ВАЗА. ХIХ в.
Фарфор, роспись, глянцевое и матовое
золочение, цировка.
Высота– 47, длина – 28, ширина - 18,8.
Инв. No. Ф - 8541
Реставратор -
Говоркова Н.И.
|
|
|
До реставрации |
В процессе
реставрации |
После реставрации |
Ваза поступила в мастерскую реставрации керамики
сильно загрязненной, со следами старой непрофессиональной реставрации. На
поверхности экспоната имелись многочисленные старые, грубые, потемневшие
склейки со сколами по краям. Утраты были восполнены гипсом. На утратах и
потертостях золота имелись старые потемневшие тонировки грубо выполненные
бронзовой краской. На горловине и ножке вазы (внутри) имелись старые
дублировки из грубой холщевой ткани. Крупные сколы – на окружности
горловины, по основанию вазы и верхнему краю ножки.
В процессе реставрации экспонат был расшит на 35
фрагментов, очищен от загрязнений, старых дублировок и клея, удалены
гипсовые мастиковки и поздние потемневшие записи на золочении. Ваза была
заново склеена, восполнены утраченные фрагменты. Восстановлены утраты
росписи, золочение выполнено сусальным золотом и обратимыми красками,
имитирующими золочение. Для монтажа экспоната изготовлено новое
металлическое крепление.
ВАЗА.
I пол. ХIХ в.
Киево-Межегорская фаянсовая
мануфактура.
Фаянс, отливка в форму, поливная цветная глазурь. Высота – 39. Диаметр - 27
Инв.No. ФС-1264
Реставратор –
Бессмертная М.А.
|
|
|
До реставрации |
В процессе
реставрации |
После реставрации |
Экспонат поступил в
мастерскую реставрации керамики и стекла из Отдела декоративно-прикладного
искусства.
Предмет сильно загрязнен, со следами старой
реставрации. Ваза грубо склеена из множества фрагментов. По всей
поверхности видны следы склейки, клей пожелтел и пересох, металлический
каркас проржавел.
В процессе реставрации экспонат был демонтирован на
две части, тулово и цилиндрическое основание. Затем, верхняя часть расшита
на 14 фрагментов. Ваза очищена от загрязнений и старого клея. Фрагменты
систематизированы и последовательно склеены. Утраты и сколы восполнены и
тонированы. Установлен новый металлический крепеж, экспонат монтирован.
ВAЗА.
ХIХ в.
Завод Широбокова, Диперн и Борисова
в селе Городище Тверской губернии.
Фаянс, литьё, надглазурная роспись, печать.
Высота - 24,8; Диаметр – 16; Длина -18.
Инв.No. ФС-1496
Реставратор – Касаткина Н.Ю.
|
|
До реставрации |
После реставрации |
Ваза поступила в Русский музей в 1977 году в дар от
Л.И. Караводиной.
В 2015 году экспонат был передан на реставрацию. Имел
поверхностные загрязнения, следы старой не профессиональной реставрации.
В процессе реставрации ваза была очищена, старые
реставрационные доделки удалены. Утраченные фрагменты восполнены, тонированы
и частично реконструированы по зеркальным аналогичным фрагментам.
КРУЖКА В ВИДЕ СИДЯЩЕГО МУЖЧИНЫ. I половина ХIХ в.
Завод Поскочина.
Фаянс, глазурь, рельеф, роспись. 23,3 х 12 х 16
Инв.No. ФС-76
Реставратор -
Старикова Р.В.
|
|
До реставрации |
После реставрации |
Экспонат поступил в мастерскую реставрации керамики и
стекла со следами старой реставрации, верхняя часть кресла восполнена из
картона с гипсоклеевой мастикой. Доделка расслоилась, местами осыпалась, лак
потрескался, роспись частично повреждена.
В процессе реставрации было решено сохранить прежнюю
реставрационную доделку, в связи с отсутствием аналогии. Проведено
укрепление доделки, установка на место, выравнивание шва, восполнение утрат,
мастиковка поверхности и тонировки.
Г.
ГАМБС СТОЛИК ДЛЯ РУКОДЕЛИЯ. II-ая четв. ХIХ века
Дерево, бронза. 71 х 36 х 26
Инв.No. МЕБ-534
Реставратор –
Макаров Ю.Н.
|
|
|
До реставрации |
В процессе
реставрации |
После реставрации |
Общая конструкция
предмета перед реставрацией находилась в удовлетворительном состоянии. Все
шиповые соединения сохранили прочность и жёсткость соединения деталей.
Однако, из-за усыхания древесины царги, выдвижной ящик с трудом двигался по
направляющим.
Основные дефекты были
связаны с состоянием фанеровки. Столик, по всей видимости, когда-то
подвергся длительному воздействию воды, вследствие чего, после высыхания,
произошли многочисленным отслоения и утраты фанеровки. Особенно сильные из
них - в нижней части царги и на ножках, где отслоения фанеровки составляли
около 80% поверхности. Всего на ножках отсутствовали около 2 дм кв.
фанеровки.
На поверхности
столешницы по четырём углам имелись пятна с повреждением лакового слоя и,
как следствие, значительные загрязнения поверхности фанеры. Вся лицевая
поверхность фанеры, как это часто бывает с древесиной розового дерева,
сильно выгорела, изменила цвет с первоначального ярко-розового (виден с
тыльной стороны отклеенных фрагментов фанеры) на светло-коричневый с жёлтым
оттенком.
Перед началом работ
были проведены микрохимические исследования для установления стратиграфии
образца лакового слоя и идентификации древесины по микроскопическим
признакам.
После демонтажа
бронзовых накладных деталей производилась подклейка отслоений фанеровки.
Поскольку многие участки поверхности, где производилась подклейка, имели
криволинейную, преимущественно вогнутую форму, в качестве подкладок
использовались пластины переклейной берёзовой фанеры соответствующего
размера, ориентированные волокнами наружных слоёв вдоль оси кривизны
поверхности. Площадь подклейки не превышала 4 х 4 см, поэтому для зажима
достаточно было одной струбцины. Авторские фрагменты фанеровки были
подклеены на свои места. Выполнена очистка всех лакированных поверхностей от
стойких поверхностных загрязнений. Полировка всех лицевых поверхностей
производилась раствором отбеленной шеллачной политуры с добавлением льняного
масла. Окончательно масло снималось с поверхности полусухим тампоном,
смоченным водкой. Поскольку к началу этой операции вся поверхность фанеровки
имела лаковый слой, полировка имела целью его выравнивание, образование
ровного однородного глянцевого слоя по всей поверхности.
Бронзовые накладные
детали монтировались на латунные шурупы, сохранённые при демонтаже деталей.
Один утраченный бронзовый «башмачёк» был восполнен из бронзы по
сохранившемуся образцу.
СКЛАДЕНЬ-КУЗОВ
«ФЕДОР СТРАТИЛАТ В ЖИТИИ». 1681 г.
Дерево, бархат, шелк, парча, металл (серебро), резьба, золочение, роспись.
28,5 х 37,5 х 7,4
Инв.
No.
ДРД-153
Реставратор –
Чмеленко В.Я.
|
|
До реставрации |
После реставрации |
При поступлении в реставрацию произведение
имело деформации и глубокие трещины деревянной основы кузова и частичное
разрушение клеевых швов. Отставание рубашки по всему периметру складня.
Расколы основы, образованные гвоздями, крепившими «рубашку» по верхнему
краю. Многочисленные повреждения миниатюрой резьбы (по кипарису): расколы,
надломы, отклеившиеся детали. Отслоения позолоты и красочного слоя на
кромках кузова. Потемневший и загрязнившийся лаковый слой на росписи и
позолоте. Общее сильное загрязнение памятника: центрального короба, створок,
миниатюрной резьбы, тканевых фонов, рубашки.
В процессе реставрации памятник был
демонтирован. Исправлены деформации, склеены разломы деревянной основы
кузова, восстановлены частично и полностью разрушившиеся клеевые швы,
замастикованы отверстия от гвоздей, крепивших «рубашку». Она была подклеена
«на отлип». Восстановлена целостность фрагментов и деталей миниатюрной
резьбы. На основании изучения памятника, поиска аналогий, большинство
отклеившихся резных деталей складня, обнаруженных при демонтаже, заняли свое
первоначальное местоположение. Укреплены участки позолоты и красочного слоя
росписи. Поверхность кромок кузова раскрыта от потемневшего загрязнившегося
лака. Удалены все виды загрязнений с поверхностей: центрального короба,
створок, миниатюрной резьбы, тканевых фонов, рубашки. Выполнен полный монтаж
памятника.
ПОДСВЕЧНИК «ТОЩАЯ
СВЕЧА». XIX век
Дерево (стержень), воск, масло, металлическое навершие, серебряная басма,
искусственная вощина, полихромная роспись (тулово свечи), тиснение по
серебру (основание). Общая высота - 144см, высота
тулова - 88см, диаметр - 22,3 см, толщина стенки тулова - 4,2 см,
металлическое навершие: высота 30, диаметр: 33,5см, основание: высота 37см
Инв.
No. ДРД-439
Реставратор –
Максименко Ж.А.
|
|
До реставрации |
После реставрации |
Свое название тощие свечи получили по
способу их изготовления: деревянный цилиндр покрывали тончайшими (тощими)
слоями воска и расписывали. Вощаница, характерная для XVII века, была
дорогим вложением в храм. Но до наших дней дошли единицы таких памятников. На момент поступления в реставрацию памятник датировался 1651 г. по
надписи на тулове свечи.
Состояние сохранности памятника до
реставрации: многочисленные слои воска расслоились, нижний торец тулова был
поврежден и частично утрачен, вся внешняя поверхность тулова свечи была
покрыта потемневшим лаком. По результатам изучения технологии изготовления
восковых свечей была разработана индивидуальная методика реставрации.
В процессе реставрации была проведена
консервация восковой основы, восстановлены утраты воска, удалено потемневшее
лаковое покрытие, выполнено тонирование, нанесено защитное покрытие. Тулово
свечи смонтировано на сохранившийся деревянный стержень.
Проведенные визуальные, опытные и
лабораторные исследования позволили сделать два вывода.
Во-первых, способ
изготовления тулова свечи аналогичен способу изготовления искусственной
вощины и представляет собой набор тонких восковых листов (до 21) по 0,2 см.
Такой способ характерен для периода не ранее XIX века. Хорошую
искусственную вощину изготавливали из чистого воска, заводским способом, на
специальных машинах. Существовало несколько способов получения восковой
ленты: с помощью деревянного барабана, путем окунания деревянной плиты в
жидкий воск и путем прокатывания подогретого воскового слитка через гладкие
вальцы.
Во-вторых, в росписи свечи использован
зеленый пигмент, в составе которого обнаружены хром и барий. Эти пигменты
появились лишь в середине XIX века.
Таким образом, в результате реставрационных
мероприятий и технико-технологических исследований была изменена атрибуция и
датировка памятника: экспонат является копией «Тощей свечи» XVII века,
выполненной в XIX веке.
ЛЕМОЛЬТ А.Е. ПОРТРЕТ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА. 1839
Гипс. Бюст.
Инв.No. СК-983
Реставратор -
Чеботкевич Е.Ф.
|
|
|
До реставрации |
После реставрации |
При поступлении в
реставрацию поверхность бюста была покрыта пылевыми загрязнениями. Имелись
значительные утраты - фрагмент на голове (размером 6 х 8 см) и пуговицы на
одежде.
В процессе
реставрационных работ поверхность скульптурного бюста была обеспылена и
расчищена от загрязнений. Произведено укрепление красочного слоя. Утраченные
пуговицы на одежде были изготовлены из гипса по оттиску с сохранившихся
деталей.
Утраченный фрагмент на
голове размером 6 х 8 см овальной формы промоделирован в пластилине. После
утверждения модели на Реставрационной комиссии с пластилиновой модели снята
гипсовая форма с последующим изготовлением отливка утраченного фрагмента.
Реставрационные восполнения были установлены на место и затонированы.
КРЫЖАНОВСКАЯ А.В. ДЕВОЧКА С ГРУЗОВИЧКОМ. 1938
Гипс крашеный. 116 х 44 х 40 см
Инв.No. СО-2912
Реставратор – Галимов М.С.
|
|
До реставрации |
После реставрации |
Скульптура поступила в
реставрацию с сильным пылевым и сажистым загрязнением, с пятнами краски
коричневого цвета на лицевой стороне плинта. Красочный слой неоднороден.
Голова была подвижна на каркасе. Вокруг монтажного шва – мелкие утраты и
выкрошки.
Вследствие излома
шарнира левая рука изменила своё положение, вокруг монтажного шва
образовались мелкие утраты гипса.
В результате
реставрационных работ поверхность скульптуры обеспылена и расчищена от
поверхностных загрязнений. Голова девочки установлена на место, произведена
склейка обратимым клеем. Шарнир левой руки укреплён и выставлен на новый
металлический пирон. Многочисленные утраты гипса восполнены, сколы и
монтажные швы замастикованы гипсом. Восполнения затонированы.
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА