Портрет поступил в Русский музей в 1930 году из
Государственного Эрмитажа.
При визуальном осмотре были хорошо заметны следы
изменения авторского формата произведения. Центральная часть изображения
была надставлена полями различной ширины со всех сторон. Кракелюр и изломы
на основном изображении и на надставках имеют различный характер
происхождения. Грунты отличаются по составу и цвету, а следы
естественного старения настолько различны, что не остаётся сомнений в
позднем происхождении надставок.
Возможным объяснением причины изменения формата может
послужить тот факт, что картина какое-то время существовала, как парная к
портрету Великого князя Петра Федоровича и экспонировалась с ним в единой
раме. Сохранилась
фотография 1905 года,
сделанная
на знаменитой
Таврической выставке
("Историко-художественная выставка русских портретов"), где
изображены в единой раме оба портрета. На
правом портрете хорошо просматриваются вышеописанные
надставки, которые уже сильно выделяются по периметру авторского части
полотна.
Одна из основных причин поступления картины в
реставрационную мастерскую в 2016 году - развитый жесткий кракелюр красочного слоя и
грунта по всей поверхности с приподнятыми краями. При
технологическом исследовании портрета
в свете ультрафиолетового излучения
были выявлены многочисленные поздние записи. Они, как и живопись по
поздним надставкам по периметру, были выполнены к
уже потемневшему и сильно пожелтевшему лаку.
Красочный слой на боковых полях - плотный. Был
выполнен на лаке, из-за чего имел более темный тон и сильный блеск,
диссонирующий с характером поверхности авторской живописи. По периметру
авторской части, пролегал жесткий излом красочного слоя вдоль стыка с
поздними надставками. Холст имел сильное провисание и деформации.
Реставрационная комиссии Русского музея приняла решение
передать портрет на полную реставрацию. Эта работа была поручена ведущему
художнику-реставратору мастерской реставрации масляной живописи Русского
музея Ольге
Клёновой.
В процессе сложной реставрации была произведена
расчистка поверхности от темного желтого лака и раскрытие авторской живописи
от слоев поздних записей. Выполнено утоньшение лакового красочного слоя по
надставкам с целью выравнивания оптического восприятия живописи по всей
поверхности.
В процессе раскрытия, красочный слой и грунт
многократно укреплялся клеевым раствором осетрового клея. Были проведены
также дополнительные консервационные операции, направленные на укладку приподнятостей кракелюра, устранение изломов и
деформаций холста. По периметру были дублированы новые кромки из льняного
холста, аналогичного авторскому. Многочисленные утраты красочного слоя
и грунта были тонированы.