13 февраля 2019 года в Государственном Русском
музее открывается художественная выставка, посвященная императору Николаю I.
На ней будут представлены различные художественные произведения. Планируется
показать более 50 произведений живописи из собрания Русского музея. Из них
более 30 экспонатов прошли реставрационную подготовку в Службе реставрации
музейных ценностей Русского музея.
Сегодня мы хотели бы рассказать Вам о
реставрации этого портрета Д. Доу.
Джордж Доу
(George Dawe) (1781-1829) — великий английский художник,
который на протяжении девяти лет, начиная с 1819 года работал в
Санкт-Петербурге. За это время им было написано большое количество портретов.
Вместе с Вильгельмом Голике и Александром
Поляковым, он создал 329 портретов генералов, которые были участниками
Отечественной войны 1812 года, а также военных походов времён 1813-1814 годов.
Кроме того, Джорж Доу написал немало портретов солдат и полководцев, среди
которых - портреты
М.И. Кутузова,
М.Б. Барклая-де-Толли и других.
В России он оказался после того, как
отправился в творческое путешествие по Европе. Его работы увидел
император
Александр I. Художник получил заказ на написание портретов русских
генералов, после чего на протяжении десяти лет писал для Императорского
двора. В 1826 году
Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году
Джордж Доу был официально назначен "Первым художником Императорского двора".
На портрете, о котором мы хотели бы Вам
рассказать сегодня, изображен великий князь Михаил
Павлович (1798 – 1849) – четвертый сын императора
Павла I и его второй жены,
императрицы Марии Федоровны.
Для Михаила Павловича в Санкт-Петербурге
архитектором Карлом Росси был построен дворец, названный в честь князя
Михайловским. 30 августа 1825 года Михайловский дворец был освещен, после
чего князь переехал в него вместе со своей
семьей. В настоящее время во дворце располагается основная часть
Русского
музея.
На портрете Михаил Павлович изображен в мундире гвардейской
артиллерии с орденом Святого Андрея Первозванного (звезда). Портрет многократно
повторялся автором. Идентичный портрет был в Романовской галерее Зимнего
дворца, вариант 1821 года находится в
Государственном музее-заповеднике «Павловск»
Основанием для реставрации
послужил не экспозиционный вид картины - живописная поверхность была закрыта толстым слоем
желтого лака. Кроме того, на фоне имелись значительные грубые поздние
прописки, сильно отличающиеся по цвету и тону от авторской живописи. Всё
это не только меняло авторский цветовой и тональный замысел, но и лишало
портрет воздуха и пространства, делало задний план плоским и тяжёлым,
нарушая касания фигуры с фоном, лишая ее объема. На изображении лица
имелись поздние тонировки, сильно изменившиеся в цвете.
Реставрационная комиссия Русского музея
приняла решение о полной реставрации этой картины.
Работа была поручена ведущему художнику-реставратору высшей категории
Наталии
Романовой.
Прежде всего, было проведено полное
технологическое исследование. По визуальным наблюдениям можно было
предположить, что портрет в разное время неоднократно подвергался
реставрации. Он был сдублирован на новый холст, авторский - был обрезан
по размеру подрамника, авторские кромки отсутствовали. Исследования под
микроскопом позволили обнаружить под слоем записей вдоль левой кромки следы
загиба и гвоздевые отверстия, что говорило о том, что при дублировании
вероятно была разогнута кромка и размер полотна был увеличен. При изучении поверхности в свете видимой
люминесценции под воздействие ультрафиолетового излучения выявились
многочисленные
поздние записи на изображении фона. В правой части они носили хаотичный
характер, сильно отличались по цвету и были хорошо видны. В левой части
запись по фону была практически сплошная, полностью перекрывала авторский
красочный слой. Кроме того, имелись поздние прописки на изображении мундира,
находившиеся между лаковыми слоями.
Для того, чтобы определить состояние живописи
под записями, было сделано несколько пробных контрольных участков раскрытий
авторской живописи. Был проведен так же химический анализ микропроб, взятых
с поверхностных лаков для определения метода раскрытия и выбора рабочего
состава. Результаты исследования показали, что картина покрыта спирторастворимым
терпентиновым лаком на основе сандарака. Записи были сделаны на основе
масляного связующего. Работа на участках пробного раскрытия показала, что
под записью находился очень тонкий авторский красочный слой в
удовлетворительном состоянии сохранности. После удаления поздних наслоений
не только появлялся авторский колорит, но и хорошо стал виден авторский
мазок сделанный напросвет - прием, очень характерный для Джорджа Доу. Было принято
решение о целесообразности дальнейшего раскрытия авторской живописи.
В процесс удаления позднего темного лака и
записей, вдоль краев по всему периметру была обнаружена поздняя перемастиковка,
широко перекрывающая авторскую живопись. По результатам химического анализа,
-связующее - масло, пигмент – неаполитанская желтая. Тоесть, перемастиковка
была достаточно жесткая. Удаление перемастиковки на
пробном участке показало, что под ней находится авторский красочный слой в
довольно удовлетворительном состоянии. Поэтому, вторым этапом раскрытия стало удаление перемастиковки по всему периметру.
После завершения всех работ по удалению
записей и слоев потемневшего лака, места утрат красочного слоя и грунта были
восполнены реставрационным грунтом. Поверхность покрыта слоем даммарного
лака. Места утрат красочного слоя были тонированы.
На заседании Реставрационной комиссии
Русского музея работа была принята. Было отмечено высокое качество
проведенной реставрации и ее сложность.
1 февраля 2019 года
Смотреть фильм...
|