|
Общий
вид лицевой стороны в боковом освещении до реставрации. 2020 |
|
|
Этюд был
написан художником в 1923 году масляными красками на бумажном листе,
накатанным фабричным способом на рыхлый картон довольно низкого качества.
Со временем картон начал расслаиваться по периметру и, местами отставать
от бумажного листа. Появились пузыри и деформации. Вдоль краёв - разрывы.
Кроме того, он сильно "перегорел" от масла.
По
просьбе Алисы Борисовны Любимовой, ведущего
научного сотрудника и хранителя этого произведения, реставрацию взялся
выполнить
Иван Сергеевич Безсолицин,
художник-реставратор Отдела реставрации живописи смешанных техник.
В первую
очередь необходимо было сделать техническую реставрацию. Было решено
удалить этот картон - срезать до бумажного листа. Затем, - подклеить
разрывы и восполнить многочисленные утраты бумаги вдоль краёв.
Реставрация началась с заклейки красочного слоя папиросной бумагой.
Затем, работа была перевёрнута лицевой поверхностью вниз и, картон,
постепенно начал утоньшаться методом «расслоения». Остатки были очень
аккуратно удалены скальпелем с поверхности, которая увлажнялась
раствором эфира целлюлозы. Для нейтрализации кислотности, бумажный лист
с живописью был обработан специальным буферным раствором. Разрывы
укреплены японской бумагой, а утраченные фрагменты - восполнены бумагой,
близкой по качеству авторскому листу. После этого, было выполнено
двойное дублирование. Сначала - на тонкий лист японской бумаги, затем -
на специальный бескислотный воздухопроницаемый картон из целлюлозы,
химически чистый и инертный. После этого работа была зафиксирована на
специально сделанный деревянный планшет.
После
завершения технической реставрации наступило время заняться живописной
реставрацией. Технологические исследования показали, что поверхность
красочного слоя покрыта несколькими неравномерными лаковыми слоями и
слоями стойких загрязнений - как поверхностными, так и межлаковыми. В
результате, было принято решение очистить поверхность водными
поверхностно активными веществами для удаления загрязнений. Эти операции
чередовались с удалением потемневших лаковых слоев. В процессе
утоньшения, равномерного выравнивания лаковой пленки и удаления
поверхностных загрязнений открылся подлинный авторский колорит. Были
выявлены мелкие детали и тонкие живописные прописки художника по «полусухому»,
скрытые стойкими загрязнениями и толстым слоем пожелтевшего лака.
В
завершении, было выполнено тонирование утрат красочного слоя.
Заключительным аккордом стало нанесение на красочный слой методом «напыления»
тончайшего слоя полуматового реставрационного лака. Теперь, блистательно
выполненному этюду Василия Яковлева ничего не угрожает и, он может быть
включен в выставочную программу Русского музея.
|