ДИВАН.
XIX в. НИЖЕГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ
Дерево,
масло, лак, роспись. 111 х
141х49 х 140х60
Инв.No.
Р-1329
Реставраторы –
Макаров
Ю.Н.,
Деревенсков А.Г.,
Илюхина М.М.,
Маслова Т.В.,
Козлова М.С.
Диван поступил в
реставрацию в разобранном виде. Была расколота правая стойка спинки, нарезка
деревянных винтов, соединяющих конструкцию дивана местами сильно повреждена
(многочисленные сколы). Шиповые соединения в районе левого подлокотника
разошлись, имелись небольшие сколы на левой передней ножке, на левом
подлокотнике, была утрачена горизонтальная площадка на правой стойке спинки
и точеные завершение на обеих стойках спинки.
Поверхность красочного
слоя была покрыта толстым слоем разновременной олифы и лака, поверхность
подлипала. На наружных поверхностях боковинок и передних точеных ножек
присутствовали многочисленные фрагменты влипшей бумаги. На спинке в
потемневший лак влипли волосы, рисунок читался плохо. На сиденье были записи
красной и зеленой краской, перекрашен черный фон.
В процессе реставрации
выполнена склейка на правой стойке спинки, склеены разошедшиеся шиповые
соединения, восполнены утраты (сколы) на деревянной резьбе крепежных винтов,
восполнена по аналогии горизонтальная площадка в верхней части правой
стойки. Точеные навершия восполнены не были, поскольку отсутствовали
аналоги. Восполнен небольшой скол на передней левой ножке. К царге подклеено
сиденье. Были удалены поверхностные загрязнения, влипшая бумага, волосы,
удалены записи, утоньшен лаковый слой, под слоем темного лака проявился
рисунок. Затем были выполнены тонировки в пределах утрат и потертостей
красочного слоя.
КОРЗИНА С КРЫШКОЙ. Вторая половина XIX
в.
Императорский фарфоровый завод.
Фарфор, надглазурная роспись. В – 17,8; Дл. – 23,7; Ш - 17
Инв.No.
Ф–5494/а,б
Реставратор –
Старикова Р.В.
Экспонат поступил в
мастерскую реставрации керамики и стекла из фонда отдела
декоративно-прикладного искусства. Реставрация проводилась на крышке (часть-Б)
в виде подноса с фруктами и цветами, нижняя часть (корзина-А), без изъянов.
Экспонат поступил в мастерскую сильно загрязненный, со следами старой
реставрации, с доделками из гипсоклеевой мастики, массой утрат и сколов,
мастиковок, и тонировок по подлиннику. Часть фрагментов отбита, доделки
расслоились, тонировки повреждены, лак потрескался.
На заседании Реставрационного совета было
решено; сохранить, по возможности, старые доделки, так как отсутствует
аналогия, с которой возможно было бы снять необходимые формы, удалить старые
реставрационные мастиковки и тонировки с подлинных поверхностей, склеить
фрагменты и восполнить утраты, там, где это возможно.
В процессе расчистки старых тонировок, на
фрагменте «ананас», открылась подлинная поверхность, а вслед за этим, стал
виден раздел формы. «Ананас» оказался деталью композиции из двух частей,
емкость и крышка, предположительно для чернил.
Аналогичная ситуация сложилась с фрагментом
«Тыква», с той только разницей, что верхняя часть оказалась гипсовой
доделкой. Поскольку у предыдущего реставратора не было задачи сделать
съемную крышку, то доделка сильно заходила на подлинник, да и в процессе
«жизни» предмета достаточно пострадала. Было принято решение, снять со
старой доделки форму и выполнить новую, с учетом будущей посадки по месту.
Все отбитые фрагменты склеены, утраты лепного
декора композиции реконструированы и восполнены. Выполнены мастиковки и
тонировки. В результате реставрационных работ изменилась функция предмета, и
теперь мы можем предположить, что это не просто «Корзинка с крышкой», а
«Чернильный прибор, в виде корзины с цветами и фруктами».
ИНФОРМАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТСЯ...
|