Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты (Москва - 1979 год)

Министерство культуры СССР

ВСЕСОЮЗНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПО КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

УТВЕРЖДАЮ
Директор ВЦНИЛКР
И.П. Горин
01.11.1979 г.

 

МЕТОДИКА

РЕСТАВРАЦИИ РАЗРУШЕННОГО ГРУНТА И ПОЗОЛОТЫ

 

  

Зам. директора по научной работе
к.и.н. Н.Л. Подвигина

Зав. отделом методики реставрации темперной живописи
О.В. Лелекова

Ответственный исполнитель
В.С. Дедюхина

 

16/Х-79 г.

 

 

Москва – 1979 г.

 
 

 

МЕТОДИКА
реставрации разрушенного грунта и позолоты, разработанная во
ВЦНИЛКР.

 

I. Укрепление разрушенного грунта и позолоты

       1. Наиболее распространенными разрушениями золоченой резьбы являются: отставание грунта вместе с позолотой от основы, расслоение грунта, распыление грунта, шелушение и потертости слоя позолоты, кракелюры. На любом памятнике встречаются перечисленные разрушения в различных комбинациях между собой.

2. Процесс укрепления начинается с тщательного визуального осмотра рабочей поверхности для выявления характера и степени разрушений, а также определения техники золочения. Если в позолоте использованы матирующие или цветные лаки, тогда при укреплении следует избегать применения спирта или спиртоацетоновой смеси.

3. В тех случаях, когда на памятнике имеется плесень, его обрабатывают 3% спиртовым раствором катамина АБ. 

4. На участке с разрушенной позолотой и грунтом не подле­жащей укреплению в ближайшее время, наносится профилактическая наклейка, с предварительной обработкой его спиртом или спирто­ацетоновой смесью. Микалентная бумага, смоченная 4% раствором водной дисперсии сополимера винилацетат с этиленом (СВЭД), накладывается на разрушенный участок и разглаживается кистью, смоченной в том же составе. Следить за тем, чтобы не было затеков СВЭДа и воздушных пузырей. 

5. Если поверхностные загрязнения находятся на прочном грунте и позолоте, процесс укрепления начинается с их удаления. Плотнослежавшиеся загрязнения на золоте удаляются упругой кистью, смоченной в воде или спирте. Толстый слой загрязнений удаляют вначале кистью, скальпелем, зондом. На тыльной стороне резьбы и участках, где золото отсутствует, загрязнения удаляют туго отжатым тампоном. Поверхностные загрязнения, находящиеся на разрушенной позолоте и грунте, удаляются только после проведения всего процесса укрепления. 

6. Перед укреплением первым и обязательным процессом при любых видах разрушения грунта и позолоты являются обработка поверхности спиртом или спиртоацетоновой смесью (1:1). Это необходимо для дезинфекции поверхности и пор в грунте, а также для того, чтобы облегчить проникновение внутрь водных дисперсий (см. ниже). Пропитка проводится мягкой кистью 2-3 раза в зависимости от толщины грунта. К укреплению приступают только после испарения спирта или смеси (3-4 мин.). 

7. При отставании прочного грунта с позолотой от основы производится его подклейка 10-15% раствором водной дисперсии винилацетата с два этилгексилакрилатом (ВА2ЭГА). Состав подводится под отставшие участки через кракелюры, крупные трещины, утраты с помощью пипетки или кисти. Через 5-10 мин., в зависимости от жесткости грунта, тугоотжатым в воде тампоном, грунт прижимается к основе, не допуская его деформации и одновременно убирая излишки дисперсии. Приблизительно через час, в зависимости от режима рабочего помещения, повторить тампонирование и прижать грунт фторопластовым или металлическими шпателями. После окончательного высыхания обрабатываемого участка (через 1-2 дня в зависимости от температурно-влажностного режима помещения) при необходимости можно провести дополнительное укрепление тем же способом, но без предварительной обработки спиртом или смесью. 

8. При расслоении и распылении грунта его укрепление произ­водится путем пропитки 8% раствором СВЭД. Пропитка ведется с по­верхности кистями, которые подбираются в зависимости от размера разрушений. При мелких шелушениях кисть берется меньшего размера, при вздутиях и крупных шелушениях - упругая кисть большого размера, которой одновременно производится первоначальное укладывание грунта. Пропитка по относительно ровной поверхности ведется мягкой (беличьей) кистью. Процесс проводится в несколько приемов небольшими участкам, следя за тем, чтобы СВЭД впитывался в грунт, не оставаясь на поверхности. Интервалы между пропитками не должны превышать 4-5 мин., чтобы СВЭД не успел сформироваться в пленку, которая не позволит проникновению его вглубь при пос­ледующих пропитках. Количество пропиток зависит от состояния и толщины грунта. Если нанесенная дисперсия в течение 2-3 мин. перестает впитываться, процесс пропитки считается законченным.

Тугоотжатым в воде тампоном собрать оставшуюся на поверхности дисперсию. В процессе пропитки слабым нажатием кисти стараться вывести из-под вздутий воздух, а также излишки скопившейся там дисперсии. После этого с большой осторожностью кистью уложить вздутия, не допуская деформации грунта: вмятин, потертостей и смытостей позолоты. Через 10-16 минут проводится укладка кракелюра тугоотжатым в воде ватным тампоном, фторопластовым или металлическими шпателями. После окончательного высыхания участка (через 1-2 дня в зависимости от режима помещения) пропитка СВЭДом при необходимости повторяется. В случае, если одновременно с расслоением грунта имеется его отставание от основы, подклейка производится ВА2ЭГА только после окончания процесса пропитки СВЭДом (см. п.7) Подклейка может производиться сразу же после пропитки. 

9. Во избежание осыпей на аварийных участках: сильное мелкое шелушение, отставание - укрепление производится через микалентную бумагу. В зависимости от рельефа укрепляемой поверхности размер бумаги может быть: до 1 кв. дц - для сложного рельефа, до 4-5 дц - для гладких поверхностей.

Край бумаги, смоченный рабочим составом СВЭД (8%) приклеивается на соседнем участке с крепким грунтом или прямо на основу. Предварительно рабочий участок должен быть обработан спиртом. Пропитка СВЭДом проводится через бумагу упругой кистью, типа колонка, начиная с твердых мест, осторожно переходя на разрушенные. Пропитка ведется так же, как указано в п.3. Кистью же через бумагу укладывается грунт с позолотой. Через 10-15 мин. участок тампонируется, после чего бумага удаляется. Следить за тем, чтобы вместе с бумагой не уходили частицы золота и грунта. Если бумагу удалить сразу нельзя, её оставляют до высыхания. При удалении её смачивают спиртоацетоновой смесью. При необходимости дополнительного укрепления процесс пропитки ведется уже без бумаги.

10. Разрушающийся слой позолоты, лежащий на слабом грунте, укрепляется одновременно с грунтом, как указано в пп. 7, 8. 

11. Разрушающийся слой позолоты, лежащий на прочном грунте, укрепляется путем 2-3 кратной пропитки с кистью спиртовым раствором метилолполиамидного клея (МПС-1) с последующим тампонированием. 

12. После окончательного укрепления (не ранее 2 дней, в зависимости от режима помещения) с рабочего участка удаляются остатки дисперсии вместе с поверхностными загрязнениями вначале тугоотжатым в спирте тампоном, после, тампоном, отжатым в воде. Указанные способы снятия загрязнений могут комбинироваться в за­висимости от их характера. При проведении этой операции следить за тем, чтобы но было смытостей и потертостей позолоты. Нельзя оставлять на обрабатываемой поверхности пленку дисперсии, т.к. блеск от неё меняет фактуру позолоты, а главное, оставаясь липкой и обладая электростатичностью, она постоянно будет притягивать и держать на себе пыль.

II. Реставрационный грунт 

В терминологии позолотчиков грунт называют левкасом. 

1. Грунт состоит из чистого тонкоотмученного мела и 7-10% поливинилового спирта (ПВС) в соотношении 1,5:1. В зависимости от толщины и характера авторского грунта соотношение мела и ПВС в реставрационном грунте может быть 1:1, 2:1. Процентное содержание в водном растворе ПВС зависит также от состояния сохранности авторского грунта: до 10% - при крепком, 7-8% - при слабом и рыхлом. Реставрационный грунт должен быть несколько слабее авторского, чтобы не создавать внутреннего напряжения. 

2.   Для приготовления рабочей концентрации ПВС, порошок замачивают в холодной кипяченой воде (например, для получения 10%-го раствора ПВС на 100 гр. порошка берется 900 мл. воды).

В зависимости от марки ПВС смесь выстаивается от 2 до 12 часов до набухания и образования желеобразной массы при комнатной температуре. Предварительно размешав смесь, поставить её в водяную баню и держать до полного растворения при 70-80°С около двух часов. За это время смесь несколько раз размешивают, но допуская образо­вания комочков. По окончании варки смесь процедить. Хранится при комнатной температуре. 

3. При подготовке к нанесению реставрационного грунта места утрат авторского с помощью скальпеля, зонда, кисти, тщательно очистить от грязи, жировых пятен, остатков клея. Зачистить кромку сохранившегося грунта.

Для дезинфекции обнажившуюся основу и частично сохранившийся авторский грунт обработать спирто-ацетоновой смесью. После испарения смеси (через 3-4 мин.) два-три раза проклеить подготовленный для грунтовки участки 3-5% раствором ПВС, нагретого до 35-40°С. Количество проклеек и процентное содержание ПВС в растворе зависит от состояния сохранности основы. Каждая последующая проклейка наносится на высохший предыдущий слой, не допуская образования толстой пленки. 

4. Реставрационный грунт приготавливается следующим образом: в нагретой в водяной бане (необходимой концентрации) ПВС до 70-80°С медленно небольшими порциями всыпают мел так, чтобы он смачивался постепенно. Сосуд закрывают крышкой и оставляют в водяной бане для прогрева в течение 1-2 часов в зависимости от объема. Во время прогрева грунта раза два-три медленно перемешать, чтобы дать воз­можность выйти воздушным пузырькам. После водяной бани грунт процеживают через марлю и дают ему выстояться перед употреблением сутки для лучшего распределения частиц мела в ПВС и выхода на поверхность оставшихся воздушных пузырьков. 

5. Грунт может наноситься как в подогретом до 35-40°С состоянии, так и в холодном. Первый слой грунта наносится торцом кисти, последующие - слоями. Употребляется метод чередования слоев грунта торцовочного и гладкого. Слой наносится по высохшему предыдущему слою грунта. Количество слоев зависит от толщины авторского грунта. Участок с подведённым реставрационным грунтом должен быть на 0,5-1 мм, выше авторского, чтобы была возможность его шлифовать

6. Реставрационный грунт шлифуется мелкой водостойкой шкуркой, смоченной в воде пробкой, подравнивается скальпелем. При обработке границы авторского и реставрационного грунта или с живописью и позолотой следует соблюдать особую осторожность. 

      III. Тонирование обнаженного авторского и реставрационного грунта.

1. Очистить обнаженный авторский грунт от загрязнений спирто-ацетоновой смесью. 

2.  Для равномерного покрытия больших вставок реставрационного грунта предварительно нанести лаковую пленку (17%-ный АКО, 11%-ный СВЭД) в один-два приема в зависимости от плотности реставрационного грунта. 

3. Тонирование 2,5-3% водными растворами органических пигментов «ВС-0». Подбор необходимого тона производится смешением двух-трех цветов следующих красителей: желтый «ВС-, желтый «3X», «ВС-, красно-коричневый «ВС-", зеленый «ВС-О»", черный «В».

Для дополнительного укрепления грунта и равномерного распределения на тонируемой поверхности в пигменты добавляется 8-11%-ный СВЭД в соотношении 1:1. При точечных утратах, небольших потертостях, крепком грунте пигменты применяются чистыми без СВЭДа. 

4. При утратах золота на цветном полименте используется метод выборочного золочения. На полимент, смоченный с кисти спирто-водной смесью (1:1), приклеивается кусочек сусального золота, площадь которого должна быть больше утраты авторского настолько, чтобы края нового золота заходили на сохранившееся. Новое золото через 10-15 мин. после наложения разглаживается и полируется агато­вым зубком. Границы нового и старого золота с помощью скальпеля и щетинной кисти сводятся на нет. Тон нового золота подводится под авторский органическими пигментами «ВС-0» со СВЭДом (см. п.З ). 

5. Метод выборочного золочения применяется и при утратах позолоты на авторском и по реставрационному грунту. 

6. Все тонируемые части защищаются 12-17%-м лаком АКО в одно-два покрытия.

 

Москва – 1979 г.

 

Дополнительно по теме:

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976

 

 

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2020 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта