Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Началась реставрация рамы для картины К.Н. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Реставраторы (слева - направо) Ирина Веснина, Татьяна Маслова, Марина Илюхина и Мелхола Козлова снимают профилактические заклейки. 2019

В Службе реставрации музейных ценностей Русского музея 13 марта 2019 года начался новый масштабный проект – реставрация исторической художественной рамы № 4704 для картины Карла Павловича Брюллова (1799-1852) «Смерть Инессы де Кастро» 1834 (холст, масло, 213 х 290,5 см, инв.№ Ж-5085).

Лучшие работы Отдела реставрации золочёной резьбы:

 Реставрация деревянного дивана XIX века, покрытого хохломской росписью (Р-1329)...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

 Реставрация консоли второй половины XVIII века (МЕБ-768/а,б)...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"...>
 

 Отдел реставрации золочёной резьбы...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Подготовка экспозиционных залов к открытию после реэвакуации экспонатов из Москвы. На заднем плане - картина К.П. Брюллова в авторской раме. 1921

Немного истории. 

Картина «Смерть Инессы де Кастро» была написана К.П. Брюлловым в 1834 году в Милане, по свидетельству современников, за 17 дней.

Рама датируется 1840-ми годами. Вероятно она была исполнена русскими мастерами в Петербурге. Надо отметить, что исторические резные рамы такого размера и качества исполнения в российских музейных и частных собраниях чрезвычайно редки. В этой раме в 1897 году картина поступила из Императорской Академии Художеств в Русский музей (До 1867 года она находилась в собрании архитектора П. Карлони в Санкт-Петербурге, а до этого - в собрании князя Л.С. Голицына).

В этой же раме картина экспонировалась в залах Русского музея со дня его открытия в 1898 году до начала Великой Отечественной войны. В июне 1941 года во время срочной эвакуации музейных ценностей из Ленинграда, картина была демонтирована из авторской рамы, упакована и отправлена первым эшелоном в тыл вместе с другими шедеврами Русского музея.  А рама осталась на всё время ленинградской блокады в музее. После возвращения из эвакуации, вероятно в связи с неудовлетворительным состоянием сохранности рамы, находившейся более двух лет в не отапливаемом здании, было принято решение выставить живописное полотно в другом обрамлении. А оригинальная рама была отправлена в запасники, где и находилась до настоящего времени.

Начало реставрации. 

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея, состоявшей в середине марта 2019 года, было принято историческое решение о полномасштабной реставрации этой рамы, чтобы сделать возможным экспонирование шедевра Карла Брюллова в его историческом виде.

Учитывая значительные размеры объекта (общая площадь «развернутой поверхности» резьбы составляет без малого 11,2 м²), его уникальность и сложность поставленных задач, работу выполняют семь реставраторов, представляющих три подразделения Службы реставрации музейных ценностей Русского музея - Ирина Веснина, Марина Илюхина, Татьяна Маслова и Мелхола Козлова (Отдел реставрации золоченой резьбы), Юрий Макаров и Александр Деревенсков (Отдел реставрации фанерованной мебели) и Виталий Копяков (Отдел реставрации резных икон и деревянной скульптуры). Руководитель проекта - реставратор высшей категории, заведующая отделом реставрации золоченой резьбы Ирина Веснина.

По результатам предварительного визуального исследования состояния сохранности можно сделать первые выводы:

Большеформатная золоченая рама с объемным сложнорельефным резным декором находится, к сожалению, практически в аварийном состоянии сохранности. Ранее она была разобрана на 4 отдельных фрагмента (листеля). Вся поверхность золоченой резьбы - под плотным слоем разнохарактерных загрязнений. Повсеместно прослеживаются участки с утратами и очаговыми отслоениями золоченого грунта, на самых проблемных установлены профилактические заклейки. В объеме деревянной основы имеются многочисленные трещины. Из за этого часть элементов резного декора подвижна. Некоторые фрагменты находятся в свободном состоянии. Значительное количество элементов утрачено. Наиболее поврежденной оказалась правая сторона рамы, где в нижней трети отсутствует практически половина резьбы.

Работы предполагается начать как раз с этой самой сложной по объему и количеству реставрационных мероприятий части. Для начала будут проведены химико-биологические исследования для определения состава грунта и поверхностного покрытия, на небольших участках будет отработана методика укрепления грунта. Далее планируется удаление профилактических заклеек и укрепление очаговых отслоений грунта. После чего необходимо выполнить консервацию деревянной основы: подклеить подвижные отщепы, монтировать по месту разрозненные и подвижные фрагменты резьбы; заполнить зазоры и трещины. Затем можно приступать к удалению разнохарактерных загрязнений с поверхности.

Следующим этапом реставрационных мероприятий станет восполнение утрат. Работы по подведению, наращиванию и выравниванию утраченного золоченого грунта будут выполняться параллельно с восполнением резного декора. Утраченные элементы декора будут восстановлены по сохранившимся аналогиям с соблюдением авторских технологий: вырезаны из дерева, загрунтованы, с последующим нанесением цировок, и позолочены. При отсутствии аналогов, утраченные элементы планируется смоделировать по историческим фотографиям.  Подобным образом будут отреставрированы все части рамы и собраны вместе. 

Планируется завершить все работы к середине 2020 года.

15 апреля 2019 года

PS: Реставрация рамы осуществляется благодаря инициативе супругов Дмитрия и Татьяны Удрас и финансовой поддержке Группы компаний «Ростсельмаш».

 

Дополнительно по теме:

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М., 1979

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976

  Федосеева Т.С., Малачевская Т.Л. Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения

  Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные материалы. Химическое строение, свойства и области применения

 

 

 

 

 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова Смерть Инессы де Кастро

Картина Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро" в  зале No.14 Михайловского дворца. 2020

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Реставраторы Марина Илюхина и Мелхола Козлова удаляют профилактические заклейки. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Реставраторы Ирина Веснина, Татьяна Маслова, Марина Илюхина и Мелхола Козлова снимают профилактические заклейки. 2019 

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта