Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео

Лучшие реставрационные работы года

2012   2013   2014   2015   2016   2017

2018

22019   2020   2021   2022   2023

 

В 2018 году в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея проведена реставрация 4604 экспонатов, из них 167 относятся к категории "сложной реставрации". На этой странице представлены лишь самые интересные реставрационные проекты, завершенные в 2018 году...

 

 

 ИКОНА. ПРАОТЕЦ ИОСИФ.XVII век.
Дерево, левкас, темпера. 174 х 77 х 4.
ДРЖ-3207
Реставраторы  – Азарнина Е.В. (2015), Кесарев Р.А. (2017-2019)
 

До реставрации

В процессе

После

В процессе

В процессе

После


 


Икона происходит из праотеческого ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря. Была вывезена участниками экспедиции Русского музея в 1956 году. Поступила на реставрацию в 2015 году.

Щит иконы состоит из трех досок, скрепленных между собой двумя сквозными, встречными шпонкам. Верхняя часть щита имеет форму луковичного силуэта. Тыльная сторона закрыта темно-коричневой краской. Лицевая сторона находилась под толстой, сильно потемневшей, сгрибленной олифной пленкой. На фоне лежал лепной золоченый орнамент. По всей поверхности имелись многочисленные мелкие утраты красочного слоя до левкаса. На иконе с трудом просматривалась фигура в царственных одеждах с короной на голове, в правой руке держащей свиток с текстом.

В 2015 году художником-реставратором Е.В. Азарниной было выполнено укрепление красочного слоя и левкаса по всей поверхности.

В 2017 году Реставрационная комиссия Русского музея приняла решение продолжить реставрационные работы – провести полное раскрытие иконы от позднейших поновлений и слоев потемневшей олифы. Эта работа была поручена ведущему художнику-реставратору мастерской реставрации древнерусской живописи Р.А. Кесаревым.

Пробное раскрытие в левой части иконы на поле с выходом на изображение правой руки, на свиток и одежды Иосифа показало, что поверхность находится под толстой пленкой сильно потемневшей олифы,  двумя сплошными записями и локальными поздними прописками. Верхняя запись была сделана масляной краской и относилась к XIX веку, как и лепной золоченый орнамент на фоне. Поля были закрашены черной краской, сверху вся поверхность иконы неоднократно покрывалась олифой. Со временем пигмент масляной краски мигрировал в масляную олифную пленку и, не везде он прослеживался даже с помощью бинокулярного микроскопа. Особенно хорошо он был заметен на личном письме, на свитке и на изображении красного плаща. Второй слой записи был сделан темперной краской, предположительно его можно отнести к XVIII веку. По цвету и пигментам он был близок к живописи оригинала, и лишь прослойка олифы и несовпадение по рисунку выдавала в этом слое позднюю запись.

Раскрытие иконы велось при помощи микроскопа,  «всухую», без применения растворителей, по методике, принятой в Русском музее. В процессе работы было выявлено, что укрепления красочного слоя, которое было проведено в 2015 году, в настоящее время недостаточно. Левкас был очень рыхлый, красочный слой держался на нем чрезвычайно слабо. Было решено провести повторное укрепление. Поскольку икона была с ковчегом, то поверхность в ковчеге была залита слабым раствором медово-осетрового клея (слабым, чтобы не «студенился»). Таким образом шло насыщение левкаса клеем. Места «прожухлостей» красочного слоя дополнительно смачивались клеем. На следующий день на поверхность иконы был нанесен более крепкий клей, положена профилактическая заклейка и поверхность была высушена теплым утюгом.

Далее раскрытие было продолжено вверх по изображению свитка с выходом на фон и лик святого. На изображении свитка были обнаружены три слоя записи.  Первая запись – это белила, которые лежат на оригинале. Между этой записью и оригиналом лежит тонкая прослойка олифы, которая придает теплый тон оригиналу. Оригинал очень сильно потерт. При поновлении свиток полностью покрывался белилами и буквы писались "на просвет". Белила в записи плохого качества и со временем стали серыми. В последующих записях ширина букв немного увеличивалась. Первоначальные буквы сильно потерты, поэтому запись на буквах оставлена. Надпись на свитке: "Сотвори мя Бог князем всей земли".

Поздний лепной орнамент на фоне был положен на остатки золота, которое лежало на лаке, потемневшем и неравномерном по толщине, местами отсутствовавшем. Красочный слой фона имел многочисленные изломы и приподнятости, вероятно, от ударов молотком. После удаления орнамента, красочный слой пришлось укладывать и выравнивать с помощью клея, фторопластовой пленки, шпателя и теплого утюжка. После этого была сделана довыборка остатков золота и потемневшего лака. Под слоем золота на фоне открылась красная (киноварная) надпись, которая относится к промежуточной записи XVIII века. Под ней надпись черного цвета "Прекрасный Иосиф" – первоначальная. На фоне, после удаления поновительского золота и лака, открылись многочисленные замастикованные отверстия от гвоздей. Это говорит о том, что на иконе когда-то был басменный оклад. На полях иконы выявилась запись зеленого цвета, относящаяся к XVIII веку, которая лежала на олифной пленке и утратах, а на ней была запись черного цвета и сверху олифная пленка.  Зеленая запись на полях была удалена.

Далее раскрытие перешло на изображение лика святого. После удаления лепной надписи с нимба и поновительского золота открылся нимб зеленого цвета с обводкой белилами. Первоначально нимб был голубым, но охристая подложка и окислившиеся олифа сделали его зеленым. Красная обводка нимба, относящаяся к промежуточной записи, оставлена. На изображении лика было две записи – масляная и темперная. Масляная запись хорошо просматривалась на высветлениях скулы и подбородка. Темперная запись – охра красная – лежала на оригинале без прослойки олифы. Перед поновлением олифную пленку аккуратно спемзовали, чтобы запись хорошо легла. Темперная запись на лике была очень твердая и с сильной адгезией. Запись пришлось растачивать.

Особую сложность представляло раскрытие золотой каймы и короны. Они находились под очень толстым слоем сбугрившейся, почерневшей олифы. Изображение с трудом просматривалось, иногда его вовсе не было видно. Олифа постепенно срезалась, обходя изображения каждой жемчужины, каждого камешка. В результате раскрытия стало понятно, что изображение каймы и короны относится к поновительской записи XVIII века.  Жемчуга и камни лежат на золоте, которое лежит на масляном лаке. Под ним – остатки первоначального золота, лежащего на полименте. Авторские жемчуга не сохранились, камни сохранились фрагментарно. Местами виден старый рисунок, закрытый поновительским золотом, который не совпадает с рисунком записи.

Также очень сложно раскрывалась зеленая одежда и позем. Красочный слой на этих участках имел очень сильно развитый кракелюр – результат длительного воздействия влаги на нижнюю часть иконы, края у которого были приподняты и имели форму "чашечек", заполненных слоями записи и олифой. С большой осторожностью под микроскопом приходилось вычищать каждую "чашечку" отдельно, стараясь не повредить края.

При раскрытии красного плаща выяснилось, что верхние складки с правой стороны закрыты охристым фоном. Во время раскрытия фона иконы было выявлено, что басменный оклад менялся дважды. Под охристой записью были выявлены гвоздевые отверстия и гвозди. В процессе раскрытия поверхность иконы приходилось укреплять по методике, описанной выше при укреплении охристого фона. После раскрытия вся поверхность иконы была еще раз укреплена раствором медово-осетрового клея.

В местах утрат красочного слоя выполнены тонировки акварельными красками. Поверхность покрыта даммарным лаком.

 

 ИКОНА. ИОАНН ВОИНСТВЕННИК. XVII век.
Дерево, левкас. 31,3 х 27,8 х 3,2
ДРЖБ – 185
Реставратор – Пейчев Д.Г.

 

До реставрации

В процессе

После реставрации

 

Икона поступила на реставрацию в 2017 году. Живопись находилась под неравномерным слоем потемневшей лаковой пленки, на верхнем поле и в левом нижнем углу имелись значительные утраты грунта и красочного слоя.

В результате пробного раскрытия на полях и на фоне иконы были выявлены два слоя поздних записей – на полях близкая по цвету и тону к авторскому красочному слою, а на фоне под поновлениями был выявлен авторский красочный слой светло-зеленого цвета, орнаментированный выполненными твореным золотом и серебром облаками. 

Раскрытие иконы проводилось под микроскопом микроскальпелем записи были удалены, лаковая пленка выровнена и утоньшена. В места утрат грунта и красочного слоя подведен реставрационный грунт, тонировки выполнены акварелью в технике «пуантель». Икона «притерта» реставрационным лаком.

По решению Реставрационного совета фрагмент серебряного оклада был демонтирован и перенесен на отдельную основу.

 

 ТРОПИНИН В.А.
ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ АППОЛОНОВИЧА МАЙКОВА. 1821 год.
Холст, масло. 76,5 х 63,5.
Ж-5222
Реставратор - Третьякова М.Э.

 

До реставрации

В процессе

После реставрации

 

В Русский музей картина поступила в 1924 году из Общества поощрения художников. Ранее находилась в собрании В.Г. Дружинина.

Осенью 2017 года портрет поступил в мастерскую реставрации станковой масляной живописи из фонда живописи ХVIII – первой половины ХIХ вв. Причиной послужила необходимость приведения картины в экспозиционное состояние.

На первом этапе были проведены все необходимые технологические исследования. Помимо визуальной оценки состояния сохранности были взяты микропробы для химико-биологических исследований. А в отделе технологических исследований проведена подробная специальная фотосъемка. При общем удовлетворительном состоянии сохранности картины имелись две серьезные проблемы: деревянная надставка, изменяющая формат, и сильно пожелтевший лак, искажающий авторский колорит произведения.

Для удаления деревянных планок нужно было доказать, что они не являются авторскими. Ведь гвозди очень старые, кованые, четырехгранные, у верхнего края проходили сквозь две планки (более 10 см). Кроме того, по периметру видно, что портрет был создан на меньшем подрамнике, а позднее был натянут на данный. Холст с кромок переместился на лицевую сторону.

Причиной изменения формата мог послужить тот факт, что Тропинина порой обвиняли в том, что у него “головы подпирают потолок”, т.е. композиционно не хватает пространства над изображением головы. Возможно одному из владельцев захотелось “улучшить” картину, увеличив размер. Существует еще часто встречающийся вариант, когда размеры картины менялись под определенную раму.

Вопрос о возврате портрету исходных размеров обсуждался на реставрационной комиссии и в результате был одобрен. На обсуждение был вынесен также и вопрос об утоньшении и выравнивании сильно пожелтевшей лаковой пленки. Результаты исследований и пробные фрагменты утоньшения показали, что лак имеет минимум два спирторастворимых слоя; съемка пробных участков в УФ-лучах подтвердила наличие толстого слоя лака, дающего разные оттенки свечения видимой люминесценции. Также снимок люминесценции в УФ-лучах четко определяет границы записей по краям изображения.

Реставрационная комиссия Русского музея дала задание снять надставки, укрепить имеющийся подрамник, утоньшить и выровнить лак; а также произвести все сопутствующие операции: промывку от загрязнений, укрепление красочного слоя, подведение реставрационного грунта, тонирование утрат красочного слоя. Эта работа была поручена художнику-реставратору сектора реставрации станковой масляной живописи Третьяковой М.Э.

При удалении деревянных надставок подрамник подвергся серьезному испытанию на прочность. Для подклейки образовавшихся трещин, чтобы зажать струпциной, верхний край снимался с подрамника. Это позволило заодно укрепить холст на кромках.

Расчистка края картины от грубых записей сопровождалась дошлифовкой выступающих участков старой реставрационной мастики. Утоньшение лака велось по предварительно отработанной методике и на всем протяжении сопровождалось фотофиксацией и контролем равномерности (снимки видимой люминесценции в УФ-лучах).

 

 БОГОЛЮБОВ А.П.
ЖЕНЕВСКОЕ ОЗЕРО. 1854 г.
Бумага на холсте, масло. 26,5 х 34.
ЖБ-439
Реставратор – Серова Т.Б.

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации

Картина написана на бумаге, при предыдущей реставрации дублирована на холст, натянута на подрамник.  При поступлении в работу картина имела следующие повреждения: свежий разрыв бумажной основы с отставанием от холста, несколько старых, ранее заделанных прорывов с деформациями и неровно склеенными краями, очаги раздублирования бумаги и холста вдоль краев, бумажная основа очень хрупкая и ломкая. По периметру картины были видны затеки старого клея темно-коричневого цвета. С тыльной стороны, по дублировочному холсту,  видны участки прохождения дублировочного клея и старый реставрационный пластырь.
 По авторскому красочному слою была видна пленка  пожелтевшего лака и обширные реставрационные прописки и тонировки, сильно изменившиеся в цвете и тоне, что особенно было заметно на изображении неба, а так же по старым  прорывам  основы.
Перед началом реставрационных работ были проведены основные исследования в отделах химико-биологических и технологических исследований Русского музея. В результате был составлена программа реставрационных работ, которая была представлена и утверждена за заседание Реставрационной комиссии Русского музея.

В процессе реставрации были проведены следующие операции:
Выполнено профилактическое укрепление красочного слоя по всей поверхности с  подклейкой свежего прорыва основы на экспозиционном подрамнике. С оборота дублировочного холста был удален старый реставрационный пластырь, который был поставлен на воско-смоляную мастику. Под ним была  обнаружена старая печать Императорской Академии художеств и частично утраченная надпись «186(8)2 г.» (?), разрывов основы не были обнаружены. 

Для выявления сохранности авторского красочного слоя и состояния краев ранее заделанных  разрывов бумажной основы,  было проведено утоньшение и выравнивание лаковой пленки, удаление изменившихся в цвете поздних переписок и реставрационных тонировок с авторского красочного слоя. В результате открылись места потертостей и утрат авторского живописного слоя (на изображении неба слева) и старые реставрационные мастики, выполненные по дублировочному холсту по многочисленным утратам бумажной основы вдоль всех краев и в центре (на небе), проявились края прорывов основы, неровно склеенные при предыдущей реставрации.
После проведения мероприятий по живописной реставрации, картина была снята с подрамника, проведено раздублирование бумажной основы и старого дублировочного холста, с авторской основы удалены остатки дублировочного клея, разрывы бумажной основы выровнены, отпрессованы и дополнительно укреплены полосками японской бумаги.  Картина дублирована вначале на японскую бумагу, а затем, на новый мелкозернистый льняной холст. После натяжки картины на отремонтированный и очищенный от загрязнений экспозиционный подрамник, в места утрат авторской бумажной основы был подведен слой реставрационного грунта. 
Тонирование утрат и потертостей авторского красочного слоя выполнено реставрационными красками итальянской фирмы Maimery (Restauro). Поверхность покрыта слоем реставрационного лака. На тыльную сторону дублировочного холста переведены все надписи со старого холста, старые бумажные наклейки сняты с подрамника, отреставрированы в Секторе реставрации графики Русского музея и снова смонтированы на подрамник.

 

 МАШКОВ И.И.
ДАМА С КОНТРАБАСОМ. 1915 г.
Холст, масло. 251 х 196.
Ж-10122
Реставратор – Кленова О.Ю.

До реставрации

В процессе реставрации

В процессе реставрации

 

 

Картина поступила в Русский музей в 1980 году из частного собрания С.А. Шустера.

С момента поступления и по сей день произведение очень востребовано на временных выставках как в России, так и за рубежом. Между временными выдачами оно занимает достойное место на постоянной экспозиции в корпусе Бенуа Русского музея.

«Дама с контрабасом» является полнофигурным портретом, где изображена вторая жена художника Федорова Елена Федоровна.

Картина поступила в реставрацию в связи с мелкосетчатым шелушением красочного слоя в нижней части полотна. Микроскопические отслоения складывались в отдельные участки тонких утрат верхнего лессировочного лакового слоя. Скорее всего это ответная реакция живописи на потоки воздуха, образующиеся от проходящих по экспозиции посетителей. Авторская поверхность живописи, очень сильно и неравномерно нагруженная красочным слоем имеет очень высокую «шершавую» фактуру, впитавшую в себя многослойные поверхностные загрязнения.

Поскольку картина до поступления в Русский музей в 1980 году бытовала в частном собрании, все предшествующие реставрации были выполнены в весьма «свободной» манере. Это относится как к поздним записям по утратам без подведения грунта, так и к покрытию лаком по въевшимся в живопись загрязнениям.

В процессе текущей реставрации картина была снята с подрамника и взята на растяжку. Красочный слой укреплен, изломы и кракелюр уложены, а деформации основы устранены. Заделаны встык многочисленные мелкие отверстия от гвоздей, оставшиеся вдоль краев с лицевой стороны от предыдущих натяжек. Авторские кромки - очень ветхие, узкие и дырявые, дублированы полосами высококачественного льняного бельгийского холста. Устранены повсеместно поверхностные загрязнения, въевшиеся в фактуру живописи, потемневшее неравномерное лаковое покрытие утоньшено.

 Поздние записи были выполнены к сильно потемневшей и пожелтевшей поверхности живописи. После удаления загрязнений и утоньшения лака стало очевидно, что раскрывшиеся записи очень темные по тону, нанесены  в «свободной манере» с сильным заходом на авторский красочный слой, они требовали удаления. Наиболее обширные участки записей располагались вдоль нижнего края картины на изображении паркета, они были нанесены по отслоениям верхнего слоя живописи и сильно изменяли авторский живописный контекст. После их удаления в  места утрат красочного слоя и грунта был подведен реставрационный грунт. Живопись покрыта тонким слоем даммарного лака. Тонирование утрат красочного слоя выполнено «отжатыми» масляными красками по предварительно покрытой матовым лаком поверхности. Тонирование производилось в соответствии с авторским цветом и манерой, в границах утрат.  После окончания реставрации и высыхания тонировок произведено покрытие живописи защитной пленкой лака.

 

 НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
АРХИДИАКОН СТЕФАН
(часть иконостаса походной церкви Елизаветинского времени). ХVIII в.

Шелк, масло. 202 х 70.
Ж-5755
Реставратор – Русакова Н.И.

 

В настоящее время в отделе реставрации живописи смешанных техник ведется работа над двумя походными иконостасами елизаветинского времени, написанными масляными красками с золочением на синем шелке.

Они были написаны в первой половине ХVIII века. Такие иконостасы создавались для походных церквей. Несмотря на большие размеры (высота более двух метров), иконы легки для переноски.   Все 11 икон из иконостасов, хранящихся в Русском музее, закреплены на подрамниках. Изображения святых написаны в резервах, обрамленных рокайльными золочеными орнаментами из завитков, картушей и листьев аканта. Оба иконостаса сходны по технике письма и используемым материалам, хотя основа их немного отличается. Все свободное пространство икон – синий шелк, легкий, с хорошо заметной фактурой и чередованием блестящих и матовых частей камки и муаровым блеском репса.

В 1970-х годах художниками-реставраторами Русского музея А.Б. Бриндаровым  и Т.И. Бургазлиевой была сделана первая попытка отреставрировать одну из трапециевидных икон, расположенных над Царскими вратами.

Мы провели анализ всех плюсов и минусов предыдущей работы и на основании этого, разработали комплексный подход к консервации этих памятников.

Новая методика реставрации, как масляной живописи, так и ткани, с подбором соответствующих материалов, должна была дать хороший общий результат. Четыре иконы первого иконостаса находились в очень плохом состоянии. Они были сильно поновлены и, к сожалению, продолжали разрушаться под тяжестью поновительских подклеек, записей и дублирующих материалов. Поэтому, в 2015 году было принято историческое решение начать работу над одной из самых разрушенных икон этого типа - «Святой Стефан».

В настоящее время реставрация этой иконы завершена. В процессе работы икона полностью раскрыта от поздних поновлений, старых подклеек, перегрунтовок и записей, лежащих на авторской живописи и на шелке. Заклеены все разрывы, укреплены повреждения шелка.  Устранены деформации основы, повторяющие рисунок кракелюра многослойных красочных слоев, а также деформации на границе перехода от многослойной к менее нагруженной живописи, с использованием промежуточных дублировочных слоев.  Части основы с живописью усилены с помощью японской бумаги и пшеничного крахмала (Zin Shofu). Открытый поврежденный шелк с тыльной стороны дублирован на тонированный шелк-туаль.  Общее дублирование выполнено с помощью LASCOUХ 360HV на реставрационном вакуумном столе низкого давления. На поврежденном шелке, обрамляющем изображение святого, с лицевой стороны выполнено термодублирование с помощью тонированного тонкого газа.  Икона закреплена на постоянном подрамнике-планшете.  В места утрат красочного слоя подведен реставрационный грунт и выполнено тонирование. Живописное изображение в центре покрыто слоем лака. Опыт этой работы с необходимыми изменениями будет использован при продолжении реставрации следующих произведений из иконостасов. 

 

 ШУХАЕВ В.И.
ПОРТРЕТ СТАРИКА. 1923 г.
Бумага, сангина, уголь. 41,8 х 27,5.
РС – 13688
Реставратор – Иовлева Е.В.

До реставрации

До реставрации

В процессе реставрации

Авторский лист был наклеен верхним и нижним краями на картон (частично отклеился). Нижний край авторского листа был отрезан в виде полосы шириной 4 см. Авторский лист был неравномерно загрязнен, затерт, сильно деформирован, очень сильно неравномерно пожелтел.

По краям произведения были пятна высветлений. По всей поверхности листа имелись многочисленные темные пятна загрязнений, пятна фоксингов, следы затертого пигмента. В правом верхнем и левом нижнем углах имелись бурые затеки.

По всей поверхности авторского листа имелись потертости, царапины, изломы, прорывы и продавленности. Красочный слой местами был смазан, потерт. По краям были незначительные разрывы. Также имелись содранности верхнего слоя бумаги по верхнему краю.

На оборотной стороне имелось  неравномерное пожелтение, загрязнение, затертость. Многочисленные пятна разнохарактерных загрязнений. Фактурные пятна клея были расположены по всей поверхности. Имелись срывы верхнего слоя бумаги по всему листу.

В процессе реставрации авторский лист был снят с картонной подложки. Обеспылен  мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем.  Многократно промыт на листах фильтровальной бумаги, смоченных в дистиллированной воде. Проводилась общая и местная химическая обработка общего пожелтения листа, следов затертого пигмента,  бурых пятен фоксингов, следов затеков  с последующей окончательной промывкой на листах фильтровальной бумаги, смоченных в дистиллированной воде. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов тонкой японской реставрационной бумагой. Лист дублирован на плотную реставрационную бумагу. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, утрат, изломов и подклеенных разрывов.

 

НАЖМИТЕ СЮДА ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта