Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео

Началась реставрация рамы от картины К.Н. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Реставраторы Ирина Веснина, Татьяна Маслова, Марина Илюхина и Мелхола Козлова снимают профилактические заклейки. 2019

В Службе реставрации музейных ценностей Русского музея 13 марта 2019 года начался новый масштабный проект – реставрация исторической художественной рамы № 4704 для картины Карла Павловича Брюллова (1799-1852) «Смерть Инессы де Кастро» 1834, холст, масло, 213 х 290,5 см, инв.№ Ж-5085.

Лучшие работы отдела золочёной резьбы:

 Реставрация деревянного дивана XIX века, покрытого хохломской росписью (Р-1329)...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

 Реставрация консоли второй половины XVIII века (МЕБ-768/а,б)...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"...>
 

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>
 2016...>         2012...>
 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Подготовка экспозиционных залов к открытию после реэвакуации экспонатов из Москвы. На заднем плане - картина К.П. Брюллова в авторской раме. 1921

Немного истории. 

Картина «Смерть Инессы де Кастро» была написана К.П. Брюлловым в 1834 году в Милане, по свидетельству современников, за 17 дней. Стоит сразу отметить, что на родной исторической, художественной раме сохранилась старая металлическая табличка, относящаяся ко времени пребывания картины в музее Императорской Академии Художеств, где приводится более развёрнутое название картины «Смерть Инессы ди-Кастро морганатической супруги инфанта Португальского въ 1355. Инесса взывает о пощадъ къ королю Альфонсу IV-му».

Рама датируется 1840-ми годами. Вероятно она была исполнена русскими мастерами в Петербурге. В этой раме картина поступила в Русский музей императора Александра III в 1897 году из Императорской Академии Художеств (Картина до 1867 года находилась в собрании архитектора П. Карлони в Санкт-Петербурге, а до этого в собрании князя Л.С. Голицына). В этой раме картина находилась в постоянной экспозиции Русского музея со дня его открытия в 1898 году до начала Отечественной войны 1941 года.  В связи со срочной эвакуацией музейных произведений картина была разъединена с рамой. После возвращения из эвакуации, при восстановлении постоянной экспозиции музея, в 1952 году картину по ряду обстоятельств выставили уже в другой раме.  Хочется подчеркнуть, что исторические резные рамы такого размера и качества исполнения в российских музейных и частных собраниях чрезвычайно редки. 

Начало реставрации. 

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея, состоявшей в середине марта 2019 года, было принято решение о полномасштабной реставрации этой рамы, в связи с перспективой представить на постоянной экспозиции Русского музея картину «Смерть Инессы де Кастро» в родной исторической художественной раме. Это стало возможным благодаря финансовой поддержке Группы компаний «Россельмаш», и особенно, супругам Дмитрию и Татьяне Удрас. 

Работу выполняют 7 ведущих художников-реставраторов, представляющих три подразделения Службы реставрации музейных ценностей Русского музея - Отдела реставрации золоченой резьбы: Ирина Веснина, Марина Илюхина, Татьяна Маслова, Мелхола Козлова;  Отдела реставрации фанерованной мебели: Юрий Макаров и Александр Деревенсков и Отдела реставрации резных икон и деревянной скульптуры - Виталий Копяков.

По результатам предварительного визуального исследования состояния сохранности можно сделать первые выводы:

Большеформатная золоченая рама с объемным сложнорельефным резным декором находится практически в аварийном состоянии сохранности. Ранее она была разобрана на 4 отдельных части (листеля). Вся поверхность золоченой резьбы под плотным слоем разнохарактерных загрязнений. Повсеместно прослеживаются участки с утратами и очаговыми отслоениями золоченого грунта, на самых проблемных установлены профилактические заклейки. В объеме деревянной основы прослеживаются многочисленные трещины, в результате чего часть элементов резного декора подвижна, часть находиться в свободном состоянии, а также значительное количество фрагментов утрачено. Наиболее поврежденной оказалась правая сторона рамы, где в нижней трети отсутствует практически половина резьбы.

 Работы предполагается начать как раз с этой самой сложной по объему и количеству реставрационных мероприятий части. Для начала будут проведены химико-биологические исследования для определения состава грунта и поверхностного покрытия, на небольших участках будет отработана методика укрепления грунта. Далее планируется удаление профилактических заклеек и укрепление очаговых отслоений грунта. После чего необходимо выполнить консервацию деревянной основы: подклеить подвижные отщепы, монтировать по месту разрозненные и подвижные фрагменты резьбы; заполнить зазоры и трещины. Затем можно приступать к удалению разнохарактерных загрязнений с поверхности.

Следующим этапом реставрационных мероприятий станет восполнение утрат. Работы по подведению, наращиванию и выравниванию утраченного золоченого грунта будут выполняться параллельно с восполнением резного декора. Утраченные элементы декора будут восстановлены по сохранившимся аналогиям с соблюдением авторских технологий: вырезаны из дерева, загрунтованы, с последующим нанесением цировок, и позолочены. При отсутствии аналогов, утраченные элементы планируется смоделировать по историческим фотографиям.  Подобным образом будут отреставрированы все части рамы и собраны вместе. 

Планируется завершить все работы через 12 месяцев.

 

15 апреля 2019 года

 

 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Реставраторы Марина Илюхина и Мелхола Козлова удаляют профилактические заклейки. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019 

 
 

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта