2011   2012   2013   2014   2015

2016

22017   2018   2019   2020   2021

 

В 2016 году в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея проведена реставрация 4315 экспонатов, из них 323 относятся к категории "сложной реставрации". На этой странице представлены лишь самые интересные в реставрационном плане работы...(Читать текст дальше...)
 

 

 ИКОНА. РОЖДЕСТВО БОГОМАТЕРИ. XVII в.
Дерево, левкас, паволока, темпера. 96,5 х 70 х 3
Инв.
No. ДРЖ-3173

Реставраторы:
Конёнков С.Ф.
(1957 г.)
Васильев  А.И.
(с 1997 по 1999 гг.)
Прончатов Д.Ю.
(с 2004 по 2006 гг.)
Ратников И.А.
(с 2008 по 2016 гг.)

Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

В процессе

После реставрации

Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

В процессе

После реставрации


Икона поступила на полную реставрацию в 2008 году из фондов Отдела древнерусского искусства Русского музея. Она происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря. Щит иконы состоит из двух досок. Шпонки врезные, встречные, сквозные. Имелись неактивные трещины основы, сколы, отщепы, вмятины древесины по всей поверхности щита. Тыльная сторона закрашена красно-коричневой краской.

За время хранения в музее икона несколько раз передавалась в реставрационную мастерскую. В 1957 году красочный слой и грунт были укреплены, после чего лицевая поверхность была очищена от поверхностных загрязнений. Эту работу выполнял реставратор  С.Ф.Конёнков. В 1997-1999 годах реставратором А.И. Васильевым был еще раз укреплен грунт и красочный слой. После этого было сделано вначале пробное, а затем частичное раскрытие авторского красочного слоя в левой части иконы. В 2004-2006 годах реставратором  Д.Ю. Прончатовым было продолжено раскрытие авторского красочного слоя в левой части.

В 2008 году реставрационные работы были продолжены.  Пробное раскрытие авторской живописи на новом участке поверхности выполнялось на верхнем поле и на фоне при помощи стереомикроскопа микроскальпелем "всухую". Это раскрытие выявило авторский красочный слой в хорошей сохранности с тонким, частично утраченным покровным слоем. На авторском красочном слое было обнаружено два слоя записи: плотная темперная и тонкая масляная прописка. На верхнем поле открылось сильно потёртое авторское серебро под двумя слоями записи: плотной тёмно-зелёной и коричневой краски. На полях выявились загрунтованные гвоздевые отверстия, что указывает на то, что когда-то на иконе был оклад. На изображении фона, под слоем позолоченного лепного орнамента, слоем промежуточного золота с толстым слоем олифы открылся нижний слой позолоты на красном полименте в достаточно хорошей сохранности.

Особую сложность при раскрытии представляла позолота на фоне. Поздний (сделанный вероятно в XIX веке) очень твёрдый позолоченный лепной орнамент стачивался микроскальпелем "всухую" до ровного слоя, затем микроскальпелем с увлажнением эмульсией, удалялся толстый слой олифы и промежуточного золота, после чего утоньшался покровный слой на нижележащей позолоте на красном полименте.  В утратах позолоты на полименте была оставлена промежуточная позолота в границах утрат.  На изображении фона открылась позолота в хорошей сохранности.

На авторском красочном слое сложность при раскрытии представляла плотная темперная запись. Она утоньшалась до авторского красочного слоя под микроскопом микроскальпелем "всухую".

В местах утрат авторского красочного слоя сохранялся слой записи, подходящий по цвету и тону к авторскому. Также в связи с плохой сохранностью авторской позолоты на нимбах святых и ассисте было оставлено поновительское золочение.

В процессе раскрытия грунт и красочный слой неоднократно укреплялись водным раствором осетрового клея.

После полного раскрытия от записей грунт и красочный слой иконы был укреплён. В места утрат авторского грунта подведён реставрационный грунт. По всей поверхности выполнена довыборка остатков поздней записи. Реставрационный грунт, потёртости красочного слоя тонированы акварельными красками. Лицевая сторона иконы покрыта слоем реставрационного лака.

 

 ИКОНА. ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА. XVI в.
Дерево, левкас, темпера. 204 х 86 х 3,8
Инв.
No. ДРЖ-3203

    Реставратор - Кесарев Р.А.

Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

В процессе

После реставрации

Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

В процессе

После реставрации


Икона происходит из деисусного ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря, была вывезена участниками экспедиции Русского музея в 1956 году. В 2012 году икона поступила на реставрацию.

Щит иконы состоит из трех досок, двух широких и одной узкой, скрепленных двумя врезными встречными шпонками. Тыльная сторона щита закрыта коричневой краской. Имеются надписи инвентарных номеров, нанесенные синей краской.

Лицевая сторона иконы была покрыта слоем сильно потемневшей, местами сгрибленной, олифы. Авторский красочный слой находился под двумя поновительскими записями. Верхний слой представлял собой масляную запись конца XIX века, под ней была сплошная запись темперной краской, предположительно, XVIII века. Темперная запись была довольно толстая и плотная. На фоне лежал лепной золоченый орнамент, относящийся к масляной записи конца XIX века.

Перед раскрытием вся поверхность иконы была укреплена методом многократных пропиток медово-осетровым клеем.

В начале было сделано пробное раскрытие на небольшом участке в левой части иконы, где было выявлено количество поновительских записей, их состав и реакция на растворители. Затем пробное раскрытие было расширено с продолжением поиска методов раскрытия. Раскрытие велось послойно. В процессе раскрытия сначала удалялась масляная запись с олифой. Удаление темперной записи шло очень сложно – сильна была адгезия красочных слоев. Авторский красочный слой при поновлении был промыт с целью удаления поверхностного загрязнения и покровной пленки олифы и имел потертости красочного слоя разной степени, местами до левкаса, по всей поверхности. Темперная запись лежала на нем в основном без прослойки олифы. Сам авторский слой был очень сильно ослаблен. Мелкие прописки коричневатого цвета были очень твердые. Поскольку авторский красочный слой местами очень тонкий и хрупкий, то приходилось или растачивать прописки, или их выбирать микроскальпелем под микроскопом. Расточкой работать не везде было возможно, так как авторский слой местами имел кракелюр с приподнятыми краями, и расточка могла срезать верхушки кракелюра. Во время удаления темперной записи приходилось по-разному работать: и растачивать, и срезать всухую, и применять различные растворители. На некоторых участках в процессе раскрытия производилось дополнительное укрепление.

При раскрытии орнамент на фоне был удален. Авторское золото на фоне практически полностью утрачено. На полях золото сохранилось лучше, чем на фоне. Авторский левкас на фоне после удаления лепного орнамента имеет множество черных вкраплений – остатков золы, которые глубоко проникли в левкас во время промывки при поновлении, и остатков шеллака, которым был пропитан лепной поновительский орнамент перед золочением.
После удаления поновительских записей открылось личное письмо. Сохранность лика очень хорошая. На красных одеждах открылись авторские мягкие складки, выполненные легкими мазками  (на темперной записи они были черные). На хитоне после удаления темперной записи зеленого цвета открылась авторская живопись оливкового цвета. На изображении книги частично сохранился авторский ассист. На нем был слой охры и поновительский ассист, которые были удалены.

Запись на поземе была очень плотная, темно-зеленого цвета. Авторский позем состоит из двух частей: верхней оливкового цвета и нижней зеленовато-изумрудного цвета. Позем очень сильно потерт, местами просвечивал левкас. В потертостях местами оставлена запись, которая очень близка по тону к авторской живописи.

Гиматий также местами очень сильно потерт. На гиматии была плотная запись, сделанная красной охрой, которая была  удалена. Авторский красочный слой здесь очень тонкий, имеет очень обширные потертости, поэтому крайне сложно было удалять запись. Запись была твердая, а красочный слой мягкий и легко скалывался при нажатии, поэтому приходилось растачивать запись, местами срезать ее скальпелем. Усложнял работу приподнятый кракелюр, который в процессе раскрытия приходилось укладывать.

В правой части иконы были удалены вставки позднего левкаса на месте сучков: одна большая вставка внизу на гиматии и две вставки в средней его части. Разновременные вставки на полях были пропитаны шеллаком, который потемнел от времени – их также пришлось удалить. На местах удаленных вставок был подведен новый левкас и выполнены тонировки. На правом поле в нижней части иконы глубокие утраты древесины также были замастикованы и затонированы.

После удаления всех поздних записей и прописок в местах утрат и потертостей красочного слоя были сделаны тонировки акварелью и вся поверхность иконы покрыта даммарным лаком.

  Более подробно...

 

 ГРООТ Г.-Х. GROOT G.X.(?) (1716-1749)
ПОРТРЕТ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ С ВЕЕРОМ В РУКЕ. (1762-1796)
Холст, масло. 125x102,5
Инв.No. Ж-5346

Реставратор – Клёнова О.Ю.

Реставрация картины Георга Гроота Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны  в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация картины Георга Гроота Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны  в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация картины Георга Гроота Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны  в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

В процессе (УФ)

После


Картина поступила на реставрацию
из фонда живописи XVIII—первой половины XIX вв. в начале 2016 года в рамках подготовки художественной выставки «Г.Х. Гроот и елизаветинское время» (Михайловский замок Русского музея).

Портрет поступил в Русский музей в 1930 году из Государственного Эрмитажа.

При визуальном осмотре были хорошо заметны следы изменения авторского формата произведения. Центральная часть изображения была надставлена полями различной ширины со всех сторон. Кракелюр и изломы на основном изображении и на надставках имеют различный характер происхождения. Грунты отличаются  по  составу  и цвету,  а следы естественного старения настолько различны,  что не остаётся сомнений в позднем происхождении надставок.

Возможным объяснением причины изменения формата может послужить тот факт, что картина какое-то время существовала,  как парная к портрету Великого князя Петра Федоровича и экспонировалась с ним в единой раме. Сохранилась фотография 1905 года, сделанная на знаменитой Таврической выставке ("Историко-художественная выставка русских портретов"), где изображены в единой раме оба портрета. На правом портрете хорошо просматриваются вышеописанные надставки, которые уже сильно выделяются по периметру авторского части полотна.

Одна из основных причин поступления картины в реставрационную мастерскую в 2016 году - развитый жесткий кракелюр красочного слоя и грунта по всей поверхности с приподнятыми краями. При технологическом исследовании портрета в свете ультрафиолетового излучения были выявлены многочисленные поздние записи.  Они, как и живопись по поздним надставкам по периметру, были выполнены к уже потемневшему и сильно пожелтевшему лаку. Красочный слой на боковых полях - плотный. Был выполнен на лаке, из-за чего имел более темный тон и  сильный блеск, диссонирующий с характером поверхности авторской живописи. По периметру авторской части, пролегал жесткий излом красочного слоя вдоль стыка с поздними надставками. Холст имел сильное провисание и деформации.

Реставрационная комиссии Русского музея приняла решение передать портрет на полную реставрацию. Эта работа была поручена ведущему художнику-реставратору мастерской реставрации масляной живописи Русского музея Ольге Клёновой.

В процессе сложной реставрации была произведена расчистка поверхности от темного желтого лака и раскрытие авторской живописи от слоев поздних записей. Выполнено утоньшение лакового красочного слоя по надставкам с целью выравнивания оптического восприятия живописи по всей поверхности.

В процессе раскрытия, красочный слой и грунт многократно укреплялся клеевым раствором осетрового клея. Были проведены также дополнительные консервационные операции, направленные на укладку приподнятостей кракелюра, устранение изломов и деформаций холста.  По периметру были дублированы новые кромки из льняного холста, аналогичного авторскому.  Многочисленные утраты красочного слоя и грунта были тонированы.

 

 ГРООТ Г.-Х. GROOT G.X.(?) (1716-1749)
ПОРТРЕТ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ПЕТРА ФЕДОРОВИЧА (1728-1762).
Повторение портрета 1743 года, находящегося в ГТГ.
Холст, масло. 125x102,5
Инв.
No. Ж-5336

Реставратор – Корнякова И.Н.

Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Евангелист Лука в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

В процессе

После


В Русский музей портрет поступил в 1910 году от С.П. Дягилева. Великий князь изображен в мундире офицера Кирасирских полков с орденами св. Андрея Первозванного (лента и звезда) и св. Анны (крест).

С момента поступления в музей портрет не реставрировался.

В мастерскую реставрации произведение поступило в процессе подготовки выставки «Г.Х.Гроот и елизаветинское время».

На момент поступления поверхность была покрыта сильно пожелтевшей, неравномерной, лаковой пленкой, состоящей из разновременных слоев. В межлаковых слоях в фактуре живописи и по кракелюру имелись сильные загрязнения, особенно заметные на пастозных белильных участках. Пожелтевшая лаковая пленка и загрязнения значительно искажали авторский колорит. Также поверхность была покрыта сеткой разнохарактерного кракелюра красочного слоя и грунта. По всему периметру вдоль краев имелись следы изломов, по которым образовались точечные выкрошки до грунта; крупные утраты возникли вдоль нижнего края (до холста) и по углам; по всей поверхности картины - участки точечных выпадов по кракелюру. Исследования в свете видимой люминесценции показало наличие повсеместных сплошных старых записей на фоне и на изображении драпировки.

В процессе реставрации удалены загрязнения, лаковая пленка утоньшена. Расчистка велась послойно под контролем в УФ-лучах. После снятия поздних лаковых слоев открылись участки записей, изменившихся в цвете и тоне (на изображении лица, орденской ленты, драпировки, колонны, на фоне).

 

 ГРООТ Г.-Х. GROOT G.X.(?) (1716-1749)
ПОРТРЕТ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ПЕТРА ФЕДОРОВИЧА. 1740-е гг. (?)
Холст, масло. 91х74
Инв.
No. Ж-5342

Реставратор – Корнякова И.Н.

Поступил в Русский музей из Государственного Эрмитажа в 1927 году.

В Каталоге Русского музея 1980 года портрет был датирован на основании стилистики кроя костюма и характеру прически модели. Стилистическое и технико-технологическое исследования позволяют сделать вывод о том, что портрет вряд ли может быть приписан кисти Г.-К. Гроота.

Картина поступила в реставрацию в процессе подготовки выставки «Г.Х.Гроот и елизаветинское время», открытие которой в Русском музее запланировано на декабрь 2016 года.

При поступлении в мастерскую поверхность картины была покрыла сильно пожелтевшим, неравномерным лаковым слоем. В процессе проведения технологических исследований и реставрационных мероприятий обнаружены многочисленные старые записи, заходящие на авторскую живопись и подлаковые загрязнения в фактуре красочного слоя.

По решению реставрационного Совета лаковая пленка утоньшалась послойно, с промежуточной промывкой 2% раствором нейтрального мыла в воде. Старые реставрационные тонировки снимались глазным скальпелем в пределах утрат с предварительным размягчением эмульсией.

В процессе расчистки открылся участок с авторской перепиской: на фоне слева от изображения шеи портретируемого видны очертания изображения черного банта, который крепился к косичке парика. А также локоны на прическе Петра Федоровича изначально были менее пышными.

 

 ШИХМАНОВА Ф.Н.
ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ С СОБАКОЙ. 1900-е
Холст, масло. 137 х 178
Инв.
No. Ж-9383

Реставратор – Третьякова М.Э.

Реставрация картины Ф.Н. Шихмановой Портрет неизвесной с собакой  в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация картины Ф.Н. Шихмановой Портрет неизвесной с собакой  в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

После реставрации


Экспонат поступил в собрание Государственного Русского музея (фонд живописи второй половины XIX-начала XXIвв.) из УКГБ по делу М.П.Казачкова (Ленинград) в 1977 году.

Поводом к реставрации послужила готовящаяся выставка «Круг К.С.Петрова-Водкина», проходившая в ГРМ с июня по октябрь 1916 года.

Долгое хранение на валу без подрамника привело к устойчивой деформации основы. Холст имел большое количество изломов, смятостей и утрат. Кромки были ветхие с многочисленными прорывами и отверстиями от гвоздей. Наличие пластырей на нескольких прорывах с тыльной стороны можно условно отнести к «предшествующей реставрации», время проведения которой неизвестно. С лицевой стороны по многочисленным утратам красочного слоя проходили грубые тонировки и поздние прописки, которые лежали выше уровня авторской живописи, местами значительно перекрывали авторский красочный слой и сильно отличались по цвету.

Палитра Ф.И.Шихмановой состоит из более плотных укрывистых колеров в сочетании с прозрачными лессировками. Характерная живописная манера художника перекликается с техникой его учителя К.С.Петрова-Водкина. Наличие открытых цветов – чистого синего, желтого, зеленого сочетается с участками фиолетового в разбеле, имеющего под собой теплую кремовую имприматуру.

Повреждения красочного слоя можно разделить на следующие типы: 1. Отслоение и утраты верхних участков лессировочной живописи, царапины потертости; 2. Утраты до холста, многочисленные выкрошки по кракелюру. И те и другие можно было наблюдать по всей поверхности картины.

Отдельно надо сказать о стойких загрязнениях, проходящих темными полосами, как вертикальные затеки вдоль левого и  правого краев, а также от середины верхнего края. Они отличались от общих поверхностных загрязнений и грязи в фактуре красочного слоя. Исследование этих участков под микроскопом показало, как глубоко вошли они в красочный слой, местами разъели его. Это вызвало определенные трудности при их удалении.

В процессе работ были выполнены следующие мероприятия:

1. Картина очищена от поверхностных загрязнений;

2. Укреплен красочный слой, уложены в плоскости картины изломы и деформации;

3. Подведены реставрационные кромки. Места прорывов с неполным расхождением нитей подклеены и армированы с тыльной стороны;

4. Картина натянута на заранее изготовленный подрамник;

5. Произведено удаление стойких поверхностных загрязений;

6. Участки живописи с изменившимися в цвете тонировками и записями были расчищены;

7. Притирка поверхности картины реставрационным матовым лаком (матированный даммарный лак : пинен - 1:1);

8. Тонирование утрат красочного слоя и цветокорректировка записей выполнены параллельно с нивелированием оставшихся следов темных затеков.

Особую сложность представляла работа на участке с подписью (левый нижний угол). Буквы были подправлены при предшествующей реставрации. На промежуточной реставрационной комиссии было решено не внедряться с расчисткой на этом участке, а ограничиться высветляющем тонированием по верхушкам буквы «Х».

9. В завершении картина покрыта слоем реставрационного матового лака методом напыления.

10. Фотофиксация проводилась на всех этапах. Также была исследована видимая люминесценция под воздействием УФ-лучей; картина изучена под микроскопом.

Проведенная реставрация позволила ввести в научный оборот живопись малоизвестного широкому кругу зрителя художника. Картина Ф.Н.Шихмановой «Портрет неизвестной с собакой» приобрела свой изначальный колорит и яркое самобытное цветовое звучание. Она стала доступна для дополнительного изучения творчества художника и экспонирования на художественных выставках музея.

 

 НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
МИНИАТЮРА ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ. ЕВАНГЕЛИСТ МАРК. ХVII в.
Бумага, темпера. 31,7 х 22
Инв.
No. ДР/ГР-3

До реставрации

До реставрации (фрагмент)

После реставрации

После реставрации (фрагмент)


МИНИАТЮРА ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ.
АНГЕЛ СИМВОЛ СВЯТОГО МАТФЕЯ. ХVII в.

Бумага, темпера. 38 х 24
Инв.
No. ДР/ГР-5

МИНИАТЮРА ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ.
ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ И ПРОХОР.
ХVII в.
Бумага, темпера. 38 х 23
Инв.
No. ДР/ГP-4

МИНИАТЮРА ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ.
ЛЕВ. СИМВОЛ СВЯТОГО МАРКА. ХVII в.

Бумага, темпера. 38 х 23,5
Инв.
No. ДР/ГP-7

Реставраторы – Русакова Н.И., Щукина Е.Ю.

Семь миниатюр с изображением четырех евангелистов и трех фигур их символов поступили в Русский музей в 1898 году вместе с другими "древностями" из Музея Академии художеств. В Академию художеств они поступили из Москвы в числе памятников коллекции Погодина М.П.

Все эти произведения хранились среди памятников иконописи. В «Описи собрания 1859 г.» говорится о них как  об «иконах живописных на бумаге». Семь живописных листов с изображением евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, а также их символов Ангела, Тельца и Льва: «все писаны красками по золотому полю».

Виртуозная манера письма, обилие золота и многообразие деталей, а также иконография образов позволяют соотнести их с деятельностью царских изографов Оружейной палаты и Посольского приказа. Стилистические особенности, иконография и бытование миниатюр из собрания Погодина М.П. позволило заведующей Отделом древнерусского искусства Русского музея Соловьевой И.Д. датировать их 1670-ми годами. В статье, для  сборника статей  по материалам 28 научной конференции Государственного Русского музея «Страницы истории отечественного искусства», говорится, что «вся выделенная группа кодексов была создана либо по приказу царей, цариц или царевен для вкладов в Кремлевские соборы и знатнейшие монастыри». Живописные листы из собрания Погодина М.П. были призваны украсить печатное Евангелие и стоят в ряду выдающихся произведений  книжной миниатюры последней трети ХVII  века.

Изображения евангелистов традиционны. Они изображены сидящими на табуретах, на коленях разложены стопы листов. Евангелисты Марк и Иоанн Богослов с Прохором заняты письмом. Действие разворачивается на фоне архитектурного пейзажа в первом случае и на фоне двух высоких горок с лещадками – во втором. Изображения «прообразованных» существ также представлены на золотых фонах в окружении пышных облаков. Ангел, изображенный в рост, и Лев держат раскрытые кодексы книг с начальными словами текстов Евангелий. Головы их венчают короны, которые держат парящие ангелы. Все миниатюры имеют примерно один размер, прямоугольную форму и заключены в рамки с равными полями. Рамки заполнены пышным растительным орнаментом, состоящим из розеток, цветов и бутонов, листьев, побегов и плетенок. Ни одна из композиций не повторяет другую.

В  2015 году в реставрационную мастерскую живописи смешанных техник поступило первые четыре листа: «Евангелист  Марк» (ХVII век) (ДР/ГР-3, бумага, темпера, 31,7 х 22, бумага с полями); «Ангел. Символ Евангелиста Матфея» (ХVII век) (ДР/ГР-5, бумага, темпера, 38х25 с полями), «Евангелист  Иоанн Богослов и Прохор» (ХVII век) (ДP/ГР-4, бумага, темпера,38 х 23 с полями) и «Лев. Символ Евангелиста Марка» (ХVII век) (ДР/ГР-7, бумага, темпера, 38 х 25  с полями).

Общее обветшание листов, многочисленные деформации, изломы, очаги раздублирований основы усиливали опасность осыпания красочного слоя, особенно в местах, пораженных жестким кракелюром. Техника письма кроющая, поэтому  глубокие утраты до  грунта наблюдались в большей степени на многослойной живописи, на  полях с изображением орнамента, на одеждах. Большое количество утрат различного характера,  сколы. Выкрошки, потертости и царапины красочного слоя, лежащего на золоте. Утраты разделок «чернью»,  ассистной разделки, многочисленные потертости  и утраты личного письма. Оперение крыльев и декор царских венцов, написанные плотными, густыми зелеными и вишневыми красками, имитирующими эмаль, также сильно пострадали. Живопись, выполненная практически полностью по золоту, что усиливает тенденцию к ее расслоению, утратила связь красочных слоев с золотом  и  грунтом. Вдоль краев имелись жесткие изломы - продавленности от острого предмета, местами переходящие в разрезы.

Состояние сохранности листов не только вызывало опасения, но и делало невозможным их научное исследование и экспонирование.

Проведенное в Отделе технико-технологических исследований изучение миниатюр в инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра, а также  исследование с помощью рентген-флуоресцентного анализа, которые проводил заведующий отделом ТТИ С.В. Сирро, показало:состав наполнителя красочного слоя практически везде одинаковый. Это – свинцовые белила, киноварь, сурик, медьсодержащая синяя. Полимент под золочение светло-коричневый пигмент – охра. В качестве связующего  использована камедь.  На листе, который был дублирован, на изображении опуши присутствует реальгар., тогда как  в авторской опуши обнаружена киноварь. В инфракрасной области спектра  хорошо виден подготовительный рисунок, выполненный черной краской под основные контуры изображения, заметен под буквами раскрытого Евангелия и изображения облаков на фоне.

В свете видимой люминесценции авторских  правок, а также следов покровной пленки и записей не определяются .

В процессе реставрации были укреплен красочный слой и грунт, восстановлена связь между всеми элементами живописи, а также ее связь с основой, удалены стойкие поверхностные загрязнения и капли воска. Все работы выполнялись под микроскопом, специальную фотосъемку проводил  ведущий инженер ТТИ Торопов В.Ю.. Бумажная основа стабилизирована: удалены старые бумажные подклейки, вызывавшие деформации основы; устранены очаги раздублирования на листе «Евангелист  Марк». Укреплены изломы по границам изображения, образовавшиеся от продавленности острым предметом, расслоения бумаги по краям и обветшавшие углы; восполнены утраты бумажной основы, произведена очистка оборотных сторон листов от стойких поверхностных загрязнений. Устранены общие деформации листов, провоцировавшие расслоение красочных слоев и золота. Выполнен монтаж листов с помощью подведенных кромок из японской бумаги в глубокое паспарту в растянутом состоянии во избежании вибраций.

В соответствии с правилами реставрации древнерусских памятников и, в частности, памятников древнерусской книжной миниатюры, было принято решение не производить тонирование утрат красочного слоя и грунта.

Выполненные реставрационные операции позволили оптимизировать условия дальнейшего хранение экспонатов, сделали безопасным их изучение и экспонирование на выставках.

 

 БЕНУА А.Н.
ЭСКИЗ ДЕКОРАЦИИ. 1922 год

Бумага, гуашь.51,5 х 65 см
Инв.
No.  Р-38676

Реставратор – Иовлева Е.В.

Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

После реставрации

Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

В процессе реставрации
(тыльная сторона)

После реставрации
(тыльная сторона)


Авторский лист был сплошь наклеен на лист плотного картона. Края авторского листа частично отклеились, мохрились. Авторский лист имел неравномерное пожелтение, был сильно загрязнен, затерт, значительно деформирован. По листу имелись многочисленные следы от захватов пальцами, брызги краски. По краям листа имелись многочисленные разрывы от 0,2 см до 6,5 см, многочисленные жесткие изломы. Красочный слой был сильно потерт. В углах авторского листа имелись многочисленные проколы и утраты бумаги.

Дублировочный картон был сильно неравномерно загрязнен, затерт, имелись пятна неравномерного пожелтения и пятна разнохарактерных загрязнений. По всей поверхности имелись многочисленные изломы, разрывы, проколы, содранности верхнего слоя.

Авторский лист был обеспылен мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны, механически очищен резиновой крошкой и скальпелем. Дублировочный картон слегка увлажнялся и послойно удалялся при помощи скальпеля при постоянном контроле состояния красочного слоя лицевой стороны. После полного удаления дублировочного картона на оборотной стороне авторского листа открылся рисунок гуашью. С помощью увлажненного ватного микротампона и глазного скальпеля были удалены точечные остатки клея и картона с оборотной стороны авторского листа. Были проведены восполнения утрат авторского листа, укрепление разрывов, проколов и изломов. Авторский лист был отпрессован. Были проведены необходимые тонировки акварельными красками с лицевой и оборотной стороны.

 

 НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
ПРОРИСЬ   «ЕДИНОРОДНЫЙ СЫН». XVII век. 

Бумага, сажа, налепок. 30,0 х 25,1
Инв.
No. ДР ПР-243

Реставратор – Паскова Н.В.

Реставрация рисунка Прорись "Единородный сын" (реставратор Паскова Н.В.)  в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация рисунка Прорись "Единородный сын" (реставратор Паскова Н.В.)  в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация рисунка Прорись "Единородный сын" (реставратор Паскова Н.В.)  в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

После реставрации

После реставрации (тыльная сторона)


Произведение было наклеено краями на подложку. Авторский лист сильно обветшал, бумага перегоревшая.

Лист сильно неравномерно пожелтел, с многочисленными пятнами затертой грязи на поверхности. Бумага имела следы поражений насекомыми, а также набрызги темного пигмента и пятна краски. По краям листа имелись значительные утраты основы,  срывы верхних слоев бумаги, жесткие изломы, а также разрывы, заходящие на изображение. Красочный слой был сильно потерт, с многочисленными царапинами.

Лист был обеспылен,  фактурные загрязнения ослаблены скальпелем. Была проведена неоднократная промывка в дистиллированной воде  на сетке до полного вымывания желтизны из авторского листа. Затем  была проведена химическая обработка с последующей промывкой листа  на сетке с целью нейтрализации основы. Было выполнено укрепление изломов, подклейка разрывов, восполнение утрат основы бумагой, близкой по свойствам авторскому листу. Лист сдублирован на тонкую японскую бумагу, отпрессован. Выполнены тонировки в местах разрывов, изломов, восполненных утрат и наибольших потертостей красочного слоя. Произведение приобрело экспозиционный вид.

 

НАЖМИТЕ СЮДА ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ

 

 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта