|
Картина О.А. Кипренского "Портрет
Б. Торвальдсена" в фабричной раме (№ 2506) конца
XIX - начала XX
вв. в экспозиционных залах Михайловского дворца. 2020 |
|
|
Портрет постоянно
экспонировался в залах Михайловского дворца. В сентябре 1917 года в связи
с наступлением немецких войск на Петроград, было принято решение об эвакуации
наиболее ценных произведений в Москву. Среди них был и портрет
Бертеля
Торвальдсена. Картинные рамы было решено оставить в музее. Только спустя три
года, в ноябре 1920-го, ценности возвратились в музей.
При восстановлении музейной экспозиции в 1922
году, живописное полотно Кипренского было
выставлено в зале уже в другом
обрамлении. Что явилось причиной такого решения нам не известно. Мы можем
только предполагать, что за эти годы в неотапливаемом здании музея состояние
сохранности оригинальной рамы могло значительно ухудшиться. Как бы то ни было
оригинальная рама была отправлена в "рамочную кладовую", как в то время
назывался фонд хранения рам, где и
просуществовала до начала 2000 годов.
В марте 2002 года в рамках подготовки
художественной выставки «Одеть картину» (июнь-август 2005 г.), посвященной
картинным рамам из коллекции Русского музея, было решено провести
реставрацию аутентичной рамы для
портрета Бертеля Торвальдсена (№ 704).
Для выполнения этой задачи были привлечены
реставраторы петербургской компании
«Кунст». Работы проходили под контролем
Реставрационной комиссии Русского музея.
В течение двух лет
был выполнен полный комплекс работ, включающий в
себя
удаление с поверхности
плотного слоя спрессовавшейся пыли и атмосферной копоти, укрепление деревянной основы
и авторского грунта с позолотой. По
имеющимся аналогиям
из массива липы
были выполнены дорезки утрат резного декора (реставратор-резчик
Ю.Н. Тетеревов).
Места
многочисленных утрат левкаса и позолоты, а также новые дорезки
были покрыты реставрационным грунтом. Затем, на этих участках было выполнено
полиментное золочение сусальным золотом с последующей обработкой поверхности под
состояние и оттенок рядом расположенных участков авторского золочения (реставратор-позолотчик Л.Б. Добродумова).
После завершения реставрации рама с успехом
была
представлена на выставке, а после ее закрытия, в августе 2005 года, вновь поступила на
хранение в фонд картинных рам.
К сожалению, спустя немногим более 10 лет раме
вновь потребовалась реставрация. Во время осмотра её состояния сохранности,
проведенного в конце 2015 года, были неожиданно обнаружены многочисленные отслоения и осыпи реставрационного
грунта и позолоты.
На раме также отсутствовал
крупный фрагмент резьбы, выполненный реставратором Ю.Н. Тетеревовым в 2002 году.
На заседании Реставрационной комиссии Русского
музея, состоявшейся в январе 2016 года, было решено привлечь для этой работы
реставраторов картинных рам Русского музея. Предстояло удалить поверхностные
загрязнения, укрепить множественные утраты и осыпи, отслоения и кракелюр
левкаса. Работа на первом этапе
выполнялась художником-реставратором картинных рам
Сергеем
Никоноровым. Второй этап работ с июня 2019 года выполняла
художник-реставратор картинных рам
Елена
Бердичевская. В настоящее время завершены работы по сложному
укреплению грунта с позолотой, консервации деревянной основы и трещин в
конструктивных соединениях. Был вклеен на своё прежнее место
найденный в фонде хранения фрагмент резьбы
2002 года.
Реставрационным
грунтом заполнены
утраты авторского
левкаса с
позолотой.
На реставрационных доделках по
реставрационному грунту, строго в пределах этих границ, выполнено полиментное золочение.
На завершающем этапе блеск нового золота был приглушен и патинирован до цвета и
внешнего вида рядом расположенной авторской позолоты. В сентябре 2021 года
реставрация была завершена.
Но, к сожалению, только в ноябре 2022 года
портрет был выставлен в зале Михайловского дворца Русского музея в своей
исторической отреставрированной раме.
16 декабря 2022 года
Дополнительно по теме:
Дедюхина В.С.,
Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М.,
1979
Дедюхина
В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в
интерьерах. М., 1976
Федосеева Т.С., Малачевская
Т.Л. Синтетические реставрационные
материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и
области применения
Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные
материалы. Химическое строение, свойства и
области применения
Дедюхина В.С., Слёзин В.П. Технология позолоты на дереве.
Технология позолотных работ: история и современность./Культура
и искусство в СССР. Серия: реставрация памятников истории и культуры.
Экспресс-информация. Вып.3, М., 1986
|
|
Фрагмент
No.1
в процессе реставрации.
Удалены стойкие загрязнения, укреплены
участки разрушенного грунта и позолоты, сделаны дорезки утраченных
фрагментов из массива липы,
нанесен реставрационный грунт. 2002 |
|
|
|
Фрагмент
No.1 после реставрации 2002-2003 годов.
2003 |
|
|
|
Фрагмент
No.3 во время осмотра состояния сохранности в
конце 2015
года - имеется утрата поновительской позолоты и реставрационного
грунта.
2015 |
|
|
|
Фрагмент
No.4 во время осмотра состояния сохранности в
конце 2015
года - имеется утрата поновительской позолоты и реставрационного
грунта.
2015 |
|
|
|
Фрагмент реставрационной доделки,
выполненный во время реставрации 2002-2003 гг. 2016 |
|
|
|
Фрагмент №1 в процессе
реставрации. Утраченный
фрагмент
реставрационной доделки, выполненный во время реставрации
2002-2003 гг. вклеен
заново на своё прежнее место. 2020 |
|
|
|
Общий вид в процессе реставрации.
Удалены поверхностные загрязнения,
укреплены участки
приподнятостей грунта и позолоты, на местах утрат сделаны
восполнения из реставрационного грунта.
2020 |
|
|
|
Заседание Реставрационной
комиссии по приёму рамы после реставрации.
2021 |
|
|
|
Профилактический осмотр состояния рамы в экспозиционном зале
Михайловского дворца Русского музея.
2022 |
|
|