Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео I

Проект создания реставрационной мастерской (1906) - А.Я. Боравский

Санкт-Петербург, 1906 год

"Проект основания реставрационной мастерской при Русском музее императора Александра III"*

Александр Яковлевич Боравский
 

Картины, собранные до ныне в Русском музее и вновь поступающие, наглядно указывают на то, что приблизился момент заставляющий Русский музей передать художнику-реставратору в постоянную, надлежащую опеку всего собрания произведений искусства, дабы он один охранял от вредных влияний, а другие своевременно реставрировал. Основывая для этой цели специальную мастерскую, Русский музей мог бы не только обозначить свое собрание, но и отдать величайшую услугу произведениям искусства всей России.

Эта задача очень серьезная. Россия не имеет специалистов реставрационного искусства.

Русский музей основывая первоначальную мастерскую для реставрирования живописи вообще, в будущем, в строящихся зданиях, должен основать большую мастерскую-школу для реставрирования всевозможных произведений искусства и для приготовления хороших специалистов реставраторов.

Предлагаю мои услуги в этом отношении.

Оправдываю мою смелость следующим указаниям.

В продолжение моей 25-летней практики (мне 46 лет), я реставрировал всевозможные без исключения произведения искусства, за что и был удостоен свидетельствами от известных знатоков и учреждений, медалями на выставках и прошлого года - Высочайшим подарком.

Работаю также самостоятельно как художник живописец и скульптор. 1886 года мне была признана Варшавским Обществом Поощрения художников премия на выезд за границу, 1887 медаль за работу на Всеобщей Выставке Искусства в Кракове; выставлял свои произведения в Парижском Салоне 1888, в Кракове, Варшаве, Петербурге (в Общ. Поощр. Худ. 1891 г., в Академии Худ. 1894,(У Петербурских Худ. 1903); 1903 г. я расписал часовню Р.К. Духовной Академии по собственным композициям (700 арш.), а в Кракове (Га<...>) начата мною прошлого года работа (восемь картин из 87 фигур с орнаментами, в стиле XVI столетия), будет закончена летом сего года.

Ежегодно занимаюсь так самостоятельными, как и реставрационным искусством. ссылаюсь на выше сказанное а также на исполненную мною 10 лет тому назад работу при 9 плафонах Русского музея и ныне реставрированные для Русского музея картины.

Переходя к практической стороне дела - предлагаю, при нынешних трудных обстоятельствах следующий исход для проведения в жизнь выше указанного проекта.

Принимая во внимание, что обязательно Русскому музею придется ежегодно затрачивать не менее 3000 рублей на реставрирование картин, нахожу что эта сумма могла бы быть не вознаграждением за отреставрирование нескольких картин, а могла бы доставить гораздо больше пользы Музею при следующим <...> распределении. Я, будучи приглашен на штатную службу, с жалованием первоначально не менее 2400 рублей, могу дать Музею в продолжении года: 120 дней (по 5 часов) собственного труда при реставрировании музейных картин, руководить работами моих помощников (ниже объяснение), наблюдать за картинами, скульптурами и плафонами. При покупках старых картин выражать мнение относительно сохранности и нужной реставрации, это очень важно ибо в этом отношении весьма часто ошибаются самые хорошие знатоки.

Новая декорационная живопись и скульптура в Музеях, Русском и Этнографическом может быть мною исполняема (при употреблении разнообразной техники) хозяйственным способом. Моя работа как худ.-реставратора будет заключаться лишь только в трудной художественной части, остальное будет исполняемо под моим руководством, при полной ответственности - моими помощниками.

Расходы на материалы уплачивает Музей по счетам, ровно как и помощников по вольному найму, употребляемых по соглашению Музея.

В отпущенном помещении под мою мастерскую, дозволяется мною принимать частные заказы и иметь необходимое число помощников, на свой собственный счет.

Но как только в будущем найдется в новых зданиях соответственное место для устройства большой мастерской-школы, когда мне кроме вышеуказанных обязанностей будут прибавлены другие в Этнографическом музее, тогда мое вознаграждение вместе с распределением собственного труда и помощников будет установлено особо.

Некоторая часть чистой прибыли с работ исполняемых в большой мастерской будет передана в распоряжение Музея. Эта сумма может быть использована на консервацию произведений искусства, находящихся в Музее, либо на реставрацию таких, которые помещаются в бедных учреждениях, церквях и т.д., или же израсходована на премии для учеников реставрационной школы, будущих специалистов так нужных России, - пока их однако ни в Петербурге, ни в Москве, ни в Варшаве - нет их во всей России.

Александр Боравский

27 февраля 1906 г.

* Проект был представлен в Памятной записке А.Я. Боравского в Канцелярию Русского музея императора Александра III и в художественный Совет 28 марта 1906 г. (вх. No. 292)

Цитируется по документу - Архив Государственного Русского музея, фонд ГРМ(I), оп. 1, ед.хр. 314, на 10 л.

   БАЗА ДАННЫХ: "Все реставраторы Русского музея"...

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта