Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Завершен первый этап реставрации рамы для картины К.Н. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Художник-реставратор золоченой резьбы высшей категории Марина Илюхина укрепляет отслоения левкаса и позолоты. 2019

В ноябре 2019 года завершился первый этап сложной реставрации исторической художественной рамы № 4704 для картины Карла Павловича Брюллова (1799-1852) «Смерть Инессы де Кастро» 1834, холст, масло, 213 х 290,5 см, инв.№ Ж-5085. Рама датируется 1840-ми годами. Вероятно она была исполнена русскими мастерами в Петербурге. В этой раме картина поступила в Русский музей императора Александра III в 1897 году из Императорской Академии Художеств (Картина до 1867 года находилась в собрании архитектора П. Карлони в Санкт-Петербурге, а до этого в собрании князя Л.С. Голицына).

Лучшие работы Отдела реставрации золочёной резьбы:

 Реставрация деревянного дивана XIX века, покрытого хохломской росписью (Р-1329)...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

 Реставрация консоли второй половины XVIII века (МЕБ-768/а,б)...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"...>

 

 Отдел реставрации золочёной резьбы...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Фрагмент до реставрации. 2019

Работу выполняют семь реставраторов, представляющих три подразделения Службы реставрации музейных ценностей Русского музея - Ирина Веснина, Марина Илюхина, Татьяна Маслова и Мелхола Козлова (Отдел реставрации золоченой резьбы), Юрий Макаров и Александр Деревенсков (Отдел реставрации фанерованной мебели) и Виталий Копяков (Отдел реставрации резных икон и деревянной скульптуры). Руководитель проекта - реставратор высшей категории, заведующая отделом реставрации золоченой резьбы Ирина Веснина.

Нажмите сюда, чтобы познакомиться  с краткой историей бытования рамы и отчетом о её состоянии сохранности до начала работ.

Реставрация началась в марте  2019 года. Прежде всего были проведены работы по укреплению многочисленных участков приподнятостей и шелушений позолоты и грунта специальным клеевым составом. С поверхности были удалены плотные слои спрессовавшейся пыли и атмосферной копоти, накопившиеся на раме за десятилетия её хранения в фонде.

Надо отметить, что общая площадь «развернутой поверхности» резьбы составляет без малого 11,2 м². Были подклеены подвижные отщепы древесины, сделаны необходимые склейки деревянной основы. Из-за сложных форм профиля рамы и резного рельефа работы проводились с крайней осторожностью. По мере завершения укрепления отдельных плоскостей, листели переворачивались и, работа продолжалась на новых участках.

Укрепление золоченого грунта потребовало много усилий. Различные участки левкаса вследствии их значительной толщины, плотности древесины и насыщенности связующим требовали индивидуального подхода. Поэтому, прежде чем приступить к очередному этапу работ, реставраторы проводили пробные укрепления, подбирая методику и клеевой состав для каждого фрагмента в отдельности. На поверхностях с более толстым  слоем грунта, который вбирал при укреплении больше клея,  увеличивалось время работы. На ряде участков потребовалось проводить укрепление несколько раз. На левом, самом разрушенном листеле, поверхность которого была более других  поражена плесневыми грибами, при укреплении грунта приходилось дополнительно укреплять деревянную основу и неоднократно возвращаться на ранее укрепленные участки после антисептирования. Участки с шелушением позолоты приходилось укреплять по нескольку раз, предварительно пропитывая поверхность слабым клеевым раствором.

Основа резных элементов вследствие неравномерного усыхания древесины имела многочисленные мелкие трещины по волокнам. В ряде случаев  требовалась пропитка пересохшей основы перед склейками  и дополнительное  укрепление грунта.

Удаление стойких поверхностных загрязнений с позолоты потребовало от реставраторов дополнительных усилий. Дело в том, что при золочении рамы использовалось очень тонкое сусальное золото. Матовое золочение было выполнено на шеллак, без защитного слоя по поверхности.  Спиртовой лак со временем стал очень хрупким  и, как в нашем случае, привёл к сильному шелушению позолоты. Загрязнения поверхности были очень плотные, а сцепление позолоты с лаком – слабым. Работы по удалению загрязнений приходились с предельной осторожностью.

В настоящее время реставраторы приступили к воссозданию утраченных элементов золоченой резьбы из массива липы на верхнем листеле.  Сложности заключаются в том, что движения формы постоянно меняют направления, а плоскости сколов по утратам резьбы невелики. Поэтому даже для восполнения некрупных утрат реставраторам приходится делать сразу несколько заготовок, переклеивая их между собой. Процесс  восполненения утрат дорезками  из древесины многоделен и требует значительного времени

Следующим этапом работ будет восполнение утраченных элементов резьбы на трёх листелях, подведение реставрационного левкаса в границах  утрат и обработка его по форме. После этого реставраторы приступят к удалению следов поздних поновлений. 

Планируется завершить все реставрационные работы до 1 июня 2020 года.  

Работа продолжается…

 

6 декабря 2019 года

 

PS: Реставрация рамы осуществляется благодаря инициативе супругов Дмитрия и Татьяны Удрас и финансовой поддержке Группы компаний «Ростсельмаш».

 

Дополнительно по теме:

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М., 1979

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976

  Федосеева Т.С., Малачевская Т.Л. Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения

  Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные материалы. Химическое строение, свойства и области применения

 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Фрагмент до реставрации. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Реставраторы Марина Илюхина и Мелхола Козлова удаляют бумажные заклейки после укрепления левкаса и позолоты. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Мастерская реставрация золоченной резьбы, где продолжается реставрация четырех листелей рамы. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Реставратор Мелхола Козлова раскрывает авторскую позолоту от слоёв стойких загрязнений. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Реставратор Мелхола Козлова раскрывает авторскую позолоту и поталь от слоёв стойких загрязнений. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Фрагмент в процессе реставрации. В середине - участок раскрытия авторской поверхности от слоёв стойких загрязнений. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Реставратор Татьяна Маслова завершает раскрытие авторской поверхности от слоёв стойких загрязнений. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Реставратор Виталий Копяков вырезает из массива липы фрагменты утраченных деталей резьбы. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Из массива липы изготавливаются дорезки утраченных фрагментов резьбы. 2019   

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Художник-реставратор высшей категории Ирина Веснина наносит первые слои реставрационного грунта на места утрат левкаса. 2019 

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта