Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

О реставрации художественных изделий из стекла в Русском музее

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

Общий вид экспоната "Бокал" XVII в. (СТ-2614) до реставрации.  Видны грубо сделанные склейки и утраты стекла, загрязнения. 2010

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптуры Летнего сада...>

Реставрационные мастерские и сектора:

Масляной живописи...>

Древнерусской живописи...>

Живописи смешанных техник...>

Графики...>

Резных икон и деревянной скульптуры...>

Тканей...>

Керамики и стекла...>

Золоченой резьбы...>

Гипсовой и каменной скульптуры...>

Картинных рам...>

Фанерованной мебели...>

Художественных изделий из металла...>

Современных арт-объектов...>

Сектор химико-биологических исследований...>

Сектор координации реставрационной деятельности...>

Сектор теории и истории музейной реставрации...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Одна из самых важных проблем, стоящих перед реставраторами художественных произведений, созданных из стекла, - подбор подходящего адгезива для фиксации трещин и осколков. Помимо прочностных характеристик, большое значение имеет здесь коэффициент преломления клеевого слоя.

В 2010 годах реставраторы мастерской реставрации художественных изделий из керамики и стекла Русского музея, совместно с ведущими специалистами научно-исследовательской лаборатории механо-физики полимеров Санкт-Петербургского государственного Технологического института провели большую работу, в результате которой был создан специальный оптический клей нового поколения для реставрации стекла  - "оптическая эпоксидная смола".

Проведя серию экспериментов с использованием этого материала, реставраторы пришли к выводу, что он может быть использован не только для склейки фрагментов и трещин стекла, но из него можно даже изготавливать восполнения утраченных фрагментов. При этом новые доделки обладают всеми свойствами стекла: прозрачностью, стабильностью, близким коэффициентом преломления. После реставрации с применением оптической эпоксидной смолы художественные произведения из стекла приобретают абсолютно  экспозиционный вид.

На основании этих работ в отделе реставрации Русского музея была разработана и утверждена новая методика реставрации художественных изделий из стекла.

Далее, мы хотели бы предложить Вашему внимании интервью, которое взял по просьбе редакции газеты "Технолог" начальник Управления научных исследований профессор А.И. Поняев. Он задал несколько интересных вопросов авторам проекта - ведущему художнику-реставратору высшей категории по реставрации художественных изделий из керамики и стекла Русского музея Надежде Юрьевне Касаткиной и заведующему научно-исследовательской лабораторией механо-физики полимеров Сергею Алексеевичу Гейдуру:

Надежда Юрьевна, опишите пожалуйста проблему. Какие сложности были у музейных реставраторов до знакомства с разработками лаборатории нашего института?

Раньше мы только склеивали фрагменты экспоната. Это могли быть рюмки, фужеры, вазы, люстры, пластика и другие изделия XVI-XIX веков, редкие, изготовленные на Императорском стекольном заводе. Все экспонаты выполнены в единственном числе и уникальны. Эпоксидный клей, который мы использовали, быстро старел, изменялся в цвете, не имел нужной прозрачности. Поэтому восполнение утраченных фрагментов экспонатов из прозрачного стекла и хрусталя не проводилось, а это означало, что после проведения реставрационных мероприятий экспозиционный вид предметам не возвращался. Все попытки найти подходящий клей у различных фирм, занимающихся реставрационными материалами, в том числе и у зарубежных, были безуспешными.

Может, Вы не знали, что искать?

Да нет, знали. Лет 12 назад к нам в музей приезжал в командировку по обмену опытом один английский реставратор, химик по образованию. Он привез для ознакомления небольшое количество сделанный им самим в кустарных условиях небольшое количество  эпоксидного компаунда, по свойствам очень похожий на ваш. Ранее он применял его при реставрации стеклянных витражей в Вестминстерском аббатстве, пострадавшем от пожара. Результат нам очень понравился.

Мы недавно пробовали полиуретановые композиции одной итальянской и одной американской фирмы, которые создают специальные материалы для реставрации произведений искусства. Результат наших многомесячных экспериментов  оказался отрицательным. 

Безусловно, это огромная удача, что мы смогли познакомиться с вашими исследованиями. А искали мы именно смолы с подобными оптическими свойствами.

Сергей Алексеевич, как получилось, что вы стали заниматься эпоксидными компаундами для реставрации стекла, ведь основная область деятельности лаборатории,  как я знаю,  разработка и производство оптических эпоксидных компаундов для оптоэлектроники?

Действительно, в области создания оптически прозрачных эпоксидных клеев и компаундов с заданными спектральными свойствами мы работаем более 30 лет и занимаем лидирующие позиции на всем постсоветском пространстве. А с сотрудниками Русского музея нас свел… финансовый кризис. В связи с падением спроса на продукцию электронной отрасли мы стали заниматься диверсификацией наших разработок. Стали искать новые области применения компаундов, отрабатывать технологии, разместили информацию в Интернете.

Вы довольны сотрудничеством с Русским музеем?

Доволен как самим процессом внедрения, так и результатом. Сотрудники сектора реставрации художественных изделий из керамики и стекла предельно четко сформулировали технические требования, снабдив это значительным количеством фотографий экспонатов и их отдельных фрагментов. Мы выбрали несколько марок компаундов, после нескольких пробных заливок и отработки составов с учетом  рекомендаций реставраторов был получен желаемый результат. Очевидно, любое применение разработанных материалов в народном хозяйстве, будь то светодиоды и цифрознаковые индикаторы в оптоэлектронике, электрокардиостимуляторы и эндоскопические кабели в медицинской промышленности вызывает гордость у сотрудников лаборатории: наука должна работать на практику, а не на полку. А тут особый случай, ведь речь идет о сохранении культурного наследия, частички истории Российского государства.

Надежда Юрьевна, вы планируете информировать своих коллег-реставраторов из других музеев о новой разработке Технологического института?

Ваша разработка оптических эпоксидных смол для реставрации стекла поистине бесценна! Теперь, на экспонатах практически не заметны утраты, заполненные оптическим эпоксидным компаундом, после его отверждения, шлифовки, полировки и гравировки за счет хорошей иммерсии. Музейные предметы  приобретают экспозиционный вид. Реставраторы, работающие в художественных музеях - очень сплочённая (и, к сожалению, малочисленная) профессиональная группа. Практически мы все мы знакомы и в контакте, если, кто-либо из нас находит решение проблемы, об этом сразу же становится известно всем. В Русском музее несколько раз в году проводятся занятия с реставраторами из различных музеев России. В частности, у нас в музей ежегодно проходят научные семинары - "Нерадовские чтения", куда приглашаются специалисты и реставраторы из музеев Петербурга. В мастерской проходят обучение (стажировку) молодые реставраторы из Эрмитажа, Петергофа, Царского села. На этих занятиях мы рассказываем и показываем возможности появившихся новых материалов.

Сергей Алексеевич, какие планы у лаборатории на ближайшее будущее?

Разработанные оптические эпоксидные клеи и компаунды (бесцветные, цветные, люминесцентные, фосфоресцентные, с отбеливающим и светорассеивающим эффектами) применяются в различных отраслях: электронике, оптике, геммологии, судостроении и т.д. Мы работаем в тесном контакте со своими заказчиками, изготавливая для них опытные партии, модифицируя или создавая составы и технологии в соответствии с заводскими требованиями. Принятое в марте 2010 года  в г. Ханты-Мансийске решение Президентской комиссии по модернизации о замене ламп накаливания на светодиодные светильники, а не на люминесцентные энергосберегающие лампы, как предполагалось ранее, позволяет Лаборатории смотреть в будущее с оптимизмом. Надеюсь, наши разработки будут востребованы. Первые заказы по этой тематике уже появились. И здесь поддержка руководства института и, в частности, Управления научных исследований очень важна.

Источник: 
Газета "Технолог", No.1 (2663) от 15.02.2011 г.

Дополнительно по теме:

 

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

Фрагмент основания экспоната "Бокал" XVII в. (СТ-2614) до реставрации. Видны грубо сделанные склейки и утраты стекла, загрязнения. 2010

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

 Общий вид экспоната "Бокал" XVII в. (СТ-2614) после "расшивки" грубо склеенных фрагментов и удаления остатков клея.  2010

Художник-реставратор Надежда Касаткина. Реставрация фарфорой вазы XIX века из Русского музея

 Фрагмент основания экспоната "Бокал" XVII в. (СТ-2614) после переклейки фрагментов и воссоздания утраченных частей из оптической смолы.  2010

 Общий вид экспоната "Бокал" XVII в. (СТ-2614) после реставрации. Переклеены фрагменты. Утраченные фрагменты воссозданы из оптической смолы.  2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта