Санкт-Петербург 2017
год
"Исследование маркировки некоторых деталей
амвона из Софийского собора в Новгороде (1533 г.) в процессе реставрации
2013-2017 гг."*
К. С. Чарыкова
Научный сотрудник
сектора реставрации резных икон
и деревянной скульптуры Государственного Русского музея
Круглый деревянный резной
амвон для
Софийского собора в Новгороде был создан по заказу новгородского
архиепископа Макария в 1533 г. В 2013 г. (спустя 490 лет со времени создания
памятника) были начаты работы по его реставрации.
Представлявший собой произведение малой
архитектурной формы, амвон состоял из около 300 конструктивных и
декоративных деталей. До наших дней сохранилось 188 деталей (ИЛ.1). Круглая
база-основание (диам.2 м 27см) имела 12 пазов, в которые были вставлены 12
столбиков (ИЛ.2). Последние являлись основными несущими деталями
конструкции. Высотой ок.240 см, они располагались на расстоянии около 45 см
друг от друга (ИЛ.3). На высоте 120-125 см и 205-210 см столбики были стянуты
в обхват металлическими полосами-ободами (в верхнем ярусе, имевшем проемы,
вместо единого обода имелось 2 металлические полосы). Между столбиками
крепились ярусами остальные детали. В нижнем ярусе были установлены (также в
пазы основания) 12 скульптур-кариатид, над ними крепились 12 горизонтальных
панелей (размером ок.45х20см, и две длиннее – ок.73х20 – по местам
входов),на которые была нанесена вкладная надпись (ИЛ.4). Чуть выше яруса
надписи столбики были стянуты нижней металлической полосой-ободом, и на этом
же уровне был положен пол (настил). С противоположных концов амвона для
всхода на данную платформу (настил) приставлялись 2 лестницы (не
сохранились). Ограждали платформу высокие вертикальные панели, между
которыми располагались друг напротив друга два входа на настил амвона (по 5
крупных вертикальных панелей с каждой стороны, всего 10 крупных панелей
(размером ок.125х45см)). Панели крепились боковыми шипами в пазы столбиков
и составляли верхний ярус амвона. Верхняя металлическая полоса, стягивавшая
столбики на высоте 205-210 см, была также прибита коваными гвоздями к
панелям. На панелях в три ряда располагались 30 икон в киотцах - по 15 на
каждой группе панелей. Иконы не сохранились, однако на их месте можно
прочесть имена изображенных святых; от 30 киотцев сохранились 2 (один из них
- фрагментарно). Венчали конструкцию завершения двух типов: на шипах
столбиков были закреплены 12 капителей-корон, а на шипах панелей — 30
главок. Вертикальные панели имели трехлопастное завершение. Над каждой из
лопастей имелся шип, на который была насажена главка — небольшой барабан с
луковкой. В сочетании с трехлопастным завершением создавалась имитация верха
храма
В процессе реставрации 2013-2016 гг., после
демонтажа деталей (ИЛ.5) на каждую из них было составлено описание
сохранности. При составлении описаний было отмечено, что каждая из деталей
памятника имела маркировку. Результаты анализа маркировки выявили интересные
и актуальные для реставрации данные.
В настоящем тексте речь пойдет о результатах
исследования маркировки следующих групп деталей памятника: основания,
столбиков, горизонтальных панелей (ярус надписи), больших вертикальных
панелей, главок. Поскольку основные вопросы будут касаться указанных
деталей, приведем для ясности схему их обозначения. (ИЛ.6)
1. ОСНОВАНИЕ И СТОЛБИКИ (ИЛ.7)
На круглом деревянном основании имеется 2
вида маркировки (ИЛ.8):
а) насечки на внутреннем торце,
б) зарубки на внутреннем ребре.
И те, и другие располагаются в районе пазов
для столбиков.
Столбики имеют 3 различных вида маркировки:
1) на тыльной стороне внизу, рядом с шипами,
2) чуть выше, на тыльной стороне — маркировка
насечкой,
3) маркировка под накладной резьбой —
буквенной нумерацией (на лицевой стороне, на высоте 130-140 см от уровня
пола читаются крупные буквы (5х5см), написанные железогалловыми чернилами
Нажмите сюда, чтобы загрузить таблицу
No.1
Сопоставление маркировки на столбиках и
основании позволяет сделать выводы о том, что столбики имели сквозную
нумерацию двух видов (ИЛ.9):
1) начиная со столбика №1ст – против часовой
стрелки, насечкой в нижней части столбика, ей соответствовала маркировка
пазов на внутренней грани (торце) основания;
2) начиная со столбика №8 – по часовой
стрелке, зарубками на нижней грани столбика, с дублированием традиционной
буквенной нумерацией в верхней части столбиков; данной нумерации
соответствовали зарубки рядом с пазами на основании по внутреннему ребру
основания.
Отсутствие сбоев в нумерации обеих видов
позволяет быть утверждать, что столбики не меняли своего оригинального
местоположения.
2. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ПАНЕЛИ НАД ФИГУРАМИ
(ЯРУС НАДПИСИ) (ИЛ.10)
Из 12 оригинальных горизонтальных панелей до
нашего времени дошли 9: 2фп, 3фп, 4фп, 5фп, 6фп, 7фп, 9фп, 10фп, 11фп[1].
Указанные панели с лицевой стороны имели шипы, которые накладывались на
пазы столбиков и прибивались гвоздями. Горизонтальные панели имели
маркировку: а) в виде насечек, б) буквенную нумерацию (ИЛ.11).
Нажмите сюда, чтобы загрузить таблицу
No.2
Маркировку имели только оригинальные панели.
Выявлено 2 вида маркировки (ИЛ.12):
1) сквозная, с буквенной нумерацией всех
панелей начиная с 1фп - по часовой стрелке,
2) нумерация насечками (от 1 до 5) панелей,
отсчет которой от одного из входов и увеличивающаяся в стороны.
Сбоев в нумерации нет, т.о. можно утверждать,
что оригинальные горизонтальные панели находятся на своих местах. Точкой
отсчета и в том и в другом случае является проем с фигурой 1фп, между
столбиками ст1 и ст2.
3. БОЛЬШИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ПАНЕЛИ ВЕРХНЕГО ЯРУСА
(ИЛ.13)
Все оригинальные панели сохранились. Они
крепились шипами в пазы столбиков, а также с помощью металлической
полосы-обода (между верхним и средним рядом икон). На данных панелях было
выявлено 3 вида маркировки:
1) горизонтальные насечки с тыльной стороны
(у бокового края, под слоем левкаса);
2) буквенные обозначения;
3) зарубки на верхних торцах панелей.
Нажмите
сюда, чтобы загрузить таблицу
No.3
Сопоставление разных видов маркировки
позволяет сделать некоторые существенные заключения (ил.15). Во-первых,
маркировка на тыльной стороне насечками дублируется буквенной нумерацией
(при этом использована «Б», не входящая в традиционную нумерацию. Во-вторых,
панели не имеют сквозной нумерации; нумеруются от главного входа в стороны;
по правую сторону от входного проема между столбиками ст1 и ст2
располагаются панели, имеющие буквенные обозначения и насечки с тыльной
стороны, по левую — имеющие маркировку в виде зарубок на торцах. Нумерация
увеличивается от главного входа в стороны. Маркировка всех панелей следует
этому принципу, за исключением двух: п4 и п8. Можно было сделать
предположение о том, что две данные панели в процессе бытования памятника
были поменяны местами.
Данные иконографии подтверждают это (ил.16):
если панели п4 и п8 поменять местами, можно обнаружить определенную
закономерность в порядке посвящения икон нижнего ряда. Так, на панелях 11п,
10п,9п, 4п, 7п, располагавшихся одесную главного входа и имевших
маркировку 1,2,3,4,5 на тыльной стороне и А,Б,В,Г,Д — на лицевой, находились
иконы с изображениями праотцев: Рувима, Семиона, Левия, Иуды,, Иссахара.
Указанные праотцы — дети первой и нелюбимой жены Иакова Лии, в порядке их
старшинства. Шестой сын Лии — Завулон — на правую часть панелей амвона не
поместился. Его изображение можно видеть первым от главного входа в левом
ряду панелей (2п, 3п, 8п, 5п, 6п). Вслед за ним по той же левой стороне
помещались иконы праотцев Дана и Неффалима — детей Валлы, служанки любимой
жены Иакова Рахили, в порядке их старшинства. Затем, после них — Гад и Асир
(дети Зелфы, служанки нелюбимой жены, Лии), также по старшинству. Дети
любимой жены (Рахили) — Иосиф и Вениамин – сыгравшие особую роль в судьбе
Израиля, были изображены выше, в среднем ряду образов. Их круглые иконы
помещались сразу после 1-й иконы святителя Василия Великого: на панели 10п
- Иосиф и вслед за ним на 11п – младший Вениамин. Т.о. можно заключить, что
группировка образов праотцев – родоначальников 12 колен Израилевых –
происходила по принципу происхождения (в первую очередь – согласно статусу
их матерей) и по принципу старшинства (во вторую).
Примерка панелей 4п на столбики 9ст и 10ст, и
8п на столбики 4ст и 5ст показала, что авторские пазы подогнаны под шипы
именно этих панелей (ил.17). Т.о. по совокупности данных по маркировке,
иконографии, технических характеристик можно с уверенностью утверждать, что
4 и 8 панели (и только они) были в процессе бытования памятника поменяны
местами (ил.18).
По какой причине это могло произойти? При
осмотре памятника перед демонтажом было отмечено, что п4 и п8 на своих
местах не выглядели органично: стыки между частями были неровными, пазы
столбиков повреждены, панель п4 даже не вставала до конца на свое место. В
то же время, эти панели были единственными, которые извлекались свободно
(отчасти из-за обломанных пазов столбцов). Демонтаж других панелей
затрудняла металлическая полоса-обод, крепко прибитая коваными гвоздями к
панелям. В местах, где она должна была быть прикреплена к п4 и п8, полоса
была разорвана. Также был разорван по этой же вертикали и нижний
металлический обод, крепивший конструкцию на уровне настила пола. Разрывы
металлической полосы-обода в ярусе вкладной надписи наблюдались еще в 2
местах: между столбиками ст1 и ст2 и столбиками ст7 и ст8 (т.е. в местах
под входными проемами). Будучи важным крепежным элементом, который стягивал
конструкцию наподобие обода бочки, полоса имела значительную толщину
(сечение 30х3мм), и разрубить ее представляло определенную сложность. Данное
действие было целесообразно производить только с намерением разделить
конструкцию амвона на 4 отдельные части. Предположение о демонтаже
подтверждают распилы на основании. Последних насчитывается 4: 1) по центру
между столбиками 1ст и 2ст, 2) по центру между столбиками 7ст и 8ст, 3)
слева от столбика 4ст, 4) слева от столбика 10ст. Оббитые края с крупными
утратами, выкрошками и загрязнениями на основании в местах распилов
свидетельствуют о том, что распилы старые.
На старых фотографиях экспоната из архива ГРМ
– сделанных на экспозиции Древлехранилища императора Александра III (на
которой памятник пребывал с 1897 по середину 1920-х гг.)[2],
и ранее – во время нахождения памятника в Музее христианских древностей
Императорской Академии художеств (с 1860 г. по 1897 г.)[3],
как и на рисунках Ф.Г. Солнцева (сделанных в 1830-е гг.)[4],
можно наблюдать указанные распилы основания, разрывы металлической
полосы-обода, а также утраченные горизонтальные панели 1фп и 8фп.
Ширина дверных проемов, ведущих на лестницу
на хоры Софийского собора (как в нижнем этаже, так и в ярусе хор), не
позволяет считать, что памятник мог переноситься целиком. Можно думать, что
при упразднении амвона из богослужебного пространства он был вначале
разобран на 4 части, затем перенесен на хоры. При этом в первую очередь
использовали более удобные места всходов: на каждой из них требовалось лишь
единожды разрубить толстую металлическую полосу; в данных местах распил
основания производился по центру между столбиков. Во вторую очередь были
совершены распилы основания между столбиками ст4 и ст5, а также ст10 и ст11
– здесь для сохранения цельности фрагментов конструкции распилы
производились не по центру между столбиками, а рядом с ними (чтобы не
вынимать фигуры). Также были разрублены металлические полосы в верхнем ярусе
и ярусе надписи; при этом в одном случае разрыв полос производился по той же
вертикали (над распилом между ст4 и ст5), а в другом – между столбиками ст9
и ст10 (панель п8.
ГЛАВКИ (ил.19).
Вертикальные иконные панели венчали главки –
по 3 на каждой. Главки условно можно было подразделить на 2 вида: крупные,
высотой ок.25 см, диам. ок. 105 см, имеющие красные оконца на барабане, и
малые высотой ок.23см диам.9,5см, имеющие голубые оконца на барабане
(ил.20). Из 30 главок дошло 24: 9 крупных и 15 малых. Главки были закреплены
на панелях с соблюдением основного принципа: на центральном шипе крупные (с
красными оконцами), на боковых — малые (с голубыми оконцами). Однако
местоположение некоторых шло вразрез с данным принципом: так, на панели 10п
– все три главки были крупными, а на панели 6п – все 3 малые (ил.21).
Очевидно, что главки в процессе бытования
поменяли свое первоначальное местоположение. На упомянутых архивных
фотографиях, сделанных во время пребывания памятника в музее христианских
древностей Академии художеств, а также на экспозиции Древлехранилища
Русского музея, хорошо видны главки (ил.22). Сравнив местоположение главок
на момент передачи в реставрацию в данными фотографиями, удалось выяснить,
что не только они, но и другие (как минимум, 5 главок) меняли свое
местоположение на во время бытования памятника уже XIX-XXвв.
Когда памятник был направлен в реставрацию и
производился его демонтаж, из 24 главок были демонтированы 13: остальные 11
не были демонтированы, т.к. это было технически невозможно (прибиты гвоздями
к шипам) (ил.23).
На главках была обнаружена маркировка 5 видов
(ил.24). На лицевой стороне, на треугольной выемке (под киотец,
располагавшийся на панели), читались: 1) кресты, 2) зарубки, 3) буквенные
обозначения. Также имелись г) зарубки снаружи в других местах и д) зарубки
на внутреннем отверстии (пазу под панельный шип).
Нажмите сюда, чтобы загрузить таблицу
No.4
и No. 5
Сопоставление всех видов маркировки главок
позволило сделать следующие выводы:
1) различные виды маркировки на одной главке
дублировали друг друга (исключением является главка 10Гл — т.е. она могла
быть переставлена в процессе авторского монтажа),
2) маркировка внутреннего отверстия имелась
почти на всех главках, следовательно, она была единой для всех главок,
3) маркировка на лицевой стороне барабана (на
треугольной выемке под киотец с лицевой стороны): зарубки с крестами и буквы
– взаимоисключали друг друга,
4) некоторые числовые значения встречались на
двух, но не более, главках (1,5,6,8,9,10,12),
5) числовые значения более 15 на главках не
встречались. Поскольку сохранилось главок 24, был сделан вывод о том, что
маркировка не являлась сквозной для всех 30 главок.
По совокупности данных фактов можно было
сделать заключение о том, что приоритетной маркировкой являлась маркировка
на лицевой стороне главок на треугольной выемке, при этом она была двух
видов: либо крестами с зарубками, либо буквенная — и доходила до 15 (ил.25).
Следовательно, нумерация главок была от 1 до 15 — вероятно, разделенная на
2 части соответственно группам панелей. Последние, как уже было сказано
ранее, имели счет от 1 до 5. Счет велся в стороны от проема между столбиками
ст1 и ст2.
Было произведено сопоставление маркировки
недемонтированных главок с маркировкой панелей, с учетом поменявшихся
местами панелей п4 и п8.
Нажмите сюда, чтобы загрузить таблицу
No.6
и No. 7
Исходя из общего принципа расположения
панелей и недемонтировавшихся главок на них, можно было сделать следующее
заключение: по правую сторону главного входа располагались главки, имевшие
маркировку крестами и зарубками на треугольной выемке, по левую — имевшие
буквенную маркировку. Прослеживалась очевидная закономерность в расположении
главок на панелях: нумерация первых следовала порядку вторых. Она также
начиналась от главного входа и увеличивалась по мере удаления от него в
разные стороны. Соответственно, главки должны были нумероваться от 1 до 15
на панелях по степени отдаленности от главного входа. При этом главки,
располагавшиеся на панелях по правую сторону входа, имели основную
маркировку на треугольной выемке с лицевой стороны главки крестами и
зарубками, а по левую — главки имели буквенную маркировку. При этом главки
были пронумерованы от 1 до 15 по правым 5 панелям (от указанного проема), и
от 1 до 15 — по левым 5 панелям. Если панели при этом нумеровались от 1 до
5, то главки (которых по 3 на каждой панели) – от 1 до 15 (справа) и от 1 до
15 слева – по совокупности видов маркировок.
Из 11 недемонтированных главок данному
принципу следовали 8 (2Гл, 2Гп, 4Гп, 7Гц, 8Гл, 8Гц, 8Гп, 11Гл). На двух
маркировку было прочесть невозможно вследствие утрат (6Гл, 6Гп).
Местонахождение лишь одной из недемонтировавшихся главок (4Гц) шло вразрез с
данным принципом.
Выявленный принцип расстановки главок
позволил установить местоположение остальных главок соответственно их
маркировке. При этом было отмечено, что из 13 демонтированных главок 2 до
демонтажа находились на своих первоначальных местах.
Расстановка главок по местам, соответственным
их маркировке, была сопровождена примеркой (ил.26). Главки вставали по своим
местам, причем их отверстия точно соответствовали шипам панелей. При этом
крупные главки оказывались по центру панелей, малые — по бокам.
2 демонтированные главки, маркировка которых
маркировка не была определена вследствие сильных утрат (7Гп, 2Гц), были
примерены на оставшиеся свободными шипы. Для главки 7Гп, имевшей форму
отверстия в виде сплюснутого цилиндра, подходил лишь один шип — 10Гл. Для
главки 2Гц, диаметр отверстия которой значительно превышал остальные,
подходил также лишь один шип — 3Гц.
Нажмите сюда, чтобы загрузить таблицу
No.8
и No. 9
Совокупность указанных фактов позволяет
считать, что первоначальное место панелей и главок определено. В качестве
результата исследования было сделано предложение о перестановке в процессе
реставрации 2013-2017 гг. деталей, местоположение которых не соответствовало
первоначальному — при наличии технической возможности. Последней не
наблюдалось в случае с центральной главкой на 4 панели (4Гц), которая должна
была занимать центральное место на 10 панели. С учетом того, что
оригинальная центральная главка с 4 панели утрачена, было принято решение
главку 4Гц не переставлять. Все остальные главки и панели во время монтажа
памятника были смонтированы согласно своему первоначальному местоположению.
После установки деталей по своим местам памятник стал выглядеть более
цельным.
Т.о., в процессе реставрации были
переставлены 11 главок на новые места, в соответствии с чем им были
присвоены новые номера. Изменившаяся нумерация главок отражена в таблице:
ГЛАВКИ НА ПАНЕЛЯХ: СТАРАЯ И НОВАЯ НУМЕРАЦИЯ
Нажмите сюда, чтобы загрузить таблицу
No.10
и No.11
Ссылки:
[1] Три
панели (1фп, б/фп, 8фп) сделаны из другого дерева, выпилены (не
отесаны), не имеют левкаса с красочным слоем. На фотографиях,
сделанных с памятника в ΧΙΧ и нач. ΧΧ вв. (Фототека ГРМ. ГРМ
Аф-19339/3, ГРМ Аф-19339/1) можно видеть, что указанные панели (1фп
и 8фп) отсутствовали в это время. Можно быть уверенными в том, что
они не являются оригинальными и появились в результате одного из
поновлений памятника в процессе его бытования. Т.о. памятник не
имеет оригинальных горизонтальных панелей: 1фп, б/фп, 8фп.
*
Источник:
Материалы научной конференции "Музей. Реставратор.
Реставрация", п. Пушкинские горы, Псковская область, 20-21.08.2016