2011   2012   2013 

2014

2 2015   2016   2017   2019   2020

 

В 2014 году в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея проведена реставрация 4511 экспонатов, из них 280 относятся к категории "сложной реставрации". На этой странице представлены лишь самые интересные в реставрационном плане работы...

(Полный отчет о работе за 2014 год - здесь...)
 

 

 ИКОНА АРХАНГЕЛ МИХАИЛ. Конец ХVI в.
Дерево, левкас, темпера. 90,2 х 75,6 х 3,7
ДРЖ-3131

Реставраторы:
Ярыгина И. В. (пробное раскрытие) 1977;
Голубев С. И. (частичное раскрытие) 1977;
Кесарев Р. А. (полное раскрытие) 2014
 

До реставрации (2012)

В процессе

После реставрации


Икона поступила в Русский музей в 1977 году. В том же году было сделано пробное раскрытие И.В.Ярыгиной (в правой части иконы) и увеличение пробного раскрытия до частичного С.И.Голубевым (правая верхняя четверть иконы).

В 2012 году решением Реставрационного совета работа по раскрытию иконы была продолжена. Нераскрытый участок иконы находился под толстым слоем сгрибленной почерневшей олифы. В процессе раскрытия выявилось, что золотой фон и верхнее поле были перелевкашены. Местами перелевкаска заходит на контуры крыльев и изменяет контур волос на затылке Архангела. По верхнему полю перелевкаска закрывает киноварную опушь. Перелевкашенное поле было покрыто золотом и имело суриковую опушь. На полях лежали две записи: одна из них была выполнена охрой, другая – темно-зеленой, почти черной, краской.

Изображение нимба и черной обводки лежат на перелевкаске. Это изображение было прикрыто позолотой, поверх которой был изображен другой нимб – меньшего диаметра, более узкий и исполненный коричневой краской, и который был удален в процессе раскрытия. В нижней части боковых полей и по всему нижнему полю с заходом в средник на одежды архангела шла обширная ранняя вставка левкаса, на которой находились четыре разновременные записи. Изображение левой руки имеет множество утрат. В процессе раскрытия все поздние вставки были удалены, подведен реставрационный грунт в эти места и выполнены тонировки акварелью. Икона покрыта лаком.

 

ИКОНА АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ.  Начало XVIII в.
Дерево, левкас, темпера. 44,0 х 35,3 х 3,0.
ДРЖ Б-1384

Реставратор – Халбаева И.В.
 

До реставрации

В процессе

После реставрации


Икона поступила на реставрацию для приведения в экспозиционное состояние.

На верхнем поле иконы имелась крупная утрата грунта и красочного слоя с сильными отставаниями грунта от основы вокруг нее. По всем краям иконы были небольшие утраты и сколы грунта, мелкие утраты и выкрошки красочного слоя имелись по всему изображению, особенно на лике и нимбе апостола Андрея.

Живописная поверхность находилась под слоем пожелтевшего лака, искажавшего общий колорит иконы. В верхней правой части (на изображении неба, поля и частично одежды апостола Андрея), а также у левого поля было множество мелких чужеродных фрагментов красочного слоя, влипших в лаковую пленку. Вся поверхность иконы находилась под сильными поверхностными загрязнениями, на лицевой стороне было несколько старых профилактических заклеек.

В процессе реставрации старые заклейки были удалены, проведено укрепление всей лицевой поверхности иконы. Крупные утраты грунта восполнены реставрационным грунтом. Также были удалены стойкие поверхностные загрязнения, утоньшена и выровнена лаковая пленка. Утраты грунта и красочного слоя тонированы акварельными красками в технике пуантели. Икона покрыта реставрационным лаком.

 

ИКОНА СИМОН БЛАЖЕННЫЙ. Начало XVIII в.  
Дерево, левкас, темпера. 31,0 х 27,2 х 3,0.
ДРЖ-2344

Реставратор – Ратников И.А.
 

До реставрации

В процессе

После


Икона поступила на реставрацию для подготовки к выставке «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее».

На лицевой стороне иконы имелись значительные утраты грунта и красочного слоя. Вдоль нижнего поля  паволока частично  отставала от основы. Покровный слой неравномерно и сильно потемнел, пожелтел. Имелись старые бумажные наклейки. При реставрации паволока, грунт и красочный слой были укреплены. Утраты грунта  восполнены реставрационным грунтом. Покровный слой утоньшен и выровнен. Выполнены тонировки акварелью. Поверхность иконы покрыта реставрационным лаком.

 

УГРЮМОВ Г.И.
ИСПЫТАНИЕ СИЛЫ ЯНА УСМАРЯ.  1796 (7?).

Холст, масло. 283 x 404, Ж-5052

Реставраторы – Дашкин М.Р., Минин А.В., Романова Н.Е.
 

До реставрации

В процессе

После реставрации


Картина поступила в Русский музей в 1923 году из Академии художеств. Исполнена как академическая программа 1795 года на тему: «На ратном поле в присутствии Великого князя Владимира Российского воина меньший сын показывает опыт своей необычайной силы над разъяренным быком…». За эту картину в 1797 году Григорий Иванович Угрюмов получил звание Академика.

История бытования произведения насчитывает более 250 лет. За это время появились многочисленные изменения в сохранности картины.

Лицевая сторона имела мелкие участки деформаций основы и красочного слоя в виде вздутий вдоль верхнего края картины. По всей поверхности красочного слоя были расположены участки разнохарактерного кракелюра без угрозы осыпания. Имелись многочисленные старые разрывы, отреставрированные в разное время; участки масляных разрывов - наиболее выраженные в правой нижней четверти; участки полупрозрачных старых прописок, выполненных в разных местах картины и многочисленные разновременные тонировки, изменившиеся в тоне и цвете; участки сседаний красочного слоя двух видов – полые и плотные, без пустот внутри; многочисленные мелкие утраты красочного слоя и выкрошки - на участках полых сседаний. Поверхность живописи была покрыта многочисленными поновительскими лаковыми слоями большой плотности и толщины. Лак сильно изменился в тоне и цвете. Авторский холст - сшивной. Картина была ранее дублирована на холст. Состояние картины в общем было стабильное, в передублировке не нуждалась.

Во время проведения реставрационных работ участки деформаций основы и красочного слоя были укреплены. Удалены загрязнения с поверхности картины и восстановлен лак методом Петтенкофера.  Послойно были выровнены и утоньшены старые лаковые слои и удалены изменившиеся записи и тонировки. Старые просевшие реставрационные мастиковки были выровнены и восполнены новым грунтом до необходимого уровня. Произведены тонировки масляными красками в пределах  утрат красочного слоя. Картина покрыта новым слоем даммарного лака. 
 
(Более подробно...>>>)
 

 

УГРЮМОВ Г.И.
АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ. 1810 год.

Картон, масло. 298 x 126, Ж-5789

Реставраторы – Дашкин М.Р., Минин А.В., Романова Н.Е.
 

До реставрации. Снимок в УФ-лучах. До реставрации. В процессе реставрации. В процессе реставрации. После реставрации

До рест.

Снимок в УФ

В процессе реставрации

После рест.


Картина поступила в реставрацию с профилактическими заклейками красочного слоя. Сведений о времени их появления нет. Вероятнее они были поставлены для безопасной транспортировки произведения.

Живопись исполнена на прессованном картоне. Толщина картона от 2,5 до 3 см.

Состояние сохранности при поступлении: общая деформация основы в виде выпуклой поверхности; вдоль краев - многочисленные сквозные отверстия диаметром до 1 см с утратами красочного слоя и частично основы; участки расслоений картона - в авторской живописи; многочисленные участки кракелюра с приподнятыми краями и угрозой осыпания; отставания грунта и красочного слоя в виде полых вздутий (пузыри); многочисленные участки масляных разрывов и сседаний; обширные записи и тонировки, закрывающие авторскую живопись; тонировки изменились в тоне и цвете; многослойные лаковые покрытия с загрязнениями между лаковыми слоями; лаковые слои углах и по периметру на торцах основы; вдоль нижнего края была прибита гвоздями и привинчена шурупами доска черного цвета шириной 12см, которая закрывала большую поверхность сильно потемнели и изменились в  цвете.

Произведено укрепление красочного слоя; промывка от поверхностных загрязнений и пробные расчистки разновременных наслоений в определенных местах. Пробные расчистки однозначно показали необходимость раскрытия авторской живописи.

Раскрытие авторской живописи происходило поэтапно: утоньшались лаковые слои, удалялись чужеродные записи и многочисленные слои старых реставрационных мастиковок. Все слои разного времени и располагались друг над другом. В необходимых местах подведен новый реставрационный грунт и произведено тонирование.

После просушки картина покрыта даммарным лаком в два слоя.

(Более подробно...)

 

УГРЮМОВ Г.И.
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВЪЕЗД АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
В ГОРОД ПСКОВ ПОСЛЕ ОДЕРЖАННОЙ ИМ
ПОБЕДЫ НАД НЕМЦАМИ. 1793 (4) год.

Холст, масло. 197 x 320, Ж-5051

Реставратор – Романова Н.Е.
 

До реставрации

После реставрации


Картина вернулась в музей в 2010 году после 20-летнего пребывания на временном хранении в Александро-Невской лавре. Главная проблема на момент поступления состояла в том, что за время бытования в действующем храме, вся поверхность покрылась плотным слоем грязи и копоти. Изображение просматривалось очень плохо, цвета не читались. Было решено сделать промывку картины для удаления поверхностных загрязнений. Но в процессе работы на пробном участке стало понятно, что загрязнения и копоть настолько въелись в лаковую поверхность, что необходима не промывка, а расчистка, удаление верхних слоев лака вместе с грязью и копотью. Кроме того, в процессе исследования картины и изучения архивных материалов стало понятно, что при реставрации в 1970-х годах лак с поверхности картины был удален неравномерно, зачастую только по контуру светлых пятен и по рисунку. На темных участках сохранился значительный слой лака. Все это искажало авторский колорит картины, делало ее темной и бесцветной.

Было проведено послойное раскрытие живописи от наслоений грязи, копоти, поздних потемневших слоев лака, межлаковых загрязнений. В процессе работы с лаком были обнаружены и подлаковые записи и тонкие прописки, перекрывающие авторскую живопись. Вся нижняя часть картины была прописана темным коричневым лессировочным слоем, в результате чего изображение на ней почти не просматривалось.

После удаления всех наслоений, потемневшего лака и записей, картине возвращен авторский колорит и яркость красок. Значительные участки авторской живописи извлечены из-под записей. Старые реставрационные мастиковки откорректированы в уровень с поверхностью авторской живописи. Сделаны реставрационные тонировки в местах старых утрат.

Картина приобрела экспозиционный вид и приняла участие в юбилейной выставке Г.И.Угрюмова в Русском музее в октябре 2014 года.

 

ЯКОВЛЕВ Б.Н.
ЭСКИЗ (СРАЖЕНИЕ)

Бумага, масло, лак. 151,5 х 55,5,  Ж-11444

Реставраторы – Богомолов А.И., Щукина Е.Ю.
 

До реставрации

После реставрации


При поступлении в реставрацию экспонат был закреплен по периметру на картонном планшете, состоящем из 2-х частей. В процессе бытования части картонного планшета, в свою очередь закрепленного на деревянном подрамнике,  разошлись – в этом месте образовался фигурный разрыв по всей вертикали экспоната. В правом верхнем углу также образовался вертикальный разрыв 36 см – ранее он был грубо подклеен «пластырем» из низкокачественной бумаги на силикатном клее; по краям наблюдались более мелкие (до 3 см) разрывы; в углах – утраты до 6 кв. см.; на участках подклеек силикатным клеем – высветления бумаги.

В процессе реставрации экспонат снят с картонного планшета, удалены следы клея и старые подклейки с тыльной стороны. Участки основы, на которых при старых подклейках был применен силикатный клей, нейтрализованы 0,5% раствором уксусной кислоты. Выполнена общая нейтрализация бумажной основы экспоната с тыльной стороны нанесением буферного раствора (по рецептуре сектора химико-биологических исследований Русского музея). Бумажной основа укреплена 3-х-кратной пропиткой 1,5% водным раствором эфира целлюлозы "Klucel E"; разрывы укреплены японской бумагой; утраты восполнены бумагой, аналогичной бумаге оригинала. Экспонат дублирован на японскую бумагу "Kozo-natural" 36 г\м, затем на холст; натянут на подрамник.

С поверхности картины удалены стойкие поверхностные загрязнения, в т.ч. следы насекомых. Лак восстановлен методом Петтенкофера. Реставрационные тонировки выполнены в два слоя: первый - акварельными красками, затем картина притерта реставрационным лаком, второй слой тонировок выполнен масляными красками. Поверхность покрыта покрывным лаком

 

ФИЛОНОВ П.Н.
БЕЗ НАЗВАНИЯ. 1913 год
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш, кисть, перо.  70,9 х 95,5, Р-58253

Реставратор - Матвеева Н.Б.
 

До реставрации

После реставрации


Авторский лист сильно обветшал, деформирован, имелись многочисленные жесткие изломы.  Имелись  загрязнения: коричневые затеки в левой нижней четверти листа, по всему листу многочисленные пятна различного происхождения (грязь, жир,  следы экскрементов насекомых, фоксинги). В верхней части листа имелся большой горизонтальный разрыв (около 90 см), подклеенный с оборота полосками бумаги.  Более мелкие разрывы имелись по всем краям листа. Три угла были утрачены. Верхний край неровно обрезан. С оборота: лист был сильно загрязнен, имелись коричневые затеки и  пятна, грубые подклейки  в местах разрывов.

В процессе реставрации авторский лист обеспылен  мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем. Удалены бумажные подклейки с тыльной стороны и остатки клея.   Многократно промыт в дистиллированной воде без погружения.  Проводилась общая и местная химическая обработка,  с последующей  промывкой в проточной и дистиллированной воде. Проведена подклейка разрывов, укрепление изломов. Утраты восполнены. Авторский лист сдублирован на специальную реставрационную бумагу. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью и цветными карандашами в местах потертостей и  утрат красочного слоя.

 

ПРОРИСЬ - ФЕДОР ТИРОН. XVII век.  
Бумага, сажа, налепок.  32,2 х 21,8
ДР  ПР - 216

Реставратор - Полищук Г.Г.
 

До реставрации

После реставрации


Авторский лист был сильно затерт,  загрязнен, неравномерно пожелтел. Имелись разнохарактерные пятна,  "мушиные засиды".  По краям многочисленные жесткие изломы и небольшие утраты основы.  Значительное пятно жира находилось у правого верхнего угла. Верхние углы были утрачены: левый около 10,0 х 5,0 см; правый ок. 14,0 х 12,0 см. Разрывы основы по контурам изображений отдельных фигур.

На обороте имелись затертые загрязнения и "мушиные засиды". В процессе реставрации  лист был обеспылен с обеих сторон, механически удалялись мушиные засиды. Лист промывался в дистиллированной воде.  Затем была проведена местная обработка отдельных пятен и общая химическая обработка листа с последующими промывками в проточной воде. Жесткие изломы расправлены и  укреплены; разрывы подклеены, утраты доставлены. Лист сдублирован на тонкую реставрационную бумагу;  отпрессован. Проведены тонировки в местах утрат.

 

ПРОРИСЬ - МУЧЕНИК НИКИТА.  XVII век
Бумага, сажа, налепок. Оборот: сажа, киноварь. 21,0х32,0 см
ДР  ПР-202/1-2

Реставратор - Полищук Г.Г.

Авторский лист состоит из двух сюжетов, выполненных на одном листе.

Лист был сильно затерт, закопчен, загрязнен. Многочисленные затеки различной интенсивности, разнохарактерные пятна, "мушиные засиды". Жесткие изломы, особенно в центре (в местах сложения листа пополам). Небольшие утраты и разрывы по краям.

На обороте: слабо читаемый сюжет (третий).  Загрязнения аналогичные загрязнениям на лицевой стороне, с остатками бумажной наклейки.

В процессе реставрации  часть загрязнений, "мушиные засиды" с обеих сторон удалялись с помощью резинки и скальпеля. Лист промывался в дистиллированной воде, затем проведена местная обработка отдельных пятен и общая химическая обработка листа с последующими промывками в проточной воде. Жесткие изломы расправлены, укреплены; разрывы подклеены, утраты доставлены. Лист сдублирован на тонкую реставрационную бумагу;  отпрессован. Проведены тонировки в местах утрат.

 

ДОБУЖИНСКИЙ М.В.
ПОРТРЕТ ОФИЦЕРА. 1914 год

Бумага, графитный карандаш  28,8 х 24,4
Р - 59441

Реставратор - Иовлева Е.В.
 

До реставрации

После


Авторский лист был наклеен краями по периметру на ватман, смонтированный верхним краем на «лапки» на подложку. Авторский лист сильно неравномерно пожелтел, загрязнен, затерт, значительно деформирован.

По листу были многочисленные следы от захватов пальцами, точечные черные следы экскрементов насекомых, бурые точечные пятна фоксингов, следы затертого графита. Точечные пятна жира были  у левого края в нижней части, по левому краю пятна клея.

По листу имелись многочисленные заломы, наиболее жесткие по краям, также многочисленные утраты, фигурные разрывы. В верхних углах имелись проколы бумаги.

Оборот авторского листа был желтым, загрязненным, затертым. По листу имелись следы от захватов пальцами, пятна фоксингов, пятна затертого графита. По верхнему краю пятна клея.  Многочисленные изломы и помятости по всей поверхности. В нижних углах надписи графитом, в правом нижнем углу эстамп ГРМ.

В процессе реставрации авторский лист обеспылен  мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист размонтирован с подложки и листа ватмана. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем.  Многократно промыт в дистиллированной воде. Проводилась общая и местная химическая обработка следов клея, пятен фоксингов и экскрементов насекомых с последующей окончательной промывкой. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов. Утраты восполнены. Авторский лист сдублирован на реставрационную бумагу. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, утрат, изломов и  подклеенных разрывов.

 

КРЕСТ НАПРЕСТОЛЬНЫЙ. ХVII век
Дерево, резьба, краски. 19,7 х 10,7 х 2,5
ДРД-316

Реставратор – Чмеленко В.Я.
 

До рест.

В процессе

После


Экспонат поступил в мастерскую в марте 2014 года в рамках подготовки к выставке к 100-летию Древлехранилища памятников иконописи и церковной старины.

Деревянная основа креста имела крупную трещину в верхней части креста, красочный слой находился под плотным темно-коричневым слоем записи и стойкими загрязнениями.

В процессе реставрации произведена полная расчистка напрестольного креста от записи. Запись, как выяснилось в процессе расчистки, была выполнена в два приема: вначале темно-коричневой краской, затем, поверх нее, черной. Непрочная связь между указанными слоями и первоначальным красочным слоем ввиду наличия на его поверхности промежуточного, сильно пожелтевшего слоя покровного лака, облегчила расчистку. Расчистка производилась всухую, скальпелем, под микроскопом. В результате расчистки раскрылись подлинные, очень яркие, цвета фигур, одежд, фона. На участке с красной стеной Иерусалима оставлен флажок с участком записи.

Все загрязнения с боковых и тыльных сторон удалены. Трещина склеена. Выполнены необходимые точечные тонировки. Поверхность покрыта защитным слоем реставрационного лака.

 

СКЛАДНЯ ТРИ СТВОРКИ. ХVII век
Дерево, медь, резьба. 14,8 х 36,5 х 4,2
ДРД – 166

Реставратор – Кондратьева А.В.
 

До реставрации

После реставрации


Экспонат поступил в мастерскую в марте 2014 года в рамках подготовки к выставке к 100-летию Древлехранилища памятников иконописи и церковной старины.

Левая створка была расколота полностью, на центральной створке трещина, требующая консервации. Поверхность створок имеет стойкие загрязнения, со сгустками олифы.

В процессе реставрации створки складня были извлечены из металлической рамки. В полости трещины на центральной створке, а также на внутренних поверхностях слома левой створки имелись следы старого задубевшего клея, которые необходимо было удалить. После этого была произведена новая склейка расколотых частей левой створки и консервация трещины на центральной створке.

В процессе расчистки поверхности от стойких загрязнений и сгустков олифы стало очевидным, что визуально невозможно отличить фрагменты сохранившегося, но потемневшего и загрязненного, красочного слоя от плотного слоя загрязнений. Потребовалось проведение исследований методом РФА, в результате которых было обнаружено, что на поверхности присутствуют остатки медной краски, местами разбеленной (на поземах, фонах), а также киновари (на надписях). Поверхность была расчищена от стойких загрязнений, а сохранившиеся фрагменты красочного слоя укреплены. Тыльная сторона створок была очищена от загрязнений.

 В завершение реставрационных мероприятий складень с лицевой и тыльной сторон был покрыт защитным слоем реставрационного лака. Створки вмонтированы обратно в металлическую рамку.

 

ШУБИН Ф.И.
ПОРТРЕТ СКУЛЬПТОРА
ИОГАННА-ГОТЛИБА ШВАРЦА (1736-1804). 1792 год.

Бюст. Мрамор. 52 х 29 х 23
СК-303

Реставратор – Топоркова Б.П.
 

После реставрации


Состояние памятника до реставрации: Общее пылевое загрязнение. Устойчивое саже-пылевое  загрязнение головы, тыльной стороны бюста. Точечные тёмные пятна на лице. Пятна краски с тыльной стороны. Включения в камне – прожилки тёмного цвета по  боковым сторонам бюста.

Утраты: фрагмент кончика носа 2 х 2,2 х 1 см. Мелкие сколы, потёртости по срезу бюста.

В процессе реставрации после обеспыливания  сухой мягкой кистью, поверхность бюста была промыта водным раствором моющего средства «Универсал-ПД». Утраченный фрагмент кончика носа был восполнен реставрационной доделочной массой, состоящей из обратимого полимера и мраморной крошки, путём моделирования непосредственно на бюсте.

 

АНТОКОЛЬСКИЙ М.М.
УМИРАЮЩИЙ СОКРАТ.

Статуя. Мрамор. 132 х 101 х 165
СК-453

Реставраторы – Иванов О.И., Лазарев П.А.

Поверхность скульптуры имела стойкие загрязнения различного происхождения – саже-пылевые, жировые, клеевые. Особую сложность для расчистки поверхности представлял используемый автором приём точной передачи разнообразных фактур изображаемых предметов, а также  -  неравномерный характер загрязнения.

Расчистка поверхности проводилась поэтапно: после удаления пылевых загрязнений поверхность была протёрта тампонами, смоченными смывкой САВА. Более стойкие загрязнения удалялись после двух/трёхкратной обработки компрессами с нейтральными поверхностно-активными веществами.

 

ЦАРСКИЕ ВРАТА.  XIХ  век.
Дерево. 218 х 125
Д-10 (а,б)

Реставраторы -  Илюхина М.М.,  Мартынова Т.В.
 

До реставрации После реставрации


Врата поступили в реставрацию под частичной профилактической заклейкой. Живописные клейма были демонтированы. Их реставрация проводилась в Секторе реставрации масляной живописи Русского музея.

При визуальном осмотре были выявлены следующие повреждения: разрушения основы жуком точильщиком по нижним краям обеих створок; мелкие утраты резного декора; ослаблен крепеж фрагментов накладной резьбы, вследствие чего завиток на створке «А» был подвижен, фрагмент крыла херувима на створке «Б» находился в свободном состоянии; мелкие утраты и отслоения грунта, как до основы, так и до нижележащего слоя; неравномерный слой стойких загрязнений по всей поверхности врат; имелись участки окислившегося  поталированого покрытия; потертости позолоты по выступающим частям рельефа; на тыльной стороне многослойное, разновременное, позднее покрытие масляной краской по всей поверхности имело многочисленные отслоения, вздутия, грядки, жесткий кракелюр и крупные утраты в верхней части; тыльные стороны створок находились под слоем стойких поверхностных загрязнений.

Перед началом работ были проведены микрохимические исследования: которые выявили, что врата изначально имели синий фон и рельеф золоченый сусальным золотом, в процессе бытования врата неоднократно поновлялись с нанесением новых слоев левкаса и позолоты разного состава (на глянцевых поверхностях сохранилось сусальное золочение на полимент).

Микробиологические исследования основы, выявили отсутствие жизнедеятельности жука точильщика. В процессе реставрационных мероприятий разрушенные жуком точильщиком части основы были укреплены пропиткой, наиболее крупные ходы заполнены деревянными вставками, утраты основы восполнены клее-опилочной мастикой, затем нанесен реставрационный левкас.

Стойкие поверхностные загрязнения были удалены. Подвижный элемент на створке «А» демонтирован, удален старый пересохший клей, выполнена склейка с последующей мастиковкой шва. Выполнена склейка фрагмента крыла на створке «Б» находившегося в свободном состоянии, утраченные фрагменты резьбы на створке «Б» восполнены в технике мастичной отливки. Мелкие отслоения грунта укреплены, утраты восполнены реставрационным грунтом и обработаны по форме. Участки реставрационного грунта тонированы акварелью, участки окислившейся потали покрыты защитным лаком и тонированы металлизированной акварелью. Тыльная сторона створок законсервирована профилактической заклейкой всей поверхности.

При монтаже живописных клейм, сдублированных на оргалит, между краями «гнезд» и оргалита образовались зазоры различной ширины, которые были заполнены вставками из листовой пробки и тонированы в цвет фона клейм.

 

ТАРЕЛКА ИЗ СЕРИИ ВОЕННЫХ: КАЗАК РЕЗЕРВНОГО КАЗАЧЬЕГО ЧЕРНОМОРСКОГО ЭСКАДРОНА ВЕРХОМ, СПУСКАЮЩИЙСЯ С ГОРЫ
Мастер Ф. Даладугин. 1834 г.
Фарфор, роспись, глянцевое золочение, цировка. Диаметр - 24см.
ДФ - 826 

Реставратор - Говоркова Н.И.
 

До реставрации

После реставрации


Экспонат поступил в мастерскую реставрации керамики сильно загрязненным, со следами старой реставрации. По всей поверхности видны старые грубые склейки.  Утраты в местах позолоты восполнены  гипсом. Имелись сколы и потертости.

В процессе реставрации экспонат был расшит на 10 фрагментов, очищен от загрязнений и старого клея, удалены старые гипсовые мастиковки. Тарелка была заново склеена, восстановлены недостающие фрагменты,  тонированы утраты на росписи, выполнено золочение сусальным золотом и бронзой.     

                                                                                                   

ПОДСТАВКИ ДЛЯ ВАЗ ИЗ НАСТОЛЬНОГО
УКРАШЕНИЯ К «ГУРЬЕВСКОМУ СЕРВИЗУ». Первая половина XIX века.
Императорский Фарфоровый Завод Фарфор, литьё, матовое и глянцевое золочение, цветное крытьё. Высота-43,5  Диаметр-21,5
Ф-2420, Ф-2421

Реставратор – Касаткина Н.Ю.

Экспонаты поступили в мастерскую реставрации керамики сильно загрязнёнными, со следами старой реставрации, имеющими многочисленные утраты, с необходимостью замены  корродированного металлического крепежа.

Подставки для ваз, представляют собой композиции из трёх стоящих женских фигур, матового золочения. На головах фигуры удерживают плоский круг с золочёной отводкой.

Постаменты цилиндрической формы, красно-коричневого надглазурного крытья. В  верхней части золочёный пояс из лавровых листьев, в нижней, пояс матового золочения  с  цировкой.

В процессе реставрации экспонаты были демонтированы, очищены от загрязнений. Утраченные фрагменты  восполнены по аналогиям, бронзированы. Были  изготовлены  все детали металлического крепежа, экспонат  смонтирован.


 

МЕБ-415 (Диван из картинной галереи Строгановского дворца)
Вторая половина XVIII в.

Дерево, резьба, токарная работа, золочение. 96,0 х 213,0 х 64,0

МЕБ-416 (Диван из картинной галереи Строгановского дворца)
Вторая половина XVIII в.

Дерево, резьба, токарная работа, золочение. 96,0 х 213,0 х 67,0

МЕБ-418 (Диван из картинной галереи Строгановского дворца)
Вторая половина XVIII в.

Дерево, резьба, токарная работа, золочение. 94,0 х 214,0 х 67,0

МЕБ-419 (Диван из картинной галереи Строгановского дворца)
Вторая половина XVIII в.

Дерево, резьба, токарная работа, золочение. 94,0 х 215,0 х 67,0

Реставраторы: Деревенсков А.Г., Макаров Ю.Н., Сильнова З.М.
 

Заведующий мастерской Юрий Макаров (слева)  рассказывает о реставрации диванов мебельного гарнитура XVIII века для Картинной галереи Строгановского дворца. 2015 г.


Работа произведена совместно с реставраторами Сектора реставрации тканей Русского музея.

В 2014 году были завершены обойные работы на четырёх малых диванах конца ХVIII века из Картинной галереи Строгановского дворца. Работы на всех диванах имели аналогичный характер.

На первом этапе была укреплена и частично переклеена конструкция диванов, восполнены утраты точёных бусин, усилены и частично заменены ремни основания подушек, восстановлена щадящим методом форма вкладных подушек (методом пропаривания).

В результате проведённых исследований удалось выявить аналог ткани, установить полный рисунок раппорта, цвет и характер переплетения нитей. По этому образцу была изготовлена шёлковая ткань для обтяжки предметов гарнитура. Она крепилась нами на декоративные гвозди с гладкой круглой латунной шляпкой, аналогичные первоначальным гвоздям. Новые гвозди вставлялись в старые гвоздевые отверстия. Вкладные подушки прошивались вручную в секторе реставрации тканей.

 

CЕРЬГИ. XIX век
Металл,  перламутр, жемчуг речной, волос, низанье. 6,0 х 4,5 х 2,5
В-6753 (а,б)

Реставратор – Литаш М.К.

В коллекцию Русского музея серьги были приобретены Закупочной комиссией Русского музея в 1959 г.   Состояние сохранности их было крайне неудовлетворительное: металлические детали потемнели, сильно потерты, замок одной серьги сломан; волос, на который нанизан жемчуг, пересох, частично оборван, жемчуг загрязнен, узор на “бубенчике” сохранился фрагментарно, но сам жемчуг в значительной степени сохранился в осыпях. В таком состоянии серьги хранились в фонде Отдела народного искусства.

На реставрацию серьги поступили в связи с подготовкой к выставке “Русский женский костюм ХVШ – ХIХ в”.

Реставрационные мероприятия были необходимы для предотвращения дальнейшего ухудшения сохранности, т.к. несмотря на хорошее хранение, от времени состояние волоса ухудшалось, он становился более ломким, что грозило повышенными осыпями жемчуга и окончательной утратой уникального узора, который можно восстановить.

Первым этапом реставрации был демонтаж всех деталей: верхней части, так называемых “бабочек”, замка, “бубенчика” и фрагментарно сохранившегося жемчуга, составляющего узор бубенчика.

Затем были удалены поверхностные загрязнения. Реставраторы металла удалили загрязнения с металлических деталей и провели реставрацию замка серьги.

Жемчужные детали и осыпь жемчуга были помещены в мешочки из плотного шелкового газа, и промыты в кювете: сначала  в растворе нейтрального моющего средства с последующей многократной промывкой проточной и дистиллированной водой, затем выдерживались  водо-спиртовом растворе глицерина, что вернуло эластичность волоса. После чего жемчужные детали и осыпь жемчуга просушивали на фильтрованной бумаге, покрытой шелковым газом.

На Реставрационном совете было решено восстанавливать узор не на волос, а на эластичную мононить. Кропотливая работа по восстановлению узора началась с подбора осыпей жемчуга по размеру. Узор восполнялся по аналогии с сохранившимися частями данных серег, а также корректировался и сравнивался с экспонатами из коллекции Русского музея и других музеев. Также мононитью был укреплен жемчужный узор на “бабочках” в местах обрыва волоса.

Благодаря сохранившемуся в осыпях жемчугу узор удалось восстановить полностью. Серьги были смонтированы и переданы в фонд Отдела народного искусства для последующего экспонирования на выставке “Русский женский костюм ХVIII – ХIХ в”.

 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта