Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео

Завершена реставрация рамы для картины Тимофея Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны"

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Ведущий художник-реставратор Отдела реставрации золоченной резьбы Русского музея Марина Илюхина завершает обработку левкаса на восполнениях резного декора. 2019

В  рамках подготовки музейных предметов для художественной выставки «Николай I» из цикла «Сага о Романовых» в Службе реставрации музейных ценностей прошли реставрацию более 46 произведений из фондов музея.

Лучшие работы отдела золочёной резьбы:

 Реставрация деревянного дивана XIX века, покрытого хохломской росписью (Р-1329)...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

 Реставрация консоли второй половины XVIII века (МЕБ-768/а,б)...>
 

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>
 2016...>         2012...>
 2015...>         2011...>
 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Общий вид до реставрации. 2018 

Сегодня мы хотели бы рассказать Вам об одном из них - о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны, 1838 г.  (133 х 103 см). На одном из заседаний Реставрационной комиссии Русского музея было решено передать ее на полную реставрацию. Учитывая сложность поставленной задачи, работа была поручена художникам-реставраторам из разных реставрационных подразделений Службы реставрации музейных ценностей Русского музея - Ирине Весниной, Марине Илюхиной и Мелхоле Козловой из Отдела реставрации золоченой резьбы, Виталию Копякову из Отдела реставрации резных икон и деревянной скульптуры и Юрию Макарову из Отдела реставрации фанерованной мебели.

Состояние сохранности экспоната до начала реставрационных работ:
Р
ама прямоугольной формы, вертикального направления, со скругленным по внутреннему окну верхним листелем. Богато декорирована по углам и в центре листелей объемными резными композициями из стилизованных рокайлей листьев и цветов. Широкий профиль рамы обрамлен по фальцу и платику резным ленточным декором. В отделке поверхностей использовано комбинированное золочение: глянцевое и матовое.

Глянцевое - на выступающих элементах декора по полименту красно-коричневого цвета выглядело звонким по блеску и теплым по оттенку. Матовое – на гладких поверхностях галтелей, по углублениям и поднутрениям резьбы, а также по листьям, прорезанным частой цировкой, было менее блестящим и более холодным по оттенку. Здесь для достижения наибольшего декоративного эффекта, помимо сусального золота было использовано сусальное серебро, «сколоченное» при производстве в один лист, так называемый «двойник». Это серебро, лежащее под тонким слоем золота, придавало ему холодный оттенок. Двойник, склонный к появлению окислов, был покрыт защитным матирующим слоем, который сделал позолоту менее блестящей. Прочность конструкции рамы была нарушена, соединения листелей в верхней части были подвижны. По всей поверхности имелись многочисленные сколы и утраты резных элементов, отдельные фрагменты резьбы находились в свободном состоянии. Многочисленные разнохарактерные трещины привели к подвижности некоторых элементов и целых композиций. Вся поверхность рамы была под темным слоем спрессовавшихся стойких загрязнений въевшихся в защитную пленку и текстуру открытой древесины, почти полностью скрывающим цвет и блеск позолоты. Под ними прослеживались участки с очаговыми отслоениями и утратами золоченого грунта. Наиболее поврежденным оказался верхний правый угол рамы.

Для укрепления конструкции рамы реставратором  фанерованной мебели Юрием Макаровым были изготовлены и после склейки установлены на тыльной стороне по углам дополнительные крепежные элементы. Выполнены врезки на местах соединительных декоративных тяг, одна из которых ранее была полностью утрачена  и две частично.

При восполнении утраченных фрагментов резного декора реставратором Виталием Копяковым было выполнено тридцать резных элементов разного размера и сложности с большим количеством переклеек наборной основы. Затем, по загрунтованным резным вставкам им же была нанесена цировка.

Реставраторами золоченой резьбы были укреплены очаговые отслоения грунта, выполнена промывка золоченой резьбы и удалены стойкие поверхностные загрязнения с поверхности гладей покрытых матирующим составом, где они были наиболее плотные. При удалении загрязнений на нижнем листеле открылись следы потемневшей поновительской бронзы по участкам с потертостями позолоты. Темные пятна окислов серебра на гладях рамы и поновительской бронзы на нижнем листеле были максимально ослаблены. Выполнены склейки подвижных элементов и вклеены по месту фрагменты, находившиеся в свободном состоянии. Восстановлена прочность крепежа накладного орнамента на платике рамы. Восполнены зазоры по усовым соединениям листелей. Мелкие сколы резьбы и тридцать два некрупных, часто повторяющихся элементов, в виде отдельных цветов и листьев были восполнены мастичными отливками в технике силиконовой формовки. При внешней схожести все резные фрагменты несколько разнятся по силуэту и размеру. Поэтому было снято двенадцать форм с аналогичных сохранившихся элементов, максимально приближенных к утраченным, из которых выполнялись отливки. В границах утрат авторского грунта подведен реставрационный левкас, деревянные восполнения утрат резьбы также залевкашены. Реставрационный левкас был тщательно обработан по форме. Для нанесения цировки требовалось определенная толщина слоя, что, к сожалению,  заняло значительное количество времени. На участках потертостей позолоты до грунта и по реставрационным восполнениям выполнены условные и имитирующие позолоту тонировки.

Реставрационная комиссия, принимающая экспонат после завершения реставрации, отметила высокое качество выполненной работы.

 

12 февраля 2019 года

 

 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2018 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

По имеющимся аналогиям из массива липы были вырезаны отдельные фрагменты орнамента. 2018 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

По имеющимся аналогиям из массива липы были вырезаны отдельные фрагменты орнамента. 2018 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент в процессе реставрации. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент в процессе удаления стойких поверхностных загрязнений. По центру временно оставлен контрольный участок загрязнений. 2018

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Общий вид в процессе реставрации. Утраченные фрагменты вырезаны из липы и покрыты левкасом. Часть мелких деталей сделаны по снятым формам из мастики. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент в процессе реставрации. Утраченные фрагменты вырезаны из липы и покрыты левкасом. Часть мелких деталей сделаны по снятым формам из мастики.2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Общий вид после реставрации. 2019 

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта