Вера Хлебникова получила среднее
образование в
Мариинской женской гимназии в Казани. Затем училась художественному
мастерству в Казанской художественной школе и в Киевском художественном
училище.
После этого занималась в
Рисовальной школе при «Обществе поощрения художников» в Санкт-Петербурге. Жила и работала во
Франции, Италии, Англии. С 1916 года жила в России. В 1924 году вышла замуж
за
Петра Васильевича Митурича (1887-1956),
русского художника, теоретика искусств, изобретателя.
Произведение Веры Хлебниковой посвящено ее брату, Велемиру Хлебникову
(1885 -
1922)
(настоящее имя - Виктор Владимирович Хлебников) —
русскому
поэту и
прозаику,
одному из крупнейших деятелей
русского авангарда.
Он входил в число основоположников
русского футуризма,
был реформатором поэтического языка, экспериментировал в области словотворчества.
В конце 2016 года на очередном заседании Реставрационной комиссии Русского
музея было
принято решение передать рисунок, состоящий из двух листов, в мастерскую реставрации графики для
проведения полного комплекса реставрации. Работа была поручена ведущему
художнику-реставратору
Елене Иовлевой.
Рисунок выполнен
на плотной бумаге низкого качества. Бумага «перегорела», стала очень
хрупкая, ломкая, по краям листа при неосторожном обращении легко могут
отколоться фрагменты. Авторские листы неравномерно пожелтели, сильно
загрязнены, затерты, деформированы. На их поверхности - многочисленные пятна загрязнений
(следы от захватов пальцами, пятна затертой пыли, брызги краски, по краям
- многочисленные бурые пятна - следы от клейкой бумаги).
По краям авторских листов имелись многочисленные разрывы размерами от 0,1 до 15
см. и утраты бумаги. Имелось также большое количество различных фрагментов,
отделившихся от листов, разного размера и формы, а также многочисленные изломы по
всей поверхности, частично с потертостями красочного слоя, проколы бумаги,
особенно значительные, в углах листа и центрах краев.
Оборот: имелось неравномерное пожелтение, сильное загрязнение, "затертость" бумаги. По
всей поверхности - пятна разнохарактерных загрязнений. По краям листов -
разрывы (частично укреплены полосами плотной бумаги) и "содранности" верхнего
слоя бумаги.
После проведения технологических исследований и составления подробного описания состояния
сохранности, была утверждена следующая программа необходимых
реставрационных мероприятий:
1. Обеспыливание при помощи мягкой кисти;
2. Механическая очистка с лицевой и оборотной стороны при помощи глазного
скальпеля и резиновой крошки;
3. Промывка на листах фильтровальной бумаги, смоченной дистиллированной
водой до полного вымывания желтизны;
4. Химическая обработка пятен с последующей окончательной промывкой;
5. После обработки и промывки отделенные фрагменты необходимо укрепить на
своих местах на авторских листах, утраты листов восполнить, изломы укрепить,
разрывы подклеить;
6. Листы необходимо сдублировать на плотную реставрационную бумагу, провести
прессование;
7. Тонировать места потертостей красочного слоя и восполнения утрат
акварельными красками и акварельными карандашами.
На заседании Реставрационной Комиссии было также принято принципиальное
решение не соединять в единый лист две части произведения, поскольку это
затруднит его дальнейшее хранение и может послужить причиной появления новых
разрушений листа.
Прежде всего, обе части предмета и многочисленные фрагменты
были обеспылены,
механически очищены резиновой крошкой и глазным скальпелем от поверхностных
загрязнений. С них удалены остатки прежних монтировок.
Затем, фрагменты были
многократно промыты "без
погружения" методом «оттяжки» на листах
фильтровальной бумаги, смоченных дистиллированной водой. Промывка
продолжалась до полного вымывания желтизны. Работа проводилась с постоянным
контролем за состоянием красочного слоя.
После этого проведена
локальная химическая обработка пятен загрязнений с последующей окончательной
промывкой на листах фильтровальной бумаги, смоченных дистиллированной водой,
укрепление изломов и подклейка разрывов тонкой реставрационной
бумагой.
Затем, многочисленные фрагменты,
отделенные от листов произведения, были аккуратно
возвращены на свои места и укреплены японской бумагой. Утраты
были восполнены бумагой, близкой по типу к авторской.
Фрагменты сдублированы на
ватманскую бумагу и отпрессованы.
В местах потертостей красочного слоя и верхнего слоя
бумаги, в местах утрат основы и подклеенных разрывов были проведены
тонировки акварельными красками, пастельными и акварельными
карандашами.
В результате проведенных реставрационных мероприятий
пожелтение и загрязнение значительно ослаблены, пятна загрязнений
максимально удалены, бумажная основа произведения стабилизирована. Рисунок
приобрел экспозиционный вид.
Реставрационная комиссия Русского
музея, которая принимала экспонат после реставрации, отметила высокое
качество проведенной работы.
15 ноября 2018 года
Дополнительно по теме:
О реставрации эскиза плаката В.В.
Лебедева (1891-1967) окна РОСТа художником-реставратором Русского музея
Еленой Иовлевой...>>>
О мастерской реставрации графических произведений
в Русском музее...>>>