Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео

Завершена реставрация картины Вильгельма Голике "Портрет императора Николая I"

Реставрация картины Началась реставрация картины Василия Голике "Портрет императора Николая I" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Ведущий художник-реставратор Наталия Романова за работой по раскрытию авторской живописи от слоёв пожелтевшего лака и записей.

17 января 2019 года завершилась многомесячная работа по реставрации Портрета императора Николая I (инв. No. Ж-3490, размеры: 143 х 105 см), написанного художником  Вильгельмом Августом (Василием Александровичем) Голике в 1843 году. Поступила картина в Русский музей в 1931 году из Шереметьевского дворца-музея.

Лучшие работы отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 И.Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>
 

Реставрация картины Началась реставрация картины Василия Голике "Портрет императора Николая I" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид до начала реставрации. Сильно пожелтевший лак значительно искажает авторский калорит. 2018 

В феврале 2019 года в Государственном Русском музее открывается художественная выставка, посвященная императору Николаю I. На ней будут представлены различные художественные произведения. Планируется показать более 50 произведений живописи из собрания Русского музея. Из них более 30 экспонатов прошли реставрационную подготовку в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея.

Сегодня мы хотели бы рассказать Вам о реставрации только одной картины - портрета императора Николая I, написанного художником Вильгельмом Голике.

Вильгельм Август (Василий Александрович) Голике (1802 – 1848) – российский художник немецкого происхождения. С 1822 по 1828 годы обучался живописи в петербургской мастерской Джорджа Доу. В качестве ученика-исполнителя участвовал в написании портретов участников Отечественной войны 1812 года для верхних рядов Военной галереи Зимнего дворца. В 1829 году начал посещать Императорскую Академию Художеств в качестве «вольного приходящего» слушателя. В 1832 году за пять картин портретов участников Отечественной войны 1812 года получил звание свободного художника. Вильгельм Август Голике работал, в основном, как портретист, но также писал исторические и жанровые картины, пейзажи и натюрморты. Копировал портреты Николая I и Александры Федоровны кисти Ф. Крюгера и К. Робертсон.

«Портрет Николая I» был написан художником в 1843 году. Он является поколенным повторением портрета 1835 года в рост художника Ф. Крюгера. Был представлен на выставке 1836 года в Императорской академии художеств. Поступил в коллекцию Русского музея в 1931 году из Шереметьевского дворца-музея.

Реставрационная комиссия Русского музея приняла решение о полной реставрации этой картины в середине 2018 года. Работа была поручена ведущему художнику-реставратору высшей категории Наталии Романовой.

До начала реставрации картина имела не экспозиционный вид, так как красочная поверхность была скрыта под толстым слоем неравномерного сильно пожелтевшего лака. Слой лака был, вероятно, нанесен флейцем, полосы от которого были хорошо видны на светлых участках живописи. Большое количество сгустков лака находились в фактуре живописи на изображении неба, облаков. Желтый лак не только полностью изменял колорит картины, но и создавал грязную неравномерную поверхность, которая мешала восприятию подлинного авторского изображения. Кроме того, на изображении лица имелись поздние тонировки, отличавшиеся от авторской живописи по фактуре и цвету, сделанные «под желтый лак». Они значительно изменились в цвете. Аналогичные тонировки были расположены по всему периметру картины.

Для приведения картины в экспозиционный вид и возвращения ей авторского колорита, прежде всего были удалены желтые грязные полосы и сгустки лака. После этого, реставратор приступил к удалению поздних записей, отличавшихся по цвету от авторской живописи и выравниванию нижних слоев лака.

Для выбора методики утоньшения лака и подбора необходимых рабочих составов было сделано пробное раскрытие у левого края на изображении неба. Здесь наиболее явно была видна и толщина лака, и его неравномерность. Уже на участке пробного раскрытия стало понятно, что картина покрыта несколькими различными поздними слоями, отличающимися по своим свойствам. Верхний, самый поздний слой, представляет из себя спирторастворимый лак. По результатам химического исследования выяснилось, что это лак на основе канифоли. Он имеет незначительную желтизну, достаточно мягкий и удаляется по традиционной методике. Однако основное изменение авторского колорита вызвано другим, нижележащим слоем. Именно он имеет характерные полосы от нанесения флейцем. Обычная спиртосодержащая эмульсия на этот слой не действовала. Опытным путем было выяснено, что этот неравномерный желтый слой набухает во влажной среде и удаляется водой. Химический анализ подтвердил – этот слой имеет белковое связующее. Возможно, - это животный клей, который в определенный период бытования портрета использовали для укрепления красочного слоя. Со временем он сильно пожелтел и изменил колорит картины. Под ним также находился слой старого пожелтевшего неравномерного лака. Но и этот лак не являлся авторским, так как после его удаления на поверхности еще остался слой стойких поверхностных загрязнений серого цвета, которые удалялись по традиционной методике мыльным раствором.

Таким образом, работа на участке пробного раскрытия показала, что на картине находилось четыре поздних поверхностных слоя, которые необходимо было последовательно удалить: слой лака, слой животного клея, еще один слой лака и слой поверхностных загрязнений. Работа  велась послойно, так как рабочий состав каждого из слоев не действует на нижележащий. Это служило надежной защитой авторских слоев, так как самый нижний слой загрязнений не "размолаживался" рабочим составом, которым удаляется лак. А водный мыльный раствор, которым удаляется нижний слой загрязнений, не мог причинить вред ни живописи, ни тонкому слою авторского лака.

После отработки методики на пробном участке было продолжено послойное раскрытие картины. Работа велась участками. При удалении поздних лаков частично удалялись записи и поздние тонировки, сделанные под цвет лака. Однако, поскольку работа велась очень мягкими составами, часть записей оставалась на поверхности живописи. После удаления всех желтых слоев была проведена "довыборка" записей путем их "размолаживания" по "методу Петенкоффера".

Места утрат красочного слоя и грунта были восполнены реставрационным грунтом и тонированы.

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея картина была принята. Комиссия отметила высокое качество проведенной реставрации и ее сложность.

 

17 января 2019 года

  Смотреть фильм...

 

Реставрация картины Началась реставрация картины Василия Голике "Портрет императора Николая I" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент с изображением неба до реставрации. Сильно пожелтевший лак искажает авторский калорит. 2018 

Реставрация картины Началась реставрация картины Василия Голике "Портрет императора Николая I" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент с изображением неба в процессе реставрации. 2018

Реставрация картины Началась реставрация картины Василия Голике "Портрет императора Николая I" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид в процессе реставрации в свете ультрафиолетового излучения. 2018 

Реставрация картины Началась реставрация картины Василия Голике "Портрет императора Николая I" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид в процессе раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака и записей. 2018 

Реставрация картины Началась реставрация картины Василия Голике "Портрет императора Николая I" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака и записей. 2018   

Реставрация картины Началась реставрация картины Василия Голике "Портрет императора Николая I" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент свете ультрафиолетового излучения в процессе раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака и записей. 2018 

Реставрация картины Началась реставрация картины Василия Голике "Портрет императора Николая I" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака и записей. 2018 

Реставрация картины Началась реставрация картины Василия Голике "Портрет императора Николая I" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент после реставрации. 2019 

Реставрация картины Началась реставрация картины Василия Голике "Портрет императора Николая I" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид после реставрации. 2019   

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта