Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация картины Георга Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича"

Реставрация картины Гроота в Отделе реставрации Русского музея | Художник-реставратор Ирина Корнякова

Реставратор высшей категории Ирина Корнякова
за работой над портретом Г.К. Гроота.

Картина Георга Кристофа Гроота (?) (1716-1749) "Портрет великого князя Петра Фёдоровича, будущего императора Петра III (1728-1762)" (инв. No. Ж-5336) поступила в мастерскую реставрации масляной живописи Русского музея из фонда живописи XVIII—первой половины XIX вв. в начале 2016 года в рамках подготовки художественной выставки «Г.Х. Гроот и елизаветинское время».

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>
2011...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Реставрация картины Г. Гроота в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ. Сильное поверхностное загрязнение и потемневший лак. 2016

Эта работа является повторением портрета, хранящегося в Третьяковской галерее. Он был создан художником в 1743 году.

В Русский музей портрет поступил в 1910 году от С.П.Дягилева (1872-1929). Великий князь изображен в мундире офицера Кирасирских полков с орденами св. Андрея Первозванного (лента и звезда) и св. Анны (крест).

В 1980х годах, во время проведения в Русском музее технологических исследований и анализа стилистических особенностей этого произведения, специалисты поставили под сомнение авторство художника. Возможно, портрет был написан другим художником, а закончен или был «отделан» самим Г.Х. Гроотом. Работа по атрибуции продолжается.

С момента поступления в музей портрет никогда не реставрировался, и мы, к сожалению, не располагаем какими-либо архивными материалами на этот счёт, хотя на лицевой поверхности были хорошо видны многочисленные тонировки, изменившиеся в цвете и заходящие на авторскую живопись.

Кроме этого, обращал на себя внимание необычайно толстый слой сильно потемневшего лака и стойкие поверхностные и подлаковые загрязнения.

При поступлении работы в реставрационную мастерскую, прежде всего, было проведено всестороннее технологическое и химико-биологическое исследование. Была проведена съемка в инфракрасной и в ультрафиолетовой областях спектра. Сделано  рентгенографирование поверхности и проведен химический анализ проб лакового слоя и грунта. На реставрационном совете Русского музея, состоявшемся в начале 2016 года, было принято решение о полном раскрытии авторской живописи от поздних наслоений.

Пожелтевшая лаковая пленка и загрязнения значительно искажали авторский колорит. Также поверхность была покрыта сеткой разнохарактерного кракелюра красочного слоя и грунта. По всему периметру вдоль краев имелись следы изломов, по которым образовались точечные выкрошки красочного слоя до грунта; крупные утраты возникли вдоль нижнего края (до холста) и по углам; по всей поверхности картины - участки точечных выпадов по кракелюру.

Эта работа была поручена заведующей сектором реставрации масляной живописи Русского музея, художнику-реставратору высшей категории Ирине Николаевне Корняковой.

После проведения подробной фотофиксации лицевой и тыльной стороны, красочный слой был дважды укреплен раствором осетрового клея и, затем, промыт 2% водным раствором нейтрального мыла от стойких поверхностных загрязнений.

Затем, реставратор приступил к живописной реставрации.  Старая лаковая пленка утоньшалась послойно, под постоянным контролем в свете УФ-излучения, с промежуточной промывкой 2% водным раствором нейтрального мыла. Старые реставрационные тонировки, повсеместно заходившие на авторскую живопись, размягчались "петенкофированием" и, затем, удалялись при помощи глазного скальпеля

После удаления основных записей и старого лака, была проведена тонкая "довыборка" микроскопических фрагментов лака из фактурных участков красочного слоя.

Участки многочисленных утрат красочного слоя и грунта были заполнены реставрационным грунтом и тонированы.

В завершении, лицевая поверхность была покрыта слоем даммарного лака.

 

26 октября 2016 года

 

 

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ в свете УФ-лучей. Хорошо виден необычайно толстый лаковый слой и многочисленные старые реставрационные тонировки. 2016

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

В процессе раскрытия авторской живописи от потемневшего лака и старых записей. 2016

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

 В процессе раскрытия авторской живописи от потемневшего лака и старых записей. 2016

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

 Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от потемневшего лака и старых записей. 2016

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от потемневшего лака и старых записей. 2016

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

Общий вид лицевой стороны в процессе удаления старых записей и утоньшения пожелтевшего лака. 2016

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

В процессе тонирования утрат красочного слоя и грунта. 2016

Реставрация картины Г. Гроота "Портрет великого князя Петра Фёдоровича" в Отделе реставрации Русского музея. Реставратор - И.Н. Корнякова

После реставрации. 2016

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта