О реставрации работы Бориса Григорьева "Парижское кафе" в Русском музее...>>>

Об экспертном заключении  ГТГ о, так называемой, "второй, более поздней реставрации" работы Бориса Григорьева "Парижское кафе" из собрания Русского музея...>>>

О картине "В ресторане", принадлежащей петербургскому коллекционеру А. Васильеву (копии-подделке с рисунка Бориса Григорьева "Парижское кафе", 1913 г.)...>>>

4 мая 2015 года

О так называемой «второй, более поздней реставрации» работы Бориса Григорьева «Парижское кафе» (1913 г.) из собрания Русского музея, «изменяющей авторский замысел», которую, якобы, обнаружили эксперты Государственной Третьяковской галереи (ГТГ).

(Экспертное заключение ГТГ No. Л2593/15 от 24.10.2014 г. «О проведении комплексной искусствоведческой и технико-технологической экспертизы работы Б. Григорьева «Парижское кафе». 1913 г. (Русский музей, инв. No. Р-57505, бумага, темпера, гуашь)

Рисунок Б.Д. Григорьева «Парижское кафе». 1913 г. (инв. No. Р-57505, 52,6 х 70,3 см, бумага, темпера, гуашь) поступил в Русский музей в декабре 1983 года по завещанию Киры Борисовны Окуневой, дочери Бориса Николаевича Окунева, умершего в 1961 году. (Принят на постоянное хранение 25.05.1984 г. по Акту приема на постоянное хранение ОФ No. 5301) 

В 2014 году в рамках следственных мероприятий по уголовному делу No. 562874, этот рисунок был передан по Акту временной выдачи музейных предметов No.6810 от 07.05.2014 г. ГСУ СК по Санкт-Петербургу для проведения комплексной химико-технологической и искусствоведческой судебной экспертизы в Государственной Третьяковской галерее.

В результате исследования было подтверждено, что рисунок из Русского музея является подлинным произведением Б.Д. Григорьева и именно он был опубликован в альманахе А.Бурцева "Мой журнал для немногих" в 1914 году.

Вместе с тем, в разделе "Выводы" (пункт No.4) эксперты отметили, что:

«Представленный рисунок выявляет следы двух реставраций. Первая - реставрация разрывов и утрат по краям листа, сделанная на высоком профессиональном уровне (Отраженная в реставрационном паспорте, предоставленном Государственным Русским музеем). Вторая - более поздняя, интенсивная, сильно и активно изменяющая первоначальный авторский замысел запись белилами и белилосодержащими красками в правой половине композиции, по верхнему краю и фрагментарно - в левой части». (стр. 7)

К сожалению, мы вынуждены не согласиться с этим выводом ГТГ о некой «второй, более поздней реставрации <…> изменяющей авторский замысел».

1). Дело в том, что все тонировки были сделаны во время единственной реставрации этого рисунка в период с 11.06.1984 по 17.12.1984 г в мастерской реставрации графики Русского музея, которую выполняла реставратор графики Е.И. Шашкова. Каких-либо иных тонировок на указанном произведении позднее никогда не выполнялось.

Непонятно, на каком основании были сделаны выводы о разновременности тонировок. В представленном экспертном заключении не приводится какая-либо аргументация версии о «второй - более поздней» реставрации кроме вывода, заключающегося в одном предложении в конце следующих двух абзацев, которое мы специально подчернули:

"При исследовании произведения выявлены обширные зоны вмешательства в первоначальную авторскую живопись. Помимо подклееных при реставрации и тонированных разрывов и утрат вдоль краев композиции (зафиксированных в реставрационном паспорте, предоставленном Государственным Русским музеем) произведение активно прописано поверх первоначального слоя - наиболее активные переделки отмечены в правой части. Зоны позднего вмешательства в первоначальный авторский слой убедительно выявляются в UV лучах (Приложение No. 3).

Поздние вмешательства делятся на две группы. Первая – реставрация разрывов и утрат по краям листа, сделанная на высоком профессиональном уровне (отраженная в реставрационном паспорте, представленном Государственным Русским музеем). Второе – интенсивная, запись белилами и белилосодержащими красками в правой половине композиции, по верхнему краю и фрагментарно – в левой части. Первоначально эта запись рассматривалась нами как авторская переработка – настолько сильно и активно она изменяет первоначальный авторский замысел. Запись исполнена материалами схожими с авторской живописью по составу (цинковыми белилами или смесями на их основе). Однако свечение в UV и исследование при макроувеличении отчетливо определяет этот слой как инородный. Поскольку это свечение совпадает со свечением реставрационных тонировок, а в некоторых случаях этот слой проложен поверх реставрированных прорывов – приходится признать, что данный слой – результат последней реставрации(Выделено и подчеркнуто Русским музеем) (стр. 5)

То есть резюмируя вывод экспертов:

Есть две группы тонировок. Группа No.1 - профессиональная на месте прорывов, группа No.2 – интенсивная запись белилами. Так как свечение тонировок группы No.2 в свете ультрафиолетового излучения такое же как свечение тонировок группы No.1 – из этого делается неожиданный вывод - группа No.2 сделана во время последней реставрации. 

Или ещё проще - Так как все тонировки светятся одинаковым свечением, тонировки из группы No.2 сделаны во время второй реставрации.

К сожалению, такая алогичная аргументация экспертов не выдерживает критики. Всё-таки, каким образом они смогли определить, что тонировки сделаны в разное время? Насколько нам известно, в настоящее время не существует научного метода, который позволил бы точно разграничить во времени нанесение тонировок гуашью или темперой на картоне, в течении такого короткого временного отрезка (с 1984 года - по настоящее время). Во всяком случае эксперты не сослались на использованный ими метод или наличие такого метода.

Реставратор Е.И. Шашкова, которая выполняла реставрационные работы в 1984 году подтверждает, что все тонировки, которые определяются в свете видимой люминесценции под воздействием УФ-излучения как «реставрационные тонировки» были сделаны ею во время реставрации 1984 года.

2). К сожалению, мы не можем также согласиться и с утверждением ГТГ о тонировках (записях) «активно изменяющих первоначальный авторский замысел» по следующим причинам - при исследовании под микроскопом участков, на которые были нанесены тонировки, мы обнаружили, что они (тонировки) были выполнены на местах значительных потертостей и утрат красочного слоя и нигде не выходят за границы мазков или форм авторской живописи. А цвета тонировок соответствуют цветам рядом расположенной авторской живописи (в основном это цинковые белила). Единственное место на произведении, где реставратором была выполнена небольшая реконструкция – верхний край. Ширина участка – около 2 см. Реконструкция была сделана на основании фрагментарно сохранившихся участков авторской живописи. Это подтверждается как микроисследованием под микроскопом, так и исследованиями поверхности в свете видимой люминесценцией под воздействием УФ-излучения.

Мы согласны, что объем реставрационного вмешательства, в том, что касается отдельных участков тонировок, сделанных более 30-ти лет назад, выглядит в ряде случаев чрезмерным. И вероятно, мог бы быть выполнен более деликатным методом. Однако, как бы то ни было, эти тонировки и незначительная реконструкция вдоль верхнего края никаким образом не могут быть определены как запись, «интенсивная, сильно и активно изменяющая первоначальный авторский замысел», тем более, что именно в этих местах "авторский замысел" не сохранился.

Еще раз подчеркнём, что в соответствии с методикой музейной реставрации произведений изобразительного искусства, и в 1984 году и сейчас в работе используются только полностью обратимые реставрационные материалы. И как бы итоги реставрации не оценивались сейчас, спустя более 30-ти лет, ее результаты могут быть корректированы в любой момент, если Атрибуционный совет Русского музея примет такое решение.

Общий вид оригинала Русского музея в УФ-лучах. Вдоль верхнего края – участок реконструкции «зубчиков», сделанный реставратором в 1984 году.

Общий вид оригинала Русского музея в УФ-лучах. Вдоль верхнего края – участок реконструкции «зубчиков», сделанный реставратором в 1984 году.

Картограмма реставрационных вмешательств. Черным цветом выделены все участки, определяемые как "реставрационные тонировки", включая и фрагмент реконструкции живописи вдоль верхнего края.

Картограмма реставрационных вмешательств. Черным цветом выделены все участки, определяемые как "реставрационные тонировки", включая и фрагмент реконструкции живописи вдоль верхнего края.

3). И еще, эксперты Третьяковской галереи сравнивая участок живописи вдоль верхнего края на оригинале Русского музея и на репродукции 1914 года  делают ошибочные выводы, принимая 23 реконструированные реставратором Е.И. Шашковой "зубчика", которые она сделала в 1984 году, за авторские (!). А тот же участок на репродукции 1914 года с 18 авторскими "зубчиками" - за неудачную работу ретушера:

"Показательный пример свободного вмешательства ретушера на исследуемой фотографии рисунка Григорьева в журнале - полосы по верхнему краю композиции. Разные по цвету полосы (зеленая и белая в оригинале) близки по интенсивности тона, поэтому в воспроизведении 1914 года они практически слились между собой, что вынудило прибегнуть к ретуши. Нанесенные ретушером полосы не следуют авторскому рисунку, не совпадают по форме и количеству". (стр. 6)

После этого абзаца становится понятно, что эксперты ГТГ, к сожалению,  просто не поняли, что 23 зеленых "зубчика" являются работой реставратора Е.И. Шашковой в 1984 году. Они посчитали их авторскими. Но в свете UV лучей не возможно было не заметить темное свечение зоны реконструкции. Вероятно эксперты решили, что этот фрагмент живописи как раз и является иллюстрацией их версии о том, что "произведение активно прописано поверх первоначального слоя".

 

Дополнительно по теме:

О реставрации рисунка Бориса Григорьева "Парижское кафе" в Русском музее...>>>

О рисунке "В ресторане", принадлежащем петербургскому коллекционеру А. Васильеву (копии-подделке с рисунка Бориса Григорьева "Парижское кафе", 1913 г.)...>>>


 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта