Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Создание копии с резной иконы XVI века "Успение Богоматери"

Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры | реставрация в Русском музее

Реставратор Виталий Копяков за работой по созданию копии.

В августе 2016 года завершена уникальная работа по изготовлению копии с резной иконы начала XVI века «Успение Богоматери» (Круг Дионисия) в мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Отдела реставрации музейных ценностей Русского музея, которая длилась почти два с половиной года. 

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>
2011...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Художник-реставратор Виталий Копяков

В процессе копирования резной иконы XVI века "Успение Богоматери" для Спасо-Парголовского храма. 2015

В конце 2013 года, в результате длительных переговоров между Русским музеем и Русской Православной церковью в лице Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, было принято решение о создании резной копии с выдающегося памятника древнерусского прикладного искусства для её последующей безвозмездной передачи в действующий Спасо-Парголовский храм Санкт-Петербургской епархии. Хотя оригинал выполнен из кости, копию решено было изготовить из дерева (белый клен). Эта сложнейшая работа была поручена художнику-реставратору мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея Виталию Витальевичу Копякову

Несколько слов об оригинальной иконе.

Резная икона «Успение Богоматери» начала XVI века, круг Дионисия (?) (ГРМ ДРК-114), выполненная из кости (размер: 40 х 57,3 х 2,5, толщина костяной пластины: 0,5 - 0,6  мм), поступила в Русский музей на постоянное хранение  из Спасо-Парголовского храма по акту No. 3357 от 22 декабря 1965 года в соответствии с Приказом Министра Культуры РСФСР No. 188 от 11 марта 1965 года «О мерах улучшения учета и охраны памятников древнерусского искусства» и письма начальника Управления музеев и охраны памятников А. И. Ермолаева  No. 10-70 от 12.04.1965 года.

Происхождение иконы неизвестно, также, как и история ее бытования до поступления в храм. Известно, что существующая Спасская церковь была построена в 1876 году.  Первая информация об иконе «Успение Богоматери», как одной из ее святынь, появляется спустя 8 лет в VIII выпуске «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (СПб., 1884. С. 159-167).

После поступления в Русский музей икона с 1968 по 1983 годы находилась на постоянной экспозиции древнерусского прикладного искусства Русского музея. В настоящее время памятник также экспонируется в залах древнерусского искусства.

Изображение резано по цельной костяной пластине. Согласно экспертному заключению заместителя директора ЗИН РАН А.Н. Тихонова, материалом иконы послужил бивень мамонта (Mammunthus primigenius). Подобные резные иконы, созданные на единой  костяной пластине столь значительного размера практически не известны в медиевистике. Поэтому икона «Успение Богоматери» и с этой точки зрения является поистине уникальным произведением искусства.

На иконе представлен сложный иконографический вариант «облачного» Успения. Стремление максимально подробно описать событие отразилось в совмещении разновременных эпизодов повествования в едином иконном пространстве. В центре - изображена Богоматерь на высоком ложе, над которым возвышается фигура Христа в окружении славы овальной формы с резными изображениями херувима и четырех ангелов, два из которых со свечами. Перед ложем Богоматери – сцена отсечения рук Авфонии, по сторонам – апостолы (у изголовья – Петр с кадилом, у ног – Павел с покровенными руками) и архангелы: Гавриил и Михаил (?) Правый архангел показан с высоко занесенным над головой мечом. За апостолами изображены святители в крестчатых ризах (Иаков Иерусалимский, Иерофей Афинский, Дионисий Ареопагит и Тимофей Эфесский) и плачущие жены иерусалимские. В верхней части иконы представлена Богоматерь, восседающая на престоле, в окружении славы, которую возносят два коленопреклоненных ангела. По сторонам изображены двенадцать апостолов на облаках зооморфной формы, несомые ангелами. Выше – сегмент неба с отверстыми райскими вратами.

В нижней части славы Христа, о чем свидетельствуют надписи, исполненные, судя по палеографии, не ранее начала XVII века, помещены мощи святого Андрея Первозванного и Василия Великого.

Икона исполнена в технике выемчатой резьбы (выбирался фон пластины, изображения прорабатывались по поверхности и полировались). Резьбу иконы отличает многообразие художественных приемов. Первое, что обращает на себя внимание – разномасштабность фигур.   Размером выделены фигуры главных персонажей: Богоматери, Христа, апостолов Петра и Павла, Архангелов, определяющих передний план, приближенный к зрителю; четырех святителей в кресчатых фелонях, ангелов со свечами. Объемно, почти скульптурно решены лики святых, четко и графично резаны крылья ангелов, волосы и крестчатые ризы святителей. Вместе с тем, густые обильные складки одеяний исполнены «вольным» росчерком, рисунок резных изображений подвижен и «живописен», его отличает разнообразие ракурсов, жестов. Сама поверхность памятника становится вибрирующей, а композиция – исполненной глубокого внутреннего напряжения. В удлиненных пропорциях резных фигур исследователи усматривали влияние стиля Дионисия.

Процесс копирования.

Работы по копированию начались в январе 2014 года. Вначале требовалось подобрать древесину, обладающую определенными свойствами, близкими к свойствам материала оригинала, то есть кости. Дерево должно было быть светлого тона, обладать строением и плотностью, подходящими для выполнения миниатюрной резьбы. Среди различных пород древесины был выбран явор (белый клен), свойства которого наиболее подходили для решения поставленной задачи.

Прежде всего из явора была изготовлена иконная доска с двумя врезными сквозными встречными шпонками. После этого на подготовленную лицевую поверхность был переведен рисунок с оригинала. По рисунку проведена черновая выборка фона ковчега на глубину 5 мм ниже уровня полей.

После этого началась основная работа по резьбе сложной композиции «Успение», включающей в себя шестьдесят три фигуры, архитектурные мотивы и надписи. При резьбе использовались стамески разных размеров и форм. Вначале более широкими стамесками срезалось «все лишнее», выявляя основной объем фигуры. Затем более мелкими стамесками выполнялись детали: складки, пальцы, черты ликов. Мелкие цировки позволили выявить тонкую пластику, свойственную оригинальной иконе. Для сглаживания переходов поверхности аккуратно выполнялась шлифовка. Поверхность иконы было решено не тонировать, а лишь покрыть слоем бесцветного лака, чтобы остались видимыми структура и цвет дерева.

В настоящее время работа полностью завершена и в самое ближайшее время новая резная икона будет торжественно передана Спасо-Парголовскому храму.

Август 2016

Дополнительные материалы:

 

Художник-реставратор Виталий Копяков

 В процессе копирования резной иконы XVI века "Успение Богоматери" для Спасо-Парголовского храма. 2015

Копирование резной иконы XVI века в Отделе реставрации Русского музея

Художник-реставратор Виталий Копяков

Художник-реставратор Виталий Копяков

 Фрагмент резьбы в процессе (вверху) и после завершения копирования (крайняя снизу).

Художник-реставратор Виталий Копяков

 Общий вид копии в процессе резьбы. 2015

Художник-реставратор Виталий Копяков

 Общий вид копии после завершения копирования. 2016

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта