Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Завершен первый этап реставрации рамы от картины К.Н. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Ведущий художник-реставратор Марина Илюхина укрепляет проподнятости и отслоения левкаса и позолоты. 2019

В конце ноября 2019 года завершился первый этап сложной реставрации исторической художественной рамы № 4704 для картины Карла Павловича Брюллова (1799-1852) «Смерть Инессы де Кастро» 1834, холст, масло, 213 х 290,5 см, инв.№ Ж-5085. Рама датируется 1840-ми годами. Вероятно она была исполнена русскими мастерами в Петербурге. В этой раме картина поступила в Русский музей императора Александра III в 1897 году из Императорской Академии Художеств (Картина до 1867 года находилась в собрании архитектора П. Карлони в Санкт-Петербурге, а до этого в собрании князя Л.С. Голицына).

Лучшие работы Отдела реставрации золочёной резьбы:

 Реставрация деревянного дивана XIX века, покрытого хохломской росписью (Р-1329)...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

 Реставрация консоли второй половины XVIII века (МЕБ-768/а,б)...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"...>
 

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>
 2016...>         2012...>
 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019

Работу выполняют семь реставраторов, представляющих три подразделения Службы реставрации музейных ценностей Русского музея - Ирина Веснина, Марина Илюхина, Татьяна Маслова и Мелхола Козлова (Отдел реставрации золоченой резьбы), Юрий Макаров и Александр Деревенсков (Отдел реставрации фанерованной мебели) и Виталий Копяков (Отдел реставрации резных икон и деревянной скульптуры).

Нажмите сюда, чтобы познакомиться  с краткой историей бытования рамы и отчетом о её состоянии сохранности до начала работ.

Реставрация началась в марте  2019 года. За прошедшие месяцы реставраторы выполнили следующие работы:

Прежде всего золоченый грунт  с шелушениями позолоты был укреплён клеевым составом. Проведены работы по промывке позолоты от стойких поверхностных загрязнений. Надо отметить, что общая площадь «развернутой поверхности» резьбы составляет без малого 11,2 м². Были подклеены подвижные отщепы древесины, сделаны необходимые склейки деревянной основы. Из-за сложных форм профиля рамы и резного рельефа работы проводились с крайней осторожностью. По мере завершения укрепления отдельных плоскостей, листели переворачивались и, работа продолжалась на новых участках.

Укрепление золоченого грунта потребовало много усилий. Различные участки левкаса вследствии их значительной толщины, плотности древесины и насыщенности связующим требовали индивидуального подхода. Поэтому, прежде чем приступить к очередному этапу работ, реставраторы проводили пробные укрепления, подбирая методику и клеевой состав для каждого фрагмента в отдельности. На поверхностях с более толстым  слоем грунта, который вбирал при укреплении больше клея,  увеличивалось время работы. На ряде участков потребовалось проводить укрепление несколько раз. На левом, самом разрушенном листеле, поверхность которого была более других  поражена плесневыми грибами, при укреплении грунта приходилось дополнительно укреплять деревянную основу и неоднократно возвращаться на ранее укрепленные участки после антисептирования. Участки с шелушением позолоты приходилось укреплять по нескольку раз, предварительно пропитывая поверхность слабым клеевым раствором.

Основа резных элементов вследствие неравномерного усыхания древесины имела многочисленные мелкие трещины по волокнам. В ряде случаев  требовалась пропитка пересохшей основы перед склейками  и дополнительное  укрепление грунта.

Удаление стойких поверхностных загрязнений с позолоты потребовало от реставраторов дополнительных усилий. Дело в том, что при золочении рамы использовалось очень тонкое сусальное золото. Матовое золочение было выполнено на шеллак, без защитного слоя по поверхности.  Спиртовой лак со временем стал очень хрупким  и, как в нашем случае, привёл к сильному шелушению позолоты. Загрязнения поверхности были очень плотные, а сцепление позолоты с лаком – слабым. Работы по удалению загрязнений приходились с предельной осторожностью.

В настоящее время реставраторы приступили к воссозданию утраченных элементов золоченой резьбы из массива липы на верхнем листеле.  Сложности заключаются в том, что движения формы постоянно меняют направления, а плоскости сколов по утратам резьбы невелики. Поэтому даже для восполнения некрупных утрат реставраторам приходится делать сразу несколько заготовок, переклеивая их между собой. Процесс  восполненения утрат дорезками  из древесины многоделен и требует значительного времени

Следующим этапом работ будет восполнение утраченных элементов резьбы на трёх листелях, подведение реставрационного левкаса в границах  утрат и обработка его по форме. После этого реставраторы приступят к удалению следов поздних поновлений. 

Планируется завершить все реставрационные работы до 1 июня 2020 года.  

Работа продолжается…

 

6 декабря 2019 года

 

PS: Мы хотели бы поблагодарить Группу компаний «Россельмаш», и особенно, супругов Дмитрия и Татьяну Удрас без которых эта сложная реставрация была бы невозможна

 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Реставраторы Марина Илюхина и Мелхола Козлова удаляют бумажные заклейки после укрепления левкаса и позолоты. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Мастерская реставрация золоченной резьбы, где продолжается реставрация четырех листелей рамы. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Реставратор Мелхола Козлова раскрывает авторскую позолоту от слоёв стойких загрязнений. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Реставратор Мелхола Козлова раскрывает авторскую позолоту и поталь от слоёв стойких загрязнений. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент в процессе реставрации. В середине - участок раскрытия авторской поверхности от слоёв стойких загрязнений. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Реставратор Татьяна Маслова завершает раскрытие авторской поверхности от слоёв стойких загрязнений. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Реставратор Виталий Копяков вырезает из массива липы фрагменты утраченных деталей резьбы. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Из массива липы изготавливаются дорезки утраченных фрагментов резьбы. 2019   

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Ирина Веснина наносит первые слои реставрационного грунта на места утрат левкаса. 2019 

 

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта