2012   2013   2014   2015   2016

2017

22018   2018   2019   2020   2021

 

В 2017 году в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея проведена реставрация 4605 экспонатов, из них 313 относятся к категории "сложной реставрации". На этой странице представлены лишь самые интересные в реставрационном плане работы...

(Полный отчет о работе за 2017 год - будет опубликован в самое ближайшее время...)
 

 

 ИКОНА. РАСПЯТИЕ. XVI в.
Дерево, левкас, темпера. 38 х 30,1 х 1,4
Инв.
No. ДРЖ-1084

Реставраторы:
Голубев С.И.

Бушуев М.М.


Икона поступила в Русский музей в 1922 году из Александро-Невской лавры. В 1977 году была передана в мастерскую реставрации древнерусской живописи для укрепления красочного слоя и левкаса. Работу выполнял художник-реставратор Кесарев Р.А.

В 1985 году икона вновь поступила в реставрационную мастерскую для проведения технологического исследования. При исследовании поверхности в инфракрасной области излучения был обнаружен авторский подготовительный рисунок. Он был двух типов - сочным отрывистым штрихом под изображением Иоанна Богослова и суховатой линией на фигуре Христа. В совокупности с данными, полученными при исследовании красочной поверхности с помощью бинокулярного стереомикроскопа, было отмечено, что икона, к сожалению, имеет неудовлетворительное состояние сохранности и была несколько раз поновлена.

После этого, на небольшом участке было выполнено пробное, затем, частичное раскрытие авторской живописи. Работы выполнял художник-реставратор Голубев С.И.

В 2013 году художником-реставратором Ратниковым И.А. было еще раз выполнено укрепление красочного слоя и левкаса.

В 2015 году по решению Реставрационной комиссии Русского музея раскрытие авторской живописи, начатое Голубевым С.И., продолжил ведущий художник-реставратор мастерской реставрации древнерусской живописи Бушуев М.М.

Состояние сохранности иконы во время передачи на реставрацию в 2015 году:

Тонкая доска была сильно покороблена (деформация древесины - до 2 см). Верхняя шпонка слабо держалась в пазу и не выполняла функцию крепления щита, нижняя шпонка - утрачена. Во избежание слома хрупкого щита и усиления прочности и надежности при работе, были изготовлены и смонтированы новые шпонки по форме, повторяющие деформации иконы из выдержанной липовой древесины.

Авторский грунт по краям щита и вдоль трещины справа, на боковых полях, и нижнем поле утрачен. Фигурные вызолоченные поля с выемкой были перелевкашены и записаны.

Исследования красочного слоя показали, что икона поновлялась многократно (обнаружено 2 слоя поздних записей). Раскрытие авторской живописи проводилось по методике,  разработанной художником-реставратором Голубевым С.И. в 1985 году: при помощи стереомикроскопа, микроинструментом, без использования растворителей -«в сухую». Во время работы поверхность лишь слегка смачивалась специальным реставрационным составом, который не растворял и не размягчал покровную пленку, записи и авторский красочный слой. Из-за неудовлетворительной сохранности авторской живописи при ее раскрытии использовался метод «компиляции» -  на утратах авторского красочного слоя оставлялись фрагменты записей.

Повторное, более углубленное технологическое исследование, подтвердило, что изображение фигуры Христа также имеет плохую сохранность. Особую сложность при раскрытии представляли изображения волос и бороды на его лике. Так как поздние записи значительно отличались по стилю и манере исполнения от характерной византийской авторской живописи, оставить их по методу «компиляции» не представлялось возможным. Раскрытие велось с сохранением поздних контуров и описей, с последующей их расточкой и уточнением границ рисунка.

На изображении фигур жён мироносиц, а также на фоне над ними, в процессе раскрытия под слоем записи были обнаружены обширные участки деструктированной покровной пленки белесо-желтого цвета, которая местами лежала непосредственно на потертом авторском слое. Она растрескалась, а местами расслоилась и потеряла прозрачность.

Регенерировать или напитать её лаком до прозрачного состояния не удалось. Было принято решение ее удалить. Работа велась с особой тщательностью, поскольку прослойка между этой пленкой и авторским красочным слоем местами отсутствовала. 

На сильно потертом вызолоченном фоне рентгенографирование поверхности показало наличие чеканки на нимбах Христа, Богородицы и Иоанна Богослова. По наружному периметру и крещатому нимбу просматриваются неглубокие овальные вмятины 0,1 х 0,1 см, образующие зубчатый край нимба. Участки с чеканкой при поновлениях были перелевкашены и перекрыты записями. Верхние слои записей и перелевкаски растачивались «терочками» (деревянные стержни различного размера  со сменными насадками из наждачной бумаги), довыборка проводилась микроскальпелем.

В мелкие утраты грунта с острыми краями подведен реставрационный грунт, армирующий хрупкие края авторского грунта и красочного слоя. В процессе раскрытия проводились локальные мероприятия по укреплению грунта и красочного слоя. Укрепление проводилось методом пропиток слабым водным раствором осетрового клея.

В настоящее время работы по удалению поновительских записей зеленого цвета на золотом фоне, местами потертом до грунта и на нимбах святых, завершены. Утраты и потертости красочного слоя затонированы акварелью в технике «пуантель».

 

 

 ИКОНА. ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ПРОРОКА ИЛИИ С ДВЕНАДЦАТЬЮ КЛЕЙМАМИ ЖИТИЯ. XVI в.
Дерево, левкас, темпера.
93 х 69 х 2,5
Инв.
No. ДРЖ-2936

Реставраторы:
Ярославцев И.П.
Кесарев Р.А.


Икона происходит из церкви Илии Пророка деревни Черное Ленинградской области близ Новой Ладоги. В 1963 году икона была обнаружена сотрудниками Русского музея во время научной экспедиции по спасению памятников древнерусского искусства, находившихся в заброшенных и разрушенных церквях Ленинградской области.

Деревянный щит, на котором была выполнена икона, находился в катастрофическом состоянии. Он был сильно поврежден плесенью и жуком-точильщиком. Верхний правый и нижний правый углы щита были утрачены. Изображение на лицевой стороне было грубо записано масляными малярными красками, вероятно, каким-то местным художником-самоучкой.

В 1963 году, сразу после транспортировки иконы в Ленинград, художником-реставратором мастерской реставрации древнерусской живописи Ярославцевым И.П. было выполнено срочное укрепление красочного слоя и грунта. Деревянный щит был тщательно очищен от плесени и антисептирован. После этого на небольшом участке в левой части иконы (в клейме № 5 - «Пророк Илия воскрешает сына вдовы») было сделано пробное раскрытие авторской живописи от поновительских записей.

2014 году была на заседании Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение передать икону в реставрационную мастерскую для проведения работ по укреплению деревянной основы и, затем, – полному раскрытию авторской живописи от поновительских записей. Эта работа была поручена реставратору высшей категории Кесареву Р.А.

Работа началась с укрепления деревянной основы методом многократных клеевых пропиток. Были восполнены утраты древесины на углах щита с помощью специальной реставрационной древесной массы (мелкие опилки со специальным наполнителем). В местах утрат древесины на углах были просверлены отверстия на глубину 10 – 15 см и в них вставлена фиксирующая арматура – деревянные круглые штыри, вокруг которых формировались утраченные углы. В некоторых местах пришлось вместо опилок применять смоченную клеевым раствором вату, которая слегка утрамбовывалась в пустоты доски.

После завершения укрепления деревянного щита был изготовлен съемный паркетаж, который дополнительно придавал прочность щиту и предохранял его от возможных разломов.

После этого, на небольшом участке в правой части лицевой поверхности иконы в клейме № 4 - «Вдова показывает пророку Илие умершего сына» – при помощи микроскопа было выполнено пробное раскрытие авторской живописи. Изучение этого фрагмента показало, что икона поновлялась минимум четыре раза. Последнее поновление относится к концу XIX – началу XX века.   

Красочный слой имеет значительные потертости, но в целом его состояние удовлетворительное. Красочный слой записи имел различную твердость. Самые прочные слои – это белила, похожие на алкидную эмаль. При срезании они откалывались, увлекая за собой микрочастицы нижележащего красочного слоя. Поэтому было решено их очень аккуратно растачивать. Голубая краска срезалась хорошо, но под ней лежал темно-серый слой, который так же пришлось растачивать там, где он лежал на золотом фоне. А на тех участках, где золото отсутствовало, он срезался при помощи специального микроинструмента. Под темно-серой записью открылся золотой фон с киноварными надписями. Надписи на темно-серой записи были сделаны краской типа "свинцовой желтой". Киноварные надписи - частично утрачены.

Дальнейшее раскрытие велось на разных участках иконы различными методами  – расточка красочного слоя, срезание тонкими слоями, иногда применялся растворитель для размягчения записи. Раскрытие велось послойно, с помощью бинокулярного стереомикроскопа.

После раскрытия иконы в местах потертостей и утрат красочного слоя были выполнены тонировки акварелью, после чего икона была покрыта реставрационным лаком.

 

 

 КОТАРБИНСКИЙ В.А. (1848-1921)
ОРГИЯ
Холст, масло. 300 x 500
Инв.No. Ж-5737

Реставраторы – Дашкин М.Р., Романова Н.Е., Солдатенкова М.Е.


Картина поступила из Академии художеств в 1898 году.

В хранительской учетной карточке, составленной в 1952 году, указано, что вся живопись заклеена бумагой. Удалось найти архивные документы 1926 года, в которых указано, что картина была «принесена из кладовой и осмотрена». На ней были обнаружены многочисленные осыпания красочного слоя и очаги расслоения. «Так как все осыпания…. носят для сохранности картины особенно угрожающий характер»  было принято решение «в качестве временной меры укрепления проклеить поверхность осетровым клеем и заклеить бумагой». В протоколе от 30 января 1926 года указано, что после выполнения работ «постановлено закатать картину на вал». В таком состоянии экспонат хранился  90 лет и никто из наших современников – ни посетители музея, ни искусствоведы – не видели этого произведения. Таким образом, реставрация картины, давшая возможность ее экспонировать, стала настоящим открытием как для зрителей, так и для специалистов.

Впервые после многолетнего хранения на валу картина была раскатана и осмотрена  в апреле 2016 года  в период формирования предварительного списка выставки « Пленники вечного города». Полное представление о состоянии сохранности было составить  невозможно, так как лицевая сторона была полностью заклеена толстой пожелтевшей оберточной бумагой, изображение не просматривалось. Даже по предварительному  внешнему   осмотру стало понятно, что  картина находится в аварийном состоянии. По всей поверхности наблюдались полые пузыри отставания бумаги от красочного слоя , а исследование краев картины  показало, что бумага отслаивается вместе с верхним красочным слоем. Было проведено удаление заклеечной бумаги на пробном участке, которое позволило составить представление о состоянии живописи и разработать план необходимых реставрационных мероприятий по обеспечению стабильного технического состояния картины и приведения ее в экспозиционный вид.

Было сделано следующее заключение: авторская живопись многослойная, связь между различными слоями авторской живописи нарушена, особенно это касается тонкого верхнего завершающего живописного слоя. В результате этого, в период бытования картины на ней стали появляться значительные осыпи верхнего красочного слоя. Для предотвращения дальнейшего процесса осыпания  картина была сплошь заклеена бумагой, при этом использовались  подручные материалы  – клей животного происхождения и оберточная бумага.  Однако эта мера не только не решила существующей проблемы, но и усугубила ее, поскольку толстая непластичная бумага и использование крепкого клея дополнительно способствовало отслоению верхнего слоя живописи, сцепление которого с бумагой оказалось сильнее, чем с нижними слоями живописи.

Таким образом,  первой необходимой мерой для обеспечения дальнейшей сохранности живописи была необходимость удаления заклеечной бумаги с одновременным устранением очагов расслоения.  Причем, учитывая, специфический характер заклеечной бумаги (ее толщину и непластичность) и достаточно крепкий клей, на который  произведена заклейка, традиционное удаление влажным способом было небезопасно для красочного слоя.

В марте 2017 года началась работа по реставрации картины и подготовке ее к экспонированию на выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме», намеченной на декабрь 2017 года.

Была разработана методика утоньшения заклеечной бумаги путем расслоения ее с помощью целлюлозы и послойно «скатывания». Это позволило локализовать очаги расслоения и приподнятостей красочного слоя и использовать в дальнейшем традиционную методику укрепления осетровым клеем с пропиткой и иньектированием. Первое укрепление проводилось  по фрагментам сразу после утоньшения старой заклеечной бумаги с обязательной отпрессовкой. Затем с поверхности была удалена папиросная бумага с остатками старой заклеечной бумаги и картина укреплена повторно.

С тыльной стороны были удалены старые заплатки и штопки, выполненные вручную, заделаны прорывы по краям и подведены реставрационные кромки. Картина была натянута на подрамник.

Однако даже после проведенных мероприятий по технической реставрации еще очень трудно было получить полное представление о цветовом решении, композиции и рисунке картины. Многочисленные утраты верхнего красочного слоя в значительной разрушали целостное восприятие, искажали колорит, дробили рисунок. Этому способствовал и неровный желтый лак, лежащий пятнами и сгустками, особенно в фактуре живописи, и остатки коричневого реставрационного клея, находящиеся между лаковых слоев. При последующей работе между лаковыми слоями были обнаружены даже остатки старой папиросной бумаги.

Поэтому этап работы с лаком и тонирование утрат стало не менее важным шагом, чем техническая реставрация,  для возвращения произведения зрителям и специалистам.

Были удалены поздние слои лака , сгустки лака в фактуре живописи, остатки старого реставрационного клея и папиросной бумаги. 

В необходимых местах был подведен реставрационный грунт и проведено воссоздание живописи, восстановлены очертания фигур и предметов в местах утрат .

Появилась возможность целостного  восприятия картины, ее композиционного и цветового решения.

Таким образом,  в результате сложной и кропотливой реставрации, на выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме»,  перед зрителями впервые за последние более чем 90 лет предстала большемерная  картина В.А.Котарбинского «Оргия».

 

 МИТУРИЧ П.В. (1887-1956)
ПОРТРЕТ РЕБЁНКА.Около 1916 г.
Картон, бумага, масло, кора дерева. 43 x 30,2
Инв.
No. ЖБ-1584

Реставратор – Щукина Е.Ю.


"
Портрет ребенка" выполнен в технике коллажа из цветных и окрашенных неводостойкими красками бумаг разной плотности, картона и березовой коры, закрепленных на картонном основании металлическими скрепками и мелкими гвоздями. В процессе бытования бумага фрагментов значительно окислились, в результате чего появились разрывы и изломы. Бумага вокруг отверстий от скрепок сильно обветшала, крепеж более не обеспечивал стабильности экспоната. В частности, бумажный фрагмент глазницы, закрепленный автором двумя маленькими гвоздями, повернулся на 90 градусов, отчего исказился взгляд изображенного.

В процессе реставрации коллаж был почти полностью размонтирован: временно удалены металлические скрепки и гвозди. Бумага фрагментов нейтрализована, укреплена пропиткой эфирами целлюлозы. Разрывы, изломы и отверстия от скрепок и гвоздей укреплены, удалены пятна ржавчины в местах металлических скрепок. Бумажный фрагмент глазницы, частично утративший связь с основой, возвращен на первоначальное место, определенное отверстием от гвоздя. Мелкие утраты и потертости красочного слоя тонированы. Фрагменты коллажа вновь закреплены на основе обработанными антикоррозийным составом старыми скрепками. Экспонат смонтирован в раму под стекло.

В процессе реставрации удалены загрязнения, лаковая пленка утоньшена. Расчистка велась послойно под контролем в УФ-лучах. После снятия поздних лаковых слоев открылись участки записей, изменившихся в цвете и тоне (на изображении лица, орденской ленты, драпировки, колонны, на фоне).

 

 МАЗИН И.А. (?)
КОМПОЗИЦИЯ "ПРАЗДНИК УРОЖАЯ". 1935
Бумага, роспись. 31,7 х 44
Инв.
No. ОНИ/Р-4282

Реставратор – Иовлева Е.В.

Лист находился в руинированном состоянии. Бумага «перегорела», потеряла пластичность, стала хрупкой. Авторский лист был неравномерно покрыт слоем лака. На листе имелось неравномерное пожелтение, загрязнение, потертость, деформация. По всей поверхности листа располагались многочисленные разнохарактерные пятна загрязнений, в том числе пятна и сгустки лака, брызги и сгустки краски, следы экскрементов насекомых, следы затеков. По всей поверхности листа имелись многочисленные жесткие изломы, глубокие царапины лаковой пленки и красочного слоя, потертости красочного слоя; многочисленные утраты красочного слоя и срывы бумаги на изображении и по краям листа, многочисленный кракелюр, выкрошки  красочного слоя  в местах нанесения лака. Многочисленные утраты бумаги были по краям листа и на изображении. Оборот авторского листа имел неравномерное пожелтение, загрязнение, затертость; обширные площади «перегоревшей» бумаги, сгустки клея, пятна проступившего с лицевой стороны лака, многочисленные остатки бумажных монтировок, реставрационных подклеек. На листе имелись надписи графитным карандашом, синим карандашом, тушью.

После проведения технологических исследований были определены состав и характер красочного слоя, бумаги-основы и лакового покрытия. В результате микрохимических исследований установлено, что произведение покрыто масляным лаком на основе спирторастворимой природной смолы. Краски  состоят из клеевого связующего (предположительно, желатинового) с добавкой красящих пигментов.

В результате проведенного микроскопического исследования установлено, что представленный образец картона состоит из хаотично расположенных: ¾ целлюлозных волокон древесины хвойных и лиственных пород; ¾ волокон льна; ¾ волокон хлопка.

Результат технологических исследований  определил вид и последовательность реставрационных мероприятий:

1. Обеспыливание при помощи мягкой кисти;

2. Механическая очистка с лицевой и оборотной стороны при помощи глазного скальпеля и резиновой крошки;

3. Многократная промывка в спирте-ректификате до максимального удаления лакового слоя и выведения загрязнений (желтизны).

4. Промывка на листах фильтровальной бумаги, смоченной дистиллированной водой до полного вымывания желтизны;

5. В местах кракелюра и местах осыпания красочного слоя проведение укрепления.

 

 АМВОН. 1533 год.
 

Дерево, резьба, краска. В-2,73; Дл. Окр. – 6,91
Инв.№ДРД-443
Реставраторы – Чмеленко В.Я. (руководитель проекта), Кондратьева А.В., Копяков В.В., Максименко Ж.А.

Проект был разработан на основании историко-архивных исследований и результатах анализа реставрационных вмешательств XIX века. Основной целью реставрации стало выявление исторической подлинности и сохранение целостности материальной структуры памятника. Осуществление проекта стало возможным благодаря проведению комплекса разнообразных технологических исследований.

Наиболее информативными для понимания первоначального художественного замысла памятника стали  РФА исследования, которые позволили составить достоверную картину декоративного решения резных деталей амвона. Оно заключалось в чередовании серебрения и золочения. Исследование проводилось на всех деталях. Всего было проанализировано более 500 точек на разных поверхностях. Исследования выполнены заведующем сектора технико-технологических исследований  Сирро С.В.

Благодаря результатам химических исследований был определен тип связующего красочного слоя и составлена стратиграфическая схема темперной росписи на скульптурах. Химические исследования были проведены   заведующей сектора химико-биологических исследований Пашковской Т. В.  и  ведущим сотрудником сектора Саватеевой Е. М.

Исследования методом ИК Фурье спектроскопии позволили уточнить характер поновлений на горизонтальных панелях, главках, замковых элементах  и подтвердили типы связующих. Исследования методом ИК-Фурье спектроскопии провел сотрудник сектора технико-технологических исследований   Колюбакин С.

Анатомо-морфологический анализ позволил понять как  мастерами  того времени использовались свойства древесины различных пород для решения определенных конструктивных и художественных задач. При изготовлении амвона были использованы следующие породы древесины: липа, сосна, дуб, клен. Данный вид анализа был проведен сотрудником сектора химико-биологических исследований Соловьевой Н.Г.

Совокупность результатов исследований дала возможность в полной мере оценить художественные достоинства столь сложного памятника и смоделировать конечный результат реставрации.

В результате четырехлетнего проекта было выполнено 188 описаний сохранности,  более 1000 фото, проведено более 20 съемок. Фотофиксация велась на всех этапах реставрации фотографом Туркиным Н.С. Кроме фотофиксации осуществлялась видеофиксация, которая является важным материалом для будущих исследователей.

Для решения реставрационных задач было разработано 7 (семь ) сложных методик.

1.      Методика консервации древесины – Максименко Ж.А

2.      Методика консервации красочного слоя с грунтом – Максименко Ж.А.

3.      Методика удаления профилактических заклеек из плотной бумаги крафт - Чмеленко В.Я.

4.      Методика раскрытия резьбы от многочисленных поновительских бронзировочных слоев – Кондратьева А.В.

5.      Методика консервации накладной резьбы (дублирование на предварительно окрашенный холст) – Кондратьева  А.В.

6.      Методика восполнения утраченных деталей и элементов Чмеленко В.Я, Копяков В.В.

7.      Разработка конструкции для безопасного хранения и передвижения амвона –Чмеленко В.Я.

Одной из технически  сложных задач было удаление с двух резных скульптур и двух горизонтальных панелей профилактических заклеек из плотной бумаги крафт, установленных в 40-х годах XX века на крепкий глютиновый клей. Предварительно было выполнено рентгенографирование с целью выявления очагов отслоений грунта с красочным слоем, скрытых под крафтовыми заклейками.

Особую сложность составило восполнение утраченных деталей. Некоторые объемные декоративные детали были восполнены по прямым аналогиям в авторском материале с соблюдением основных реставрационных принципов: локализация, дифференциация, обратимость. Восстановлены: утраченные фрагменты на 4 накладных вертикальных деталях, главки - 6 шт, замочки – 25 шт, короны – 3 шт. Фрагменты накладных резных деталей, главки и короны восполнял реставратор Чмеленко В.Я. 25 замочков восполнил реставратор Копяков В.В. Все восполненные детали были тонированы в тон, ориентируясь на первоначальное художественное решение. Для соблюдения принципа отличимости активные цвета (киноварный и голубой) не применялись на восполненных деталях.

Работа по раскрытию резьбы от многочисленных поновительских бронзировочных слоев велась под микроскопом и существенно осложнялась значительной глубиной рельефа и криволинейностью раскрываемых  поверхностей. В результате выявилась первоначальная резьба и открылись сохранившиеся фрагменты позолоты XVI века. Таким же способом были раскрыты части накладной резьбы с вертикальных панелей. Накладная резьба представляет собой тонкие прорезные пластины из липы 2-3 мм, которые во время бытования деформировались и растрескались. Для сохранения физической цельности пластин было выполнено дублирование на холст, который   предварительно был окрашен в цвет и тон сосновых панелей. Укрепленные таким образом пластины монтировались на панели при помощи латунных гвоздиков в старые отверстия.

Завершающим  этапом реставрации памятника стала его сборка. Монтаж амвона был выполнен на реставрационную конструкцию, позволяющую в случае необходимости безопасно разъять его на две половины, избегая полного демонтажа. Оригинальное основание  закреплено на дублировочном, повторяющем очертания авторского. Для удобства перемещения памятника реставрационная конструкция снабжена колесиками.

 

 

 ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА. XIX в. НИЖЕГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ.
Дерево, резьба. 18 х 14,5
Инв.
No. Д-762

Реставратор – Маслова Т.В.

Пряничная доска поступила в реставрацию с сильно загрязненной поверхностью. Лицевая сторона покрыта слоем въевшихся в жирную поверхность загрязнений и пятен, углубления резьбы заполнены остатками масла и сладкого теста, потемневшего со временем и вобравшего в себя пыль и грязь. Тыльная сторона была покрыта толстым слоем спрессовавшихся стойких загрязнений. Углы доски с лицевой стороны потерты и окатаны, присутствовали многочисленные мелкие отщепы.

В ходе реставрационных мероприятий были подклеены мелкие отщепы на углах, удалены стойкие поверхностные загрязнения, тонированы потертости древесины. После удаления загрязнений из углублений резьбы, выявился рельеф, изображение стало лучше читаться.

 

 МОЧЕСНИК. 1920-е гг.НИЖЕГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ.
Луб, городецкая роспись. 29,5 х 16,8 х 14,4
Инв.
No. Р-3203

Реставратор – Илюхина М.М.


На мочеснике, поступившем в реставрацию, по всей поверхности имелись стойкие разнохарактерные загрязнения, въевшиеся в текстуру древесины по внутренним сторонам и в верхний слой лаковой пленки по наружным сторонам стенок. На внутренней стороне днища, кроме того имелись плотные пылевые наслоения и сгустки пыли в зазорах между днищем и стенками. На внутренней стороне «замка» по тыльной стороне мочесника находился подвижный фрагмент основы. По красочному слою имелись многочисленные очаговые утраты.

В процессе реставрации была выполнена склейка подвижного фрагмента основы на тыльной стороне замка; поверхностные загрязнения удалены; в границах утрат красочного слоя, нарушающих целостность росписи, выполнены тонировки акварелью. Экспонат приобрел экспозиционный вид.

 

 ВАЗА. XIX в. НИЖЕГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ.
Дерево, масло, лак, роспись 40 х 53
Инв.
No. Р-1315

Реставратор – Козлова М.С.


В реставрацию поступила деревянная точеная ваза с хохломской росписью.  Ваза состоит из двух частей: чаша и ножка, в месте соединения склейка с двух сторон (со стороны чаши и со стороны ножки) укреплена проклеенным хостом. Конструкция деформирована, чаша просела и наклонена на один бок. Полихромная отделка вазы выполнена краской в два цвета и белым металлом. Роспись нанесена плотным неравномерным слоем по всей поверхности вазы. По всей поверхности в утратах и потертостях красочного слоя и металлической отделки просматривается грунт красно-коричневого цвета.

В центральной части чаши по окружности сердцевины на стыке соединения с ножкой вазы была сквозная подвижная трещина шириной до 0,5 см. По всей поверхности чаши наблюдались многочисленные утраты грунта; а также многочисленные обширные утраты и потертости металлического покрытия.  Красочный слой имел обширные отслоения от грунта по краям утрат во внутренней части чаши у трещины. С тыльной стороны чаши вазы у соединения с ножкой отслоение по всему периметру окружности. По периметру борта чаши и на выпуклой части тулова имелись потертости красочного слоя.

Во внутренней части горловины, по внешней поверхности чаши, на внешней поверхности основания ножки имелись многочисленные утраты лакового покрытия и обширные потертости. Также просматривались многочисленные смазывания лака со сгустками по краям с внешней и внутренней стороны борта чаши, набрызги и сгустки темного лака по внешнему верхнему борту и внешней стороне чаши вазы. С нижней стороны чаши и с внутренней стороны ножки имелись потеки более плотного сильно глянцевого лака. На дне чаши лак имел разнохарактерный кракелюр. Вся поверхность вазы была покрыта темным слоем желто-зеленого мягкого липкого лака, со сгрибленностями, сгустками и затеками, влипшими стойкими загрязнениями, фрагментами бумаги, частичек песка, волос и ворса, отпечатками пальцев.  Поверхностное покрытие, сильно потемневшее, с плотным слоем загрязнений практически скрыло авторский колорит, а рисунок не читался.

Перед началом работ были проведены микрохимические исследования, которые выявили, разный состав тканей, применявшихся для укрепления конструктивного стыка: со стороны ножки использовался холст, а со стороны чаши окрашенная хлопковая ткань. В качестве грунта использовалась краска коричневого цвета, в состав которой входят: земляные пигменты, масляное связующее, слюда мелких фракций, незначительное количество протеинового клея и крахмального клейстера. Также было выявлено наличие различных лаков на разных участках поверхности вазы: олифа, (вероятно, синтетическая, растворимая в спирте); тонкий слой смеси спирторастворимой и водорастворимой смол и незначительного количества воска; прозрачный полимер (предположительно, синтетический), набухающий в этиловом спирте; спирторастворимый лак на основе природной смолы, предположительно, канифоли и сверху тонкий слой протеинового клея; масляный лак. Металлическая отделка представляет собой белый металл на протеиновом клее под лаком.

В процессе реставрационных мероприятий были удалены стойкие загрязнения, разнохарактерные включения, фрагменты бумаги, влипшие в мягкий лак, утоньшена и выровнена лаковая пленка. В результате утоньшения лака и удаления загрязнений был выявлен авторский колорит и рисунок.

После удаления загрязнений, влипших в верхние слои лака, стало возможным укрепление подвижного соединение между чашей и ножкой вазы. Сквозная трещина была заполнена микалентой бумагой и проклеена. Затем были укреплены отслоения красочного слоя. Восполнены утраты грунта. На реставрационных восполнениях и потертостях авторского красочного слоя были выполнены тонировки.

 

НАЖМИТЕ СЮДА ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ

 

 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта