенные в 2011 году...

(Полный отчет о работе за 2011 год - здесь...)
 

  АПОСТОЛ ПЕТР. Середина XVI века
Москва. Дерево, паволока, левкас, темпера. 203 х 83 х 3,8
ДРЖ-3199

Реставратор – Р.А. Кесарев
 

До реставрации

В процессе

После

До реставрации

В процессе

После


Икона находилась в деисусном чине иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря, в 1957 году вывезена участниками экспедиции Русского музея Н. В. Перцевым и С. Ф. Коненковым. В 2009 году поступила на реставрацию в связи с подготовкой выставки «Искусство Древнего Тихвина». На иконе были две сплошные поновительские записи, небольшие промежуточные прописки и сильно потемневший слой покровной пленки (олифы). На золотом фоне находились слой поновительского золота, положенного на масляный лак, и лепной золоченый орнамент. В верхней части иконы небольшие выкрошки красочного слоя до левкаса. Раскрытие велось послойно, под микроскопом, специальным микроинструментом, различными методами, в зависимости от состояния красочного слоя. В процессе раскрытия проводилось неоднократное укрепление красочного слоя, так как при поновлении красочный слой не был укреплен и местами держался за счет верхней записи, а жирная покровная пленка олифы не позволяла клею проникнуть вглубь в достаточном количестве и укрепить нижележащий красочный слой. В процессе раскрытия выявлено, что по технологии золочения вставки левкаса на полях и лепной орнамент были пропитаны шеллаком, который проник в левкас и со временем потемнел. Таким образом, отпечатался рисунок орнамента. Кроме того, на фоне и полях когда-то присутствовала металлическая басма, о чем свидетельствуют многочисленные замастикованные отверстия от гвоздей по контуру изображения, по всему фону и на полях. Перед поновлением поверхность иконы была промыта, что повлекло частичную утрату верхних красочных слоев XVI века. На местах утрат была оставлена верхнележащая запись. При наложении басмы наружный контур от ударов молотка почти полностью был утрачен. На местах утрат оставлена запись в пределах графьи. После раскрытия поверхность иконы в местах потертостей и утрат была тонирована акварелью и покрыта даммарным лаком.
 

ДМИТРИЙ МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ. 1758 
Дерево, левкас, темпера. 37,5 х 32,0 х 2,8
ДРЖ Б-873

Реставратор – И.А. Ратников 

Икона поступила на реставрацию в процессе подготовки к выставке «Святые земли русской». Живописная поверхность иконы находилась под слоем неравномерной потемневшей олифы, местами сгрибленной, и плотными поверхностными загрязнениями. Имелись утраты грунта и красочного слоя по всей поверхности иконы, особенно на изображении лика святого Дмитрия Митрополита Ростовского. В процессе реставрации поверхность иконы укреплена, поверхностные загрязнения удалены. В места утрат грунта и красочного слоя подведен реставрационный грунт и выполнены тонировки акварелью. Лаковая пленка утоньшена и выровнена.



Д. Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ Е. Н. ХРУЩОВОЙ И Е. Н. ХОВАНСКОЙ. 1773

Холст, масло. 164 x 129
Ж-4987

Реставратор – М.А. Киселева
 

До реставрации

В процессе

После

До реставрации

В процессе

После


Главной причиной необходимости проведения реставрационных работ явилось неудовлетворительное состояние поверхности живописного слоя картины. Серьёзные реставрационные вмешательства прошлых лет и временные изменения сохранности привели к потемнению и пожелтению слоёв лака, проявлению старых тонировок, усугублению кракелюра красочного слоя. Как и прочие портреты Д. Г. Левицкого из серии “Смолянок”, эта картина также была переведена на новый холст реставратором Эрмитажа А. С. Сидоровым в конце 80-х гг. ХIХ века. Следы неминуемых повреждений (утраты красочного слоя, впоследствии тонированные) были заметны на всей поверхности. На тыльной стороне остались темные пятна и затеки – свидетельства обработки холста химическими препаратами от плесени, поразившей картину, как и прочих “Смолянок” во время бытования портрета в Петергофе. Внешний облик портрета к моменту поступления в реставрационную мастерскую Русского  музея предстал в сильно искажённом виде. Достоинства великолепной  авторской живописи были значительно умалены, скрыты поздними наслоениями. На первом этапе была произведена техническая реставрация картины: укрепление красочного слоя раствором осетрового клея с укладкой кракелюра, исправление деформаций холста. Ветхие кромки переводного холста были дублированы на новый холст с помощью клея BEVA film. Для натяжки картины использован хорошо сохранившийся старый подрамник. Переводной холст с тыльной стороны пропитан спиртовым раствором антисептика катамина АБ для предотвращения рецидивов возникновения плесени. Перед началом  живописной реставрации, то есть перед удалением записей и поздних лаков, было проведено всестороннее исследование авторской живописи и всех реставрационных наслоений. Микрохимические анализы проб показали наличие двух, местами трех слоёв лака, различных составов: нижний – масляный, верхние – спирторастворимые. Так же уточнены составы связующего авторской живописи (масло),  разновременных записей и вставок реставрационного грунта в местах утрат авторской живописи. Изучение люминесценции поверхности под действием УФ-лучей позволило точно установить размеры и границы записей, увидеть характер лакового покрытия. Было определено, что часть более ранних записей (тонировок) находится между слоями реставрационных лаков. Например, на изображении лица, у глаз  Хованской, в тенях на лице Хрущовой. Значительные реставрационные тонировки по мастиковкам  обозначились в местах швов  (вертикального - в левой части  и горизонтального - в середине) ныне утраченного сшивного авторского холста. Часть тонировок прикрывала утраты и повреждения живописи,  возникшие в результате перевода картины на новый холст, такие как – на платьях и туфлях изображённых. Изучение было дополнено рентгенографированием и исследованием живописи под микроскопом. На основании проделанных исследований была выработана оптимальная методика расчисток живописи, подобраны составы, растворяющие старые тонировки и лаки на основе спирта и пинена. Работа по расчисткам проводилась под бинокулярной лупой, при систематическом контроле видимой люминесценции  поверхности под действием УФ-лучей. На участках особенно деликатной живописи (изображение лица) работа велась под микроскопом. Старые тонировки, сильно изменившиеся в цвете и отличающиеся от авторской живописи по фактуре, были удалены. Мастиковки удалены частично, только в тех местах, где они заходили за пределы утрат на авторскую живопись. Местами старые провалившиеся мастиковки восполнены сверху новым реставрационным грунтом, сделанным на основе осетрового клея под цвет авторской  коричневой имприматуры.  Лак утоньшён до  состояния тонкой прозрачной защитной плёнки. В результате расчисток выявились скрытые под записями более тонкие детали живописи, например проработка бровей на изображении лица Хованской, авторской живописи вернулся  прежний, свойственный ей,  нежно-перламутровый колорит. В завершении работ картина была покрыта новым слоем раствора даммарного лака, и утраты живописи тонированы масляными красками.



Д. Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ Н. С. БОРЩОВОЙ. 1776

Холст, масло. 196,5 x 134,5
Ж-4991

Реставратор – А.В. Минин
 

 

До реставрации

В процессе (УФ)

После

До реставрации

В процессе (УФ)

После


После всестороннего исследования картин было принято решение о проведении капитальной реставрации портрета Н. С. Борщовой. Исследования включали: архивные изыскания, визуальное исследование, исследование с помощью УФ-лучей (в отраженном УФ и видимая люминесценция), рентгенографирование, ИК-лучи, химические и микологические исследования. Исследование позволило получить наиболее полную картину состояния памятника. В частности, было подтверждено, что портрет Н. С. Борщовой до поступления в Русский музей неоднократно реставрировался. Документально подтверждена реставрация 1888-1890 годов, выполненная А.С. Сидоровым, работавшим в Эрмитаже. Из записи следует, что картина переведена со старого (оригинального ?), пришедшего в негодность холста, на новый с неизбежной, при такой сложной и рискованной операции, поправкой авторской живописи. Также исследования портрета позволили выявить многочисленные записи авторского красочного слоя по всей поверхности картины, особенно на изображении платья, которое было полностью прописано. При исследовании в УФ-лучах среди разновременных записей можно было выделить лишь поверхностные правки в верхнем поновительском лаковом слое и некоторые под ним. Старые же поновления и прописки, находящиеся в глубинных лаковых слоях, закрывали все изображение платья. Они не читались, создавая обманчивое впечатление авторской живописи. Лаковые слои и записи с течением времени потемнели, изменились в цвете, исказив авторский колорит произведения, до желто-коричнево-зеленых оттенков. Д. Г. Левицкий использовал асфальтовую краску в подмалевке, что привело к значительным масляным разрывам красочного слоя, находящимся под записями. Кромки переводного реставрационного холста, сделанные А. С. Сидоровым еще в 1888-1890 годах, к настоящему времени сильно обветшали и слабо держали картину на подрамнике. Реставрационный Совет Русского музея 6 октября 2008 года на основании представленных технологических исследований утвердил программу полной реставрации портрета Н. С.  Борщовой. В результате, были проведены следующие мероприятия: - укреплен красочный слой;- подведены новые кромки; - удалены многочисленные записи с поверхности авторского красочного слоя; - удалены поновительские, изменившиеся в цвете и тоне слои лака; - выполнены необходимые тонировки в границах утрат красочного слоя и грунта; - поверхность картины покрыта слоем даммарного лака

 

Д. Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ Е. И. МОЛЧАНОВОЙ. 1776

Холст, масло. 181,5 x 142,5
Ж-4990
 
Реставратор – И.Н. Корнякова
 

До реставрации

В процессе

После


Портрет Е. И. Молчановой был написан художником на сшивном холсте. Даже после удаления авторского холста, проведенного в Эрмитаже в 1889 г. реставратором А. Сидоровым, вертикальный след от шва был виден на лицевой стороне картины. Многочисленные старые реставрационные тонировки, сделанные на местах утрат по сседаниям красочного слоя, были наиболее заметны на изображении белого платья. Технические исследования показали наличие обширных лессировочных записей на фоне и на теневых участках живописи, которые хорошо видны на снимках, сделанных в свете видимой люминесценции под воздействием УФ-лучей. По результатам химического анализа установлено, что на картине имелось три слоя лака: масляный, мастичный и канифольный. Лак сильно пожелтевший, неравномерный, с участками разложений на изображении платья и более плотный – на фоне. Утоньшение лака и удаление записей велось послойно под контролем УФ-лучей. В результате расчистки стал более холодным общий колорит картины, более четким рисунок пола, проявились буквы на изображении глобуса, а платье - из желтого преобразовалось в перламутрово-белое, как и было задумано автором.

 

Д. Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ Е. И. НЕЛИДОВОЙ. 1773

Холст, масло. 164 x 106
Ж-4986

Реставратор – И.Н. Корнякова
 

До реставрации

В процессе

После


Портрет Е. И. Нелидовой из серии портретов «Смолянок» Д. Г. Левицкого оказался в техническом отношении наиболее благополучным. Перевод красочного слоя и грунта на новый холст, выполненный в 1889 году реставратором А. С. Сидоровым в Эрмитаже, помог сохранить картину. Технологические исследования, проведенные перед началом реставрационных работ, показали наличие плотного равномерного слоя лака и многочисленные старые реставрационные тонировки, изменившиеся в цвете. Удаление лака проводилось послойно: сначала снят слой канифольного лака и верхние старые тонировки; под ними открылись записи более темного цвета, заходящие на авторскую живопись, наиболее значительные - в правой части на изображении неба и волос. После удаления многослойного пожелтевшего лака раскрылся подлинный авторский колорит картины: ярко-синее небо, воздушный пейзаж; платье желто-оливкового цвета превратилось в перламутрово-серый наряд. Но особенно нежным и светлым стал цвет лица, на котором еще ярче засветились темные глаза изображенной.

 

Д. Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ Ф. С. РЖЕВСКОЙ И Н. М. ДАВЫДОВОЙ. 1772

Холст, масло. 161 x 103 
Ж-65

Реставратор – Н.Е. Романова
 

До реставрации

До реставрации

До реставрации

До реставрации

В процессе

После


«Портрет Феодосии Степановны Ржевской, в замужестве княгини Голициной и княжны Анастасьи Михайловны Давыдовой» кисти Д. Г. Левицкого – наиболее ранний по времени создания из серии «Смолянок». К моменту поступления в реставрацию, в отличие от других портретов серии, он не только имел проблемы живописного характера: большое количество разновременных записей, несколько слоев пожелтевшего лака, но и техническое его состояние расценивалось как угрожающее. Подобно другим  портретам серии, он был переведен на новый холст в мастерской реставраторов братьев Сидоровых в Эрмитаже в конце 80-х гг. XIX века. Однако к настоящему времени переводной холст сильно «перегорел», стал слабым и хрупким. Он не мог удерживать на себе изломанный кракелюром толстый слой переводного масляного грунта. В результате этого появилась не только жесткая деформация холста по кракелюру, но и «сломы» холста по деформациям, грозящие  повреждением нитей и в дальнейшем - разрывами основы. Наблюдались участки отслоения переводного грунта от холста.  Сильно выраженный кракелюр с приподнятыми краями и участками отслоений по краям на лицевой стороне мешал визуальному восприятию живописи и создавал угрозу осыпей. Необходимо было провести полный комплекс технических  реставрационных мероприятий для обеспечения сохранности красочного слоя   и только после этого приступать к живописной реставрации.

Проведено укрепление не только с лицевой, но и с тыльной стороны, так как необходимо было укрепить не только красочный слой, но и поврежденный кракелюром переводной грунт, устранить «пузыри», возникшие между переводным холстом и грунтом. Затем картина была сдублирована на новый холст с целью усиления основы. После завершения комплекса мероприятий технической реставрации, обеспечивших сохранность произведения, необходимо было провести живописную реставрацию, чтобы картина вновь приобрела авторский колорит, скрытый под толстым слоем лака и записей. В верхней части картины находилась обширная сплошная запись, шириной около 20 см, сильно отличающаяся по цвету от авторской живописи, даже находящейся под пожелтевшим лаком. Многочисленные и довольно обширные записи были и на других участках фона. К счастью, на изображении лиц, рук и платьев девушек записи были незначительными. Уже пробные расчистки показали насколько изменяют цветовое восприятие портрета толстые слои пожелтевшего лака. Так, платье старшей девушки, под лаком воспринимавшееся зеленым, на самом деле красивого голубого цвета, а казавшийся болотно-зеленым фон – перламутрово-серым. Много вопросов вызвал участок обширной записи вдоль верхнего края. Возникали даже предположения, что это более поздняя, не авторская надставка. Однако после проведенных исследований стало ясно, что это часть авторского холста, но живопись на этом участке имеет очень сильные повреждения, значительные утраты, что и вызвало появление сплошной записи. Предположительно, в период бытования картины, авторский размер менялся, часть холста была загнута на тыльную сторону, вероятно под размер рамы. Находясь в сыром помещении, непосредственно между основной поверхностью полотна и сырой стеной, именно эта часть холста была подвержена воздействию плесени, что и вызвало разрушение авторского красочного слоя и впоследствии – значительные утраты. После удаления желтых слоев лака и записей картина приобрела тот холодный колорит, который и был задуман автором. Участки утрат красочного слоя затонированы, что восстановило целостность фона. Лаконичный по количеству деталей одежды и интерьера портрет, тем не менее, стал смотреться наполненным и изящным.

 

Д. Г. ЛЕВИЦКИЙ
ПОРТРЕТ А. П. ЛЕВШИНОЙ. 1775

Холст, масло. 213 x 140,5
Ж-4988
 
Реставратор – О.Ю. Кленова
 

До реставрации

В процессе (УФ)

После

До реставрации

В процессе

После


Портрет Александры Петровны Левшиной, кисти Д. Г. Левицкого, до поступления на реставрацию воспринимался как наиболее мрачный из всей серии. Лицо девушки было темным, взгляд тяжелым, а детали убранства интерьера едва различались. Записи, неоднократно наносимые  на портрет при предыдущих реставрациях и практически перекрывшие большую часть авторской живописи, были обусловлены появлением в красочном слое кракелюра раннего высыхания, или так называемых «масляных разрывов». Это серьёзное необратимое заболевание, относящееся к естественным процессам старения.

На некоторых участках ширина «разрывов» достигала 0,5 см. Через их сетку просматривалась ярко-рыжая авторская имприматура, изменяющая цветовое построение фрагментов, приближая дальние и средние планы за счет изменения теплохолодности живописи. Также реставрационные переписки неоднократно наносились по поврежденному плесенью, разъеденному красочному слою в нижней части портрета на изображениях газового передника и плиток пола.  В процессе удаления лака и записей на некоторых участках живописи возникло стойкое побеление поверхности, расцененное как поверхностное разложение красочного слоя. Однако выглядело оно неоднозначно. С наиболее сильно побелевших участков были взяты пробы для исследования в химической лаборатории. Микрохимический анализ образцов показал композиционное наличие воска в масляном связующем красочного слоя.  Как известно, воск повышает содержание связующего относительно пигмента, делая краску более прозрачной и менее насыщенной. Это позволяет художнику работать, наслаивая мазки один на другой, не скрывая нижележащие. При этом создаются объёмная фактура и толщина красочного слоя при работе лессировочными красками.  Восковые краски намного прозрачнее масляных и позволяют за счет более густой своей консистенции создавать в пастозном мазке эффект опалесценции, внутреннего свечения, как в лунном камне. В результате, возникает множество световых эффектов – цветные как бы светящиеся переливы шелка, воздушная легкость прозрачных складок газовых тканей. Можно сделать вывод, что что Д. Г. Левицкий намеренно применил воско-масляное связующее для достижения подобного эффекта, прием новаторский и беспрецедентный для художника XVIII века. В результате проведенных лабораторных микологических исследований было доказано, что портрет   А. П. Левшиной получил сильнейшие повреждения красочного слоя  “колониями” плесени в период  бытования в Большом Петергофском дворце. И способствовал этому наиболее сильно подверженный заражению воск,  входящий  в состав связующего красочного слоя. После удаления всех записей и сильно потемневших слоев лаков  и выполнения тонких тонировок в пределах поврежденного красочного слоя, картина приобрела авторские звучание, перспективу и колорит. Изменился и образ А. П. Левшиной. Исчезла жесткость и мрачность черт лица, раскрылись тонкие живописные нюансы, скрывавшиеся под коричнево-рыжим лаком. После окончания реставрации интерьер получил глубину, раскрылись  холодные тона дальнего плана, в перспективе за колоннами справа обозначилась дверь с портиком  и декоративными гирляндами по обрамляющим ее пилястрам, на которые опирается фронтон. В левой части картины за изображением приподнятой руки девушки раскрылось тулово колонны. Плоскость пола приобрела перспективное построение, обозначились полупрозрачно написанные автором  каменные плиты. Авторское звучание и  великолепие возвращено костюму Александры Левшиной,  в полной мере демонстрирующему новаторские приемы Д. Г. Левицкого.


А. Я. ГОЛОВИН
ПОРТРЕТ Е. Э. КОТОМИНОЙ. 1925

Фанера, темпера, гуашь, пастель. 88 х 66,5
Ж-8854

Реставратор –  А.И. Богомолов

До реставрации
(Общий вид и фрагмент)

После реставрации


Картина поступила в мастерскую в аварийном состоянии: красочный слой отслаивался от нижележащих слоев и основы, порошился. Растрескивание основы (фанеры) повлекло за собой многочисленные утраты живописи. В связи с тем, что  красочный слой повсеместно грозил осыпанием, экспонат мог находиться только в горизонтальном положении. Успешный результат консервации во многом определился отработкой методики укрепления разрушений живописи. Для отработки методики на контрольных участках были использованы различные укрепляющие материалы. Наилучший результат показало сочетание следующих укрепляющих составов: 1%-раствор  фторлона Ф-26 в смеси растворителей (ацетон, амилацетат, этилацетат) позволил сделать рыхлый красочный слой более плотным и менее порошащимся, участки пастозного красочного слоя потребовали силового укрепления 5% раствором акриловой смолы PLEXISOL- 550 в ацетоне. Пропитка 1%-раствором фторлона Ф-26 позволила зафиксировать пастель; в результате последующего силового укрепления 5% раствором PLEXISOL 550 в ацетоне стабилизирован красочный слой. После укрепления красочного слоя в местах утрат подведен реставрационный грунт. Наиболее подходящим в данном случае оказался “PASTEL GROUND”. Грунт наносился микроскальпелем непосредственно в утраты, с процарапыванием, имитирующим трещины основы. Тонировки на участках утрат выполнены акварельными красками с минимальным использованием воды.


П. Ф. ПЛЕШАНОВ
УБИЕНИЕ ЦАРЕВИЦА ДМИТРИЯ В УГЛИЧЕ. Вторая половина ХIХ века

Бумага, масло. 38,2 х 42
Ж-1143

Реставраторы –  Н.И. Русакова, Е.Ю. Щукина 

До реставрации
(Общий вид и фрагмент
)

После реставрации
(Общий вид и фрагмент)


Картина, написанная  в масляной технике на тонкой бумаге, была приклеена на картон, на  тыльной стороне которого  находилось изображение, выполненное акварелью. В результате приклеивания картон сильно деформировался, на поверхности  живописи образовались многочисленные жесткие складки, местами переходящие в изломы и трещины. Связь  красочного слоя с основой была нарушена, на отдельных участках наблюдались отставания красочного слоя с угрозой осыпей и мелкие сседания, произошедшие из-за усадки основы. По периметру картины имелись многочисленные утраты основы с красочным слоем, утраты лессировок на темных участках живописи, в тенях. Лаковое покрытие, неравномерное, с наплывами и затеками, сильно пожелтело. На отдельных участках лак разложился, прожух. В процессе реставрации укреплен красочной слой, картина отделена от картона.   Бумажная основа, значительно окислившаяся под действием связующего живописи, нейтрализована, пластифицировна. Изломы и трещины  укреплены с тыльной стороны японской бумагой и пшеничным клеем. Во время работы с основой  ей возвращен первоначальный размер, и красочный слой уложен в плоскости картины. Дополнительная стабилизация основы достигнута дублированием основы на японскую бумагу “Kozo-S” пшеничным клеем, а затем на нейтральный (не содержащий древесной массы) картон. Лак восстановлен, выровнен и утоньшен по всей поверхности, картина притерта реставрационным лаком. Выполнено тонирование утрат  отжатыми масляными красками. С тыльной стороны деформированного картона отделен лист тонкой бумаги с изображением женской головы, выполненным акварелью. В процессе реставрации устранены фалдообразные деформации; лист промыт без погружения; бумажная основа нейтрализована и пластифицирована. Введен буферный раствор для предотвращения дальнейшего окисления бумаги. Повреждения бумаги вдоль правого края, возникшие в результате применения силикатного клея, устранены укреплением японской бумагой с тыльной стороны. Рисунок очищен от поверхностных загрязнений, дублирован на японскую бумагу “Gampi”, отпрессован.


В. Г. ЩВАРЦ
БАТАЛИЯ. С ЭСКИЗА БУРГИНЬОНА. 1845

Бумага, сепия, акварель, перо. 39,1 х 47,3
Р-17080

Реставратор –  Е.В. Иовлева 

До реставрации

До реставрации
(оборотная сторона)

После реставрации


При поступлении в реставрацию авторский лист был смонтирован на картон. По листу имелись многочисленные складки бумаги – дефект литья. Лист с неровными краями неравномерно пожелтел, был сильно загрязнен, затерт, деформирован. Имелись многочисленные изломы (наиболее жесткие – следы от сложения листа в 4 раза). По краям  - разрывы от 0,1 см до 2,5 см. Утраты бумаги: у правого нижнего угла по нижнему краю 0,5 х 1,3 см; в правом верхнем углу 9 х 4 см. Красочный слой сильно потерт. На листе имелись многочисленные фоксинги, точечные пятна краски, следы от захватов пальцами, пятна затертой пыли, следы экскрементов насекомых. Авторская надпись у верхнего края справа потерта. С оборотной стороны лист также был сильно загрязнен, затерт, пожелтел. Имелись многочисленные пятна загрязнений, в том числе рельефное пятно красной краски в левой верхней четверти листа. Многочисленные авторские графитные и чернильные надписи потерты. В процессе реставрации авторский лист обеспылен мягкой кистью с лицевой стороны и, после размонтировки с подложки, с оборотной стороны. Демонтаж подложки проводился при помощи скальпеля с легким увлажнением. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем. Промыт без погружения на листах фильтровальной бумаги, смоченных дистиллированной водой. Проводилась общая и местная химическая обработка пятен краски, фоксингов и следов экскрементов насекомых с последующей окончательной промывкой. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов, восполнения утрат. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, восполненных утрат и подклеенных разрывов.

 

ИКОНА С РЕЛЬЕФНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ
ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ. Начало XVIII века

Дерево, резьба, краска, позолота, левкас, темпера. 95 х 68 х 11  
СМБ-204

Реставратор – Ж.А. Максименко

Памятник поступил в реставрацию с многочисленными повреждениями. Исследования в отделе технологических исследований и секторе химико-биологических исследований отдела реставрации музейных ценностей Русского музея позволили составить подробную картину  состояния сохранности. Рама была подклеена и закреплена на иконном щите с тыльной стороны крупными шурупами вдоль верхней и нижней торцевых кромок (позднее крепление), деформирована в углах. Нижний торец нижнего листеля  рамы деструктирован, часть основы утрачена. Первоначальная отделка рамы не дошла до наших дней, сохранились остатки декоративного слоя. Резной орнамент поновлён поталью на масляном лаке и покрыт плотным слоем олифы, поднутрения окрашены чёрной масляной краской и матированы, имеются многочисленные вздутия и отставания масляной краски от основы; Фигура царевича крепилась к иконе одним шурупом (в верхней части) и гвоздём (в нижней части фигуры) – позднее укрепление. Исследования методом РФА показали, что декоративное покрытие резного орнамента на далматике было выполнено свинцовыми белилами и золотом,  драгоценные камни имитированы накладной резьбой и расцвечены двумя цветами (зелёный и красный). Декоративное покрытие сильно пострадало, имеет много утрат, отставаний и потёртостей. Поверхность неравномерно покрыта плотным слоем олифы, идентичной по составу олифе на раме и иконе. По центру доски на всю высоту иконы проходит вертикальная сквозная трещина с перемычками у лицевой поверхности. Шуруп, которым крепилась резная фигура, стал причиной образования трещины, которая прошла через отверстие, образованное шурупом. Икона написана темперными красками на гипсовом грунте. При визуальном наблюдении, исследовании в ИК-лучах и с помощью фильтрованных УФ-лучей удалось выявить поздние неавторские дополнения, которые являются реставрационными восполнениями утрат и тонировками с заходом на авторскую живопись. В нижней части иконы на позёме обнаружены поздние лессировочные поновления, видимые в ИК-лучах. Олифа нанесена на поверхность красочного слоя неравномерно. Поверхностное покрытие прикрыло реставрационные восполнения и одновременно «закрепило» жёсткие грядки красочного слоя. В процессе реставрации были проведены следующие реставрационные мероприятия: На раме: устранена деструкция древесины, край нижнего листеля  восполнен. Подклеена верхняя часть нижнего листеля в месте разрушения клеевого шва. Восполнение в пределах утрат выполнено мастикой, состоящей из водного раствора осетрового клея в качестве связующего и древесной муки в качестве наполнителя. Поверхность реставрационных восполнений тонировалась условно приближённо к цвету древесины и покрывалась тонким слоем защитного покрытия. Укреплен красочный слой. Стойкие загрязнения на раме удалялись в процессе укрепления; На фигуре: на всей поверхности проведено укрепление красочного слоя с грунтом, удалены лёгкие пылевые загрязнения с лицевой стороны и стойкие загрязнения с тыльной стороны.  Выполнена расчистка от стойких загрязнений с утоньшением покровной плёнки, особенно в местах затёков. Утоньшение покровной плёнки осуществлялось парами спирта с применением ящика Петтенкофера. На иконе: вертикальная сквозная трещина заполнена специально подготовленной пенькой и мастикой из  древесной муки и водного раствора осетрового клея. Тыльная сторона иконного щита промыта от стойких загрязнений. Вся поверхность красочного слоя с грунтом укреплена, устранены грядки красочного слоя с грунтом. Исходя из технологических особенностей памятника и из наличия поздних поновлений, укрепление иконы проводилось в 2 этапа. Проведено удаление загрязнений и утоньшение покровной плёнки. Утоньшение покровной плёнки осуществлялось парами спирта с применением ящика Петтенкофера. Неавторские дополнения на иконе оставлены нетронутыми как исторически ценные документальные свидетельства бытования памятника в соответствии с результатами, полученными в отделе технологических исследований.
 


ДИЛЛОН М. Л.
СОМНАБУЛА

Гипс, окрашенный под бронзу. Статуэтка. 92 х 22 х 85
ПФ-95

Реставратор – О.И. Иванов 

Скульптура поступила в реставрацию в связи с подготовкой к персональной выставке М. Л. Диллон. У памятника отсутствовала левая рука. На сохранившемся  фрагменте  правой руки были утрачены  безымянный палец и часть локтевого сустава, остальные пальцы имели подвижность на каркасах. На поверхности статуэтки отмечались  многочисленные мелкие сколы, потертости и утраты красочного слоя, мелкие трещины, неравномерное пылевое загрязнение. В ходе реставрационных работ фрагмент правой руки был установлен на место, восполнена утраченная часть локтевого сустава, устранены дефекты на кисти руки, укреплены сквозные трещины. Благодаря предоставленным сотрудниками сектора русской скульптуры XVIII – начала XX века Русского музея изобразительным материалам появилась возможность восстановить утраченную левую руку. Прежде всего была выполнена модель левой руки из скульптурного пластина. После утверждения модели на Реставрационном совете была изготовлена  виксинтовая форма, с помощью  которой  было выполнено   реставрационное восполнение левой  руки из гипса. Монтаж левой руки выполнялся с использованием арматуры из нержавеющей стали.   В качестве клеевого состава был применен обратимый сополимер бутилметакрилата  “Paraloid B-72”.  Реставрационные восполнения и утраты красочного слоя  затонированы  в соответствии с общим цветовым решением памятника.



СТОЛ ПОДЗЕРКАЛЬНЫЙ. Середина ХIХ века 
Дерево, резьба, грунт, цировка, комбинированное золочение, краска, лак

МЕБ-278

Реставратор - О.В. Тимофеева                 

Экспонат поступил в мастерскую в соответствии с плановой реставрацией. Передние ножки были сломаны. Консоль могла храниться только  в перевернутом  виде.  Нарушение прочности клеевых швов привело к утрате нескольких деталей резной композиции. Особенно выделялись утраты крупных  фрагментов резьбы на  цветочных гирляндах под царгой, что разрушало целостность композиции. Наблюдалось повсеместное отслоение грунта, в  связи с этим консоль почти полностью была покрыта профилактическими  заклейками. После их удаления открылись многочисленные крупные утраты  грунта с позолотой, а также потертости  позолоты до полимента и грунта. Красочный слой находился под  сильно изменившимся в цвете поздним лаком с крупными  потеками и сгустками. В углублениях резьбы имелись  плотные  загрязнения. В ходе реставрационных работ с экспоната удалены профилактические заклейки,  укреплен отслаивающийся грунт. Переклеены конструктивные узлы и ослабленные клеевые швы деревянной основы. Утраченные фрагменты резьбы восполнены  по авторским аналогиям в технике мастичной отливки и закреплены на специальной деревянной конструкции, выполненной резчиком высшей категории Ю. Н. Тетеревовым. Поверхностные загрязнения удалены,  утоньшена пленка изменившегося в цвете лака. Грунт  в пределах утрат восполнен, обработан по форме, цирован и тонирован акварелью.  
 


КРУЖКА. Вторая половина ХVШ века
C
текло. Высота – 12,8, диаметр – 9,8

СТ-319

Реставраторы –  Л.В. Серебрякова, Р.В. Старикова 

До реставрации

После реставрации


Экспонат поступил в реставрацию из фонда отдела декоративно-прикладного искусства в связи с подготовкой к выставке “Художественное стекло России”. Экспонат состоял из склеенных фрагментов (31 шт). Швы не были зачищены, клей пересох и пожелтел. В процессе реставрации произведены “расшивка” старой склейки, очистка фрагментов, промывка и пробная сборка на клейкую ленту. Склейка фрагментов проведена на клей “Paraloid”, утраты и сколы восполнены гипсом, выровнены шпатлевкой. Тонировка проведена акварелью, пастой под золочение, зафиксирована прозрачным лаком «МСН-7».



БОКАЛ. ХVII век
Стекло, металл, финифть. 16 х 5,9
СТ-2614

Реставратор – Н.Ю. Касаткина

При поступлении в реставрацию экспонат состоял из трех частей, зафиксированных на металлические частные бандажи, в свою очередь скрепленные серебряными неразъемными кольцами с расписной эмалью. На основании бокала была одета развальцованная серебряная оправа с гравированным растительным орнаментом и эмалью. Верхняя часть бокала была разбита на два грубо склеенных фрагмента. Клей пожелтел и пересох. Основание бокала было разбито на четыре фрагмента. По центру основания имелась значительная утрата стекла, на месте крепления ножки – балясины с основанием. Верхняя часть бокала была соединялась с основанием стальной проволокой, загипсованной в плинт. Для уточнения местоположения и конфигурации проволоки в гипсовом плинте  было проведено рентгеновское сканирование. После исследования и уточнения характера повреждений экспонат был демонтирован, очищен, старые склейки “расшиты”. Произведена склейка всех фрагментов на клей «УФО». Утраченные части стекла восполнены из литьевого полиуретана.
 


КРЕСТ В ОКЛАДЕ “РАСПЯТИЕ, ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ”
Крест: ХVII век, обрамление из красных и зеленых камней, поля оклада – ХVIII век. Крест: серебро, гравировка, золочение Оклад: дерево, бархат, серебро, стекла, тиснение 31,9 х 27,7 х 3,8
БК-3129


Реставратор – А.С. Смирнов 

Серебряный золоченый оклад выполнен в технике басмы, в центре - крест с гравированным многофигурным изображением. По периметру креста обнизь и на полях на басме цветные стекла в кастах, исполненные в ювелирной технике. Подложка на фонах из красного бархата, приклеенного на деревянную основу. В процессе реставрации металлических деталей необходимо было удалить поверхностные загрязнения различного характера, укрепить обнизь и касты на основе, исправить незначительные деформации. Принято решение демонтировать только слабо укрепленную обнизь и касты с полей. Работа по удалению загрязнений, окислов и сульфидов серебра проводилась при помощи растворителей, моющих средств и средств для удаления солей серебра полусухими тампонами, чтобы не повредить бархат. После обработки все поверхности промывались водой и просушивались спиртом. Демонтированные детали обрабатывались в растворе Трилона-Б погружением. Деформации деталей оклада исправлялись ювелирным инструментом. После окончания работ детали укреплены на свои места.



ОКЛАД С ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ. 1765
Медь, стекло, литье, финифть. 36,5 х 27,4   ДРМ-2749

Реставратор – Д.В. Красильников 

 

До реставрации

Тыльная сторона

После


В рамках подготовки к выставке, посвященной коллекциям семьи Боткиных, в мастерскую реставрации металла поступил оклад иконы Божьей Матери, датированной 1765 годом. До реставрации на поверхности экспоната имелись значительные саже-пылевые загрязнения,  следы коррозии на местах, где утрачена эмаль, следы воска. Эмаль, покрывающая медную основу, потрескалась и отслоилась, а в местах разрывов и деформаций осыпалась. Имелось множество отдельных мелких фрагментов эмали с живописным слоем. После удаления загрязнений и окислов эмалевый слой был укреплен на поверхности металла. Затем произведены возможные исправления деформаций с последующим повторным укреплением. Отдельные фрагменты эмали смонтированы на свои места. Места трещин и разрывов продублированы. Подвижные стеклянные вставки укреплены в кастах.
 


РAMA.  Вторая половина XIX века
1
12,5 х 87 х 7  Дерево, резьба, левкас, мастика, полиментное золочение, матовое золочение, тиснение по левкасу   № 2495  (С. Ф. Щедрин  “Неаполь  в  лунную  ночь”, Ж- 5114)

Реставратор - Е.В. Бердичевская 

Рама для картины С. Ф. Щедрина “Неаполь  в  лунную  ночь”  поступила в реставрацию в неэкспозиционном виде. При визуальном исследовании выяснилось, что на раме имеются многочисленные разновременные и разнохарактерные поновления, которые касались покрытий и восполнений утрат фрагментов лепного орнамента (в углах орнаментальных композиций – трилистники, завитки, а также на завершениях композиций). В начале работы было проведено тщательное исследование состава покрытий и связующих в секторе химико-биологических исследований Русского музея. Удаление потемневшей бронзы с авторского слоя золочения производилось “в сухую” округлым микроскальпелем “линзой”. Результаты пробных расчисток показали, что удаление “влажным” способом с использование растворителя менее эффективно. Слой поновительской бронзы имел прочную адгезию с нижележащим слоем. До конца слой бронзы не удалялся, оставался тонкий слой серого цвета. Удаление бронзы “в сухую” микроскальпелем, аккуратно, круговыми движениями, открывало слой позолоты, позволяя фрагменту смотреться цельно. Сравнительный анализ орнамента выявил (в дальнейшем это подтвердили и химико-биологические исследования), что завершение композиции в авторском варианте сохранилось лишь в единственном экземпляре – фрагмент орнамента на левой верхней угловой композиции. Обследование угловых соединений деревянной конструкции рамы вскрыло, что под мастичными отливками, на участках усовых соединений имелись многочисленные сквозные щели и зазоры разной величины, проходящие по губкам фальца на торцах рамы. В ходе проведения реставрационных работ был выполнен демонтаж некачественных поздних поновлений лепного декора, удалено позднее бронзовое покрытие, укреплена конструкция, выполнено зареивание трещин пробкой, трещины и пустоты в декоре заполнялись мастикой, подвижные фрагменты были укреплены, выполнено поновление утрат декора. Произведены акварельные тонировки на восстановленных участках лепного декора, в пределах утрат левкаса, а также по потёртостям авторской позолоты до грунта и фрагментарно на потёртостях полимента.

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта