Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация рамы для картины Ореста Кипренского "Портрет скульптора Б. Торвальдсена"

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

В процессе нанесения полимента на участки утрат левкаса и позолоты, заполненные  реставрационным грунтом. Художник-реставратор картинных рам - Елена Бердичевская. 2020

Знаменитый портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена из собрания Русского музея был написан Орестом Адамовичем Кипренским (1782-1836) в 1833 году в Риме. Вероятно, в это же время художник заказал для него великолепную золоченую резную раму, в которой он и поступил в Русский музей в 1897 году из Императорского Эрмитажа.

Последние работы по реставрации картинных рам:

  Реставрация рамы для картины О.А. Кипренского "Портрет скульптора Б. Торвальдсена"...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Мужская голова"...>

 Реставрация рамы для картины О.А. Кипренского "Портрет А.К. Швальбе"...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"...>
 

 Отдел реставрации картинных рам...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

Картина О.А. Кипренского "Портрет Б. Торвальдсена" в фабричной раме (№ 2506)  конца XIX - начала XX вв. в экспозиционных залах Михайловского дворца. 2020 

Портрет постоянно экспонировался в залах Михайловского дворца. В сентябре 1917 года в связи с наступлением немецких войск на Петроград, было принято решение об эвакуации наиболее ценных произведений в Москву. Среди них был и портрет Бертеля Торвальдсена. Картинные рамы было решено оставить в музее. Только спустя три года, в ноябре 1920-го, ценности возвратились в музей.  При восстановлении музейной экспозиции в 1922 году,  живописное полотно Кипренского было выставлено в зале уже в другом обрамлении. Что явилось причиной такого решения нам не известно. Мы можем только предполагать, что за эти годы в неотапливаемом здании музея состояние сохранности оригинальной рамы могло значительно ухудшиться. Как бы то ни было оригинальная рама была отправлена в "рамочную кладовую", как в то время назывался фонд хранения рам, где и просуществовала до начала 2000 годов.

В марте 2002 года в рамках подготовки художественной выставки «Одеть картину» (июнь-август 2005 г.), посвященной картинным рамам из коллекции Русского музея, было решено провести реставрацию аутентичной рамы для портрета Бертеля Торвальдсена (№ 704).

Для выполнения этой задачи были привлечены реставраторы петербургской компании «Кунст». Работы проходили под контролем Реставрационной комиссии Русского музея. В течение двух лет был выполнен полный комплекс работ, включающий в себя удаление с поверхности плотного слоя спрессовавшейся пыли и атмосферной копоти, укрепление деревянной основы и авторского грунта с позолотой. По имеющимся аналогиям из массива липы были выполнены дорезки утрат резного декора (реставратор-резчик Ю.Н. Тетеревов). Места многочисленных утрат левкаса и позолоты, а также новые дорезки были покрыты реставрационным грунтом. Затем, на этих участках было выполнено полиментное золочение сусальным золотом с последующей обработкой поверхности под состояние и оттенок рядом расположенных участков авторского золочения (реставратор-позолотчик Л.Б. Добродумова).

После завершения реставрации рама с успехом была представлена на выставке, а после ее закрытия, в августе 2005 года, вновь поступила на хранение в фонд картинных рам.

К сожалению, спустя немногим более 10 лет раме вновь потребовалась реставрация. Во время осмотра её состояния сохранности, проведенного в конце 2015 года, были неожиданно обнаружены многочисленные отслоения и осыпи реставрационного грунта и позолоты. На раме также отсутствовал крупный фрагмент резьбы, выполненный реставратором Ю.Н. Тетеревовым в 2002 году.

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея, состоявшейся в январе 2016 года, было решено привлечь для этой работы реставраторов картинных рам Русского музея. Предстояло удалить поверхностные загрязнения, укрепить множественные утраты и осыпи, отслоения и кракелюр левкаса.  Работа на первом этапе выполнялась художником-реставратором картинных рам Сергеем  Никоноровым. Второй этап работ с июня 2019 года выполняла художник-реставратор картинных рам Елена Бердичевская. В настоящее время завершены работы по сложному  укреплению грунта с позолотой, консервации деревянной основы и трещин в конструктивных соединениях. Был вклеен на своё прежнее место найденный в фонде хранения фрагмент резьбы 2002 года. Реставрационным грунтом заполнены утраты авторского левкаса с позолотой.

На реставрационных доделках по реставрационному грунту, строго в пределах этих границ, выполнено полиментное золочение. На завершающем этапе блеск нового золота был приглушен и патинирован до цвета и внешнего вида рядом расположенной авторской позолоты. В сентябре 2021 года реставрация была завершена.

Но, к сожалению, только в ноябре 2022 года портрет был выставлен в зале Михайловского дворца Русского музея в своей исторической отреставрированной раме.

 

16 декабря 2022 года

 

Дополнительно по теме:

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М., 1979

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976

  Федосеева Т.С., Малачевская Т.Л. Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения

  Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные материалы. Химическое строение, свойства и области применения

   Дедюхина В.С., Слёзин В.П. Технология позолоты на дереве. Технология позолотных работ: история и современность./Культура и искусство в СССР. Серия: реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. Вып.3, М., 1986

 

 

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

Общий вид рамы (№ 704) до реставрации. Имеются значительные поверхностные  загрязнения, утраты фрагментов деревянной резьбы,   левкаса и позолоты. 2002

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

Общий вид рамы (№ 704) в процессе реставрации. Удалены стойкие загрязнения, укреплены участки разрушенного грунта и позолоты, сделаны дорезки утраченных фрагментов из массива липы, нанесен реставрационный грунт. В нижней правой части оставлен контрольный участок загрязнений. 2002 

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

Фрагмент №2 в процессе реставрации. В нижней правой части оставлен контрольный участок загрязнений. 2002

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

Фрагмент No.1 в процессе реставрации. Удалены стойкие загрязнения, укреплены участки разрушенного грунта и позолоты, сделаны дорезки утраченных фрагментов из массива липы, нанесен реставрационный грунт. 2002 

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

Фрагмент No.1 после реставрации 2002-2003 годов. 2003

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

Фрагмент No.3 во время осмотра состояния сохранности в конце 2015 года -  имеется утрата поновительской позолоты и реставрационного грунта. 2015

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

Фрагмент No.4 во время осмотра состояния сохранности в конце 2015 года -  имеется утрата поновительской позолоты и реставрационного грунта. 2015

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

Фрагмент реставрационной доделки, выполненный во время реставрации 2002-2003 гг. 2016 

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

Фрагмент №1 в процессе реставрации. Утраченный фрагмент реставрационной доделки, выполненный во время реставрации 2002-2003 гг. вклеен заново на своё прежнее место. 2020 

Реставрация резной золоченой рамы от картины О. Кипренского Портрет скульптора Б. Торвальдсена

Общий вид в процессе реставрации. Удалены поверхностные загрязнения, укреплены участки приподнятостей грунта и позолоты, на местах утрат сделаны восполнения из реставрационного грунта. 2020 

Реставрационный совет по приёму рамы после реставрации

Заседание Реставрационной комиссии по приёму рамы после реставрации. 2021 

Профилактический осмотр состояния рамы в экспозиционном зале Михайловского дворца Русского музея

Профилактический осмотр состояния рамы в экспозиционном зале Михайловского дворца Русского музея. 2022

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта