Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация рокального бюро XVIII века из Русского музея

Реставрация мебельного бюро XVIII века -  Реставратор Юрий Макаров   | Отдел реставрации фанерованной мебели. Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Заведующий Отделом реставрации фанерованной мебели, художник-реставратор высшей категории Юрий Макаров укрепляет отставания фанеровки на музейном предмете "Бюро" конца XVIII века. 2021

Несколько лучших работ отдела реставрации фанерованной мебели:

 Реставрация мемориального кресла XVIII века из Домика Петра I...>

 Реставрация мебельного гарнитура XVIII в. из Строгановского дворца...>

 Реставрация рокального бюро XVIII в...>

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>
 

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>
 

Реставрация мебельного бюро XVIII века -  Реставратор Юрий Макаров   | Отдел реставрации фанерованной мебели. Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Заседание Реставрационной комиссии, где обсуждается план работ по реставрации музейного предмета "Бюро" 1779 года. 2016

В настоящее время в Отделе реставрации фанерованной мебели подходит к концу сложная реставрация рокального бюро XVIII века. Предмет поступил в Русский музей в 1965 году от частного владельца. Несколько лет назад Лариса Антоновна Обухова, ведущий научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства, атрибутировала его как произведение мебельного мастера Иоганна Готлиба Коля. Он создал его в Петербурге в 1779 году.

Лицевые поверхности бюро покрыты наборными изображениями. На крышке в фигурном медальоне – вензель “МД” с амурами по бокам, на внутренней дверце – изображение Минервы с мечом и щитом, на котором гравирована надпись: «St: Petersburg ben 23 FebAnno 1.7.7.9. J.G.Kohl».

Бюро дошло до нас в неплохом состоянии, учитывая его время создания. Невосполнимая утрата – частично счищенная циклей гравировка, особенно на передней лицевой стороне. На инкрустации были также многочисленные отслоение фанеровки, утраты мелких фрагментов, поновительские восполнения набора разного качества. Поздний потемневший лак на внешних поверхностях сильно искажал цвет древесины.

Главный дефект конструкции бюро - деформация боковых стенок. Причиной являлось их несимметричная конструкция – с наружной стороны фанеровка была, а с внутренней – нет. В результате усушки на каждой боковине бюро изнутри образовались трещины, и части щита выгнулись дугой наружу с изломом, разорвав снаружи инкрустацию. Эти изломы по бокам сильно портили внешний вид этой великолепной вещи, а исправление деформации конструкции всегда считалось непростой задачей. Кстати, изнутри была видна попытка старой чинки – врезка поперечной шпонки “ласточкин хвост”, которая не исправила деформацию.

Эту сложную работу было поручено выполнить ведущим художникам-реставраторам высшей категории Александру Деревенскову и Юрию Макарову.

Для решения проблемы необходимо было ликвидировать её причину - зафанеровать щиты изнутри, предварительно выпрямив их увлажнением. В течение трёх суток щит изнутри увлажнялся, пока постепенно он полностью не распрямился. На внутреннюю сторону была наклеена дубовая фанера с таким расчётом, чтобы не мешать механизму цилиндрической крышки. Прижимные струбцины не снимались в течение месяца. Со щитом другой стенки были проделаны такие же операции. Три года наблюдений показали, что операция оказалась довольно эффективной.

Поздний потемневший лак был удалён этиловым спиртом без механической шлифовки или циклёвки. На лицевых поверхностях обнажилась древесина экзотических пород, сильно выгоревшая со времени последней перециклёвки.  Когда дело дошло до восполнения утрат набора, оказалось, что современная древесина той же породы совершенно не похожа на старую.  Мы решили искусственно состарить заготовки современной древесины, продержав их в течение нескольких десятков часов под сильным ультрафиолетовым излучением. Опыт удался, и подготовленные заготовки были использованы по назначению.

Стереотип сознания, сложившийся в последние десятилетия, предполагает для реставрации фанерованных поверхностей исторической мебели преимущественно два типа отделки: шеллачная полировка или масляный лак с расшлифовкой. На данном бюро только одна деталь – внутренняя сторона средней дверцы, на которой стоит подпись мастера, сохранила подлинную отделку. Как показали результаты химико-биологических исследований, это - вощение с маслом. Такой тип покрытия было и решено использовать для всех лицевых поверхностей. На некоторые детали (в частности, на нижние ящички) оно уже нанесено.

 

Работа продолжается...

4 апреля 2021

 

Реставрация мебельного бюро XVIII века -  Реставратор Юрий Макаров   | Отдел реставрации фанерованной мебели. Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид в процессе реставрации. 2016

Реставрация мебельного бюро XVIII века -  Реставратор Юрий Макаров   | Отдел реставрации фанерованной мебели. Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Деталь в процессе реставрации. Удаление поздних потемневших лаковых слоёв. 2020

Реставрация мебельного бюро XVIII века -  Реставратор Юрий Макаров   | Отдел реставрации фанерованной мебели. Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

 Фрагмент в процессе реставрации. 2021

Реставрация мебельного бюро XVIII века -  Реставратор Юрий Макаров   | Отдел реставрации фанерованной мебели. Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

 Общий вид в процессе реставрации. 2021

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2020 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта