ПРОДОЛЖЕНИЕ:
(страница обновляется)

 

 ОБЕР А.Л. ВОЛК. 1902 год.
Скульптура. Императорский  фарфоровый  завод.
Фарфор, литьё, крытьё  цветной  поливной  глазурью. 21 х 29,5 х 12 см.
Инв.
No. Ф–10160

Реставратор – Касаткина Н.Ю.

Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации

Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация иконы Рождество Богоматери (реставратор - Игнат Ратников) в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

В процессе реставрации

В процессе реставрации

В процессе реставрации


Экспонат поступил в мастерскую реставрации художественных изделий из керамики и стекла из отдела декоративно-прикладного искусства для приведения в экспозиционный вид для художественной выставки «Скульптор А. Обер».

Скульптура была склеена из многочисленных фрагментов и имела грубые доделки из гипса. Правое ухо было утрачено. Клей и тонировки на доделках потемнели и деструктировались.

В процессе реставрации проведена сложная очистка и "расшивка" не профессионально склеенных фрагментов. 38 фрагментов были заново склеены между собой, 9 утрат восполнены из эпоксидной смолы.

Восполненные фрагменты тонированы и законсервированы покрывным лаком, имитирующим глазурь.

 

 ВАЗА. Вторая  половина  XVIII в.
Императорский  фарфоровый  завод.
Фарфор, литьё. В – 35,5; Дм. – 6 ,0.
Инв.
No. Ф–332

Реставратор – Касаткина Н.Ю.

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации


Экспонат поступил в мастерскую реставрации художественных изделий из керамики и стекла со следами старой реставрации  в сильно загрязнённом виде.

Ваза яйцевидной формы, белая, с узким горлом и четырьмя ручками в виде козлиных голов, на ножке с квадратным основанием, смонтирована на металлический  резьбовой штырь.

В процессе реставрации ваза была очищена, старые гипсовые доделки  удалены. Утраченные фрагменты восполнены из эпоксидной смолы и затонированы.

Ваза смонтирована на новый металлический крепёж.

 

 ФИГУРА ЛЕЖАЩЕГО ЛЬВА. Вторая половина XVIII века.
Фаянс, глазурь, роспись. 16,0 х  20,7 х 12,4
Инв.
No. ФС-1309 

Реставратор -  Бессмертная М.А. 

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации


Экспонат поступил в мастерскую реставрации художественных изделий из керамики и стекла из фонда хранения отдела декоративно-прикладного искусства.

Предмет  сильно загрязнен, со следами старой реставрации.  Фигура  склеена из нескольких  фрагментов, на груди льва - грубая, бесформенная,  гипсовая доделка. По всей поверхности видны следы  склейки, клей пожелтел и пересох.

В процессе реставрации экспонат был «расшит» на четыре фрагмента,  старая доделка удалена,  фигура  очищена от загрязнений  и старого клея. Фрагменты систематизированы и  последовательно склеены. По месту утраты, была выполнена реконструкция (модель) из пластилина, затем с модели снята форма.  Утраты и сколы восполнены и тонированы.

 

 СЛИВОЧНИК ИЗ СЕРВИЗА
Завод  Тереховых и Кисилева.
Фарфор, роспись подглазурная, роспись надглазурная, золочение. 6,5 х 7 х 5
Инв
No. Ф-10459 

Реставратор  -  Старикова Р.В.

Экспонат поступил в мастерскую реставрации керамики и стекла из фонда отдела декоративно-прикладного искусства.

Ручка разбита на 4 фрагмента, в середине значительная часть утрачена. Необходимо было выполнить склейку и восполнение утраты. Поскольку точная аналогия, необходимая для снятия формы, отсутствовала, фрагмент ручки моделировался в пластилине, по инертным линиям. С модели снята форма и выполнена отливка, по месту, из эпоксидной смолы. Доделка обработана, тонирована. Утраченное золочение восполнено сусальным золотом.

 

 СКЛАДЕНЬ ДВУСТВОРЧАТЫЙ В СЕРЕБРЯНОМ ОКЛАДЕ.
БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ

Избранные святые  Николай Мирликийский, епископ Никита, архиепископ Иоанн»
Новгород. Складень - 1560-е годы, оклад – 1818-1826 гг. Дерево, серебро (оклад), складень: резьба; оклад: чеканка, прорезь. 8,9 х 7,8 х 2,5 (в сложенном виде). Инв.
No.  БК-2418

Реставратор – Копяков В.В.

До реставрации

После реставрации


Реставрация металлического обрамления производилась художниками-реставраторами сектора реставрации художественных изделий из металла ГРМ.

Состояние сохранности памятника до реставрации: Деревянные основы створок рассохлись и разошлись на несколько частей. Разрушение клеевых швов и расхождение трещин деревянных основ. Плотные поверхностные загрязнения, набрызги воска, остатки старого клея, следы меловых загрязнений.

В процессе реставрации сохранившиеся гвозди, удерживающие оклад, были аккуратно извлечены, деревянные створки складня были вынуты из рамок оклада.

В результате проведенных реставрационных мероприятий: выполнена консервация деревянной основы: восстановлены клеевые швы, склеены  рассохшиеся части створок, проведена консервация трещин.  Удалены стойкие загрязнения: набрызги воска, остатки старого клея, следы меловых загрязнений. Выполнено тонирование в пределах реставрационных заполнений. Створки складня были вставлены в рамки оклада и закреплены латунными гвоздями. Для установки гвоздей использовались старые отверстия. Памятник  приведен в экспозиционный вид.

 

 ПОСТАВНАЯ СВЕЧА. XVII век
Дерево, левкас, воско-масляная темпера; резьба,  роспись. Высота -95,0 см; дм.верхний – 19,0 см; дм.нижний – 24 см. Инв.
No.  ДРД-499

Реставратор – Копяков В.В.

Состояние сохранности памятника до реставрации: Глубокое повреждение восьмигранного основания поставной свечи жуком-точильщиком, деструкция древесины, плотные саже-пылевые загрязнения, въевшиеся в красочный слой.

В результате проведенных реставрационных мероприятий: укреплен красочный слой на восьмигранном основании, выполнена консервация деструктированной деревянной основы свечи (в два этапа: укрепление деструктированной древесины, подведение «доделочной массы»), удалены стойкие плотные загрязнения, въевшиеся в красочный слой, выполнены условные тонировки в пределах реставрационных заполнений. Восстановлена восьмигранная форма основания. Памятник   приведен в экспозиционный вид.

 

 МОДЕЛЬ СЕНИ. Конец ХIХ в.
Родонит (орлец), яшма. Высота – 108, диаметр – 55.
Инв.
No. ОПИ/Р -304.

Реставратор -  Галимов М.С. 

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации


В процессе реставрации были выполнены следующие виды работ: расчистка сложных загрязнений всей поверхности экспоната;  на родонитовом основании были укреплены многочисленные  трещины. Большой фрагмент основания вместе с одной колонной был отделён. Места соединения между фрагментами были расчищены от слоя полировочной массы и клея, проделаны отверстия трубчатыми свёрлами с алмазным напылением диаметром 6 мм.  Металлические анкера были подогнаны и укреплены, после чего фрагмент основания установлен на место; из-за трещиноватости камня дно основания было продублировано полиэфирной смолой с колеровкой под родонит.  В полиэфирную смолу по периметру уложена проволока из нержавеющей стали диаметром 3мм., крестовина из проволоки, а также два слоя капроновой армировочной сетки с ячейкой 5 х 5 мм.  Средняя толщина дублировочного слоя 5 мм; одна из колонн экспоната была подвижна и не садилась на своё посадочное место на 5 мм, что мешало установке основного купола. Требовалось исправить её положение.

После изготовления жёсткого гипсового фиксирующего устройства удалось положить основание с колоннами, чтобы добраться до тыльной стороны и очистить цементно-песчаную заглушку, которая мешала правильной посадке одной из колонн. Колонна установлена на место; многочисленные крупные и мелкие сколы восполнены полиэфирной смолой в цвет участка; восполнены у колонны № 5 — два угла, колонна №3 -угол. Все восполнения съёмные. Они приклеены на клей Paraloid B-72.

По фотографии в масштабе были изготовлены модели утраченных крестов. После утверждения моделей Реставрационным советом кресты отформованы силиконовой композицией и отлиты в полиэфирной смоле с колеровкой цвета.

 

 ЖАК ТЕОДОР-ЖОЗЕФ-НАПОЛЕОН. НЕВА. 1842 год.
Гипс. 59 х 35 х 32
Инв.
No. СК-272 

Реставратор – Топоркова Б.П.

Скульптура поступила в реставрацию в следующем состоянии сохранности:

Утрата фрагментов: стопа левой ноги,  рукоять весла (длиной 6 см.) с большим и указательным пальцами кисти правой руки, декоративное навершие рукояти весла; форштевень (длиной 6 см.) и носовая оконечность ладьи, ключ в кисти левой руки.

Круговая трещина в рукояти весла. Отколота кисть левой руки (имелась в наличии).

Утраты и шелушение тонировочного слоя по всей поверхности. Сколы по периметру основания.

В процессе реставрации поверхность была очищена от загрязнений. Все утраты восполнены в гипсе. Проведено укрепление в области трещин и тонировочного слоя. Восполнения затонированы.

 

 БЮРО. Третья четверть XVIII в.
Дерево, стекло.  242,0 х 115,0 х 61,0
Инв.
No. МЕБ-798

Реставраторы -  Веснина И.С., Илюхина М.М., Маслова Т.В., Козлова М.С.                                                                                                                     

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации


В ходе подготовки к выставке «Гроот и Елизаветинское время» производились реставрационные работы на Бюро. Это многофункциональный предмет украшенный живописью и позолотой включает в себя бюро с полочками и ящичками за откидной крышкой. Крышка укладывается на выдвижные опоры, превращаясь в столешницу. Бюро установлено на глухом основании в виде 3-ящиичного комода. Верхняя часть бюро представляет двухстворчатый шкафчик с зеркальными дверцами, скрывающими архитектурно решенную трехчастную горизонтальную витрину со стеклами по фасаду и зеркалами внутри, замысловатые ниши  с двойной  задней стенкой и ящики. Завершает композицию навершие для часов, доступ к которым осуществляется  через боковые золоченые элементы с откидными ажурными дверцами . в центре гнутого элемента  резной золоченый рокалий.

Лицевая и боковые стороны бюро украшены  живописными  композициями на мифологические и галантные темы. Каждая композиция обрамлена причудливым картушем из сложносоставных рокалиев. Гладкие фоны, свободные от живописи, окрашены с синий цвет.

По тягам навершия, шкафчика и комода, горизонтальным и обрамляющим окно навершия и зеркала створок, крышку бюро и ящики комода – сусальная позолота. Внутренние поверхности откидной крышки, зеркальных дверец, фасады внутренних ящиков, панелек и  трехчастной витрины окрашены в ярко-красный цвет.

Стилизованные пилястры витрины декорированы резными золочеными живописными  полуфигурами, в центре карниза резная золоченая розетка. По узким тягам карниза и профилям, обрамляющим стекла – сусальная позолота.

По фасадам всех внутренних ящиков, по верхней глади карниза витрины, на базах и капителях, по плоскости над стеклами, а также на внутренних сторонах дверок и на столешнице крупные и мелкие орнаментальные композиции из стилизованных растительных элементов, выполненных твореным золотом с разделками черным цветом.

Создание расписного бюро относится к 3-й четверти XVIII века. В музей оно поступило из Ораниенбаума в 1918 году  через музейный фонд и происходит из исторической великокняжеской коллекции Ораниенбаума. В 1901 году принадлежало великому князю Михаилу Георгиевичу Мекленбург-Стрелицкому и находилось в Камер-юнгферской Зале Китайского дворца.

При детальном рассмотрении архивной дореволюционной фотографии видно, что все живописные картуши, попавшие в поле зрения объектива, имеют видимые различия с нынешними. Меньше пустого фонового поля за живописными композициями. По выступающим угловым плоскостям комода и карнизу шкафчика читается рисунок. Тонко проработанный, похожий на орнаментальную роспись он сразу напоминает роспись на внутренних поверхностях бюро, выполненных сусальным золотом по красному фону. Когда же пропало обрамление картушей и декор на гладях мебели?

В архивных материалах мастерской реставрации деревянной скульптуры,  золоченой резьбы и мебели (ныне 3 отдельные сектора) были найдены фотографии, выполненные фотографом И.Л. Захаровой в 1967 году. На фотографиях в процессе реставрации с мастиковками золотое обрамление картушей хорошо читается. На снимках с частичным раскрытием поверхности золотая роспись прослеживается не везде. На общем виде бюро после реставрации сусальным золотом отсутствует полностью.

Возможно, этот декор посчитали поздним, сравнивая его с золоченой  резьбой. На резной золоченой детали навершия есть врезка утраченного фрагмента.  Она чуть грубее по форме и на тыльной стороне  имеет покрытие другого цвета. Лицевая поверхность позднего фрагмента покрыта позолотой с выходом нового золота на нижележащий слой золочения. Есть подзолотки  и на других участках. По наружним тягам бюро  также читается разновременное золочение.

Кроме того, роспись лежала по слою неравномерного сильно потемневшего лака, который также могли посчитать поновительским. Так или иначе, но расписной декор с наружной стороны бюро был смыт. Лишь на одной композиции боковой стенки шкафчика остался небольшой контрольный участок 9х8 см с потемневшим лаком и росписью золотом по синему фону. Оставленный контрольный участок ступенькой возвышается над поверхностью красочного слоя,  что говорит о значительной толщине защитного слоя, который одновременно служил основой позолоте.

После реставрации конца 1960-х – начала 1970-х годов расписное бюро входило в состав постоянной экспозиции отдела декоративно-прикладного искусство ГРМ.

На момент начала работ при подготовке экспоната к выставке в 2016 году в аварийном состоянии оказался фрагмент навершия – левая резная волюта. Дверца волюты состояла из 3-х разрозненных фрагментов. Вследствие деформации гнутой основы  образовались поперечные трещины  в массиве сквозной резьбы, которые привели к ослаблению клеевых швов поздней врезки и нарушению целостности авторской резьбы.

Кроме того, на поверхности золоченой резьбы каждой волюты навершия имелись многочисленных очаговые отслоения грунта, грозящие осыпями.

Золоченая резьба, все живописные и окрашенные поверхности  бюро как с внешней так и с внутренней сторон, а также открытая древесина внутри ящичком, внутри витрины и внутри навершия, находились под слоем  поверхностных загрязнений. Поверхностные загрязнения в виде перегоревшей пыли и атмосферной копоти въелись в лаковую пленку защитного лака, оказались сконцентрированными в углублениях рельефа, по неровностям в текстуре древесины, уплотненные по горизонтальным плоскостям.

Перед началом работ  съемные детали навершия были демонтированы с экспоната и переданы в мастерскую реставрации золоченой резьбы для работы. А работы по удалению загрязнений с расписного бюро из-за малых сроков по подготовке выставки решено было проводить  прямо в выставочных залах.

Перед проведением сложной склейки гнутого фрагмента резьбы с деформированной основой укреплены  очаговые отслоения грунта, грозящие осыпями. Далее дверца левой волюты была демонтирована по петлям. Склейка фрагментов выполнена с использованием деревянных нагелей.  После чего дверца монтирована на прежнее место.  На левой волюте, в нижнем углу по тыльной стороне, выполнено укрепление конструктивного узла. Выполнено укрепление очаговых отслоений грунта на правой волюте. Позолота волют промыта от загрязнений разной плотности.

Далее работы  с бюро проводились в залах Михайловского (Инженерного) замка.

Промыты от плотных поверхностных загрязнений, въевшихся в лаковую пленку, золоченая резьба и все живописные и окрашенные поверхности бюро, как с внешней, так и с внутренней сторон. Удаление загрязнений с открытой древесины проводилось всухую.

После промывки красочного слоя стала активно читаться неравномерность защитного слоя потемневшего лака.

Особенно плотинным и темным он выглядел на  боковой стороне слева. Синий фон здесь  воспринимался зелено-черным. На очень темных участках лаковая пленка утоньшена, приближая фоны бюро к единому колориту.

Дверцы шкафчика решили экспонировать открытыми. В центральной части правой дверки по красному фону с росписью  были многочисленные осыпи лака с верхним слоем краски до  ярко алого цвета. Так как роспись выполнена по лаку, частично утрачен рисунок. На разных участках  бюро  по потертостям и  утратам красочного слоя выполнены условные тонировки. На дверце они были самые значительные,  с восстановлением рисунка золотой росписи.

Несмотря на сложную, в том числе и реставрационную, судьбу экспоната, когда исчезла золотая роспись с фасадов, которая еще более украсила бы его,  расписное бюро по прежнему  является жемчужиной  и своего времени и коллекции музея. Приятно, что  спустя сорок лет  экспонат вновь радует посетителей выставки.

 

 ДОНЦЕ ПРЯЛКИ.  Начало  ХХ века.
Нижегородская губерния.
Дерево, роспись. Д-72; Ш-31; В-19
Инв.
No. Р-5443

Реставратор -  Маслова Т.В.

В ходе подготовки к выставке «Искусство Нижегородского края», в мастерскую была предана коллекция донец, в их числе донце № Р-5443.

При поступлении в реставрацию донце было сильно загрязнено. Красочный слой на лопасти находился в удовлетворительном состоянии, присутствовали потертости в нижней левой части верхнего клейма и в правой части нижнего клейма. На головке наблюдались отставания бумажной паволоки с разрывами, заломами и жесткими деформациями. По краям разрывов и заломов были мелкие утраты и потертости красочного слоя.

Так как донце Р-5443 поступило в реставрационную мастерскую в ряду других донец из одной коллекции, обратила на себя внимание хорошая сохранность и равномерность красочного слоя, а также общее цветовое решение росписи (остальные донца были в плохой сохранности, авторская роспись сохранилась фрагментарно, общий колорит был грязноватым, красочный слой неравномерный с пастозными белилами). Кроме того, на нижнем клейме в  потертостях красочного слоя просматривался нижележащий слой другого цвета и фрагменты росписи выполненные белилами.

Перед началом работ был проведен ряд исследования: визуальный осмотр, рентгенографирование, рентгенофлуоресцентный анализ, изучение в инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра, а также микрохимический анализ образцов поверхностного покрытия, красочного слоя и грунта.

В результате рентгенографирования, под верхним красочным слоем обнаружилось более раннее изображение. По химическому составу нижний живописный слой можно отнести ко второй половине XIX века. Изображение выполнено, в том числе, свинцовыми белилами, благодаря чему рисунок отчетливо читается на рентгеновском снимке. В нижнем клейме отчетливо видно изображение двух птиц, окруженных фигурной рамкой, (нижнее изображение не совпадает с верхним). Под изображением орнаментальной полосы более раннее изображение не просматривается. В верхнем клейме видны остатки орнаментальных завитков в верхней части композиции и предположительно юбок в нижней, а также отдельные мазки белил, которые трудно интерпретировать. По всей видимости, в верхнем регистре находилось парное изображение женских фигур на фоне цветов. В настоящее время, насколько можно судить, изображение в верхнем клейме по большей части утрачено.

Видимое изображение, судя по присутствию титановых белил, было создано не ранее последней четверти двадцатого века.

Можно с уверенностью сказать, что деревянная основа также неоднократно подвергалась чинкам. Лопасть донца в свое время была расколота вдоль волокон на две равные части и стянута в двух местах пеньковыми стяжками, такой способ чинки прялок встречается нередко. В какой-то момент пенька была удалена с лицевой и тыльной стороны, отверстия закрыты и замастикованы, а доска склеена, головка также была переклеена, покрыта бумажной паволокой и заново расписана.

После проведенных исследований на совете был поднят вопрос о целесообразности раскрытия раннего изображения из под записи. Из-за плохой сохранность первоначальной росписи, а также научного интереса, который представляет сбой видимое изображение, было принято решение оставить верхний красочный слой.

В ходе реставрационных работ поверхность донца была обеспылена. На головке были выправлены деформации бумажной паволоки и подклеены отставания, локально укреплен красочный слой. Укрепление паволоки выполнялось поэтапно на каждой грани отдельно, после подведения клея отставания высушивались под грузом в течение трех суток с ежедневной заменой фильтровальной бумаги.

Затем с поверхности донца были удалены стойкие загрязнения. По завершении этого процесса выяснилось, что поверхность живописи затерта грязно-коричневой краской, создающей эффект старины.

На завершающем этапе работ потертости и утраты красочного слоя были тонированы акварельными красками.

 

 

 СТУЛ (No.1) Первая половина ХIХ в.
Дерево. 136 х 45 х 50
Инв. No. МЕБ-749

 СТУЛ (No.2) Первая половина ХIХ в.
Дерево. 136 х 45 х 50
Инв.№ МЕБ-750

Реставраторы – Деревенсков А.Г., Макаров Ю.Н. 

Реставрация фанерованной мебели в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация фанерованной мебели в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация фанерованной мебели в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация фанерованной мебели в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Стул No.1
До реставрации

Стул No.2
До реставрации

Стул No.2
В процессе реставрации

Стул No.1
После реставрации

Реставрация фанерованной мебели в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея Реставрация фанерованной мебели в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Стул No. 2
До реставрации

Стул No. 2
После реставрации


Два стула неоготической формы из фонда хранения мебели Русского музея (Меб-749, Меб-750)  поступили в мастерскую реставрации фанерованной мебели в связи с подготовкой к открытию после реставрации Царскосельского Арсенала, где они теперь находятся на временном хранении и доступны для обозрения на экспозиции.

Эти стулья из ясеня с красными сидениями (обтянуты красной клеёнкой «под сафьян») были изготовлены в 1832 году по рисунку Александра Тона резчиком и столярным мастером купцом Василием Бобковым в ряду других стульев (общим числом 26 штук) для Столовой Царскосельского Арсенала.  Вскоре после изготовления они попали в Екатерининский дворец, затем, были переданы в Музей прикладного искусства барона А.Г. Штиглица, и в 1938 году -  в Русский музей.

Состояние сохранности стульев при поступлении в реставрацию:

Стул Меб-749 имел поверхностные загрязнения, на царге и ножках были утрачены десять волют-«краббов» (каждая деталь размером 1х2х2см), а также отсутствовала вкладная подушка. Все лицевые части были покрыты поновительским лаком.

Стул Меб-750, кроме загрязнений и утраты семи волют, имел трещину на спинке, проходящую через три  детали.

Реставрация   стула  Меб-750 началась со склейки спинки. Трещина в верхней дуге была частично сведена, частично восполнена вставкой древесины, Утраченный фрагмент – скол по краю трещины – восполнен.  Вставки новой древесины тонированы и покрыты лаком.

Загрязнения на старой красной клеёнке (1832 год!) были удалены с применением мыльной пены.Лицевые поверхности были очищены от стойких поверхностных загрязнений.

В процессе реставрации поверхности стула Меб-749 были очищены от загрязнённого поновительского лака красного оттенка туго отжатыми  тампоном с этиловым спиртом. Под снятым лаком (видимо, идитольно-фенольным) оказался сохранный первоначальный слой лака, имеющий, после выравнивания,  вполне декоративный вид.

Недостающие волюты - «краббы» были изготовлены по аналогии с сохранившимися и вклеены на место.

Утраченное сидение было воссоздано по аналогии с сидением парного стула. Красная клеёнка воссоздана из льняного холста окраской под лак.

 

ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА

 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта