Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Лучшие реставрационные работы года

2011   2012   2013   2014

2015

2 2016   2017   2019

 

В 2015 году в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея проведена реставрация 4203 экспонатов, из них 347 относятся к категории "сложной реставрации". На этой странице представлены лишь самые интересные реставрационные проекты, завершенные в 2015 году...

(Полный отчет о работе за 2015 год - здесь.)
 

 

 ИКОНА. ЕВАНГЕЛИСТ МАРК. XVI в.
Дерево, левкас, темпера. 202 х 82 х 3,7
Инв.
No. ДРЖ-3204

Реставратор - Кесарев Р.А.
 

До реставрации

В процессе

После реставрации

ИКОНА. ЕВАНГЕЛИСТ МАРК. XVI в.

В процессе

В процессе

В процессе


Икона поступила на реставрацию 24 октября 2012 года из фондов Отдела древнерусского искусства Русского музея. Икона происходит из деисусного ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря.

Щит иконы состоит из трех досок, двух широких и одной узкой, скрепленных двумя врезными встречными шпонками. Тыльная сторона щита закрыта коричневой краской. Имеются надписи инвентарных номеров, нанесенные синей краской.

Изображение на иконе находилось под покровной пленкой олифы, которая очень сильно окислилась и потемнела, почти почернела, местами олифа имела сгрибленности. Изображение с трудом просматривалось.

При визуальном исследовании с помощью бинокулярной лупы и микроскопа МБС-10 было выявлено, что на личном письме (лик, руки) под покровной пленкой олифы красочный слой имеет довольно большую толщину, что указывало на присутствие записи, а также характерный кракелюр. В некоторых местах разрывов красочного слоя по кракелюру имелись мелкие выкрошки – было видно, что помимо покровной пленки олифы, есть еще слой масляной краски и слой темперной. Слой масляной краски имеет прозрачную структуру, и внутри этой структуры присутствует пигмент. Всё это указывало на присутствие, по крайней мере, двух слоев записи.

В дальнейшем, при раскрытии иконы, эти выводы визуального наблюдения подтвердились. На фоне находился золоченый рельефный орнамент. На полях красочный слой местами имел отставания и утраты. В местах утрат просматривалось золото, положенное на желтый полимент. Золото имеет потертости.

На изображении левой руки евангелиста было сделано пробное раскрытие, которое показало, что на руке, помимо олифной пленки, имелись две записи: одна запись сделана масляной краской, другая темперной. Дальнейшее раскрытие было приостановлено, так как требовалось укрепление красочного слоя. Укрепление проводилось методом многократной пропитки раствором медово-осетрового клея по всей поверхности иконы.

После укрепления красочного слоя и левкаса было продолжено раскрытие иконы.

Раскрытие велось всухую, механическим способом, послойно. Рельефный орнамент и записи на изображении фигуры срезались специальным инструментом под микроскопом. После удаления рельефного орнамента на фоне открылось сильно потертое золото и многочисленные гвоздевые отверстия, замастикованные коричневой мастикой. Гвоздевые отверстия указывают на то, что когда-то на иконе был металлический басменный оклад.

Особую сложность представляло раскрытие Евангелия в руках апостола. Первоначальный золотой орнамент на облатке был закрашен охрой светлой. На охру было положено листовое золото и лаком сделан орнамент. Впоследствии всё это было закрыто масляной записью. Если удалить масляную запись не представляло особого труда, то удаление охры светлой, лежащей на золотом асисте, представляло большую сложность. Запись охрой оказалась очень твердой. Первоначально ее пришлось растачивать, так как срезать ее было нельзя, поскольку она могла отрывать частицы золота. При утоньшении  до определенной толщины охра становилась прозрачной, и через нее начинало просвечивать золото. Остатки охры срезались осторожно небольшими частицами специальным инструментом под микроскопом. Так же приходилось удалять темперную запись и промежуточные прописки в некоторых местах на изображении гиматия и, особенно, хитона.

После удаления всех поздних записей и прописок в местах утрат и потертостей красочного слоя были выполнены тонировки. Тонировки выполнялись акварелью. После тонирования утрат икона была покрыта даммарным лаком, разведенным пиненом 1:3.

(Более подробная информация...)

 

 ИКОНА. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО (СОШЕСТВИЕ ВО АД). XVI в.
Дерево, левкас, темпера. 41,2 х 34,5х 2,4
Инв.
No. ДРЖ-472

Реставратор – Пейчев Д.Г.
 

До реставрации

В процессе

После реставрации


Икона поступила в Русский Музей из Областного фонда в 1937 году.

Поверхность иконы находилась под толстой пленкой сильно потемневшей олифы и поверхностными загрязнениями, по всему периметру иконы наблюдались мелкие утраты грунта и красочного слоя, на левом поле ряд утрат красочного слоя с просматривающимся в них левкасом с остатками позолоты.

Для выполнения пробного раскрытия был выбран участок в центре левого поля иконы и на изображении пророков Соломона и Давида. В процессе работы была выявлена светло-охристая запись на поле, авторское изображение в среднике находилось под толстым слоем потемневшей олифы и поверхностными загрязнениями. При дальнейшем расширении участка раскрытия также была выявлена поновительская позолота на фоне и изображении нимбов Святых. Работы по раскрытию проводились под микроскопом "Olympus SZX7". В ходе раскрытия были выявлены вставки более поздней живописи по стыку досок, на изображении Евы и Адама и по нижнему полю иконы, вставки были расточены, что позволило приблизить их по тону и цвету к авторской живописи. Утраты левкаса и красочного слоя были восполнены реставрационным грунтом и тонированы акварелью в технике "пуантель". Икона покрыта реставрационным лаком.

 

ИКОНА. ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ. Середина XVIII в.
Дерево, левкас, темпера. 31,5 х 28,5 х 2,5
Инв.
No. ДРЖ-2521

Реставратор - Азарнина Е.В.
 

До реставрации

В процессе

После реставрации


Икона поступила в Русский музей в 1930 году из Государственной Академии истории материальной культуры. В сектор реставрации древнерусской живописи на плановую реставрацию икона поступила в 2012 году.

При поступлении иконы в мастерскую авторский красочный слой находился под сильно потемневшей, с рельефными затеками, лаковой пленкой, которая сильно искажала колорит иконы. Изображение плохо просматривалось. На поверхности имелись мелкие утраты красочного слоя.

Был проведен комплекс мероприятий по исследованию иконы. В отделе технологических исследований поверхность иконы исследовалась в ультрафиолетовых лучах, в инфракрасном спектре излучения и в рентгеновских лучах. В секторе химико-биологических исследований было проведено исследование грунта иконы, основы иконы, а также комплексное технологическое исследование красочных слоев.

Работа по раскрытию велась под микроскопом «Leica M165C». Пробное утоньшение лаковой пленки показало, что на фоне иконы два слоя лака. Первый слой лежит на серебре (тонирован), второй – поновительский лак с включениями восковых сфер. В его состав входит шеллак, белок, льняное масло (по результатам исследования). Разделка одежд Иоанна Богослова была выполнена с использованием цветных лаков. Так, в разделке гиматия использовался лак, подцвеченный растительным красителем (предположительно, корой дуба), а в разделке хитона использовался краплак.

В процессе реставрации было выполнено укрепление грунта и красочного слоя, утоньшена и выровнена лаковая пленка, утраты грунта восполнены реставрационным грунтом, тонированы акварелью. Поверхность иконы покрыта реставрационным лаком.


 

ФЛОРЕНСКАЯ Р.А. ВОСКРЕСЕНИЕ. 1920-е гг.
Бумага, акварель, белила, графитный карандаш, золотая краска. 29,5 х 23,7
Инв.
No. РС-26378

Реставратор – Иовлева Е.В.
 

До реставрации

После


Авторский лист был наклеен верхними углами на подложку из плотной желтоватой бумаги, сильно неравномерно пожелтел, был загрязнен, затерт и значительно деформирован.  На полях листа имелись следы от захватов пальцами, незначительные пятна затертого графита. Единичные точечные бурые пятна располагались по левому краю в верхней части, по правому краю у нижнего угла, по нижнему краю у правого угла. Незначительные пятна жира были у левого края ближе к центру, у нижнего края справа от центра. Пятна и полосы высветления были по левому краю, по нижнему краю, по верхнему   краю, по правому краю.  Водные затеки с бурыми ореолами у левого края в верхней части листа, у левого края в центре, у правого края в верхней части листа. Также имелись многочисленные затеки на всей поверхности изображения от 0,2 х 0,2 см до 0,5 х 0,1 см. По всему листу были многочисленные жесткие изломы с потертостями красочного слоя по гребням.  В углах имелись  утраты бумажной основы: левый верхний угол 0,5 х 1,2 см, левый нижний угол 1,3 х 0,7 см, правый верхний угол 1,5 х 1,4 см, правый нижний угол 0,8 х 1,5 см. В центре верхнего края были многочисленные проколы основы с утратами бумаги от 0,1 х 0,1 см до 0,2 х 0,2 см. На авторском листе были многочисленные срывы верхнего слоя бумаги: в центре верхнего края, в центре нижнего края, в правом нижнем углу. По краям листа были многочисленные разрывы. Кракелюр белил имелся  на изображении плеч  ангеловю Также имелись микроосыпи белил.  Бронзовая краска на изображении нимбов была значительно потерта, с многочисленными утратами.  С оборотной стороны лист значительно и неравномерно пожелтел, был загрязнен и затерт.   Имелись следы от захватов пальцами по всей поверхности листа, многочисленные точечные бурые пятна, пятна высветлений по верхнему краю, в верхней части правого края, в центре нижнего края, в местах нанесения белил с лицевой стороны, коричневые пятна в местах нанесения бронзовой краски с лицевой стороны, пятно бронзовой краски 0,3 х 3,5 см в верхней половине листа ближе к правому краю. Механические повреждения соответствовали  повреждениям с лицевой стороны.

В процессе реставрации авторский лист был снят с подложки. Обеспылен  мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем.  Многократно промыт на листах фильтровальной бумаги, смоченных в дистиллированной воде. Проводилась общая и местная химическая обработка общего пожелтения листа, следов затеков, пятен жира, бурых пятен с последующей окончательной промывкой на листах фильтровальной бумаги, смоченных в дистиллированной воде. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов тонкой японской реставрационной бумагой. Утраты восполнены бумагой, близкой по типу к авторской. Лист дублирован на тонкую реставрационную бумагу. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, утрат, изломов и  подклеенных разрывов.

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК  ПОРТРЕТ ДВУХ ЛИЦЕИСТОВ.
Первая четверть XIX века.

Бумага, акварель, белила. Лист: 10,2 х 11,9
Инв.
No. Р-60653

Реставратор – Паскова Н.В.
 

До реставрации

В процессе

После реставрации

Тыльная сторона

До реставрации

После реставрации


Произведение поступило в Русский музей в дар из коллекции Кваде О.И. 6 июля 1998 года.

Работа состоит из  авторского листа (тряпичная бумага машинного отлива) с изображением, на который сверху наклеена деревянная рамка (выполняющая функцию маски паспарту), с коричневой бумагой, декорированной узором, и золоченой лентой по скосу окна рамки.

Деревянная рамка представляет собой четыре планки, соединенные между собой под углом 45 градусов встык пазами (по типу подрамника). По периметру окна - вогнутый скос-фаска.

На момент приема в реставрацию авторский лист был порван, деформирован, неравномерно пожелтел, загрязнен и затерт. В нижней части листа имелись пятна сильного высветления (силикатного клея (?) со значительным обесцвечиванием и изменением цвета акварельного изобразительного слоя. Участки высветления красочного слоя были покрыты белым налетом, сквозь который просвечивал красочный слой светло-коричневого цвета. Белесые пятна, похожие на затеки, располагались вокруг изображения головы лицеиста слева, а следы водяных затеков с коричневым ореолом в правом нижнем углу. Коричневые пятна (клей?)  просматривались по нижнему краю, особенно в углах. По всему листу имелись единичные фактурные пятна экскрементов насекомых, наиболее заметные на изображении мундира  лицеиста слева. Хорошо была заметна общая потертость красочного слоя, наиболее явная по краям разрывов бумажной основы. Авторский лист был порван на три фигурных фрагмента разного размера. По краям фрагментов местные разрывы от 0,1 до 3,5 см (в левой нижней части листа). Имелся разрыв основы 4 см в правом нижнем углу. С оборота разрывы были непрофессионально подклеены фрагментами светлой бумаги. Бумага наклеек была порвана, сильно помята, частично отслаиваясь от авторского листа, и заходила на деревянную рамку монтировки. На обороте авторского листа имелись пятна коричневого клея, явно выраженные участки высветления бумаги со следами затека и фактурными белесыми загрязнениями (силикатный клей?). Слева от центра - розовое пятно краски.

Бумага рамки была сильно загрязнена, в пятнах коричневого клея, по краям    имелись пятна высветления бумаги, следы бурых затеков, единичные слабые точечные пятна экскрементов насекомых. Имелись механические повреждения бумажной рамки: утраты бумаги, продавленности и царапины бумаги. На обороте деревянной рамки: пятна клея и точечные пятна экскрементов насекомых по всей поверхности, гвоздевые отверстия  и утраты древесины. Вся поверхность рамки была в  многослойных остатках прежней монтировки. По всей поверхности узкой золоченой ленты имелись пятна загрязнений, силикатного клея, потертости и окись позолоченного слоя, единичные разрывы. 

Перед началом работы были проведены необходимые лабораторные исследования по определению рН клея, бумаги и участков высветления. Благодаря помощи ст. научного сотрудника отдела химико-технологических исследований ГРМ Саватеевой Е.М. было установлено, что участки высветления красочного слоя действительно были подвержены действию силикатного клея. Авторский лист был демонтирован с деревянной рамки. Произведение помещено тыльной стороной вверх на подложку из фильтровальной бумаги. Бумажные подклейки разрывов удалялись механически, без надавливания, глазным скальпелем. Края авторского листа увлажнялись при помощи ватного микротампона, смоченного  холодной дистиллированной водой. После набухания клея, авторский лист отслаивался скальпелем от деревянной рамки. Работа проводилась небольшими участками, поэтапным увлажнением (во избежание возникновения затеков), с постоянным контролем за состоянием красочного слоя авторского листа и участков полей  с силикатным клеем.  После удаления наклеек с оборота и демонтажа с деревянной рамки, авторский лист распался на фигурные фрагменты. Было проведено обеспылевание лицевой стороны авторского листа (фрагментов), бумажной декоративной рамки и золоченой ленты, удаление фактурных поверхностных загрязнений. Белый налет с поверхности красочного слоя (на участках сильного высветления и изменения цвета берлинской лазури) авторского листа удалялся глазным скальпелем методом расчистки, образовавшийся порошок собирался с поверхности тугим ватным тампоном (во избежание попадания на соседние участки листа). Предварительно увлажненные дистиллированной водой, остатки старой монтировки с оборота деревянной рамки удалялись механически, глазным скальпелем. Остатки клея были удалены увлажненными ватными тампонами.

Была проведена обработка участков высветления под действием силикатного клея. Работа проводилась с тыльной стороны авторского листа, в обход надписи чернилами. Обработка проводилась поэтапно, в несколько приемов до достижения необходимого  уровня рН  бумаги участков высветления. Несмотря на обработку, цвет берлинской лазури  на данных участках (ставший коричневым под действием силикатного клея)  не восстановился. Демонтаж бумажных элементов и золоченой ленты с деревянной рамки проводился поэтапно, с увлажением,  с постоянным контролем за состоянием белил и золоченого слоя. Авторский лист и бумажные элементы с деревянной рамки были промыты без погружения методом «оттяжки» желтизны на  листах влажной фильтровальной бумаги. Портрет и бумажные элементы с деревянной рамки  высушены на листе фильтровальной бумаги. Полосы золоченой ленты с деревянной рамки были увлажнены с оборота отжатыми ватными тампонами. с оборота были удалены остатки клея.  С лицевой стороны лент участки с наибольшим пожелтением золочения были очищены увлажненным микротампоном, небольшими участками.

В результате проделанной работы пожелтение и загрязнения бумаги значительно ослаблено. Выровнен тон золоченых лент. Для ослабления пятен и водных затеков была проведена  химическая обработка авторского листа с оборота, в обход надписи чернилами. После ослабления пятен проведена окончательная промывка  основы на листах фильтровальной бумаги, увлажненной дистиллированной водой. Была проведена подклейка разрывов, разглаживание и укрепление полусухим способом авторского листа. Лист был сдублирован на тонкую японскую бумагу, отпрессован. Работа проводилась с постоянным контролем за состоянием красочного слоя и чернил на обороте. Также была проведена подклейка бумажных элементов деревянной рамки, золоченой ленты с последующим дублированием на деревянную рамку и прессованием. Восполнение утрат  и укрепление трещин (древесины) с оборота деревянной рамки проводилось клее-опилочной древесной массой. Тонирование участков авторского листа, поврежденных силикатным клеем, выполнено частично:  по периметру каждого из участков сильное высветление синей краски (берлинской лазури, мундиров лицеистов) до светло-голубого цвета – проведено более насыщенным синим тоном (светлее, чем цвет мундиров); сами же участки обесцвеченного красочного слоя (светло-коричневого цвета) не тонировались. Для хранения и экспонирования авторского листа была выполнена монтировка из бескислотного картона. Маска паспарту с окном (выполняет функцию прокладки между авторским листом и деревянной рамкой), задник монтировки, были поочередно подклеены на тыльную сторону деревянной маски архивной тряпичной монтировочной лентой.
 


В.А.СЕРОВ. ОДИССЕЙ И НАВЗИКАЯ. 1910 г.
Бумага, дублированная на холст, темпера, пастель, графит. 67, 5 х 169,5
Инв.
No. Ж-4298

Реставраторы – Богомолов А.И., Щукина Е.Ю.
 

До реставрации

После реставрации


Экспонат поступил в собрание Государственного Русского музея от И.М.Остроухова в 1912 г. Картина является композицией на сюжет из «Одиссеи» Гомера (Песнь 6). Еще два изображения с аналогичным сюжетом находятся, соответственно, в собраниях Государственной Третьяковской галереи (картон, гуашь, 83,5х101,5см, 1910 г.) и Государственного Русского музея (картон, темпера, 49,5 х 65 см, 1910, инв. № Ж-4289).

В 1907 году Валентин Серов вместе со Львом Бакстом совершил поездку в Грецию и на остров Крит, где художники изучали раскопки английского археолога Эванса, обнаружившего руины Кносского дворца, - открытие, в очередной раз изменившее представление о греческой цивилизации. Все три варианта картины «Одиссей и Навзикая», выполненные в 1910 г., отвечают неоклассическому идеалу возвышенной гармонии и совершенной формы. Их отличает вневременность, торжественность и благородство сдержанного колорита, близкие древнегреческой стенописи.

Смонтированная под стекло в металлическую раму, картина, натянутая на подрамник,  имела значительные фалдообразные вертикальные деформации; между стеклом и поверхностью картины были заметны частицы мусора и пыли

После размонтирования картины из рамы обнаружилось: изображение выполнено на бумаге темперой и акварелью с отдельными прописками пастелью; на некоторых участках просматривается авторский подготовительный рисунок графитом. Бумага дублирована на тонкий холст. Нижний и верхний края с авторской живописью были загнуты на тыльную сторону подрамника (верхний край – 15см; нижний – 17см). По верхнему и  нижнему краям произошло почти полное раздублирование бумажной основы и холста; от натяжки на подрамник клещами произошли значительные механические повреждения: разрывы основы, изломы; от гвоздей – отверстия с обветшавшими краями. Очаги раздублирования, а также отсутствие некоторых гвоздей вызывали неравномерные напряжения при  натяжке картины на подрамник – наблюдались разнонаправленные деформации основы. В центре верхнего края имелись две значительные утраты основы: 4 и 6 кв. см; левый нижний угол был утрачен на 4,5х4,5 см. Бумажная основа на изображении неба значительно пожелтела, загрязнена; имелись отдельные точечные пятна (следы насекомых), пылевые загрязнения, слабовыраженные затеки,  потертости и царапины. В левом верхнем углу наблюдался участок значительных линейных потертостей (смытостей) – следов авторских правок.

Сведения о времени дублирования картины на холст с последующей натяжкой на подрамник не обнаружены. Судя по отсутствию красочного слоя на кромках холста, дублирование картины на холст произошло после создания изображения.

Поскольку процесс раздублирования, начавшийся по краям, мог прогрессировать к центру, было предложено произвести полное раздублирование экспоната. Также это было необходимо для устранения механических повреждений бумаги по краям (укрепление разрывов и изломов, восполнение утрат и пр.). Решением Реставрационной комиссии Русского музея был утвержден план работ - разогнуть загнутые на тыльную сторону верхний и нижний края основы с фоновым изображением. В процессе реставрации было выполнено раздублирование (удаление дублировочного холста механически) с последующей очисткой тыльной стороны от остатков клея;  укрепление изломов и разрывов бумажной основы; восполнение утрат бумажной основы на развернутых до оригинального размера нижнего и верхнего краев; общее укрепление и пластификация бумажной основы; дублирование экспоната на японскую бумагу с последующим дублированием на тонкий мелкозернистый  холст. Техническая реставрация завершилась натяжкой на новый подрамник,  соответствующий новым размерам картины.

Живописная поверхность очищена от загрязнений, отдельные небольшие участки кракелюра пастозной живописи укреплены. Восполненные утраты основы, значительные потертости и утраты красочного слоя по разрывам и изломам тонированы. По решению реставрационной комиссии участок потертостей и авторских смытостей в левом верхнем углу тонирован с сохранением следов авторских правок. Смонтированная в раму, изготовленную с учетом изменившихся размеров, картина экспонировалась на выставке «Серов не портретист» (Русский музей) и «Валентин Серов» (Государственная Третьяковская галерея).
             

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ. XVIII в.
Холст, масло. 225 х 80
Инв.
No. ЖБ-811

Реставратор – Безсолицин И.С.

До реставрации

В процессе

После реставрации


Картина была передана в коллекцию Русского музея после сноса Троицкого собора на Петроградской стороне Ленинграда в 1933 году. По результатам визуального исследования до поступления в музей она несколько раз подвергалась реставрации, о чем свидетельствовали слои записей, полностью перекрывавшие изображения неба и позема. Сильно были прописаны фигуры и «натюрморт» на столе.  Вскоре после поступления в собрание музея экспонат прошел комплекс консервационных мероприятий, включавший дублирование основы. В начале 1990-х годов вся серия икон, составлявших иконостас Троицкого собора, была передана на временное хранение и экспонирование в Свято-Троицкий Измайловский собор, где она пострадала при пожаре 25 августа 2006 г. и вернулась в фонды Русского музея.

Тыльная сторона иконы пострадала при пожаре, в нескольких местах холст был прожжен углями. На Реставрационной комиссии было принято решение о проведении полного комплекса реставрационных работ, включая передублирование основы. В процессе раз дублирования открылся старый прорыв авторского холста, заклеенный с лицевой стороны заплатой и покрытый записью. Заплата была удалена и сделана вставка в границах утраты.  После выполнения консервационных мероприятий, экспонат был натянут на предварительно отремонтированный исторический подрамник.

В ходе пробных раскрытий выявлены слои записей, положенные фрагментарно.  Удалены несколько слоев лака с  межлаковыми  загрязнениями  и толстый слой темной копоти, возникший в результате пожара. Из-под потемневшего авторского лака и записей открылось большое количество утрат и потертостей красочного слоя. Авторский лак был утоньшен послойно, при постоянном контроле видимой люминесценции под воздействием УФ-лучей. После удаления копоти, потемневших реставрационных лаков и записей, открылся авторский цвет позема и неба, изменилось авторское написание букв, рисунок складок одежд.   Весь колорит картины стал светлее и насыщеннее. После реставрации картина была покрыта лаком и выполнено тонирование утрат и потертостей.

 


НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. ЖИВОПИСНЫЕ ПАННО «ЦВЕТНИКА» МРАМОРНОГО ДВОРЦА. Середина XIX в.
Ткань, клеевая краска.

Инв. No. Ж-12167 (152х46)

Инв.No. Ж-12168 (173х47,5) 

Инв.No. Ж-12170 (173х47,5)

Инв.No. Ж-12169 (175х47,5)

Реставраторы: Безсолицин И.С., Богомолов А.И., Русакова Н.И.
 

До реставрации

После реставрации


Панно являются частью внутреннего декора «Цветника» зимнего сада Мраморного дворца -  интерьера, созданного в 1848-1850 гг. архитектором А.П. Брюлловым. По архивным данным росписи были выполнены художниками  Дадоновым и Вундерлихом. В 1937 году, при создании музея В.И.Ленина в здании Мраморного дворца, архитектором Н.Е. Лансере, при реконструкции зимнего сада, панно были демонтированы со стен (о чем свидетельствует надпись на тыльной стороне холстов) и долгое время хранились в семье его потомков.

Во время проведения работ по реконструкции и капитальному ремонту зала в 2007 году, панно были приобретены заведующим отделом новейших течений Русского музея С.А. Боровским и подарены Русскому музею.

Так как панно долгое время лежали в сложенном виде живописью внутрь, возникло огромное количество разрушений: жестких изломов - смятостей основы и утрат красочного слоя  по изломам. Тонкая клеевая живопись на всех панно пострадала в разной степени. Два панно: Ж-12168 и Ж-12170 -  более светлые, произошло выцветание красочного слоя. На экспонате Ж-12167 красочный слой почти полностью осыпался из-за механических повреждений, видны лишь общие контуры изображения. Красочный слой панно Ж-12169 наименее изменился в цвете, так как поверхность была покрыта стойкими поверхностными загрязнениями.  Тончайшая тканая основа панно сильно обветшала, по периметру были видны многочисленные гвоздевые проколы, мелкие прорывы по всей поверхности. На наиболее сильно пострадавшем панно Ж-12167 был утрачен нижний фрагмент основы (около 10 кв. дм).

Первоочередной задачей при реставрации было укрепление красочного слоя, восстановление ослабленной связи между красочным слоем и основой, очистка поверхности от стойких  загрязнений, придание стабильности обветшавшей тканевой основы.

Техника исполнения живописи и характер разрушений определили порядок проведения реставрационных мероприятий. Тончайший  слой  клеевой краски не позволял провести укрепление традиционным способом. Было принято решение совместить очистку лицевой стороны от поверхностных загрязнений с укреплением красочного слоя. При прокатывании поверхности ватным тампоном, смоченным в растворе гидроксипропилцеллюлозы Klucel G, удалось удалить набухавший от влаги слой поверхностных загрязнений механически, а последующее прессование позволило  усилить связь  частиц красочного слоя  и выровнять основу в плоскости. После этой операции стало возможным дополнительное укрепление с тыльной стороны и проведение дублирования основы.

Проблемой дублирования стало то, что тонкие, пористые, практически лишенные проклеек холсты могли легко пропустить дублировочный клей на лицевую сторону, что  крайне опасно, т.к клеевой красочный слой может необратимо измениться в цвете. Поэтому было принято решение совместить классическую методику дублирования, принятую для масляной живописи и методику, используемую при реставрации произведений графики.

Прорывы основы были заделаны,  нижняя часть панно Ж-12167 дополнена до оригинального размера вставкой из  предварительно тонко загрунтованного  холста. Для дублирования был использован специально приобретенный для этой цели тонкий, но при этом очень прочный холст производства ФРГ, поверхность которого была дополнительно  подготовлена с помощью натурального пшеничного крахмала Zin Shofu. Точно так же были обработаны и тыльные стороны авторских холстов. Дублирование проведено на смесь пшеничного и слабого осетрового клеев, после чего экспонаты натянуты на облегченные подрамники.

Восполнение утрат красочного слоя выполнено акварельными красками с использованием гуашевых белил. Из-за разной степени сохранности и большого количества утрат,  тонирование проводилось в условной манере одновременно на всех четырех панно с целью достижения экспозиционной целостности. По завершении реставрации панно были монтированы на исторические места в нишах пилонов «Цветника» Мраморного дворца.



НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. ВСАДНИК.
Живописная к
опия с литографии А.О.Орловского
«Курдская конница, выезжающая из ворот крепости».  Не ранее 1819.

Железо, масло. 52 х 40
Инв.
No. Ж-12074

Реставратор – Серова Т.Б.
 

До реставрации

В процессе

После реставрации


Картина поступила в Русский музей в 2001 году в дар от коллекционеров Я.А.и И.А.Ржевских. В 2015 году было принято решение передать ее на реставрацию.

Работа была написана на металлической основе, на тонком листе железа, который имел общее небольшое коробление, местные деформации, сквозные отверстия от гвоздей вдоль краев, и грубо выполненную «пайку» у верхнего края.  По тыльной стороне - многочисленные мелкие пятна окислов металла.   Грунт тонкий, воско-масляный, светлого оттенка. Авторский красочный слой в нижней части, по изображению земли, из-за использования асфальтовых красок имел сильные масляные разрывы. По всей поверхности картины были видны многочисленные грубые тонировки по утратам красочного слоя и грунта и поздние прописки, выполненные по масляным разрывам в нижней части. Реставрационные тонировки и прописки, сильно изменившиеся в цвете и тоне, лежали выше уровня авторской живописи, местами значительно перекрывали авторский красочный слой. Поверхность картины находилась под значительным слоем сильно пожелтевшего, пятнистого мастичного лака.

Перед началом реставрации было проведено изучение картины в отделе технологических исследований и в секторе химико-биологических исследований Русского музея. Во время этих исследований были определены - состав авторского грунта, красочного слоя и лака, по результатам которых на Реставрационной комиссии были утверждены задание и методика реставрации.

После удаления коррозии металлической основы с тыльной стороны  и поверхностных загрязнений с лицевой стороны,  была послойно утоньшена и выровнена лаковая пленка. В процессе удаления поздних прописок и тонировок с авторской живописи, на поверхности красочного слоя обнаружены поздние реставрационные мастики, выполненные по утратам до основы. Мастики представляли собой плотные полупрозрачные выпуклые «лепешки», лежащие шире утрат на авторском красочном слое.  После этого, были сделаны дополнительные лабораторные исследования, в результате которых оказалось, что мастики выполнены из основе эпоксидной смолы. После удаления этих мастиковок, было проведено местное укрепление красочного слоя и грунта на участках вдоль нижнего края и по углам – по краям утрат до основы, с использованием спиртового раствора поливинилбутираля (ПВБ).

При подведении нового реставрационного грунта в места утрат использовались два варианта:

1. В результате химического анализа состава авторского грунта было выяснено, что он состоит из смеси масляной краски (мюльгаузские белила) и воска. Поэтому, на участках, где авторский красочный слой и грунт очень тонкие ( на изображении неба в верхней и центральной части ) – при расчистке авторской живописи,  в утратах были сохранены слои реставрационных тонировок выполненных масляной краской, как основа (подкладка или реставрационный грунт) для новых реставрационных тонировок.

2.  В нижней части картины и вдоль краев по периметру, там где слой грунта и авторской живописи толще, был подведен реставрационный грунт с использованием спиртового раствора ПВБ и отмученного мела.
После восстановления прозрачности лаковой пленки по методу Петтенкофера, поверхность красочного слоя была покрыта новым слоем реставрационного лака. Тонирование утрат красочного слоя выполнено по реставрационному грунту. В завершении, картина  покрыта слоем реставрационного лака методом напыления.



НИКИТИН И.Н. ПОРТРЕТ РЕБЕНКА.
Не окончен. Начало 1730-х (?).

Холст, масло. 41х35 (овал)
Инв.
No. Ж-3969

Реставратор – Егорова Н.Н.
 

До реставрации

В УФ-лучах

После реставрации


Картина поступила в Русский музей в 1925 году из Государственного Эрмитажа. В процессе подготовки художественной выставки «Петр I. Время и окружение» работа была передана на реставрацию из фонда живописи XVIII-первой пол. XIX века.

Картина имела не экспозиционный вид. Фон был частично переписан, старые тонировки изменились в цвете и тоне и значительно перекрывали авторскую живопись. В центре картины, по диагонали, пересекая изображение лица, проходил излом красочного слоя и грунта, грубо затонированный, с выкрошками красочного слоя до холста. Лаковая пленка пожелтела, что сильно искажало авторский колорит.

В результате проведенных мероприятий укреплен красочный слой на месте излома. Исследование видимой люминесценции под воздействием УФ-лучей позволило определить границы записей и тонировок, а также толщину и равномерность лаковой пленки (исследования велись на протяжении всей работы над картиной). Поздние записи были удалены, пожелтевший лак утоньшен. В места утрат грунта и красочного слоя подведена реставрационная мастика, авторская живопись восполнена в пределах утрат масляными красками «Rembrandt» фирмы “Talens”. После реставрации поверхность картины покрыла защитным слоем реставрационного лака.

 

НАЖМИТЕ СЮДА ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ

 

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта