О реставрации работы Бориса Григорьева "Парижское кафе" в Русском музее...>>>

Об экспертном заключении  ГТГ о, так называемой, "второй, более поздней реставрации" работы Бориса Григорьева "Парижское кафе" из собрания Русского музея...>>>

О картине "В ресторане", принадлежащей петербургскому коллекционеру А. Васильеву (копии-подделке с рисунка Бориса Григорьева "Парижское кафе", 1913 г.)...>>>

4 мая 2015 года

О реставрации работы Бориса Григорьева "Парижское кафе" (1913 г.) из собрания Русского музея*

Рисунок Бориса Григорьева "Парижское кафе" (В ресторане) из собрания коллекции Русского музея

Рисунок Бориса Григорьева «Парижское кафе». 1913, ГРМ
 Общий вид при обычном освещении.

Рисунок Б.Д. Григорьева (1986-1939) «Парижское кафе», 1913 г. (инв. No. Р-57505, 52,6 х 70,3 см, бумага, темпера, гуашь) поступил в Русский музей в декабре 1983 года по завещанию Киры Борисовны Окуневой, дочери Бориса Николаевича Окунева, умершего в 1961 году. (Принят на постоянное хранение 25.05.1984 г. по Акту приема на постоянное хранение ОФ No. 5301) 

Сохранность его на момент поступления была крайне неудовлетворительная. Картон был сильно деформирован. Вдоль краев имелось большое количество разрывов основы. Правый верхний угол, а также несколько фрагментов картона вдоль нижнего края были утрачены. Имелись утраты и участки шелушений красочного слоя, особенно на белильных мазках, которые требовали срочного укрепления. Сам картон имел высокий уровень кислотности, вследствие чего приобрел коричневый цвет. В отдельных местах вдоль краев картон расслоился. Красочный слой был значительно загрязнен, имел темный и тусклый вид. 

В связи с этим, рисунок буквально через две недели после оформления коллекции на постоянное хранение в Русский музей, был передан на реставрацию. Это была его единственная реставрация в Русском музее. Ее выполнила художник-реставратор мастерской реставрации графики Е.И. Шашкова. В 1987 году в процессе подготовки выставки «Из собрания Б.Н. Окунева. Русское и советское искусство» рисунок на один день передавался в реставрационную мастерскую для консервационных работ – подклейки небольшого участка раздублировки бумаги на тыльной стороне. В 1995 году рисунок еще раз передавался в реставрационную мастерскую для представления на рабочей группе Аттестационной комиссии Министерства культуры РФ.

Первая передача рисунка в
реставрационную мастерскую графики

Реставрация 1984 года. (08.06.1984 – 10.12.1984)

Рисунок поступил в мастерскую реставрации графики по Акту внутримузейной передачи No. 20708 от 08.06.1984 г. из Отдела дореволюционного рисунка.  На Реставрационной комиссии, которая состоялась в этот же день присутствовало 9 человек - заведующий отделом реставрации Раскин В.Г. (председатель комиссии), заведующий мастерской реставрации графики Миронова Е.И., художники-реставраторы графики - Полищук Г.Г., Тантлевская Т.А., Харитонова Л.А., Шашкова Е.И., Щукина Е.Ю. и два хранителя Отдела дореволюционного рисунка - Верховская И.В. и Свенторжецкая Т.В. Было решено: 1). укрепить шелушащийся красочный слой; 2) по возможности, расслоить картон, удалив последовательно все его слои до верхнего авторского листа; 3). нейтрализовать высокую кислотность картона; 4) дублировать лист на два слоя фильтровальной и слой равнопрочной микалентной бумаги; 5). удалить поверхностные загрязнения красочного слоя и основы; 5) тонировать утраты и потертости красочного слоя. Работа была поручена художнику-реставратору мастерской реставрации графики Е.И. Шашковой.

В специальной сброшюрованной и пронумерованной Книге регистрации мастерской реставрации графики имеется запись об этой реставрации с подробным описанием состояния сохранности экспоната до начала работ, ссылками на Акты внутримузейного приема, протокол Реставрационной комиссии, задание на реставрацию. По мере выполнения работ в разделы Книги, посвященные этому рисунку, вписывались новые сведения – проведенные реставрационные мероприятия, ссылки на дату Реставрационной комиссии по сдаче экспоната после реставрации и ссылка на Акт передачи из мастерской – в Отдел дореволюционного рисунка, фамилия/подпись реставратора.

Реставрация продлилась почти 7 месяцев и была завершена 10.12.1984 г. На Реставрационной комиссии, которая принимала рисунок после реставрации присутствовало 9 человек – Главный хранитель Поликарпова Г.А. (председатель комиссии), заведующий отделом реставрации Раскин В.Г., заведующий мастерской реставрации графики Миронова Е.И., художники-реставраторы графики - Полищук Г.Г., Тантлевская Т.А., Шашкова Е.И., Щукина Е.Ю. и два хранителя Отдела дореволюционного рисунка - Верховская И.В. и Свенторжецкая Т.В.

В результате реставрационных мероприятий все поставленные перед исполнителем задачи были выполнены: деформированный картон был расслоен, утоньшен до верхнего авторского слоя и дублирован на 3 листа реставрационной бумаги («тройное дублирование»), что позволило полностью устранить его сильную деформацию. После удаления загрязнений с красочной поверхности, колорит стал гораздо светлее и ярче, за счет обработки картона в парах аммиака удалось нейтрализовать его сильную кислотность, вследствие чего, цвет картонного листа изменился с темно-коричневого на светло-охристый. Места утрат и потертостей красочного слоя были тонированы*.

Фотографирование процесса реставрации не проводилось. В соответствии с действующей на тот момент «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей в художественных музеях и художественных отделах музеев системы Министерства культуры СССР» (Приказ МК СССР No. 754 от 23.12.1971 г.) определение целесообразности фотографирования определялось исполнителем. Работа была принята с оценкой «хорошо».

Вторая передача рисунка в
реставрационную мастерскую графики

Однодневная консервация 1987 года. (11.11.1987)

С декабря 1984 по ноябрь 1987 г. рисунок хранился в фонде графики Отдела дореволюционного рисунка Русского музея.

В начале ноября 1987 года во время монтажа выставки «Из собрания Б.Н. Окунева. Русское и советское искусство» хранитель Отдела дореволюционного рисунка И.Б. Верховская, на ответственности которой в тот момент находилась эта работа, заметила на тыльной стороне рисунка небольшой участок раздублировки реставрационной бумаги. В связи с этим было принято решение передать рисунок на один день в мастерскую реставрации графики для проведения консервации - подклейки проблемного участка. Рисунок передали по Акту внутримузейной передачи No. 23500 от 11.11.1987 г. и в этот же день обратным Актом внутримузейной передачи No. 23506 от 11.11.1987 г. он была возвращен в фонд постоянного хранения. В Акте No. 23500 в разделе «Цель выдачи:» было написано – «На реставрацию для выставки коллекции Б.Н. Окунева (отслоение дублировки после реставрации)». Работу выполняла художник-реставратор Е.И. Шашкова. Фотографирование участка раздублировки бумаги не проводилось. В соответствии с действующей на тот момент «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР (Приказ No. 290 от 17 июля 1985 г.) определение целесообразности фотографирования определялось исполнителем.

Через несколько дней, 23 ноября 1987 года, в Русском музее открылась выставка «Из собрания Б.Н. Окунева. Русское и советское искусство», на которой, среди 114 произведений (82 - живописных и 32 графических работ) был представлен и рисунок Б. Григорьева «Парижское кафе». Выставка проходила в течение месяца до декабря 1987 года.

В соответствии с «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (Приказ МК СССР No. 290 от 17.07.1985 г.), которая действовала в 1987 году, (и которая действует до сих пор) в функции Реставрационной комиссии входят только вопросы реставрации памятников. Работы по консервации в отличии от работ по реставрации не предусматривают созыв Реставрационной комиссии и, соответственно, не предусматривают составление Протокола Реставрационной комиссии. Поэтому, 11 ноября 1987 года, Реставрационная комиссия по вопросу консервации рисунка не собиралась.

Третья передача рисунка в
реставрационную мастерскую графики

1995 (21.04.1995 – 09.06.1995)

Третий раз рисунок был передан из фонда постоянного хранения в мастерскую реставрации графики в 1995 году по Акту внутримузейной передачи No. 29602 от 21.04.1995 г. в ряду других графических работ, сделанных ранее художниками-реставраторами графики Е.И. Шашковой и Е.И. Симоновой для представления на очередном заседании рабочей группы Государственной комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ, которое должно было проходить в помещении мастерской реставрации графики Русского музея. В Акте передачи в разделе «Основание выдачи» написано - «Решение Главного хранителя – Аттестационная комиссия». В разделе «Цель выдачи» написано - «На аттестацию».

На комиссии Е.И. Шашкова представила десять произведений графики для присвоения ей Высшей категории. Рисунок «Парижское кафе» был представлен комиссии в ряду других дополнительных произведений для демонстрации умения реставратора послойно расслаивать картон для устранения его деформации. В основной состав представленных на аттестационную комиссию десяти произведений не входил.

Никаких работ по реставрации или консервации с рисунком не проводилось. Через полтора месяца он был возвращен в фонд постоянного хранения по Акту внутримузейной передачи No. 29752 от 09.06.1995 г.

*О тонировках и реконструкции участка живописи вдоль верхнего края
во время реставрации 1984 года

При поступлении в Русский музей в декабре 1983 года (принят на постоянное хранение 25.05.1984 г. по Акту приема на постоянное хранение ОФ No.5301) помимо многочисленных проблем с красочным слоем,  вдоль всего верхнего края имелись сильные потертости и утраты шириной около 2 см.  Значительная часть изображения на этом участке практически полностью отсутствовала. Имелись лишь фрагментарные участки зеленых мазков - «зубчиков» слева и частично справа. Хорошо сохранился лишь один «зубчик» слева.

Во время реставрации 1984 года многочисленные утраты и потертости красочного слоя в разных частях произведения, после их укрепления, были тонированы в цвета, соответствующие рядом расположенным участкам авторской живописи (в основном это цинковые белила). В отношении живописи вдоль верхнего края реставратор принял решение сделать реконструкцию.

Практика реконструкции живописи на основании частично сохранившихся фрагментов авторской живописи в отдельных случаях применяется чтобы сохранить для зрителя целостность восприятия произведения. Она всегда осуществляется в соответствии с методикой музейной реставрации произведений изобразительного искусства. И в 1984 году и сейчас в работе используются только полностью обратимые реставрационные материалы для того, чтобы иметь возможность при необходимости корректировать их или даже удалить без ущерба для сохранности произведения. 

Реставратор оставил единственный хорошо сохранившийся авторский «зубчик» (крайний слева), аккуратно обойдя этот мазок (это хорошо видно на снимке в УФ-лучах).

Фрагмент оригинала Русского музея в УФ-лучах. Слева вверху виден авторский «зубчик», не затонированный реставратором.

Фрагмент оригинала Русского музея в УФ-лучах. Слева вверху виден сохранившийся авторский «зубчик», не затронутый реставратором при реконструкции.

Затем, рассчитав ритм сохранившихся фрагментов «зубчиков», реставратор реконструировал недостающие. В результате этого "зубчиков" стало 23.

К сожалению, он не знал, что этот рисунок Б. Григорьева, еще при жизни самого художника, в 1914 году, был воспроизведен в альманахе "Мой журнал для немногих". Безусловно, репродукция могла бы помочь реконструировать утраченные "зубчики" с большой точностью. Но информация о ней появилась лишь спустя полгода, после завершения реставрации.

Сейчас, внимательно рассматривая эту черно-белую репродукцию под большим увеличением, мы «насчитали» лишь 18 «зубчиков». Необходимо также отметить, что к сожалению, сравнивая этот участок вдоль верхнего края с тем же фрагментом на оригинале Русского музея, мы видим различия не только в количестве "зубчиков", но и в их расположении, и в их наклонах.

10 декабря 1984 года Реставрационная комиссия приняла после реставрации рисунок "Парижское кафе", вместе с другими 47 произведениями графики. К сожалению, в краткий текст протокола не попала информация о реконструкции этого участка. Не было написано об этом и в кратком описании выполненных реставратором операций в Книге регистрации мастерской реставрации графики.

Таким образом, можно сказать, что в течение последующих 30 лет, вплоть до 2014 года, никто не знал о деталях реконструкции верхнего края, кроме самого реставратора, который с 1998 года уже не работал в Русском музее. Никто не знал, что 23 «зубчика» вдоль верхнего края, их направление и углы наклона являются работой реставратора в 1984 году, а не авторской живописью Б. Григорьева.

Лишь в середине 2014 года при сравнении снимков оригинала Русского музея, сделанных  в свете ультрафиолетовых лучей, и репродукции 1914 года, было впервые обнаружено, что во время реконструкции верхнего края живописи в 1984 году, реставратором были ошибочно добавлены 5 лишних «зубчиков». Как уже было отмечено выше, к сожалению, их расположение и углы наклона не соответствовали расположению и углам наклона «зубчиков», сделанных Б. Григорьевым. При беседе с реставратором, который делал эту работу в далеком 1984 году, стало понятно, что именно отсутствие у него в то время информации о репродукции 1914 года и крайне неудовлетворительное состояние сохранности верхнего края явились причиной этой ситуации.

В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что как бы сейчас, с позиции сегодняшнего дня, не оценивался  результат проведенной более 30 лет назад реставрации, надо помнить, что она была сделана полностью обратимыми реставрационными материалами. Это позволяет, при необходимости, в любой момент провести коррекцию, если Атрибуционный совет Русского музея примет такое решение.

Общий вид оригинала Русского музея в УФ-лучах. Вдоль верхнего края – участок реконструкции «зубчиков», сделанный реставратором в 1984 году.

Общий вид оригинала Русского музея в УФ-лучах. Вдоль верхнего края – участок реконструкции «зубчиков», сделанный реставратором в 1984 году.

 

Картограмма реставрационных вмешательств. Черным цветом выделены все участки, определяемые как "реставрационные тонировки", включая и фрагмент реконструкции живописи вдоль верхнего края.

Картограмма реставрационных вмешательств. Черным цветом выделены все участки, определяемые как "реставрационные тонировки", включая и фрагмент реконструкции живописи вдоль верхнего края.

 

Дополнительно по теме:

Об экспертном заключении  ГТГ о, так называемой, "второй, более поздней реставрации" рисунка Бориса Григорьева "Парижское кафе" из собрания Русского музея...>>>

О рисунке "В ресторане", принадлежащем петербургскому коллекционеру А. Васильеву (копии-подделке с рисунка Бориса Григорьева "Парижское кафе", 1913 г.)...>>>

 

* Последнее обновление информации: 09.08.2015

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта