Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация картины Георга Гроота "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны..."

Реставрация картины Георга Гроота "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны  | Реставратор - Ольга Клёнова

Ведущий реставратор Ольга Клёнова
за работой над портретом Г.К. Гроота.

Картина Георга Кристофа Гроота (1716-1749) "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевна с веером в руке, будущей императрицы Екатерины Великой (1762-1796)" (инв. No. Ж-5346) поступила в мастерскую реставрации масляной живописи Русского музея из фонда живописи XVIII—первой половины XIX вв. в начале 2016 года в рамках подготовки художественной выставки «Г.Х. Гроот и елизаветинское время» (Михайловский замок Русского музея).

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>
2011...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Реставратор Ольга Клёнова рассказывает о ходе реставрационных работ на Реставрационном совете Русского музея. 2017

Ведущий реставратор Ольга Клёнова рассказывает членам  Реставрационной комиссии Русского музея о ходе реставрационных работ. 2016

Портрет поступил в Русский музей в 1930 году из Государственного Эрмитажа.

При визуальном осмотре были хорошо заметны следы изменения авторского формата произведения. Центральная часть изображения была надставлена полями различной ширины со всех сторон. Кракелюр и изломы на основном изображении и на надставках имеют различный характер происхождения. Грунты отличаются  по  составу  и цвету,  а следы естественного старения настолько различны,  что не остаётся сомнений в позднем происхождении надставок.

Возможным объяснением причины изменения формата может послужить тот факт, что картина какое-то время существовала,  как парная к портрету Великого князя Петра Федоровича и экспонировалась с ним в единой раме. Сохранилась фотография 1905 года, сделанная на знаменитой Таврической выставке ("Историко-художественная выставка русских портретов"), где изображены в единой раме оба портрета. На правом портрете хорошо просматриваются вышеописанные надставки, которые уже сильно выделяются по периметру авторского части полотна.

Одна из основных причин поступления картины в реставрационную мастерскую в 2016 году - развитый жесткий кракелюр красочного слоя и грунта по всей поверхности с приподнятыми краями. При технологическом исследовании портрета в свете ультрафиолетового излучения были выявлены многочисленные поздние записи.  Они, как и живопись по поздним надставкам по периметру, были выполнены к уже потемневшему и сильно пожелтевшему лаку. Красочный слой на боковых полях - плотный. Был выполнен на лаке, из-за чего имел более темный тон и  сильный блеск, диссонирующий с характером поверхности авторской живописи. По периметру авторской части, пролегал жесткий излом красочного слоя вдоль стыка с поздними надставками. Холст имел сильное провисание и деформации.

Реставрационная комиссии Русского музея приняла решение передать портрет на полную реставрацию. Эта работа была поручена ведущему художнику-реставратору мастерской реставрации масляной живописи Русского музея Ольге Клёновой.

В процессе сложной реставрации была произведена расчистка поверхности от темного желтого лака и раскрытие авторской живописи от слоев поздних записей. Выполнено утоньшение лакового красочного слоя по надставкам с целью выравнивания оптического восприятия живописи по всей поверхности.

В процессе раскрытия, красочный слой и грунт многократно укреплялся клеевым раствором осетрового клея. Были проведены также дополнительные консервационные операции, направленные на укладку приподнятостей кракелюра, устранение изломов и деформаций холста.  По периметру были дублированы новые кромки из льняного холста, аналогичного авторскому.  Многочисленные утраты красочного слоя и грунта были тонированы.

29 ноября 2016 года

 

 

Реставрация картины Г. Гроота в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ. Сильное поверхностное загрязнение и потемневший лак. 2016

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

Фотография, сделанная на знаменитой Таврической выставке 1905 года, где экспонировались две картины в одной раме. Вероятно, авторский размер холста Портрета Екатерины Алексеевны был надставлен по периметру новыми вставками для возможности экспонировать обе картины вместе.

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

 Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ в свете УФ-лучей. Хорошо виден необычайно толстый лаковый слой и многочисленные старые реставрационные тонировки. 2016  

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

 Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от потемневшего лака и старых записей. 2016

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

В процессе постепенного раскрытия авторской живописи от поздних записей и пожелтевшего лака. 2016

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

Фрагмент в процессе "довыборки" старого пожелтевшего лака и записей. 2016

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

Общий вид после реставрации. 2016

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта